- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Перспективный план «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с социально-значимыми учреждениями и достопримечательными местами Советского района» в старшей группе
Перспективный план «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с социально-значимыми учреждениями и достопримечательными местами Советского района» в старшей группе
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Якушкина Н.П. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Перспективный план
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с социально-значимыми учреждениями и достопримечательными местами Советского района» в старшей группе
Подготовила: воспитатель Якушкина Н.П.
МБДОУ д/с № 122 «Лучистый»
Г.Брянск-2015 г.
Тема
Программные задачи
Пути достижения программных задач
Литература
Дидактические игры, схемы, модели
Литературно-художественный и музыкальный ряд
Сентябрь
1.Игра-путешествие «Широка страна моя родная»
Закреплять и расширять знания о родном городе, о столице страны: государственные символы, государственный язык, достопримечательности. Познакомить детей понятием столица. Воспитывать чувство патриотизма и любовь к Родине.
Обогащение словаря: столица, Родина, государственные символы: флаг, герб.
*Дидактическая игра
«Час пик»
Цель: учить детей ориентироваться по карте города с помощью опознавательных знаков.
* Дидактическая игра «Узнай наш флаг (герб)»
Цель: закрепить знания детей о государственном флаге (гербе), научить узнавать флаг (герб) России среди флагов (гербов) других стран.
* Чтение стихотворений о Брянске, о Родине
*Загадывание загадок о правилах дорожного движения.
*Рассматривание иллюстраций, фотографий достопримечательностями родного города, видами города, альбом «Моя Родина»
*А.Л.Ветохина "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста" стр. 45
2.Экскурсия по улицам праздничного города
Познакомить дошкольников со своей малой родиной, улицами, жилыми домами, достопримечательностями Брянска. Рассказать о дне освобождения Брянщины. Развивать чувство патриотизма. Чувство гордости за свой город.
Активизация словаря: родной город, малая Родина, Брянщина праздничная.
* Дидактическая игра «Моя улица»
Цель: закрепить знания о правилах дорожного движения
Дидактическая игра с использованием ИКТ «Назови улицу»
Цель: закрепить название улиц
*Чтение стихотворений о Брянске местных авторов.
*Загадывание загадок о транспорте, дорожном движении.
*А.Л.Ветохина "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста" стр.29
Октябрь
1. «Городские здания»
Познакомить детей с различными видами городских зданий, их назначением, объяснить, что дома бывают жилые и нежилые: этажность, номера, из чего построены. Познакомить детей с сооружениями культуры и досуга, их назначением. Закрепить навык безопасного перехода проезжей части дороги.
Обогащение словаря: многоэтажный дом, банк, художественный музей,
* Дидактическая игра
«Из чего построен дом»
Цель: закрепить знания детей о том, из чего строятся дома, обогащать словарь относительными прилагательными.
* Дидактическая игра «Как правильно»
Цель: используя макет улицы закрепить правила дорожного движения
* Дидактическое упражнение
«Светофор» Цель: закончи строчку.
* Чтение стихотворения С.Михалков «Шагая осторожно», И.Лешкевич «Светофор»
*Загадки про городские здания
*Рассматривание иллюстраций, фотографий городских зданий.
*Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр.33
*А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр.23-26
2. «Район, в котором ты живёшь»
Продолжать знакомить детей с историей и культурой родного города, района, улицы. Развивать символическую функцию мышления в процессе овладения элементами традиционной системы составления плана (условными обозначениями). Развивать умение наблюдать и описывать.
Обогащение словаря: карта-схема, район, модели (памятников, социальных объектов и тд.)
. Дидактическая игра « Прогулка по городу».
.Цель: закрепить знания детей об улицах ближайшего к детскому саду микрорайона и расположенных на них зданий.
Варианты игры:
1 вариант - «Найди улицу».
2 вариант - «Загадки на улицах города».
3 вариант - «Доберись до дома».
.4 вариант - «Подскажи дорогу».
.5 вариант - «Что перепутано?»
