И у детей бывают нервы на пределе

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

И у детей бывают нервы на пределе

(Нервный ребенок)

Нет, Ваш ребенок, к счастью, не страдает ни энурезом и ни заиканием, он никогда не пробовал свой пальчик но почему-то все-таки общение с ним Вам не доставляет удовольствия, оно скорее кажется обузой.

Вы не желаете водить его с собой в гости и лишний раз боитесь вывести во двор, а о дошкольном учреждении не может быть и речи. Ведь он неуправляем и разболтан, а главное - непредсказуемый ни в чем.

Вот он как вихрь носится по комнатам, хватает вещи и бро­сает их. Кричит, командует и требует невыполнимого. И вдруг затих и где-то притаился. Но неизвестно, что последует за этим.

Вот он залез под стол, увидя что-то. Трясется весь от ужаса страха, и Вам непонятно, с чем связан страх.

А вот навязчиво все время поднимает руку, как будто отдает кому-то честь. А вот он что-то перепроверяет и повторяет свои действия ритуал. И не узнаешь у него зачем. Попробуй только его расспроси.

Чуть что не так, он сразу начинает плакать, впадает ярость, не умея сдерживать свой гнев, и даже может замахнуться на Вас. Потом отходит, кажется спокойным, а Вы вновь напряженно чего-то ждете, не понимая, что с ним происходит: болен или у него дурной характер? И в то же время все вокруг считают, что он нервный. Но разве может малыш быть нервным в три года? Какие у него заботы? И что в действительности означает слово «нервный»?

Как правило, чаще всего под этим словом кроется понятие скорее бытовое, чем медицинское. В общежитейском смысле «нервный» - это практически неуправляемый и раздражи тельный ребенок, который не умеет и не хочет владеть собой. Но термин «нервный» - не конкретный, собирательный. Поэтому, когда мы говорим о нервном малыше, то в каждом случае так называемая нервность имеет самую различную основу,

Мы называем детей «нервными», когда они педагогически запущены, когда у них акцентуация характера, невропатия и неврозы, когда у них есть органические изменения в любом из полушарий головного мозга, причем мы очень часто о них даже не догадываемся.

Так, например, ребенок с поражениями лобных долей мозга никак не поддается воспитанию. Вы упрекаете его, читаете нотации, а он, не замечая этого, спокойно продолжает всех шокировать своими выходками и драчливостью, неряшливостью и дурашливостью. Ему практически нельзя внушить стыдливость и объяснить, что значит чувство меры. И все Ваши педагогические методы - как «голос вопиющего в пустыне». Такой ребенок просто по-другому не в состоянии себя вести, поэтому, когда малыш неуправляем, необходимо срочно по казать его врачу, чтобы уточнить причины отклонений в пове­дении ребенка. Обычно нервными действительно бывают де­ти с врожденной детской нервностью - невропатией. Таких детей намного больше, чем мы предполагаем, хотя рождение ребенка с детской нервностью уже возможно предсказать по ряду признаков, имеющихся у беременной до родов. А после родов выставить диагноз еще легче. Проверьте, нет ли именно ее у Вашего ребенка.

Ребенок с детской нервностью обычно намного возбудимее ровесников. Уже на первом году жизни малыш все время чутко спит и плохо переносит шум, не хочет есть и часто сры­гивает. По мере роста и развития ребенка проблемы сна и ап­петита нарастают. В три года у него, как правило, нарушен не только ночной сон, но и дневной, когда он просто не желает спать. Кормление его - сплошная мука. Он очень разборчив в пище, и практически нет продуктов, которые бы возбуждали его аппетит. Такой ребенок часто раздражен и растормо­жен. Сосредоточивается с большим трудом, но ненадолго. Любая мелочь его отвлекает, а непоседливость и суетливость приводят к массе ненужных действий. Другая крайность, когда ребенок с врожденной нервностью все время замкнут, накапливая все в себе. Однако, по какой бы «крайности» ни протекала бы невропатия у ребенка, Вам надо помнить, что такой малыш обычно очень эмоционален, мгновенно переутомляется и склонен к беспокойству. Поэтому все Ваши нарекания лишь вызывают у него обиду.

