Конспект занятия по ОБЖЗД: Один дома

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ДЖАНКОЙСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА

ДОШКОЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ № 9









ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТЕМА: «ОДИН ДОМА»




Воспитатель высшей категории:

Прилипко С.В.



г. Джанкой, 2015 г.

Что для нас взрослых может быть дороже наших любимых малышей? Вопрос банальный и ответ на него всего один-единственный, но для того, чтобы понять, о какой важной теме пойдет речь, задайте его себе. Возможно, все эти правила и советы, изложенные здесь, покажутся вам простыми и понятными, но именно они "писаны кровью".

У каждого из родителей свои взгляды на то, до какой степени следует обеспечивать детскую безопасность. Кто-то считает, что малышу изучать азы охраны безопасности жизнедеятельности лучше на собственном опыте, - падая и обжигаясь, но запоминая эти уроки на всю жизнь. А кто-то впадает в другую крайность, чрезмерно опекая ребенка едва ли не до совершеннолетия. Обе крайности одинаково опасны. Первая может привести к серьезным травмам, которых вполне можно было бы избежать, а вторая делает малыша совершенно беспомощным перед лицом возможной опасности, не способным должным образом среагировать и защититься. Возьмем положительные моменты этих полярных методов воспитания и создадим некую "золотую середину".

Жизнь по правилам. Нельзя сказать однозначно, с какого возраста можно оставлять малыша дома одного. Это зависит от многих обстоятельств и, в первую очередь, от самого ребенка. Верно лишь одно: дошкольник может находиться без присмотра непродолжительное время и то при условии, что он твердо знает, что можно делать, а что нет. Практически все дети любят различные ритуалы и следят за неукоснительным их выполнением. Попробуйте-ка не помыть крохе руки после прогулки, не прочитать сказку перед сном или не напоить вечерним молоком с медом, если все это повторялось изо дня в день. Он непременно возмутится и напомнит вам о том, что вы забыли сделать. Поэтому ознакамливайте ребенка с правила безопасности, как с ритуалом, который обязательно должен соблюдаться. Тогда ваше чадо охотнее будет соглашаться с некоторыми требованиями и ограничениями. Разговаривать на темы безопасности нужно регулярно - дома, на улице, в транспорте, используя подходящие ситуации и истории из жизни. И не просто рассказывать, а обязательно задавать малышу вопросы, чтобы убедиться, что он все правильно понял и запомнил. Очень важно не запугивать ребенка различными "страшилками", вроде стишков о "маленьком мальчике", а давать четкую, правдивую информацию. Малыш должен знать, как вести себя в экстремальных ситуациях, которые могут произойти дома: пожар, короткое замыкание, утечка газа, авария водопровода. И еще. Периодически возвращайтесь к уже "пройденным" темам, не бойтесь говорить об одном и том же снова, снова и снова. Ведь дети имеют обыкновение многое забывать и порой делают всякие глупости просто по незнанию…

Кто стучится в дверь ко мне? Какое правило для малыша, остающегося дома в гордом одиночестве, стоит под № 1? Правильно, "никому не открывай дверь". Но подобные слова для ребенка - пустые слова, он все равно поймет их по-своему. Например, так: "Нельзя открывать дверь бандитам, а соседу дяде Коле можно и этой симпатичной тетеньке тоже можно, ведь она назвалась почтальоном…" Довольно часто дети представляют себе преступников злобными, страшными, с ножами и пистолетами. Ребенок даже не предполагает, что милый, симпатичный, а тем более знакомый человек может быть самым настоящим бандитом. Решите для себя, как в подобной ситуации следует действовать вашему ребенку.

Вариант первый. В ответ на звонок малыш должен посмотреть в глазок и спросить: "Кто?". Если за дверью кто-то хорошо знакомый (бабушка или дедушка), он может открыть дверь. Если знакомый, но не близкий (например, соседка), нужно попросить его прийти позже, когда вернется мама или папа. Если же посетитель ребенку незнаком вообще, то лучше сказать что-нибудь вроде: "Папа сейчас в ванной, а когда выйдет - он вам откроет".

Второй вариант - не подходить к двери вообще, кто бы ни звонил. При этом ребенок должен четко знать: у вас и ваших близких родственников есть ключ. Четко объясните малышу, что "никому не открывать дверь" - это значит НИКОМУ, кем бы человек ни представлялся и что бы он ни говорил.

