• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • Перспективный план «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с социально-значимыми учреждениями и достопримечательными местами Советского района» в старшей группе

Перспективный план «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с социально-значимыми учреждениями и достопримечательными местами Советского района» в старшей группе

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Перспективный план

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с социально-значимыми учреждениями и достопримечательными местами Советского района» в старшей группе



Подготовила: воспитатель Якушкина Н.П.

МБДОУ д/с № 122 «Лучистый»



Г.Брянск-2015 г.




Тема


Программные задачи

Пути достижения программных задач

Литература

Дидактические игры, схемы, модели

Литературно-художественный и музыкальный ряд

Сентябрь

1.Игра-путешествие «Широка страна моя родная»


Закреплять и расширять знания о родном городе, о столице страны: государственные символы, государственный язык, достопримечательности. Познакомить детей понятием столица. Воспитывать чувство патриотизма и любовь к Родине.

Обогащение словаря: столица, Родина, государственные символы: флаг, герб.

*Дидактическая игра

«Час пик»

Цель: учить детей ориентироваться по карте города с помощью опознавательных знаков.

* Дидактическая игра «Узнай наш флаг (герб)»

Цель: закрепить знания детей о государственном флаге (гербе), научить узнавать флаг (герб) России среди флагов (гербов) других стран.

* Чтение стихотворений о Брянске, о Родине

*Загадывание загадок о правилах дорожного движения.

*Рассматривание иллюстраций, фотографий достопримечательностями родного города, видами города, альбом «Моя Родина»

*А.Л.Ветохина "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста" стр. 45

2.Экскурсия по улицам праздничного города

Познакомить дошкольников со своей малой родиной, улицами, жилыми домами, достопримечательностями Брянска. Рассказать о дне освобождения Брянщины. Развивать чувство патриотизма. Чувство гордости за свой город.

Активизация словаря: родной город, малая Родина, Брянщина праздничная.

* Дидактическая игра «Моя улица»

Цель: закрепить знания о правилах дорожного движения

Дидактическая игра с использованием ИКТ «Назови улицу»

Цель: закрепить название улиц

*Чтение стихотворений о Брянске местных авторов.

*Загадывание загадок о транспорте, дорожном движении.

*А.Л.Ветохина "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста" стр.29

Октябрь

1. «Городские здания»

Познакомить детей с различными видами городских зданий, их назначением, объяснить, что дома бывают жилые и нежилые: этажность, номера, из чего построены. Познакомить детей с сооружениями культуры и досуга, их назначением. Закрепить навык безопасного перехода проезжей части дороги.

Обогащение словаря: многоэтажный дом, банк, художественный музей,


* Дидактическая игра

«Из чего построен дом»

Цель: закрепить знания детей о том, из чего строятся дома, обогащать словарь относительными прилагательными.

* Дидактическая игра «Как правильно»

Цель: используя макет улицы закрепить правила дорожного движения

* Дидактическое упражнение

«Светофор» Цель: закончи строчку.


* Чтение стихотворения С.Михалков «Шагая осторожно», И.Лешкевич «Светофор»

*Загадки про городские здания

*Рассматривание иллюстраций, фотографий городских зданий.

*Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр.33

*А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр.23-26

2. «Район, в котором ты живёшь»


Продолжать знакомить детей с историей и культурой родного города, района, улицы. Развивать символическую функцию мышления в процессе овладения элементами традиционной системы составления плана (условными обозначениями). Развивать умение наблюдать и описывать.

Обогащение словаря: карта-схема, район, модели (памятников, социальных объектов и тд.)

. Дидактическая игра « Прогулка по городу».

.Цель: закрепить знания детей об улицах ближайшего к детскому саду микрорайона и расположенных на них зданий.

Варианты игры:

1 вариант - «Найди улицу».

2 вариант - «Загадки на улицах города».

3 вариант - «Доберись до дома».

.4 вариант - «Подскажи дорогу».

.5 вариант - «Что перепутано?»

6 вариант - «Дополни картинку».