6 вариант - «Дополни картинку».
7 вариант - «Собери мозаику»
*Чтение стихотворения С.Сеньков », С.Петрушин *Рассматривание иллюстраций, репродукций Советского района.
*А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр. 112
Презентация «Достопримечательности Советского района г.Брянска»
3. Природа Брянского края роща «Соловьи»
Расширять представления детей о природе родного края о роще «Соловьи»., которая раскинулась рядом с Курганом Бессмертия. Одни связывают происхождение названия рощи с названием птицы СОЛОВЕЙ. Когда-то здесь водилось очень много соловьев. Еще есть легенда, что здесь когда-то обитал знаменитый Соловей-разбойник. От него и пошло название. Третье предание гласит, что в этом месте была через реку Десну переправа. А перевозом через неё занимался некто по прозвищу Соловей.. Роща «Соловьи» - уникальный дар природы, расположенный на высоком берегу Десны в черте города. .Воспитывать бережное отношение к природе, животным.
*Дидактическая игра
«Кто где живёт»
Цель: закрепить знание домашнего адреса.
*Дидактическая упражнение
« Знаешь ли ты»
Цель: поиск соответствующего понятия и построение фразы:
- кто разносит почту адресатам.
*Чтение стихотворений
*Загадывание загадок
Ноябрь
1. Экскурсия по знаменитым улицам на стенах зданий , которых находятся мемориальные доски в честь героев Советского Союза
. Познакомить с историей возникновения названий некоторых улиц, (героя Советского Союза Любезного Н.Ф.).мемориальные доски в честь героев Советского Союза военного летчика Пономарчука С.Е.,.Ракова В.С.) Развивать интерес к познанию Брянска. Воспитывать уважение и любовь к своему району.
Обогащение и активизация словаря: улица, переулок, тротуар.
Дидактическая игра «Что лишнее? »
Цель: Закреплять знания об архитектурных памятниках города. Учить, анализировать, развивать речь, доказывать, уметь обосновывать свой ответ.
* Чтение стихотворения Брянских поэтов о городе.
*Рассматривание иллюстраций, фотографий городских зданий.
*А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр. 48
2. «Брянск - город трудовой славы»
Расширять представления детей о достопримечательностях родного города о Монументе «Брянск - город трудовой славы».
Познакомить детей с предприятиями Советского района г. Брянска:
ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай»,
ОАО «Брянский гормолзавод». Рассматривание продукции, уточнение её назначения, важности в жизни
нашего города и его жителей. Учить понимать социальную значимость труда взрослых. Воспитывать уважение к людям любых профессий.
Обогащение словаря.
*Дидактическая игра «Кем быть»
Цель: закрепить знания детей о профессиях. Воспитывать уважение к людям труда.
«Делай как я» - этическая зарядка
Цель: развитие воображения, наблюдательности, эмпатии, выразительности движений. Дети, имитируют движения характерные для людей данной профессии.
*Дидактическая игра «Продукция предприятий нашего города»
Цель: закрепить знания детей о предприятиях Брянска и выпускаемой продукции.
*Дидактическая игра «Узнай на вкус»
Цель: различать некоторые сорта хлебобулочных изделий), молочной продукции (Творог,молоко, кефир «Детский», Биопродукт «бифилайф ( с различными наполнителями: шиповник-малина, чернослив).
*Чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?»
*Рассматривание иллюстраций. Фотографий с продукцией Брянских предприятий.
*Загадывание загадок о профессиях.
*Презентация о
ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай»,
ОАО «Брянский гормолзавод».
Декабрь
1Рассказ воспитателя о заводе «Брянский Арсенал»
Расширять представление детей о заводе «Брянский Арсенал».. Рассказать детям об истории завода, выпускаемой продукции, значении её для жителей города. Воспитывать любовь и уважение к своему городу, к людям разных профессий.