Ребенок, остающийся дома один, должен уметь пользоваться телефоном. Напишите крупно на листе бумаги и повесьте на видном месте номера скорой помощи, пожарной охраны, милиции, мобильные родителей, а также телефонный номер кого-нибудь из родственников, друзей или надежных соседей, живущих поблизости и готовых в случае необходимости прийти на помощь. Ребенок должен четко знать, в каком случае и по какому телефону он должен позвонить, а также уметь правильно назвать свою фамилию и адрес. Кстати, о телефонах. Объясните малышу, что, отвечая на телефонные звонки, он ни при каких обстоятельствах не должен сообщать звонящему свое имя, адрес и то, что он дома один. Самым лучшим ответом будет: "Мама сейчас занята. Перезвоните позже".

Бусинки и К°. Конечно, все слышали о пуговицах, фасолинах и других мелких предметах, которые ЛОР-врач достает из ушей, носа или дыхательных путей малышей. Наверное, вы думаете, что это удел крошечных несмышленышей, которые еще не понимают, что так делать "ай-ай-ай"? Но так далеко не всегда. Крошки могут засунуть себе что-нибудь в нос или ухо, скорее всего, случайно, неосознанно, а вот 3-6 летний ребенок сделает это совершенно сознательно, и причины будут очень разные. Малыш растет, становится более умным и изобретательным, расширяются сценарии его ролевых игр, усиливается познавательный интерес к окружающему миру и себе самому. Способ борьбы с такими горе-экспериментаторами один. Необходимо четко и понятно объяснить ребенку возможные последствия таких экспериментов, но не путем запугивания, а основываясь на знаниях о своем теле и его функциях. И чем раньше вы начнете такие беседы, тем лучше. Ведь даже трехлетний малыш способен понять элементарные основы физиологии. Но объясняйте все это не тогда, когда "гром уже грянул", а в качестве профилактики. И касается это не только инородных тел, но и абсолютно всех остальных правил безопасности.

Есть одна у летчика мечта… Следующее о чем стоило бы рассказать - это окна, балконы, шкафы и прочие зоны повышенной опасности. Актуальность этой темы обратно пропорциональна возрасту ребенка: ребенок взрослеет - риск снижается, но до определенного предела. Для обеспечения безопасности крохи достаточно поставить специальные ограничители на окна и двери, для проветривания открывать только форточки и не оставлять малыша без присмотра на балконе. Ребенок постарше уже понимает, что высота - это опасно, но вместе с тем она притягивает его, будто магнит.

Загадочный ток. Нельзя сбрасывать со счетов и электричество. Обязательно расскажите своему ребенку назначение и устройство розеток, а еще лучше, чтобы папа вместе с малышом разобрал одну из них. Однажды увидев устройство розетки, ребенок, скорее всего, не захочет разбирать ее самостоятельно. Поэтому объясняйте и постоянно напоминайте малышу, как опасно засовывать в розетку разные предметы, особенно металлические. Покажите ребенку, как правильно вставлять вилки электроприборов в розетку и вытаскивать их. Подчеркните, что делать это можно только в присутствии родителей и обратите внимание на то, что нельзя дотрагиваться руками до металлических контактов, особенно не нужно этого делать мокрыми руками. Важно, чтобы ребенок из страха быть наказанным не скрыл от вас возможный неприятный инцидент. Поскольку иногда электротравмы имеют отдаленные негативные последствия.

Это же в полной мере относится и к бытовым отравлениям.

Притягательные баночки и бутылочки. Мы все много раз слышали и отлично знаем правило: лекарства, моющие средства, бытовая химия и прочие ядовитые вещества должны храниться в закрывающихся ящиках или шкафах.

По статистике, именно отравления бытовыми ядами стоят на первом месте среди всех несчастных случаев, происходящих с детьми. И случается это из-за нашей халатности. Пока малыш находится под нашим неусыпным наблюдением, мы расслабляемся, наивно полагая, что он уже достаточно сознательный. Но, оставаясь дома в одиночестве, ребенок может из интереса или от скуки начать обследовать содержимое банок и флаконов, тем более что все они такие яркие и красивые. Чаще всего дети пробуют содержимое флаконов по ошибке, спутав их со знакомыми продуктами питания (сок, мед, варенье) или польстившись на красивый цвет и приятный запах. Поэтому очень важно показывать ребенку имеющуюся в доме бытовую химию и объяснять ее назначение. Обратите внимание малыша на то, что многие средства настолько ядовиты, что работать с ними лучше в перчатках. Ребенок должен абсолютно четко знать, что никакие из этих средств нельзя пить и есть, даже если они "съедобно" пахнут. Напоминайте об этом почаще и обязательно рассказывайте о возможных последствиях подобных "дегустаций".