7 вариант - «Собери мозаику»


*Чтение стихотворения С.Сеньков », С.Петрушин *Рассматривание иллюстраций, репродукций Советского района.

*А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр. 112

Презентация «Достопримечательности Советского района г.Брянска»


3. Природа Брянского края роща «Соловьи»

Расширять представления детей о природе родного края о роще «Соловьи»., которая раскинулась рядом с Курганом Бессмертия. Одни связывают происхождение названия рощи с названием птицы СОЛОВЕЙ. Когда-то здесь водилось очень много соловьев. Еще есть легенда, что здесь когда-то обитал знаменитый Соловей-разбойник. От него и пошло название. Третье предание гласит, что в этом месте была через реку Десну переправа. А перевозом через неё занимался некто по прозвищу Соловей.. Роща «Соловьи» - уникальный дар природы, расположенный на высоком берегу Десны в черте города. .Воспитывать бережное отношение к природе, животным.

*Дидактическая игра

«Кто где живёт»

Цель: закрепить знание домашнего адреса.

*Дидактическая упражнение

« Знаешь ли ты»

Цель: поиск соответствующего понятия и построение фразы:

- кто разносит почту адресатам.

*Чтение стихотворений

*Загадывание загадок

Ноябрь

1. Экскурсия по знаменитым улицам на стенах зданий , которых находятся мемориальные доски в честь героев Советского Союза

. Познакомить с историей возникновения названий некоторых улиц, (героя Советского Союза Любезного Н.Ф.).мемориальные доски в честь героев Советского Союза военного летчика Пономарчука С.Е.,.Ракова В.С.) Развивать интерес к познанию Брянска. Воспитывать уважение и любовь к своему району.

Обогащение и активизация словаря: улица, переулок, тротуар.

Дидактическая игра «Что лишнее? »

Цель: Закреплять знания об архитектурных памятниках города. Учить, анализировать, развивать речь, доказывать, уметь обосновывать свой ответ.

* Чтение стихотворения Брянских поэтов о городе.

*Рассматривание иллюстраций, фотографий городских зданий.


*А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр. 48


2. «Брянск - город трудовой славы»

Расширять представления детей о достопримечательностях родного города о Монументе «Брянск - город трудовой славы».

Познакомить детей с предприятиями Советского района г. Брянска:

ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай»,

ОАО «Брянский гормолзавод». Рассматривание продукции, уточнение её назначения, важности в жизни

нашего города и его жителей. Учить понимать социальную значимость труда взрослых. Воспитывать уважение к людям любых профессий.

Обогащение словаря.

*Дидактическая игра «Кем быть»

Цель: закрепить знания детей о профессиях. Воспитывать уважение к людям труда.

«Делай как я» - этическая зарядка

Цель: развитие воображения, наблюдательности, эмпатии, выразительности движений. Дети, имитируют движения характерные для людей данной профессии.

*Дидактическая игра «Продукция предприятий нашего города»

Цель: закрепить знания детей о предприятиях Брянска и выпускаемой продукции.

*Дидактическая игра «Узнай на вкус»

Цель: различать некоторые сорта хлебобулочных изделий), молочной продукции (Творог,молоко, кефир «Детский», Биопродукт «бифилайф ( с различными наполнителями: шиповник-малина, чернослив).

*Чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?»

*Рассматривание иллюстраций. Фотографий с продукцией Брянских предприятий.

*Загадывание загадок о профессиях.


*Презентация о

ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай»,

ОАО «Брянский гормолзавод».

Декабрь

1Рассказ воспитателя о заводе «Брянский Арсенал»

Расширять представление детей о заводе «Брянский Арсенал».. Рассказать детям об истории завода, выпускаемой продукции, значении её для жителей города. Воспитывать любовь и уважение к своему городу, к людям разных профессий.