Обогащение словаря: завод, цех, дизель
*Дидактическое упражнение
«Какой машины не стало»
Цель: развитие памяти, закрепление названий дорожной техники
Игра «Собери картинку»
*Чтение стихотворения
*Рассматривание иллюстраций
*Презентация о заводе ОАО «Брянский Арсенал»
Январь
1. «Москва - столица нашей Родины»
Познакомить детей с главным городом России - Москвой. Формировать представление о Москве, как о столице нашей Родины, самом большом и красивом городе России, городе, в котором работает правительство РФ. Побуждать детей восхищаться красотой Москвы, интересоваться её историческим прошлым, современными достижениями. Воспитывать патриотические чувства.
Обогащение словаря: Россия, Москва, Кремль, столица, Царь-колокол, Царь-пушка.
*Дидактическое упражнение
« Назови, какой, какая?»
Цель: поиск соответствующих понятий. (Город Москва (какой?) - большой, красивый….)
* Дидактическое упражнение «Знаешь ли ты этот город»
Цель: поиск соответствующих понятий.
(Москва - столица чего?
Какая главная площадь Москвы?..)
*Чтение стихотворения Е.Карасёв «Город-герой»
*Рассматривание иллюстраций, открыток с видами Москвы
*Альбом «Моя столица»
* Слушание музыкальных произведений о Москве.
*А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр. 132
*Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр.80
2. «Мы - Россияне»
Сформировать в воображении детей образ Родины. Формировать у детей представление о России, как о родной стране, чувство любви к своей Родине. Закрепить название родной страны «Россия»
Активизация словаря: Россия, родина, столица.
Обогащение: россияне, Отчизна, гражданин.
* Дидактическая игра «Путешествие»
Цель: закрепить названия разных стран. Формировать представления о том, что мы живём в большом мире, где много разных стран.
*Дидактическая игра «Кто в какой стране живёт»
Цель: закрепить названия стран, населения этих стран. Формировать понятия , что мы Россияне и живём в России.
* Чтение стихотворения Т.Коти «Родина моя», В.Степанов «Необъятная страна», е. Трутнева «За мир, за детей»
*Поговорки и пословицы и Родине
*Рассматривание иллюстраций на тему «Народы мира»
*Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр. 87
3. «Россия - наша Родина»
Расширять знания детей о Родине, вызвать интерес к прошлому, настоящему, и будущему России. Формировать представления о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну. Познакомить детей с понятиями: «большая» и «малая» Родина.
Обогащение словаря: «большая и малая» Родина , президент, правительство.
* Дидактическое упражнение
«Назови ласково»
Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Дидактическое упражнение
«Один- много»
Цель: образование существительных множественного числа в именительных и родительных падежах.
*Используя карту-схему, с помощью условных обозначений отметить крупные города, реки, озёра России.
* Чтение стихотворения Р.Гамзатов «О Родине, только о Родине», в.Боков «Какая наша Родина»
*Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Наше Отечество»
*Рассматривание иллюстраций с видами разных городов России.
*Пословицы и поговорки о Родине.
*Л.Арефьева «Дидактические игры и упражнения» стр.115
*А.Л.Ветохина "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"стр. 33
Февраль
1. «Что такое героизм»
Рассказ воспитателя о
Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам, желание подражать им в ловкости и смелости, стремление быть похожими на них. Уточнить и расширить представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свой народ.
Обогащение словаря: героизм, патриотизм, защитники Отечества, герои, Великая Отечественная война.
Дидактическая игра «Знатоки города»
Цель: Закреплять знания детей о памятниках города Брянска, развивать память и воображение.
Используя карточки-схемы составить описательный рассказ о военной техники.
* Чтение стихотворений о войне. С.Чертков «Лётчик»
*Рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций о войне.
*Загадывание загадок о военной технике.
*Прослушивание музыки военных лет
2. «День защитников Отечества»
Формировать у детей патриотические чувства, продолжать знакомить дошкольников с героическими подвигами земляков в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать чувство уважения к защитникам Родины.
Активизация словаря: защитник, герой, Отечество, подвиг.
