Ознакомление с окружающим миром Тема Лес полон тайн и чудес

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шайдуллина Расила Галимзяновна

воспитатель МБДОУ №40

высшая квалификационная категория

г.Нижнекамск Республика Татарстан


Занятие «Лес полон тайн и чудес».


Используемые функции программного обеспечения интерактивной доски:

№1. «Затемнение экрана» - решение или ответы спрятаны с помощью эффекта затемнения экрана (шторка).

№2. «Открой и узнаешь» - ответ на вопрос спрятан за геометрической фигурой на экране.

№3. «Подбери верное» - подобрать данным объектам-понятиям правильные объекты-определения (перетаскивание объектов).

№4. «Электронное перо» - подчеркивание правильных ответов и зачеркивание неправильных.

Тип: комбинированный, обобщение знаний.

Вид: ознакомление с окружающим миром.

Тема: «Лес полон тайн и чудес».

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Программное содержание:

1. Обогатить представления детей о значении леса (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном) в жизни человека.

2. Развивать память, внимание, мышление, речевой слух, двигательную согласованность речи и движения.

3. Совершенствовать речь, расширять и активизировать словарь по теме.

4. Воспитывать бережное отношение к лесу, умение видеть красоту родной природы.

Словарная работа: черемуха, рябина, прыгает, ползает, летает, рычит, шипит, жужжит, съедобные, ядовитые, корзина, матрешка.

Оборудование и материал: интерактивная доска, проектор, ноутбук, музыкальный центр, аудиозаписи, выставки даров леса; пиктограммы - правила поведения в лесу.

Предварительная работа: экскурсия в лес, аптеку; наблюдение за деревьями на территории детского сада; чтение художественной литературы о лесе: «Приметы осени» - стихи, рассказы, сказки; «Четыре желания» К.Ушинский; «Лесные картинки» И.Соколов-Микитов; дидактические игры и упражнения.

Предшествующая работа воспитателя: составление конспекта, разработка слайдов для ИД, подбор оборудования, демонстрационного материала.

Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые.

Использованная литература.

1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. - Воронеж, 2009.

2. Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации. - Москва,2008.

3.Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - Москва: Просвещение, 1992.

4. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Угадай, как нас зовут. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - Москва: Просвещение, 1994.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Ознакомление с окружающим миром Тема Лес полон тайн и чудес

Разминка «Отгадай загадки».

Закрепить у детей знания названий деревьев, обогатить представления детей о значении леса. Текст читает только воспитатель. Воспитатель загадывает загадки:

Ознакомление с окружающим миром Тема Лес полон тайн и чудесОзнакомление с окружающим миром Тема Лес полон тайн и чудес

Загадываются загадки, отгадки за шторками, правильная отгадка, сворачиваем шторку - появляется ответ.

«Весной роняет слезы «В каждый дом под Новый год

Белая …(береза)». Это деревце придет, земное и колкое

Оно зовется …(елкою)».

«Весною кудри завила

Нежные, пушистые «Прилетает в гости к ней

И стоит белым-бела Стайка алых снегирей

…(Черемуха) душистая». По ветвям они снуют

Красны ягодки клюют»

(рябина).

Ознакомление с окружающим миром Тема Лес полон тайн и чудесОзнакомление с окружающим миром Тема Лес полон тайн и чудес

-Молодцы, а вы хотите побывать в таком лесу, где растут все эти деревья? Мы пойдем узкими тропинками, между деревьями. Сейчас мы отправимся в лес не за грибами и не за ягодами, а за чудесами. Давайте вспомним, какие деревья растут в нашем лесу? (дети перечисляют названия деревьев).

-Какие бывают леса? (роща, бор, дубрава).

-Какой лес всегда зеленый? (хвойный лес)

-Какие деревья растут в хвойном лесу? Как называются листики ели и сосны? (хвоя)

-На что они похожи?

-В каком лесу деревья сбрасывают на зиму листву? (лиственный лес)

-Какое дерево поит нас сладким соком? (береза)

-Какое дерево живет дольше других деревьев? (дуб)

-Какие деревья называются медоносами? Назовите их (липа, клен, ива, рябина, яблоня).