При изменении погоды, в душном помещении, во время ссоры, при волнении такой малыш обычно может жаловаться на головную боль, на боли в сердце и боли в животе. И он действительно испытывает. Дети с врождённой детской нервностью болеет чаще, чем его ровесники. Он невынослив, у него пониженная реактивность организма и измененный обмен веществ.

И все-таки, когда, воспитывая малыша с врожденной детской нервностью, Вы будете учитывать его особенности и индивидуальность, надейтесь на хороший конечный результат, со временем все симптомы исчезнут. Невропатия - это не болезнь, а только почва для заболевания. Но эта почва - лучший чернозем для невротических реакций и неврозов.

Неврозы - это те заболевания, которые затрагивают многие аспекты личности ребенка. В дошкольном возрасте чаще всего встречаются неврастения, невроз страха, истерический невроз, невроз навязчивых состояний. Любой из перечислен­иях неврозов имеет ряд своих особенностей. Но главное, что их объединяет, -- чрезмерное по силе или длительности на­пряжение нервной системы на фоне или после психического потрясения, на фоне или после острых и хронических психи­ческих травм и конфликтов. А травматичной для ребенка может быть любая ситуация.

Обычно каждый из неврозов имеет свой центральный внутренний конфликт, препятствующий выразить себя. Вы сами будете способствовать развитию неврастении у собственного малыша, все время предъявляя ему требования, не соответствующие его возможностям только формирующейся психики.

Когда Вы очень часто пугаете ребенка, и он действительно боится брошенных Вами угроз, считая, что не сможет защи­тить себя, запомните - на этом фоне рано или поздно может появиться невроз страха.

Когда малыш мечтает совместить несовместимые желания и чувства, а Вы потворствуете этому, Вы ускоряете развитие невроза навязчивых состояний.

Когда Вы мало уделяете внимания ребенку, а он стремится к Вашей ласке и любви, любой ценой пытаясь Вам напомнить о себе, - Вы провоцируете истерический невроз. Вообще. обычно в раннем детстве неврозы трудно четко отграничить друг от друга, и мы, как правило, имеем дело с единым терми­ном «невроз».

Когда Ваш ребенок все время возбудим, гиперактивен, раздражен, разгневан или, напротив, постоянно вял и апати­чен, чрезмерно мнителен, тревожен и слезлив, подавлен - не пропустите у него невроз и постарайтесь своевременно про консультироваться у врача. Пожалуй, главной причиной не­вроза бывает Ваше воспитание, особенно Ваш взгляд на «мож­но» и «нельзя».

Нередко у детей встречается ситуативно обусловленная нервность. Причины ее самые различные, но это не болезнь.

Малыш ситуативно нервный во время кризиса упрямства, доказывая всем «я сам».

Малыш ситуативно нервный тогда, когда в семье он един­ственный ребенок, и любящие мама с папой, а также бабуш­ки и дедушки не в силах поделить его, буквально «рвут на ча­сти».

Ребенок может внезапно стать нервным, когда в семье по­является младенец, к которому Ваш первенец испытывает ревность, или когда в семью приходит отчим, с которым ма­лыш «борется» за маму.

Ситуативно обусловленная нервность практически встре­чается у всех детей в семье, в которой родители недавно раз­велись или когда развод только назревает.

Ситуативно обусловленная нервность... Как много ситуа­ций провоцируют ее. Практически их трудно перечислить. И все-таки все эти ситуации в какой-то степени, а иногда и полностью зависят или же зависели от Вас.

От этой нервности до невроза лишь один шаг, а невроз может «искалечить» малыша и быть его попутчиком всю жизнь.

Итак, Вы видите, форм детской нервности немало: врож­денные, приобретенные. И все же, когда заходит речь о нерв­ных детях, задумайтесь, в чем виноваты Вы и почему такой ребенок появился не у кого-нибудь, а именно у Вас.