*Дидактическая игра
« Узнай по описанию»
Цель: закрепить знания детей о военных профессиях.
Используя карточки-схемы составить описательный рассказ о военной техники.
* Чтение стихотворений о войне З.Александрова «Дозор»
*Рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций о войне.
*Загадывание загадок о военной технике.
*Прослушивание музыки военных лет.
*А.Л.Ветохина "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста" стр.130
3. Экскурсия в сквер им. Гайдукова И.К. (рядом с ул. Красноармейской).
Формировать у детей патриотические чувства. Продолжать знакомить дошкольников с героическими подвигами земляков в годы Великой Отечественной войны: комиссаром партизанской бригады Гайдуковым И.К. Воспитывать чувство уважения к защитникам Родины.
Активизация словаря: герой, защитник Отечества,
*Дидактическая игра
« Угадай?»
Цель: расширить знания детей о военных профессиях.
*Чтение стихотворений о войне: А.Мелихов «Вечный огонь»
*Загадывание загадок о военной технике.
*А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр. 65
*Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр. 64
Март
1. «Мама - первое слово»
Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы, как самого доброго человека. Побуждать детей восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье. Воспитывать духовно-нравственные чувства.
Обогащение словаря: добрая, чуткая, милая, доброжелательная
*Дидактическое упражнение
«Назови ласково»
Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
*Дидактическое упражнение
«Какая моя мама»
Цель: в игровой форме побуждать детей высказывать свои мысли и чувства по отношению к маме.
*Дидактическое упражнение
«Назови чей?»
Цель: образование притяжательных прилагательных.
* Модель изображения лица человека «Фоторобот»
*Чтение стихотворения Я.Аким «Кто кому кто?», Г.Бойко «Для мамы»
*Рассматривание фотографий наших мам
*Пословицы и поговорки о семье.
*Музыка из мультфильмов на данную тему.
*Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр.100
2. Экскурсия в Брянский областной художественный музейно-выставочный зал
Познакомить детей со зданием музея, как архитектурным памятником. Рассказать о жизни и творчестве известных художников - наших земляков. Учить детей понимать основную идею произведения и его значимость в жизни людей. Выделять средства выразительности, используемые для отображения явлений общественной жизни. Воспитывать интерес к произведениям живописи, художественный вкус.
Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими, искусствоведческими терминами.
*Дидактическая игра
«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ САЛОН»
Цель: учить детей составлять рассказ по картине, выделять средства художественной выразительности.
*Дидактическое упражнение « Веди себя правильно»
Правила поведения в музее в виде пиктограмм.
*Чтение стихотворений И.Саксонская «Разговор о маме»
* *Л.Арефьева «Дидактические игры и упражнения» стр. 105
Апрель
1. Экскурсия в областную детскую библиотеку
Познакомить детей с общественными зданиями микрорайона, их назначением. Познакомить с историей возникновения книги, особенностями работы людей в библиотеке. Воспитывать бережное отношение к книге, уважение к труду работников библиотек.
Обогащение и активизация словаря: библиотека, абонемент, библиотекарь, читатели, иллюстрации, переплёт.
*Дидактическое упражнение
« Веди себя правильно»
Правила поведения в библиотек в виде пиктограмм.
*Чтение стихотворения В.Берестов «Как хорошо уметь читать»
*Загадывание загадок
*Рассматривание книг
* А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр. 107
*Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр.40
2. Рассматривание картины В.Васнецова «Русские Богатыри»
Познакомить детей с былинным жанром живописи, с великим полотном художника В.Васнецова, с именами русских богатырей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Учить выделять выразительные средства(цвет, передача настроения богатырей, изображение одежды, доспехов). Воспитывать гордость за русских защитников.
Активизация словаря: употребление слов, обозначающих оттенки цветов, употребление грамматически правильно составленных предложений.
Обогащение словаря: былина, богатырь, снаряжение, сказитель.
*Дидактическая игра
«Что нужно богатырю»
*АЛГОРИТМ «Последовательность рассматривания картины»
*Рассматривание репродукции картины В.Васнецова «Богатыри»
*Загадывание загадок.
