Статья. Формирование коммуникативных способностей дошкольников в ходе театрализованной деятельности

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Формирование коммуникативных способностей дошкольников в ходе театрализованной деятельности»

Современному обществу нужны личности, способные неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи, уметь взаимодействовать с другими людьми, работать в команде. Одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса, а именно - формирование коммуникативной компетенции. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Сегодня современное образование ставит пред педагогом задачу совершенствовать традиционные и находить новые технологические подходы к организации учебно-воспитательного процесса. Цель современной образовательной организации - раскрытие способностей, воспитание успешной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. (Д.В. Ливанов)

Одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольного образования остается подбор средств формирования коммуникативных навыков, что связано с разработкой и внедрением эффективных технологий, при которых ребенок способен познать мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны и способствуют продвижению в развитии. Причем решающее значение должно придаваться деятельности, в которой ребенок сможет полно раскрыть свои возможности и наиболее эффективно усвоить социально-культурный опыт.

Театрализованная игра - деятельность эмоционально насыщенная, что делает ее интересной и увлекательной для детей. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, театрализованная игра наиболее достаточно полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов. Все это говорит об ее широком развивающем потенциале, который позволяет использовать театрализованную деятельность в образовательном процессе. Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети. А я выбрала её средством развития коммуникативных способностей у детей. Театрализованные игры позволяют открыть новые возможности для эффективного формирования коммуникативных умений, так как основываются на таких естественных способностях человека как: а) способность к подражанию от рождения до семи лет; б) потребность в общении; в) природная предрасположенность человека к игре; г) реализация воображаемых ситуаций; д) свобода выбора и свобода действий и др.

Изучив большое количество материалов касающихся формирования коммуникативной компетенции, я выявила, что данная проблема чаще всего поднимается уже в школе в начальных классах.

По результатам педагогической диагностики и мониторинга образовательного процесса в начале года 2 младшей группы показатели развития речевой коммуникации ниже, чем по другим диагностическим разделам «Развитие речи» («Культура речи», «Связная речь»)

Статья. Формирование коммуникативных способностей дошкольников в ходе театрализованной деятельности

В результате этого я сделала выводы о необходимости помочь детям сформировать коммуникативные навыки еще в дошкольном возрасте для успешной адаптации к школе (учебной и социально - психологической), улучшение эмоционального благополучия в коллективе, влияние на учебную успешность и благополучие будущей взрослой жизни и социализации личности.

Целью моей работы является развитие коммуникативных способностей дошкольников в ходе театрализованной деятельности.

В ходе работы решались следующие задачи:

  • разработать систему органичного включения элементов театрализации в воспитательно - образовательный процесс группы в условиях примерной программы «Детский сад - Дом радости»;

  • Организовать многофункциональную театральную среду в группе;

  • Развивать у детей интерес и стремление к общению с окружающими людьми, корректировать стеснительность, неуверенность в себе средствами театральной деятельности;

  • Развивать навыки общения и нормы и правила поведения в разных ситуациях;

  • Повысить уровень речевой коммуникации воспитанников;

  • Организовать активное взаимодействие с родителями по данному аспекту;

В ходе проделанной работы добились следующих результатов

  • Система развития коммуникативных способностей дошкольников создана и включена в воспитательно - образовательный процесс на основе примерной программы «Детский сад - дом радости».

  • Повысился уровень речевой коммуникации на 20%

  • В группе создана насыщенная театрализованная среда

  • У детей развиты навыки общения и правил поведения в различных ситуациях.

  • Родители активно принимают участие в работе по данному направлению.

Изучая психолого - педагогическую литературу по теме я увидела, что вопросам развития общения у детей в психологии и педагогике уделяется особое внимание. Работы Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, М. И. Лисиной, А. Г. Рузской, Д. Б. Эльконина показали, что общение оказывает самое непосредственное влияние на формирование личности. А. В. Запорожец отмечает, что навыки общения определяют закладывающиеся в детстве межличностные отношения. Психическое развитие ребенка происходит на основе освоения культурно-исторического опыта, носителем которого является взрослый. Этот процесс имеет сложный характер, в нем немалую роль играет квалифицированно организованное общение ребенка с взрослым и сверстниками, выступающее одним из основных условий социализации личности ребенка.

Общение - это сложный многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга. Общение ребенка со сверстниками имеет ряд отличительных особенностей. Оно проходит значительно более свободно, раскованно, оживленно, чем с взрослыми. В речи дошкольников, адресованной сверстнику, преобладают инициативные высказывания над ответами. В контактах с ровесниками ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать товарища.

Характер социальной активности и инициативности младших школьников в сюжетно-ролевых играх обсуждался в работах Батуриной Е.Г. , Калинина Р.Р. и других. Исследования этих авторов показывают, что положение детей в ролевой игре неодинаково - одни выступают в роли ведущих, другие - в роли ведомых. Предпочтения детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумать и организовать совместную игру. Навыки общения детей закрепляются в игре.

Таким образом, анализируя литературу, можно прийти к к выводу, что игра является способом участия ребенка в жизни взрослых, благодаря чему у ребенка развиваются новые социальные потребности и мотивы, и формируются новые категории отношения ребенка к действительности. Всё это может дать театральная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

Т.И. Петрова отмечает, что, театрализованная деятельность - это форма изживания впечатлений жизни, лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой.