-Как называется лес, где растут хвойные и лиственные деревья? (смешанный лес)

2.Дидактическая игра «С какого дерева лист?»


Поупражнять детей в классификации листьев по сходству, активизировать словарь (названия деревьев и листьев). Дается задание: определить с какого дерево этот лист, найти логическую связь.

-Сейчас мы с вами поиграем в игру «С какого дерева этот лист».

Ознакомление с окружающим миром Тема Лес полон тайн и чудесОзнакомление с окружающим миром Тема Лес полон тайн и чудес

«Падают, падаю листья

В нашем саду листопад,

Желтые, красные листья

По ветру вьются летят!»

Используем прием перетаскивание объектов. Когда дети все листы перетаскают к деревьям, перемещаем геометрическую фигуру - видим ответ.

Каждый ребенок выбирает себе по одному листочку и определяет с какого дерево этот лист. - Лист клена - кленовый, лист березы - березовый, лист липы - липовый, лист дуба - дубовый и т.д.

-Молодцы ребята!

3. Дидактическая игра «Кто где живет?»

Закрепить знания детей о живой природе, о животном мире. Дается задание: определить кто где живет? Дерево - это «многоэтажный дом». Распределить по этажам животных и птиц.

Используем элемент «Подбери верное» - перетаскивание объектов.

Ознакомление с окружающим миром Тема Лес полон тайн и чудес

- В лесу много птиц, животных, но вот они потерялись и забыли кто где живет? Нужно помощь лесным обитателям. Поиграем, дерево - это многоэтажный дом, нужно распределить по этажам вот этих лесных обитателей.

-Жук под корой дерева, мышка под деревом в норке, заяц прячется под деревом, белка в дубле, птица на гнездах и т.д.

-Молодцы, справились.

4. Дидактическая игра «Кто лишний?»


Закрепить знания у детей о диких и домашних животных, развивать внимание. Дается задание: перечислить домашних и диких животных и определить кто лишний и почему?

Ознакомление с окружающим миром Тема Лес полон тайн и чудес

-Дети, какие животные живут в лесу? (дикие) Давайте перечислим их (дети перечисляют). Молодцы!

-А вот у нас кто-то заблудился. Кто бы это мог быть? Давайте внимательно посмотрим и это кто определим (дети перечисляют диких животных и домашнее животное собака оказывается лишним).

-Правильно, собака домашнее животное.

Используем маркер - подчеркиваем правильный ответ.


5. Физкультурная минутка «Жук».

Развивать двигательную согласованность речи и движения; автоматизация и закрепления звуков «ж», «ш».

Ознакомление с окружающим миром Тема Лес полон тайн и чудес

«Жук упал, а встать не может,

Ждет он - кто ему поможет (говорит воспитатель, дети на полу лежат)

Я жук, я жук, я тут живу,

Я тут живу и все жужжу:

Ж - ж - ж - ж (говорят дети).

Ветер сильный набежал (воспитатель говорит, дети встают, делают движении)

Всех жуков с земли поднял.

Все от страха полетели - побежали.

И, конечно зажужжали:

Ж -ж -ж - ж, (дети говорят)

Ветер дует вслед жукам:

Ш-ш-ш-ш, (дети говорят)

Разлетайтесь по местам:

Ш-ш-ш-ш, (дети говорят)

Ветер тише, тише, тише,

А жуки все выше, выше:

Ж - ж - ж - ж». (дети говорят)

6. Дидактическая игра «Кто прыгает, летает, ползет?»


Поупражнять детей в классификации насекомых, развивать мышление, активизировать словарь. Дается задание: нужно классифицировать по группам насекомых, кто прыгает, кто летает, кто ползет?

Используем элемент «Подбери верное» - перетаскивание объектов.

Ознакомление с окружающим миром Тема Лес полон тайн и чудес

-В лесу много насекомых, среди них есть полезные и вредители, есть красивые и безобразные, умеющие ползать, летать и прыгать. Поиграем, нужно классифицировать насекомых по группам (дети определяют насекомых по группам).

-Вот какие молодцы и с этим заданием справились!

7. Дидактическая игра «Собери в корзину».

Учить детей классифицировать съедобные и ядовитые грибы, активизировать словарь. Дается задание: собрать в корзину только съедобные грибы.

