- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Проект Больше петь - меньше болеть
Проект Больше петь - меньше болеть
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Осипова В.М. |
Дата | 29.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРОЕКТ «БОЛЬШЕ ПЕТЬ - МЕНЬШЕ БОЛЕТЬ
Актуальность.
От состоянии здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы.
Ведь именно в дошкольном возрасте интенсивно развиваются все органы и системы человека. Поэтому я, как музыкальный руководитель ДОУ стараюсь комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка-дошкольника, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Музыкальное развитие ребёнка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребёнка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогает активизировать умственную деятельность.
Таким образом, музыка - это одно из средств физического развития детей.
Этот вывод послужил стимулом для создания музыкально-оздоровительной работы, соединяющей традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями.
На музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников я использую современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребёнка, я стараюсь разнообразить с пользой для здоровья. Например, начиная музыкальное занятие с жизнеутверждающей валеологической песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен - с игровым массажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед пением песен - занимаюсь дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры сопровождаю музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совмещаю с музыкотерапией.
Провожу интегрированные музыкально-валеологические занятия. Совместное решение задач музыкального и валеологического воспитания позволяет как можно шире и интереснее рассказать детям о пользе здорового образа жизни, о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены.
Срок реализации: сентябрь - май текущего учебного года.
Цель: Организовать музыкально-оздоровительную работу в ДУ, обеспечивающую каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Задачи:
- Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка, звуковую культуру речи воспитанников, связную речь.
- Формировать начала музыкальной культуры.
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
- Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребёнка.
- С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
Музыкально-оздоровительная работа в детском саду - это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Результатами этой музыкально-оздоровительной работы являются:
• Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
• Стабильность эмоционального благополучия ребенка;
• Повышение уровня речевого развития детей;
• Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными заболевания-ми);
• Стабильность физической и умственной работоспособности детей во всех сезонах года независимо от погоды.
Средства реализации:
Серия устных консультаций:
- «Пойте вместе с детьми»
-«Пение как вид активной музыкальной деятельности дете»
- «Поём вместе с детьми»
Памятки:
- «что такое петь чисто»
- «Семейная песня»
- «Пение по правилам. Основные советы»
Рекомендации:
- «Как правильно разучить песню»
- «Здоровьесберегающие технологии»
Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта - важнейшая задача ДОУ. Музыкальные занятия с использованием этих технологий помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого ребёнка-дошкольника.
Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье детей, как зеркало, отражает социально-экономическое состояние страны, отечественной медицины, а также отношение государства к проблеме охраны материнства и детства.
Поэтому оздоровление детей - приоритетное направление в работе ДОУ.
Таким образом, работа над проектом помогла мне укрепить здоровье дошкольников, чтобы они росли крепкими, здоровыми и счастливыми детьми!
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы.
По данным статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличиваются с каждым годом. В школу поступают только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.
К сожаленью большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребёнка, не прививают ему любви к окружающим людям, самому себе. А ведь именно в дошкольном возрасте, или периоде первого детства, интенсивно развиваются все органы и системы человека.
Поэтому я, как музыкальный руководитель стараюсь комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка, подготовке его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Музыкальное развитие в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребёнка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.
Таким образом, музыка - это одно из средств физического развития детей.
На музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально, я стараюсь использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребёнка, пытаюсь разнообразить с пользой для здоровья. Например, начинаю музыкальное занятие с жизнеутверждающей валеологической песни - распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Разучивание текстов песен с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед пением песен - занимаюсь дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше всего сопровождать музыкально - ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах, а музыкальную импровизацию совмещаю с музыкотерапией.
Провожу интегрированные музыкально - валеологические занятия. Совместное решение этих двух задач: музыкального и валеологического воспитания, позволяет мне, как можно шире и интереснее рассказать ребёнку о пользе здорового образа жизни.
Цель:
Организовать музыкально - оздоровительную работу, обеспечивающую каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Задачи: Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка, звуковую культуру речи воспитанников, связную речь и её грамматический строй.