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

НА ТЕМУ: «ОДИН ДОМА»


Учить детей ответственно и осознанно относиться к сохранению своей жизни и здоровья;

Закрепить правила проведения дома, в быту;

Расширять знания детей о предметах и ситуациях, которые могут быть опасными для человека;

Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность.

Предварительная работа:

•экскурсия в кабинет швеи-кастелянши: знакомство с правилами хранения иголок, шильев, ножниц;

•экскурсия в кабинет медсестры: знакомство с правилами хранения медикаментов;

•экскурсия на кухню, и прачечную: знакомство с правилами работы электроприборов;

•беседа с плотником о хранении рабочих инструментов;

•беседы о людях профессий, которые нас защищают (милиционеры, пожарные, врачи).

Оборудование: иллюстрации по теме (градусник, нож); электрические приборы: чайник, кипятильник, кофеварка, кофемолка, магнитофон, муляж розетки, провода с вилкой.

Действующие лица: Воспитатель. Незнайка. Доктор Айболит.

Ход занятия

В гости к детям приходит Незнайка. Он растерян, плачет. Просит ребят о помощи. Незнайка: Почему так происходит, взрослым можно все. У них ничего неприятного не случается. Я так люблю шалить, я так люблю играть, когда остаюсь один дома. А у меня всегда происходят неприятности. Помогите мне, пожалуйста, разобраться, что я делаю не так.

Воспитатель: Незнайка, скажи, пожалуйста, а как ты играешь, что делаешь, когда остаешься один дома? В какие игры и чем играешь?

Незнайка: Когда я остаюсь один дома, я очень хочу сделать маме сюрприз: приготовить её любимые бутерброды и пришить себе пуговицу.

Игра «Когда игра не доводит до добра»

Цель: закреплять знания детей учить избегать травм во время игры. Формировать понимание последствий неосторожного поведения. Развивать внимательность, осторожность. Воспитывать заботливое отношение к своей жизни и здоровью.

Задание: задай вопрос от имени игрушки и ответь от имени игрушки.

Ребенок:

Все предметы те, что режут,

все, что остро или колко -

Ножницы, ножи, иголки

где попало не бросай.

Ты не трогай острых лезвий,

чтобы не было порезов,

Инструменты после дела

все на место убирай.

Незнайка: А почему взрослым можно все брать в руки?

Воспитатель: Ваши маленькие ручки еще не умеют шить, резать или мастерить. Поэтому вы можете уколоть себя иголкой, порезаться ножом.

Дети, а вы знаете как надо пользоваться ножом?

Ответы детей: Нельзя брать нож за лезвие. Нельзя отрезать кусок хлеба или что-то другое, прижав булку «к себе». Нельзя передавать нож, ножницы, шыло острым концом.

Незнайка: А как же тогда передавать предмет? Научите меня!

Воспитатель: Вот так!

(Показывает и предлагает Незнайке передать ей нож.)

Дети, и ты, Незнайка, запомните: пользуясь разными инструментами, необходимо придерживаться порядка на столе, не разбрасывать гвозди или другие острые предметы, чтобы не пораниться. Острые хозяйственные предметы не игрушка. Поэтому не играйте с ними, а используйте их только по назначению, с разрешения взрослых и под их присмотром.

И запомните: порядок в квартире нужен не только для красоты, но и для безопасности. Если у вас всё будет лежать на своих местах, то вы будете защищены от опасностей.

Незнайка: Как много нового я узнал! Узнал, какие предметы являются опасными. Я не буду пользоваться этими предметами без мамы. Я лучше приготовлю чай или посмотрю телевизор, послушаю музыку, буду играть в компьютерные игры, пока не вернется мама.

Воспитатель (предлагает детям подойти к столу, накрытому скатертью): Ребята, как вы думаете, можно ли детям пользоваться электрическими приборами.