Используем элемент «Подбери верное» - перетаскивание объектов.

Ознакомление с окружающим миром Тема Лес полон тайн и чудес

-Вы любите собирать грибы? Если любите тогда пойдем все вместе собирать грибы.

Но, сначала нужно вспомнить какие бывают грибы? (съедобные и ядовитые) Каких грибов надо собирать? (съедобных) Возьмите корзину и за дело (дети перебирают грибы, мухомора не берут, потому что ядовитый, не съедобный).

-Молодцы, вы хорошие грибники!

8. Дидактическая игра «Кто рычит, жужжит, шипит?».

Развивать у детей речевой слух, память, мышление. Дается задание: на классификацию, кто умеет рычать, кто умеет жужжать, кто умеет шипеть?

Ознакомление с окружающим миром Тема Лес полон тайн и чудес


-Дети, люди умеют разговаривать, а животные, насекомые издают своеобразное звукопроизношение, звукоподражание падают голос. Надо их разделить по группам: 1- кто рычит; 2 - кто жужжит; 3 - кто шипит (дети работают и справляются с заданием).

-Какие вы у меня молодцы!

Используем элемент «Подбери верное» - перетаскивание объектов.


9. Дидактическая игра «Дары леса».

Научить соединять в пары растения с теми предметами и изделиями, для которых они служат исходным материалом, отразить это в речи, используя по смыслу глаголы.

Используем маркер - соединяем растения с теми предмета и изделиями, для которых они служат исходным материалом.

Ознакомление с окружающим миром Тема Лес полон тайн и чудес


Дается задание: например - из древесины ивы что можно сделать? Ответ - корзину. Почему? Потому что гибкие ивовые ветки - прекрасный материал для плетения корзин.

Ива - корзина; липа - матрешка, ложка; дуб - стол, шкаф; береза - доски, линейка; елка - бумага, тетрадь.

-Дети, люди говорят: «Лес - это наше богатство». Как вы думаете, почему так говорят о лесе? (дети отвечают, лес дарит нам волшебную красоту, дает тень и прохладу в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, прочную древесину).

-Сейчас приглашаю всех вас на нашу выставку «Дары леса». Давайте рассмотрим экспонаты выставки.

-Что вы здесь видите?

-Объясните, пожалуйста, почему на выставке оказались посуда, игрушки, мебель, карандаши, тетради? (дети рассказывают подробно о дарах леса)

-Спасибо, молодцы!

10. Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо?»


Воспитывать бережное отношение к живой природе, к лесу, умение видеть красоту родной природы. Дается задание: что значит бережно относиться к лесу?

Ознакомление с окружающим миром Тема Лес полон тайн и чудес


Картинки закрыты шторками, сворачиваем любую шторку, чтобы ребенок мог ответить, что видит в картинке и объяснить, как вести себя в лесу.


-Мы должны помнить: лес - наш друг и помощник. И относиться к нему надо, как к другу бережно и внимательно. А что значит бережно относиться к лесу? (знаки и сюжетные картинки напоминающие о правилах поведения в лесу, дети их называют и рассказывают).

Ознакомление с окружающим миром Тема Лес полон тайн и чудес


-Очень хорошо, что вы знаете правила поведения в лесу.

11. Итог.

-Как видите, лес людей и кормит, и поит, и лечит, и обогревает. А еще он радует нас своей красотой: летом - пышной зеленью, щебетанием птиц; ранней осенью - золотой листвой, шуршанием листьев; зимой он необыкновенно красив в белом наряде.

-Скажите, пожалуйста, как называют осень, когда все деревья стоят голые, идет дождь и снег? (поздняя осень)

-Что происходит с природой поздней осенью? (природа засыпает)

-Давайте представим, что мы - деревья поздней осенью, на которых остались последние листочки и ветер-озорник вот-вот их сдует. (Звучит вальс «Осенний сон» А.Джойс. Дети импровизируют под музыку, манипулируя платочками. В конце музыки замирают в образе дерева).

«Вот и мороз застыла осень

Застыл, затих осенний лес.

Над низкой крышею небес.

Деревья спят, одежды сбросив».


© 2010-2022