- Формировать начала музыкальной культуры.
- Совершенствовать практическое употребление языковых единиц в речи детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
- Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.
- Формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, к своей семье. Сверстникам, самому себе.
- Сохранять и укреплять физическое и психологическое здоровье.
- Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребёнка.
- С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма ( активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
Таким образом, я надеюсь, что материалы, пособия помогут всем музыкальным руководителям детских садов растить крепких, здоровых и счастливых малышей.
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребёнка.
Система музыкально - оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:
Валеологические песенки -распевки
С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Солнышко ясное, здравствуй!
Небо прекрасное, здравствуй!
Все мои подружки, все мои друзья,
Здравствуйте, ребята! Как люблю вас я!
Дыхательная гимнастика
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Стоит обращать внимание на часто болеющих детей, имеющих различные речевые нарушения детей. Ведь ослабленное дыхание не даёт ребёнку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни - приходится вдыхать воздух чаще.
«Обними плечи» (вдох на сжатие грудной клетки - «Соедини локти!»)
Ах, какой хороший я!
Как же я люблю себя!
Крепко обнимаю,
Носиком вдыхаю.
Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч; руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже.
На счёт «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились друг над другом в одном месте, руки образуют треугольник - вдох!
Сделав 4 вдоха - движения подряд, надо отдохнуть несколько секунд и снова выполнять это упражнение 4 раза. И так 4 раза по 4 движения - вдоха. Это норма для ребёнка 3-6 лет.
Артикуляционная гимнастика
При разучивании песен на музыкальных занятиях часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. Я, как музыкальный руководитель стараюсь помочь каждому ребёнку справиться с этими трудностями с помощью специальных упражнений артикуляционной гимнастики. Она способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов.
Жаба Квака
(комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)
Жаба Квака с солнцем встала,
Сладко-сладко позевала. Дети зевают
Травку сочную сжевала, Имитируют жевательные движения,
Да водички поглотала. Глотание
На кувшинку села,
Песенку запела:
«Ква-а-а-а! Произносят звуки отрывисто и
Квэ -э-э-э! громко
Ква-а-а!»
Жизнь у Кваки хороша!
Оздоровительные и фонопедические упражнения
Одной из форм профилактики заболеваний горла и голосового аппарата являются фонопедические упражнения, которые проводятся по рекомендации педеатра. Главная цель - развитие личности ребёнка, эмоциональной сферы, эстетических чувств. Часто дети поют слишком громко, с криком, нагружая тем самым свои хрупкие голосовые связки. Я стараюсь грамотно регулировать процесс пения, заботясь о здоровье своих воспитанников, используя для укрепления голосового аппарата такие здоровьесберегающие технологии, как игровые фонопедические и оздоровительные упражнения для горла.
Цель упражнений - активизация фонационного выдоха, то есть связь с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от речевого.
Упражнение «Резиновая игрушка»
(на развитие нижнего дыхания)
Купили в магазине
Резиновую Зину,
Резиновую Зину
В корзине принесли. А. Барто
Игровой массаж
Обучение простейшим массажным приёмам происходит в игре. На музыкальных занятиях массаж проводится под музыку - слова пропеваются, или ритмодекламируются, или музыка звучит просто фоном Дети закрепляют в игре навыки правильного выролнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук.
Цель - научить детей посредством правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, лёгкие, печень, кишечник, воздействуя на биологически активные точки тела.
Пальчиковая игра
Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта - важнейшая задача ДОУ. Музыкальные занятия с использованием этих технологий помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого ребёнка-дошкольника.
Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье детей, как зеркало, отражает социально-экономическое состояние страны, отечественной медицины, а также отношение государства к проблеме охраны материнства и детства.
Поэтому оздоровление детей - приоритетное направление в работе ДОУ.
Таким образом, работа над проектом помогла мне укрепить здоровье дошкольников, чтобы они росли крепкими, здоровыми и счастливыми детьми!