Ответы детей: Нет!

Воспитатель: А почему нельзя пользоваться детям такими приборами?

(Снимает скатерть. На столе дети видят электрические приборы. Задает детям вопросы.)

Воспитатель: Какие электрические приборы вы знаете? Какие электрические приборы есть у вас дома? Что такое розетка, вилка, электрический провод? (Показ.) Какие правила пользования электрическими приборами вы знаете?

Ответы детей: Электрическими приборами необходимо уметь пользоваться; делать это с разрешения родителей или других взрослых членов семьи.

Ребенок:

Ничего не суй в розетки.

Дорогие мои детки!

Знать и помнить очень важно -

может ток ударить вдруг.

Воспитатель: Запомните, дети, и ты, Незнайка, следующие правила пользования электрическими приборами (используются иллюстрации). Никогда не включать, не выключать и не прикасаться к электрическим приборам мокрыми руками: вас может ударить током. Не забывайте выключать электрические приборы из розетки. При этом нельзя тянуть за электропровод это опасно (показ на муляже, дети показывают тоже). Чтобы выключить электрический прибор, его необходимо аккуратно держать. Надо помнить, что от не выключенных электрических приборов может возникнуть пожар. Не пытайтесь засунуть в розетку посторонние предметы. Необходимо следить, чтобы электрические приборы всегда были отремонтированы, чтобы в них не попадала вода - от этого бывает короткое замыкание и пожар.

Никогда не подходите к работающей стиральной машине, не засовывайте руки в машину во время ее работы. Руку может затянуть внутрь и поранить.

Не притрагивайтесь к оборванным проводам и неисправным розеткам. Оборванные провода обходите стороной. Необходимо помнить, что в них может оставаться очень высокое напряжение, которое для человека является смертельным.

Если у вас дома есть компьютер, помните, что играть в компьютерные игры и

смотреть телевизор больше 30 минут в день очень вредно для глаз и для здоровья.

Игра «Да или нет»

Слушайте внимательно. Когда я скажу вам «Детям можно...», вы должны подумать и ответить: если это вам можно и разрешается делать самим в отсутствии родителей, произносите «да» вместе с хлопками в ладоши. Если это не разрешается вам делать в отсутствии родителей, отвечаете «нет» и топаете ногами.

Ведущий: Раз, два, три! Начали! Детям можно...

  • играть со спичками; рисовать;

  • включить телевизор и отправиться на прогулку;

  • играть в куклы;

  • включать газовую плиту;

  • поставить разогревать завтрак и уйти гулять;

  • ремонтировать испорченный электрочайник;

  • вместе с мамой утюжить белье;

  • пользоваться ножом;

  • играть с легковоспламеняющимися предметами;

  • включать и пользоваться утюгом.

Ребенок:

Никогда не трогай спички,

зажигалки или свечки.

Будь поосторожней с печкой,

знай: шутить нельзя с огнем.

Помнить надо шалунишкам,

и девчонкам, и мальчишкам:

От одной небрежной спички

загореться может дом.

Незнайка: Я все понял и хорошо запомню, как надо пользоваться электрическими приборами. В компьютерные игры я тоже не буду играть. А что же делать? Ведь сидеть дома скучно-о-о.

Придумал! Я помогу маме! Постираю свои носки! Сделаю уборку в квартире! Я умею это делать. Мы с мамой всегда делали это вместе. Особенно я люблю чистящими средствами мыть мебель и хрусталь, после этого все так красиво блестит и пахнет.

Воспитатель:

Очень хорошо, Незнайка, что ты помогаешь маме!

Ребята, какое главное правило забыл Незнайка?

Ответы детей: Без взрослых ничего нельзя трогать. Пользоваться детям моющими средствами и лекарствами тоже опасно.

Воспитатель: Дети, стиральный порошок, шампунь, клей, лак (для волос и для пола), краски, бензин, растворители, удобрения, средства для мытья, отбеливания, дезинфекции и многое другое называют бытовой химией. Все химикаты - незаменимые помощники человека в быту. Несмотря на их пользу, ими тоже необходимо уметь пользоваться, чтобы не причинить вреда своему здоровью. Необходимо помнить, что все химические средства при неправильном, небрежном использовании очень опасны. Если вы не знаете, как ими пользоваться, то лучше их не трогать. Что вы знаете об этих веществах, что вам рассказывали родители?