Обогащение словаря: завод, цех, дизель

*Дидактическое упражнение

«Какой машины не стало»

Цель: развитие памяти, закрепление названий дорожной техники

Игра «Собери картинку»

*Чтение стихотворения

*Рассматривание иллюстраций


*Презентация о заводе ОАО «Брянский Арсенал»

Январь

1. «Москва - столица нашей Родины»


Познакомить детей с главным городом России - Москвой. Формировать представление о Москве, как о столице нашей Родины, самом большом и красивом городе России, городе, в котором работает правительство РФ. Побуждать детей восхищаться красотой Москвы, интересоваться её историческим прошлым, современными достижениями. Воспитывать патриотические чувства.

Обогащение словаря: Россия, Москва, Кремль, столица, Царь-колокол, Царь-пушка.

*Дидактическое упражнение

« Назови, какой, какая?»

Цель: поиск соответствующих понятий. (Город Москва (какой?) - большой, красивый….)

* Дидактическое упражнение «Знаешь ли ты этот город»

Цель: поиск соответствующих понятий.

(Москва - столица чего?

Какая главная площадь Москвы?..)

*Чтение стихотворения Е.Карасёв «Город-герой»

*Рассматривание иллюстраций, открыток с видами Москвы

*Альбом «Моя столица»

* Слушание музыкальных произведений о Москве.

*А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр. 132

*Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр.80


2. «Мы - Россияне»

Сформировать в воображении детей образ Родины. Формировать у детей представление о России, как о родной стране, чувство любви к своей Родине. Закрепить название родной страны «Россия»

Активизация словаря: Россия, родина, столица.

Обогащение: россияне, Отчизна, гражданин.

* Дидактическая игра «Путешествие»

Цель: закрепить названия разных стран. Формировать представления о том, что мы живём в большом мире, где много разных стран.

*Дидактическая игра «Кто в какой стране живёт»

Цель: закрепить названия стран, населения этих стран. Формировать понятия , что мы Россияне и живём в России.

* Чтение стихотворения Т.Коти «Родина моя», В.Степанов «Необъятная страна», е. Трутнева «За мир, за детей»

*Поговорки и пословицы и Родине

*Рассматривание иллюстраций на тему «Народы мира»


*Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр. 87

3. «Россия - наша Родина»

Расширять знания детей о Родине, вызвать интерес к прошлому, настоящему, и будущему России. Формировать представления о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну. Познакомить детей с понятиями: «большая» и «малая» Родина.

Обогащение словаря: «большая и малая» Родина , президент, правительство.

* Дидактическое упражнение

«Назови ласково»

Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Дидактическое упражнение

«Один- много»

Цель: образование существительных множественного числа в именительных и родительных падежах.

*Используя карту-схему, с помощью условных обозначений отметить крупные города, реки, озёра России.

* Чтение стихотворения Р.Гамзатов «О Родине, только о Родине», в.Боков «Какая наша Родина»

*Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Наше Отечество»

*Рассматривание иллюстраций с видами разных городов России.

*Пословицы и поговорки о Родине.

*Л.Арефьева «Дидактические игры и упражнения» стр.115

*А.Л.Ветохина "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"стр. 33

Февраль

1. «Что такое героизм»

Рассказ воспитателя о

Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам, желание подражать им в ловкости и смелости, стремление быть похожими на них. Уточнить и расширить представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свой народ.

Обогащение словаря: героизм, патриотизм, защитники Отечества, герои, Великая Отечественная война.

Дидактическая игра «Знатоки города»

Цель: Закреплять знания детей о памятниках города Брянска, развивать память и воображение.

Используя карточки-схемы составить описательный рассказ о военной техники.

* Чтение стихотворений о войне. С.Чертков «Лётчик»

*Рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций о войне.

*Загадывание загадок о военной технике.

*Прослушивание музыки военных лет

2. «День защитников Отечества»

Формировать у детей патриотические чувства, продолжать знакомить дошкольников с героическими подвигами земляков в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать чувство уважения к защитникам Родины.

Активизация словаря: защитник, герой, Отечество, подвиг.

*Дидактическая игра

« Узнай по описанию»

Цель: закрепить знания детей о военных профессиях.