Запомните, у нервного ребенка обычно нервные родители, и он лишь только подражает стилю поведения в семье.

КАК НАДО вести себя родителям с нервным ребенком



  1. Найти причины нервности и попытаться сгладить их.

  2. Пересмотреть стиль отношений в семье и не делить любовь ребенка между близкими. Не заставлять его любить всех одинаково.

  3. Найти все трещины в своих взаимоотношениях с ре­бенком.

  4. Не ущемлять его достоинство и самолюбие.

  5. Не управлять ребенком, словно роботом.

  6. Не требовать от малыша невыполнимого.

  7. Заблаговременно готовить его к появлению в семье новорожденного. Не разжигать в нем ревность к другим детям.

  8. Понять ребенка и попытаться с его позиции оценить дурной поступок.

  9. Помочь ему во время кризиса трех лет.

  10. «Воспитывать» его наедине, не злоупотреблять своими бесконечными «нельзя» и «можно».

  11. Запрятать свою нервность в глубину и не закатывать ему истерики или при нем.

  12. Стараться не показывать свой страх.

  13. Закаливать.

  14. Все время выполнять рекомендации врача.







КАК НЕ НАДО вести себя родителям с нервным ребенком



  1. Специально культивировать причины «нервности».

  2. Пытаться раздражать и «заряжать» ребенка своими ме­тодами воспитания, своими «можно» и «нельзя».

  3. Все время ущемлять его достоинство и управлять ребен­ком, словно роботом.

  4. Стараться разжигать конфликт в семье, стремиться к бес­причинному разводу и перетягивать ребенка, как канат, - от ма­мы к папе и наоборот.

  5. Стараться поделить любовь ребенка на всех родных и близких поровну, ревниво соблюдая это,

  6. Все время требовать от малыша невыполнимого.

  7. Подчеркивать свою любовь к новорожденному и вызы­вать специально у ребенка ревность к другим детям в семье.

  8. Искоренять его упрямство в период кризиса трех лет.

  9. Быть взвинченным, рассерженным и злым, общаясь со своим ребенком.

  10. Закатывать ему истерики, пугаться на сто глазах.

  11. Способствовать развитию невроза.

  12. Не соблюдать рекомендации врача.

Почему дети бывают нервными

Он - не малыш; «нервотрепало» в доме.

Из рассказа мамы Тимура С, 3,5года

Îáвиняя своего ребенка в излишней нервности, задумайтесь на минутку: нет ли Вашей вины в этом? А если есть, так в чем она состоит и действительно ли Вы виновны?

Очень трудно ответить: действительно или нет, в полном смысле этого слова, но заранее, заблаговременно до рождения малыша Вы могли бы уже предвидеть его будущий нервный актер и пытаться любыми возможностями эту нервность предотвратить. Так что очень большая ответственность возлагается на беременную.

Любой будущей матери необходимо создать плоду особый комфорт, обеспечить его безопасность, защитить своего малыша, пусть еще не родившегося, но стремящегося жить. А для него надо пожертвовать многим, поступиться своими жела­ниями, отказаться от давних привычек и взглядов, изменить образ жизни.

Любой будущей матери надо сделать все-все от неё зависящее, чтобы различные вредности внутриутробно не подействовали бы на нервную систему плода. Ну а вредно - это курение, алкоголизм, даже малый глоточек шампан­ского - яд. Все инфекции, перенесенные во время беремен­ности, начиная от ОРВИ и до самых опасных, - это тоже угроза и риск повреждения нервной системы плода. Остановленный выкидыш, резус-несовместимость, прием разных ле­карственных средств...

Словом, будущего ребенка на каждом шагу подстерегают опасности. Есть такие, которые можно предотвратить, потому что они управляемые. Среди них наи­более травмируют женщину конфликты в семье. Все кон­фликты, как мины замедленного действия для беременной. Они - главный источник ее психического дискомфорта А психический дискомфорт отражается даже на показателях крови, и не только беременной, но и плода, что потом отзовет­ся в дальнейшем, когда плод уже станет ребенком.

