Информатизация ДОО как обеспечение условий для раннего обучения информатики

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Саенко Е.О.

Информатизация ДОО как обеспечение условий для раннего обучения информатики

По словам экс-министра образования А. А. Фурсенко «Экономический кризис ставит перед нашим образованием совершенно новые задачи. Прежде всего - это задача повышения национальной конкурентоспособности, то есть большей устойчивости в условиях экономических и социальных потрясений. Она не может быть решена, если мы не будем изменять экономику в пользу новых технологий, новых знаний и, главное, нового отношения людей к своей работе, своей личной эффективности». Важным направлением таких изменений является информатизация общества в целом и информатизация системы образования, в частности.

Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники.

Важным направлением процесса информатизации современного общества является информатизация образования - процесс, при котором происходит оснащение сферы образования методологией, а так же практикой разработки и рационального использования современных информационных коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Информатизация образования реализуется как совокупность следующих направлений работы [6]:

  • видоизменение способов организации системы образования на основе использования имеющихся систем информационных и электронных образовательных ресурсов;

  • совершенствование основных подходов к отбору содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности в современных условиях ИКТ-насыщенного общества;

  • создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала личности;

  • объективизацию и автоматизацию процесса контроля качества усвоения учебного материала [13].

Процесс информатизации в организациях дошкольного образования определен требованиям современного быстро развивающегося общества, которому необходимо то, чтобы его члены были готовы к массовому внедрению ИКТ повсеместно. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование, компьютер должен быть в детском саду центром развивающей предметной среды, и рассматриваться не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всеохватывающая универсальная информационная система, способная соединить в себе различные направления образовательного воспитательного процесса.

В отличие от других образовательных этапов, в дошкольном образовании важнейшую роль играет характер взаимодействия педагога и воспитанника, которое происходит в специально-организованной предметно-развивающей среде [Согласно ФГОС ДО]. Использование средств ИКТ способно перестроить предметно-развивающую среду, дать ей дополнительные преимущества в расширении возможностей обучения и развития при условии сохранения здоровья воспитанника. Однако, поэтому для успешного осуществления информатизации предметно-развивающей среды для детей дошкольного возраста необходимо существенно перестроить всю организацию учебного процесса.

По мнению Т.А. Камаловой [1], для этого требуется:

  • непрерывно производить работу по оснащению аппаратными и программными средствами ИКТ организаций системы дошкольного образования, а также работу по своевременной модернизации уже имеющихся средств;

  • способствовать профессиональному росту и развитию педагогов в области использования ИКТ.

  • интегрировать ИКТ в процессы управления в ДОО, в процессы взаимодействия ДОО с другими образовательными учреждениями.

  • способствовать развитию новых форм взаимодействия педагогов с родителями детей.

  • - формировать представление об ИКТ как о факторе, способном повысить качество дошкольного образования, расширить спектр услуг, особенно в области дополнительного образования.

Если рассмотреть вопрос о программном обеспечении учебного процесса в ДОО, то перед педагогом возникает вопрос о выборе программ из множества разработанных. Так, существует более трехсот развивающих и обучающих компьютерных игр для детей дошкольного возраста, отвечающих современным психолого-педагогическим, эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям, которые с успехом применяются на практике, способствуя интеллектуальному, социальному и художественно-эстетическому развитию детей. Среди особенностей отечественных компьютерных программ для дошкольников, можно упомянуть их нацеленность на формирование у ребенка целостных представлений об окружающем мире, интереса к решению эвристических и игровых задач, а также умений решать подобные задачи. На современном этапе в дошкольных образовательных организациях широко используются демонстрационные наглядные материалы представленные детям при различных электронных устройств, работающий в комплексе с компьютером.

Следует отметить, несмотря на усилия что процесс информатизации в дошкольных организациях развивается медленно. Причины в недостаточно оснащенной материальной базе, недостаточном количестве мультимедийных материалов, отвечающих требованиям ФГОС дошкольного образования. Так же, требует усовершенствования и развития система подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов для работы в области информатизации дошкольного образования.

По мнению С.В. Корецкой [2], для успешного процесса информатизации дошкольного образования требуется выполнение двух условий: во-первых, расширение комплекса технических средств, которые будут способствовать созданию и работе многокомпонентной информационно-педагогической среды; во-вторых, - разработка и внедрение педагогических технологий, интегрированных со средствами ИКТ.