Используя карточки-схемы составить описательный рассказ о военной техники.

* Чтение стихотворений о войне З.Александрова «Дозор»

*Рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций о войне.

*Загадывание загадок о военной технике.

*Прослушивание музыки военных лет.

*А.Л.Ветохина "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста" стр.130

3. Экскурсия в сквер им. Гайдукова И.К. (рядом с ул. Красноармейской).

Формировать у детей патриотические чувства. Продолжать знакомить дошкольников с героическими подвигами земляков в годы Великой Отечественной войны: комиссаром партизанской бригады Гайдуковым И.К. Воспитывать чувство уважения к защитникам Родины.

Активизация словаря: герой, защитник Отечества,

*Дидактическая игра

« Угадай?»

Цель: расширить знания детей о военных профессиях.

*Чтение стихотворений о войне: А.Мелихов «Вечный огонь»

*Загадывание загадок о военной технике.

*А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр. 65

*Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр. 64

Март

1. «Мама - первое слово»

Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы, как самого доброго человека. Побуждать детей восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье. Воспитывать духовно-нравственные чувства.

Обогащение словаря: добрая, чуткая, милая, доброжелательная

*Дидактическое упражнение

«Назови ласково»

Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

*Дидактическое упражнение

«Какая моя мама»

Цель: в игровой форме побуждать детей высказывать свои мысли и чувства по отношению к маме.

*Дидактическое упражнение

«Назови чей?»

Цель: образование притяжательных прилагательных.

* Модель изображения лица человека «Фоторобот»

*Чтение стихотворения Я.Аким «Кто кому кто?», Г.Бойко «Для мамы»

*Рассматривание фотографий наших мам

*Пословицы и поговорки о семье.

*Музыка из мультфильмов на данную тему.


*Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр.100

2. Экскурсия в Брянский областной художественный музейно-выставочный зал

Познакомить детей со зданием музея, как архитектурным памятником. Рассказать о жизни и творчестве известных художников - наших земляков. Учить детей понимать основную идею произведения и его значимость в жизни людей. Выделять средства выразительности, используемые для отображения явлений общественной жизни. Воспитывать интерес к произведениям живописи, художественный вкус.

Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими, искусствоведческими терминами.

*Дидактическая игра

«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ САЛОН»

Цель: учить детей составлять рассказ по картине, выделять средства художественной выразительности.

*Дидактическое упражнение « Веди себя правильно»

Правила поведения в музее в виде пиктограмм.


*Чтение стихотворений И.Саксонская «Разговор о маме»


* *Л.Арефьева «Дидактические игры и упражнения» стр. 105

Апрель

1. Экскурсия в областную детскую библиотеку

Познакомить детей с общественными зданиями микрорайона, их назначением. Познакомить с историей возникновения книги, особенностями работы людей в библиотеке. Воспитывать бережное отношение к книге, уважение к труду работников библиотек.

Обогащение и активизация словаря: библиотека, абонемент, библиотекарь, читатели, иллюстрации, переплёт.


*Дидактическое упражнение

« Веди себя правильно»

Правила поведения в библиотек в виде пиктограмм.


*Чтение стихотворения В.Берестов «Как хорошо уметь читать»

*Загадывание загадок

*Рассматривание книг


* А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр. 107

*Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр.40

2. Рассматривание картины В.Васнецова «Русские Богатыри»


Познакомить детей с былинным жанром живописи, с великим полотном художника В.Васнецова, с именами русских богатырей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Учить выделять выразительные средства(цвет, передача настроения богатырей, изображение одежды, доспехов). Воспитывать гордость за русских защитников.

Активизация словаря: употребление слов, обозначающих оттенки цветов, употребление грамматически правильно составленных предложений.

Обогащение словаря: былина, богатырь, снаряжение, сказитель.

*Дидактическая игра

«Что нужно богатырю»

*АЛГОРИТМ «Последовательность рассматривания картины»

*Рассматривание репродукции картины В.Васнецова «Богатыри»

*Загадывание загадок.