*Музыка «Богатыри русские»
(сл.С.Намина,
муз. А.Пахмутовой) - аудиозапись.
*Чтение стихотворения А.Кушнера «О картинах»
*А.А.Грибовская "Ознакомление дошкольников с графикой и живописью" стр. 173
3. Итоговое занятие -викторина «Родной город»
Обобщить и систематизировать знания детей о Брянске, его улицах, зданиях, достопримечательностях. Воспитывать любовь и уважение к родному городу. Развивать любознательность, самостоятельность, умение работать в коллективе.
. Дидактическая игра « Прогулка по городу».
.Цель: закрепить знания детей об улицах ближайшего к детскому саду микрорайона и расположенных на них зданий.
Варианты игры:
1 вариант - «Найди улицу».
2 вариант - «Загадки на улицах города».
3 вариант - «Доберись до дома».
.4 вариант - «Подскажи дорогу».
.5 вариант - «Что перепутано?»
6 вариант - «Дополни картинку».
7 вариант - «Собери мозаику»
Рассматривание книг, альбомов с иллюстрациями о достопримечательностях города «Родной край»
Презентация «Самый лучший мой Брянск у десны»
*А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр.167
Май
1.Праздник
«День Победы»
2. Экскурсия в Брянский областной Дворец детского и юношеского творчества имени Ю. А. Гагарина
Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой родной город, свою Родину, свой народ. . Побуждать детей уважительно относиться к подвигу наших земляков во время Великой Отечественной войны.
Активизация обогащение словаря: День победы, солдаты, ветераны, подвиг, память народа, фронтовые треугольники.
Познакомить детей с ДДЮТ им. Ю. А. Гагарина - учреждением дополнительного образования детей с большим количеством детских творческих объединений, студий, художественных коллективов, объединений (кружков и секций): Школа раннего развития «Росток», Детская фольклорная школа «Калинушка», детский коллектив ансамбль танца «Юность»; с детскими объединениями: компьютерная школа для дошкольников «Умничка», «Самоделкин», «Эколог-краевед», «Планета Земля», «Азбука природы», «Компьютерный мир». С кружками: «Бисероплетение», «Мягкая игрушка», «Кройка и шитьё», «Изостудия», «Декоративная роспись», «Береста», «Фантазеры», «Вышивка» , «Литературные и настольные игры», «Подвижные игры», кукольный театр «Ириска», «Кукольная мастерская. Воспитывать у детей интерес к дополнительным занятиям по интересам, желание посещать кружки и секции.
Дидактическая игра «Знатоки города» по фрагменту открытки, фотографии узнать памятник и рассказать о нем. Цель: формировать умение собирать целостное изображение памятников годного города из разрезных картинок
*Чтение стихотворений О.Высотская «Майское утро», Е.Трутнева «Парад», В.Берестов «Мир на земле»
*Музыка Тухманов, Харитонов «День Победы» , Я.Френкель слова Р.Гамзатова «Журавли»,
*Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр.88
2. Экскурсия к памятному мемориалу «Лесные сараи»
Расширять представления детей о достопримечательностях родного города. Познакомить с памятным мемориалом «Лесные сараи», открытым в память погребенных на этом месте 17000 брянских жителей, военнопленных и замученных немецко-фашистскими оккупантами в 1941-1942гг. Формировать понимание значимости патриотического подвига всех граждан страны.
Дидактическая игра «Знатоки города» -по фрагменту открытки, фотографии узнать памятник и рассказать о нем.
Цель: формировать умение собирать целостное изображение памятников годного города из разрезных картинок. Развитие у детей логического мышления. Побуждать составлять описательные рассказы по картинке. Воспитывать чувство гордости за свой народ, совершивший подвиг во время Великой Отечественной войны и уважение к ветеранам.
*Чтение стихотворений о Великой Отечественной войне: Е.Благинина «Шинель»
*Возложение цветов к памятнику.