- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Обобщение опыта работы с детьми раннего возраста
Обобщение опыта работы с детьми раннего возраста
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Заговорич И.М. |
Дата | 07.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«Сказки с движениями» как средство облегчения периода адаптации у детей раннего возраста в детском саду (обобщение опыта работы с детьми раннего возраста)
Уважаемые коллеги, очень часто нам с вами приходится в своей практике сталкиваться с ситуацией, когда остается только пять минуток времени на проведение пальчиковой игры, самомассажа и каких-то других небольших, но важных дел.
Работая с малышами-адаптационниками (1,5-3 года), я решила использовать это время с максимальной пользой для деток:
1. занимаясь пальчиковой гимнастикой с целью развития моторики и активизации речевого центра, так как сотрудниками Института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук;
2. создавая атмосферу эмоционального комфорта через воспроизведение знакомых произведений (в данном случае сказок), сопровождающихся интересными действиями и движениями кистей и пальцев рук в группе детей раннего возраста и тем самым облегчатя период адаптации у малышей в детском саду.
А для этого достаточно начать рассказывать детям сказку, чтобы не только увлечь малышей, но и немного угомонить ребятишек, позволив при этом подвигаться - пошебуршиться, активизируя двигательные, тактильные центры, стабилизируя эмоциональное состояние (снижение тревожности, уменьшение обеспокоенности у адаптационников), развить внимание и память. То есть выполнять детям все то, что так важно для развития ребятишек в раннем возрасте, а особенно в период адаптации, когда все вокруг ребенка кажется ему новым, чужим, незнакомым. В этом случае доступная сказка, не один раз слышанная от мамы, успокоит кроху, движения, которыми сопровождается рассказывание, а так же возможность самостоятельно и легко повторить их - увлечет и отвлечет от грустных мыслей и печалей.
Использование таких «Сказок с движениями», как показала практика работы с детьми 1,5-3 лет в моем дошкольном учреждении, дает положительный результат, так как дети, играющие в группе в «Сказки с движениями» не только стремятся к речевой деятельности, успешнее справляются с заданиями на мелкую моторику, раньше начинают говорить и чище произносят звуки и слова, но и:
- охотнее идут в группу утром,
- быстрее успокаиваются после расставания с родителями,
- легче включаются в совместную деятельность с педагогом,
- меньше испытывают негативных эмоций и переживаний в течение дня.
То есть проходят адаптационный период с минимальным ущербом для физического и психического здоровья, что и является в моей работе главным.
Поставив перед собой цель - оптимизировать адаптационный период у детей раннего возраста, я отобрала максимально простые сказки, включающие в себя минимальное количество героев, повторяющиеся фразы персонажей в сказке, которые позволят легко запомнить последовательность движений и запомнить алгоритм их выполнения.
К таким сказкам можно отнести сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок» и т.п.
Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, я использую эти сказки как в группах детей с 1,5 до 2 лет, так и в группах с 2 до 3 лет, сопровождая их упрощением/усложнением движений и количеством произносимых фраз каждым героем.
В рамках своего отчета я предлагаю познакомиться с самой простой и легко имитируемой сказкой «Курочка Ряба», так как эта сказка:
- короткая, не занимает большого количества времени при рассказывании и показывании, что позволяет неоднократно ее повторять (до 2-3 раз за один период работы со сказкой),
- простая для восприятия детьми и понимания ее смысла,
- легко имитируется из-за простоты сюжета и небольшого количества персонажей,
- позволяет сопровождать ее рассказывание активными повторяющимися движениями на повторяющиеся действия героев (например, «дед бил, бил, не разбил; баба била, била, не разбила»).
Все это важно в раннем возрасте, так как позволяет учитывать возрастные особенности развития ребенка 1,5-3 лет.
Итак, рассказывание-показывание-проигрывание сказки "Курочка Ряба" (для детей 2-3 лет). Хочу предупредить, что все фото сделаны без участия детей, так как закон, защищающий персональные данные пока никто не отменял.
Начинаем: "Жили-были дед с усами (показываем усы у деда)
и с бородой (показываем бороду у деда).
И баба в платочке (имитируем завязанный платочек).
И была у них курочка Ряба (показываем курочку, имитируя движения крыльев).
Снесла как-то раз курочка яичко (показываем яичко),
да не простое, а золотое (продолжаем показывать яичко из ладошек и как будто им любуемся). Решили дед и баба яичко пожарить. Дед яичко бил-бил (стучим яичком по одной ладошке),
да не разбил (разводим руки в стороны).
Баба яичко била-била (стучим яичком по другой ладошке,
да не разбила (разводим руки в стороны).
Положили они яичко на подоконник (ладони разворачиваем вверх).
Тут мышка побежала, да хвостиком махнула (рукой изображаем движение хвоста мышки).
Яичко покатилось (катим яичко по ножкам вниз),
упало и разбилось (хлопаем ладошкой по полу, имитируя падение яичка).
Дед плачет (закрываем лицо руками),
баба плачет (показываем слезки на лице бабы,
а курочка кудахчет (опять имитируем движения крыльев курочки Рябы): "Не плачь, дед. Не плачь, баба. Я снесу вам новое яичко (показываем ладошками яичко, да не золотое, а простое". Заканчиваем сказку аплодисментами.