*Музыка «Богатыри русские»

(сл.С.Намина,

муз. А.Пахмутовой) - аудиозапись.

*Чтение стихотворения А.Кушнера «О картинах»

*А.А.Грибовская "Ознакомление дошкольников с графикой и живописью" стр. 173


3. Итоговое занятие -викторина «Родной город»

Обобщить и систематизировать знания детей о Брянске, его улицах, зданиях, достопримечательностях. Воспитывать любовь и уважение к родному городу. Развивать любознательность, самостоятельность, умение работать в коллективе.


. Дидактическая игра « Прогулка по городу».

.Цель: закрепить знания детей об улицах ближайшего к детскому саду микрорайона и расположенных на них зданий.

Варианты игры:

1 вариант - «Найди улицу».

2 вариант - «Загадки на улицах города».

3 вариант - «Доберись до дома».

.4 вариант - «Подскажи дорогу».

.5 вариант - «Что перепутано?»

6 вариант - «Дополни картинку».

7 вариант - «Собери мозаику»

Рассматривание книг, альбомов с иллюстрациями о достопримечательностях города «Родной край»

Презентация «Самый лучший мой Брянск у десны»

*А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр.167

Май

1.Праздник

«День Победы»


2. Экскурсия в Брянский областной Дворец детского и юношеского творчества имени Ю. А. Гагарина

Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой родной город, свою Родину, свой народ. . Побуждать детей уважительно относиться к подвигу наших земляков во время Великой Отечественной войны.

Активизация обогащение словаря: День победы, солдаты, ветераны, подвиг, память народа, фронтовые треугольники.

Познакомить детей с ДДЮТ им. Ю. А. Гагарина - учреждением дополнительного образования детей с большим количеством детских творческих объединений, студий, художественных коллективов, объединений (кружков и секций): Школа раннего развития «Росток», Детская фольклорная школа «Калинушка», детский коллектив ансамбль танца «Юность»; с детскими объединениями: компьютерная школа для дошкольников «Умничка», «Самоделкин», «Эколог-краевед», «Планета Земля», «Азбука природы», «Компьютерный мир». С кружками: «Бисероплетение», «Мягкая игрушка», «Кройка и шитьё», «Изостудия», «Декоративная роспись», «Береста», «Фантазеры», «Вышивка» , «Литературные и настольные игры», «Подвижные игры», кукольный театр «Ириска», «Кукольная мастерская. Воспитывать у детей интерес к дополнительным занятиям по интересам, желание посещать кружки и секции.

Дидактическая игра «Знатоки города» по фрагменту открытки, фотографии узнать памятник и рассказать о нем. Цель: формировать умение собирать целостное изображение памятников годного города из разрезных картинок

*Чтение стихотворений О.Высотская «Майское утро», Е.Трутнева «Парад», В.Берестов «Мир на земле»

*Музыка Тухманов, Харитонов «День Победы» , Я.Френкель слова Р.Гамзатова «Журавли»,

*Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр.88

2. Экскурсия к памятному мемориалу «Лесные сараи»

Расширять представления детей о достопримечательностях родного города. Познакомить с памятным мемориалом «Лесные сараи», открытым в память погребенных на этом месте 17000 брянских жителей, военнопленных и замученных немецко-фашистскими оккупантами в 1941-1942гг. Формировать понимание значимости патриотического подвига всех граждан страны.


Дидактическая игра «Знатоки города» -по фрагменту открытки, фотографии узнать памятник и рассказать о нем.

Цель: формировать умение собирать целостное изображение памятников годного города из разрезных картинок. Развитие у детей логического мышления. Побуждать составлять описательные рассказы по картинке. Воспитывать чувство гордости за свой народ, совершивший подвиг во время Великой Отечественной войны и уважение к ветеранам.

*Чтение стихотворений о Великой Отечественной войне: Е.Благинина «Шинель»

*Возложение цветов к памятнику.















© 2010-2022