Ответы детей:

•Некоторыми средствами для отбеливания можно обжечь кожу или глаза.

•Если долго дышать запахом краски, лака, клея, то можно отравиться.

•Баллончики с аэрозолями от удара, большой температуры или огня могут взорваться и загореться.

•Бензин, газ, растворители, лаки, краски от самой маленькой искринки очень быстро вспыхивают.

Воспитатель: Правильно, дети, а что вы еще знаете об этих веществах? Где они должны храниться? Как? Ответы детей:

•Предмета бытовой химии должны находиться в специально отведенном для них месте.

•Нельзя детям самостоятельно открывать разные баллончики, упаковки.

•Нельзя бросать в огонь химические средства, они могут взорваться, вспыхнуть, и вы получите ожоги.

•Нельзя без разрешения родителей пользоваться химикатами.

(Стук в дверь, входит доктор Айболит Дети приветствуют его.)

Доктор Айболит: Дети, скажите, а что вы знаете про лекарства: они полезные или опасные? Ответы детей...

Воспитатель: Лекарства есть в каждой квартире. Они помогают больным быстрее выздоравливать. Разные болезни лечат разными лекарствами. Если вместо одного лекарства принять другое, это может нанести вред здоровью. Детям не надо пробовать лекарства.

Даже если у тебя что-то заболело, даже если ты знаешь, какое лекарство тебе давали взрослые, без разрешения взрослых его нельзя употреблять.

Ребенок:

Если будешь есть таблетки

просто так, без назначенья,

То получишь отравленье -

это страшная беда.

Разноцветные таблетки

так похожи на конфетки,

Но без доктора и мамы

не бери их никогда!

Доктор Айболит: Правильно, дети. Я хочу вам еще рассказать об очень опасной вещи. Скажите, а чем вам измеряют температуру, когда вы заболели?

Ответы детей...

Доктор Айболит: Правильно, это термометр. Он очень опасный! (Показать термометр.) В каждой квартире есть медицинский термометр для измерения температуры. Внутри у него находится очень опасная жидкость - ртуть. Даже совсем маленькая ее частичка является очень серьезной опасностью для жизни человека. Детям брать термометр не разрешается.

Ребята, вы запомнили, почему термометр является очень опасным предметом? Как называется жидкость, которая находится внутри термометра?

Ответы детей...

Доктор Айболит: А сейчас вспомните, какие правила вы должны запомнить о лекарствах? Ты, Незнайка, тоже вспоминай.

Ответы детей:

•Все лекарства должны находиться в аптечке.

•Никогда не употреблять лекарства без разрешения взрослых.

•Термометром можно пользоваться только с разрешения взрослых и только в их присутствии.

Воспитатель: Дети, мы с вами познакомились с тем, какие предметы в квартире могут быть опасными и почему их называют опасными. Во время отсутствия взрослых детям, оставшимся одним дома, необходимо вести себя с этими предметами очень осторожно.

Что вам надо запомнить, чтобы избежать неприятных ситуаций?

Ответы детей: Надо звонить в пожарную часть, позвонить и вызвать скорую помощь, милицию, газовую службу.

Словесная игра: «Вызов службы спасения»

Цель: стимулировать развитие связной речи.

Игровые правила: составлять короткий рассказ по плану (образец): правильно и четко называть свое имя, фамилию, свое местоположение, кратко описывать проблему.

Игровые действия: составлять короткий рассказ по картинке от имени одного из героев, ситуации или постороннего наблюдателя (дети рассказывают в игрушечный телефон ситуацию).

Воспитатель: Необходимо знать свой адрес, телефон; рабочие телефоны родителей, телефоны соседей, родственников, знакомых, к которым можно позвонить и попросить о помощи.

Воспитатель: Незнайка, ты запомнил все, о чем мы с ребятами тебе рассказали?

Незнайка (неуверенно): Да.

Воспитатель: Дети, чтобы Незнайке лете было запомнить правила, я предлагаю вам придумать и нарисовать рисунок на тему «Опасные места дома». Эти рисунки мы подарим Незнайке.

Дети выполняют работы и дарят гостю. Незнайка благодарит их за все и уходит вместе с доктором Айболитом.





© 2010-2022