Использование информационных образовательных комплексов в ДОО возможно при соответствующем техническом оснащении [22, 3]:

1. В ДОО создается компьютерно-игровой комплекс (КИК), при использовании которого каждый ребенок вовлекается в диалог с компьютерным (виртуальным) персонажем, а педагог является наблюдателем и помощником при решении возникающих затруднений. Взаимодействие между детьми в рамках комплексного использования КИК возможно при наличии компьютерной сети. Такой вариант представляет оптимальные возможности для проведения мониторинга, индивидуальной диагностики состояния ребенка: ребенок может представить другим детям и родителям свои достижения, собранные в электронное или печатное портфолио. Однако, снижается социально-коммуникативная активность ребенка, что снижает эффективность процессов социализации.

2. Использование ноутбука с подгруппой детей для мотивирования детей средствами программного обеспечения, создающего презентации с анимацией, видео- и аудио- рядом. Моделирующие программы, установленные на ноутбуке будут способствовать провокации воспитанников к высказыванию предположений и проверке их истинности или ложности. В данном случае доступ к управлению ноутбуком осуществляется либо опосредованно через педагога (или эксперта среди детей), или в порядке очереди, согласно принятого в группе правила. Таким образом, дошкольники привыкают соблюдать правила, ошибаться и проверять различные варианты, развивают мыслительную деятельность. Педагог выступает равноправным партнером детей по игре, не оценивает детей (действия детей направляет и оценивает компьютерный персонаж).

3. Использование компьютера и монитора большого размера, проекционной системы (компьютер, проектор, экран), интерактивной доски. В таком случае возможна демонстрация на экране тематической презентации, совместная деятельность педагога и воспитанников по модификации содержания презентации или по созданию нового проекта (в случае применения интерактивной доски). При использовании игровых программ, демонстрирующихся через большой экран (не на интерактивной доске) дети могут самостоятельно управлять игрой, манипулировать предметами, используя средства управления компьютером (например, с помощью манипулятора «мышь») дети старшего возраста могут поочередно, с помощью мышки, участвовать в игре.

4. Наличие в ДОО виртуальной студии. Под виртуальной студией мы, вслед за Т.А. Камаловой [1], понимаем помещение, оснащенное аудиовизуальной техникой: ноутбуком (компьютером), проектором, интерактивной доской (для дошкольников необходима доска, действующая по нажатию пальцем, а не маркером). В настоящее время разработаны доски, реагирующие одновременно не на одно, а на два или три нажатия. Благодаря этому у доски могут работать одновременно три ребенка. Интерактивная доска в ДОО открывает новые возможности для организации совместной деятельности детей и педагога. Коллективное участие детей в игре способствует развитию коммуникативных и социальных навыков: помогает детям преодолеть свой эгоцентризм, учит действовать по правилам, прислушиваться к точке зрения другого, принимать самостоятельные решения, делать осознанный выбор. Интерактивная доска по своему прямому назначению может использоваться только с подгруппой детей, как визуальное средство - со всей группой дошкольников. Современные проекторы позволяют поддерживать высокое качество изображения. Благодаря красочной анимации, динамичности сюжета, интересным заданиям игра позволяет включить в мыслительную деятельность всю подгруппу детей, действовать на доске дети выходят по оговорённой очередности.

5. Наличие в ДОО единого информационно-развивающего пространства. В данном случае все компьютеры ДОО, предназначенные для работы с детьми, соединены в локальную сеть и поэтому все электронные образовательные средства доступны любому педагогу ДОО и могут им использоваться систематически в повседневной работе.

Решение нехватки технического оснащения ДОО позволит не только улучшить воспитательно-образовательный процесс, но и оптимизировать процесс контроля качества развития ребенка и освоения им образовательной программы, построить индивидуальный план развития.

Литература:

  1. Камалова Т.А. Использование ИКТ в условиях дошкольного образовательного учреждения. [Электронный ресурс]: ЦПКС ИМЦ Санкт-Петербурга - Режим доступа: cpks-kolpino.spb.ru/index.php

  2. Корецкая С. В. Использование информационно-коммуникативных технологий в ДОО для создания единой информационной среды. [Электронный ресурс]: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - Режим доступа: festival.1september.ru/articles/559339/


© 2010-2022