Когда будущей матери не нужен малыш, когда он, новорож­денный, уже не желанный и все мысли беременной о малыше как о страшной обузе в се личной жизни, то ребенок, родив­шись, своим диким нравом словно мстит всем за это и волей-неволей заставляет, чтобы Вы уделяли ему, если даже не хочет­ся, много внимания.

Причиной нервности ребенка могут быть и эмоциональ­ный стресс, испытываемый беременной во время сдачи экза­менов, зачетов, и конфликты на работе, издержки быта... Ко­роче говоря, любая ситуация, сопровождающаяся волнением.

Стресс может быть не только у беременной, но и у рожени­цы. Он ослабляет родовую деятельность, затягивает роды и вызывает кислородное голодание плода.

Поэтому любая родовая травма, стремительные роды, симптомы недоношенности и переношенности в дальнейшем могут отразиться на поведении ребенка.

Если беременность и роды прошли благополучно, невротировать ребенка могут все воспалительные и механические повреждения головного мозга. Любое острое заболевание, тем более хроническое, способно на какой-то срок оставить след на психике ребенка. Когда малыш как будто без причины кап­ризен, обследуйте его. Причины могут быть различны: от аде­ноидов и до глистов.

Однако больше всего ранят психику детей условия их жизни, тот микроклимат, что Вы создаете. Ребенку трудно вынести, когда он то «тропический», то «резко континентальный". а Вы, как будто бы волшебной палочкой, жонглируете воспитанием, и Ваш конечный результат нередко попадает пальцем в небо,

Всех воспитательных ошибок не перечесть. И чаще всего виновата мама. Малыш все время подражает ей, стараясь быть похожим на нее. Поэтому когда она капризна - он капризен, она раздражена - он раздражен, она эгоистична - он эгоистичен. Короче, в доме появляется ее двойник и копия с оригинала - малыш с таким же нравом и характером. Недаром говорят: «У нервной мамы - ребенок нервный». Невротизирует ребенка ряд причин: он очень часто беспокоен, когда недосыпает, когда весь день его проходит в просмотре телевизионных задач, когда он слушает ужасные истории и сказки, когда он ходит в гости, где очень шумно или многолюдно.

Неуправляемый ребенок часто бывает и в такой семье, где скрещивают шпаги» два поколения: отцы и дети, его родители и их родители. Обычно в этих семьях все «ломают копья», чтобы доказать, как правильно воспитывать ребенка. И если мама утверждает «можно», то бабушка твердит в ответ «нельзя». Малыш в растерянности, кому верить, предпочитая тех кто управляет «можно». А Вы, потворствуя желаниям ребенка навряд ли знаете, что это сильно ослабляет процессы его торможения, сопровождаясь рядом невротических реакций.

Таким реакциям подвержен также и ребенок, которого Вы «укрощаете» ремнем. Любой физический вид наказания сопровождается реакцией протеста.

Все избалованные дети капризны тоже, особенно когда их хвалят без предела, внушая, что они - неповторимы. Высокая самооценка их часто приводит к конфликтным ситуациям. Такой малыш не может адаптироваться к саду В кругу своих ровесников его неповторимость не видна. Зато он часто отстаёт от них во многих навыках развития: не может сам одеться, за стелить постель, не знает, как зашнуровать ботинки. Все это вызывает нарекания, насмешки. Ведь в детском коллектив жесткие законы. Малыш не хочет примириться с этим и... протестует.

Его реакция протеста достигает апогея, когда в семье появляется новорожденный и мама с папой отдают все предпочтения ему. Нежданный, непредвиденный удар судьбы. Его пре­дали... Предали ради неумейки - несмышленыша, который ничего не понимает, а только день и ночь кричит и плачет.