Опираясь на работы Г.В. Комяковой, можно выделить формы и средства театрализованной деятельности для школьников. Слово «театр» в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова определяется как 1) искусство представления драматических произведений на сцене; само такое представление; 2) зрелищное предприятие, помещение, где представляются на сцене такие произведения подготовки самого праздника.

Таким образом, в основе успешной коммуникации школьников лежит их деятельность - либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность продуктивной деятельности. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству.

Мною были выбраны следующие формы и содержание работы с детьми:

Фронтальные

Подгрупповые

Индивидуальные

Использование элементов

театрализации в НОД

различного плана

Упражнения по формированию

выразительности

(вербальной и невербальной)

Обучение режиссерской

игре

Совместная деятельность:

просмотр кукольных

спектаклей, беседы,

игры - драматизации, игры и этюды на развитие коммуникативных навыков

Этюды на развитие коммуникативных навыков

Обучение рассказыванию

от лица героя

Проведение социальных акций, дополнительное образование - кружок «Затейники»

Я использовала следующие технологии, методы и приемы работы.

Технология

Методы и приемы работы

Социо - игровая

  • Взаимодействие ребенок - ребенок

  • Свободный, партнерский стиль общения

  • Работа в микрогруппах (парах, тройках, объединение на основе общности)

  • Постоянная смена мизансцен, темпа и ритма работы, смена лидерства

Информационно - коммуникативные

  • Показ видеороликов и презентаций

  • Видеозапись представлений

  • Видеопослания для родителей и детей другого сада

Технология деятельностного подхода

  • включение содержания деятельности в контекст решения значимых и интересных жизненных задач.

  • обучение общению в ходе создания различных педагогических ситуаций

Для активной и полноценной работы необходимо создать в группе многофункциональную предметно-развивающую театрализованную среду - систему, которая обеспечит полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка, с учетом возрастных, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Принципы создания предметно - развивающей театрализованной среды: эстетичность, трансформируемость, вариативность, учет ближайшей зоны развития ребенка, сменяемость и насыщенность. Дети могут свободно взять театральное игровое оборудование и развернуть игру в любом месте группы.

Для этого необходимо создание разного вида театра:

Пальчиковый: на один палец, на два пальца. Наличие данного вида кукольного театра в двух вариантах позволяет решать задачи по развитию мелкой моторики руки, согласованности движений пальцев рук. Одновременно эта работа является фундаментом для плавного перехода к обучению приемам кукловождения рукавичкового кукольного театра.

- Рукавичковый (без большого пальца). Наблюдение за играми в кукольный театр с использованием рукавички с большим пальцем показало: ребенок не может сконцентрировать свое внимание на движении куклы и сопровождение персонажа репликами, т.к. отвлекается на движения большого пальца. При изготовлении кукол рукавичкового театра мной было учтено данное условие для большей эффективности работы по организации театрализованной игры.

При организации театрализованных игр с использованием пальчикового и рукавичкового театра необходимо иметь в наличии ширмы трех видов: настольная (высота занавеса 25 см), напольная (высота занавеса 70-80см, дети располагаются на стульях), напольная (высота занавеса 1м, дети играют стоя, рука с куклой чуть согнута в локте).

- Настольный плоскостной (изображение персонажа на каждой стороне фигурки), настольный театр игрушки.

- Теневой театр

- Театр на конусах, цилиндрах, кружках, ложках

Необходимо создать условия для индивидуальных режиссерских игр с помощью насыщения предметно-игровой среды мелкими образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки, конструкторы, мебель и др.). Педагог создает условия для коллективных режиссерских игр. В предметно-игровой среде кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки и др.), способствующий развитию воображения.

В своей работе считаю нужным вести активную работу совместно с семьями воспитанников: информирование о деятельности - консультации, буклеты, рекомендации, мастер - классы - совместное создание костюмов, декораций, атрибутов - участие родителей в праздниках и развлечениях - показ родителями разных видов театра - презентация положительного родительского опыта.

В результате была создана система развития коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста, повысился уровень речевой коммуникации создана насыщенная театрализованная среда, у детей развиты навыки общения и правила поведения в разных ситуациях, родители воспитанников - активные участники и помощники.

Статья. Формирование коммуникативных способностей дошкольников в ходе театрализованной деятельности

В дальнейшем планирую

  • Продолжить работу по развитию коммуникативных способностей дошкольников в среднем и старшем дошкольном возрасте.

  • Продолжить работу по проекту «Юные артисты»

  • Создать клуб для родителей «Сказка с мамой»

Список использованной литературы

1. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина / Под ред. А. Г. Рузской. - М. : Изд. Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК., 1997. - 104 с.

2. Клименкова О. Игра как азбука общения //Дошкольное воспитание., -2002.-№4.- 1224 с.

3. Клюева Н. В. Общение: Дети 5-12 лет / Н. В. Клюева, Ю. В. Филиппова. - Ярославль: Акад. развитие., 2001.-148 с.

4. Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология. - М., Гардарики, -2000. - 56 с.

5. Смирнова Е. О., Гуськова Т. В. Исследование общения дошкольников со сверстниками // Вопросы психологии №2., 1988- 127 с.

6. Сухина Е. М. Программа «Развития навыков межличностного взаимодействия и коммуникативной компетентности у дошкольников» - Томск., 2002. - 84 с.

7. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности школьника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд., доп. и перераб.- СПб.: Издательство "Речь", 2002. - 160с.



© 2010-2022