И чтобы напомнить о себе, ревнуя. Ваш ребенок устраивает сцены. причем такие, на которые нельзя не обратить внимания. И Вам теперь уже невольно надо помнить, что в доме есть еще один малыш, довольно умный, малыш-помощник, на которого возможно положиться. Так что, пожалуй, нечего и думать, кто из двоих достоин предпочтения.

Еще сильнее, чем рождение младенца, травмирует ребенка, делая неуправляемым, распад семьи. Ему необходимы как мама. так и папа. Он любит их обоих сразу. Уход кого-нибудь из них из дома - невыносимая трагедия. Немного раньше он невольно был свидетелем конфликтов, участником их и суш­ей. Все это глубоко запало в душу Он стал как будто бы наэле­ктризованным и по малейшим пустякам способен разрядиться,

Часто ребенка невротизирует и факт рождения в семье, где нет отца, особенно когда он подрастает и начинает это сознавать.

Пожалуй, как подсолнух тянется за солнцем, так Ваш ребе-нок - за любовью к Вам. И вдруг однажды он невольно от­бывает, что мама с папой больше уделяют ему внимания тогда. когда он что-то сделает не так, как принято вокруг. Когда он ведет себя «как надо», они все время заняты собой, своми неотложными делами, и он, наверно, им тогда не нужен. Но с этим он не хочет примириться. И действует... любой ценой отстаивая свое «я». А мы гадаем, почему ребенок нервный.

КАК НАДО вести себя родителям, чтобы ребенок не был нервным



  1. Еще задолго до рождения побеспокоиться о его здоровье.

  2. Отказаться от вредных привычек и наладить здоровый жизни.

  3. Оберегаться от инфекций и соблюдать все противоинфекционные мероприятия.

  4. Постоянно находиться под наблюдением в женской консультации.

  5. Избегать эмоциональных перегрузок и психологических травм

  6. Разрядить конфликтную ситуацию в семье.

  7. С первых дней беременности думать о ребенке в солнечных тонах, ждать его как самую большую радость в жизни.

  8. Пройти курс психопрофилактики перед родами, предупредить родовой стресс.

  9. С самых первых дней жизни ребенка создать ему психологический комфорт.

  10. Не раздражаться, запастись терпением.

  11. Все время помнить, что Вы - пример для подражания.

  12. Найти всем взрослым единый воспитательный подход.

  13. Не завышать возможности ребенка и не внушать ему не­повторимость.

  14. Ни в коем случае не унижать достоинство ребенка своими методами наказания.

  15. Всегда быть с ним доброжелательными и тактичными.

  16. При появлении новорожденного в семье все делать так, чтобы малыш не ощущал себя ненужным.

  17. Стараться избежать развода и сохранить семью.

  18. Ваш ребенок не должен быть «орудием» в борьбе друг с другом.

  19. Он - не судья в конфликтах.

  20. Оберегать малыша от травм и от заболеваний, воздействующих в основном на нервную систему.

  21. Уделять максимум внимания ребенку, который чем-то только что переболел.

  22. Закаливать малыша и тренировать его нервную систему.

  23. Не злоупотреблять неправильными типами воспитания детей.

КАК НЕ НАДО вести себя родителям с нервным ребенком



  1. Не заботиться о здоровье будущего ребенка.

  2. Употреблять спиртные напитки и курить во время беременности.

  3. Не соблюдать противоинфекционные мероприятия.

  4. На протяжении беременности думать о неродившемся ребенке как о будущей обузе.

  5. Создавать конфликтные ситуации и быть их активным участником.

  6. Не заботиться о психопрофилактике родов.

  7. Воспитывать ребенка методами, приводящими к психическому дискомфорту.

  8. Конфликтовать в присутствии ребенка.

  9. Использовать его как средство борьбы между супругами

  10. «Делить» между родителями, желающими разойтись,

  11. При появлении новорожденного в семье лишать ребенка прежней любви и ласки.

  12. Не обращать внимания на травмы и болезни малыша.

  13. Не закалять и не тренировать специально его нервную систему.

  14. Довольно часто злоупотреблять неправильными типами воспитания детей.


© 2010-2022