Коррекционная работа с детьми ОВЗ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Семинар-практикум для педагогов

«Коррекционно-развивающая
деятельность с детьми ОВЗ»





















Цель: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Предварительная работа: изучение методической литературы по данной теме, изготовление дидактический пособий, создание картотек игр для детей с ОВЗ.

Ход проведения:

I часть (теоретическая)

Согласно ФГТ, содержание коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание им помощи в освоении общеобразовательной программы.

Содержание коррекционной работы должно обеспечивать:

  • выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

  • осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

  • возможность освоения детьми с ОВЗ общеобразовательной программы и их интеграцию в образовательном учреждении.

Решение обозначенных целей и задач может быть связано с организацией системы коррекционной работы в рамках общеобразовательной программы.

Коррекционная работа должна включать в себя перечень, содержание и план реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими общеобразовательной программы, предусматривающих в том числе:

    • описание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;

  • описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ.

В содержании коррекционной работы должно быть отражено взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательного учреждения (музыкального руководителя, воспитателя, специалистов), специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям с ОВЗ.

В коррекционо-развивающей деятельности используются 5 видов игр:

1. Игры на развитие слуховых ориентировочных реакций;

2. Игры на развитие понимания речи;

3. Сенсорные игры;

4. Игры на развитие моторики, действий с предметами, конструктивной деятельности;

5. Игры с водой, песком;

6. Игры на развитие психических процессов (мышление, память, внимание, восприятие).

Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как игра повышает умственную активность ребенка, именно в игре развиваются основные психические функции (воображение, мышление, память, внимание, речь), навыки общения, эмоционально-волевая сфера.

Остановимся по подробнее на видах игр:

  1. Игры на развитие слуховых реакций: «Узнай по звуку», «Где звучит игрушка?», «Кто внимательный?»

  2. Игры на развитие понимания речи: «Где машина?», «Делай как я», «Поручение»

  3. Сенсорные игры: для детей с ограниченными возможностями здоровья нужны, в первую очередь, познавательные игрушки, которые расширяют границы интеллектуальных возможностей малыша, формируют определенные умения и навыки. Они довольно широко представлены на современном рынке игровых пособий. Это всевозможные шнуровки, пирамидки и подобные им игры для нанизывания форм с различными отверстиями; матрешки, стаканчики, коробочки, бочонки и другие наборы однородных предметов разной величины и цвета для сравнения; варианты игр с целью присоединения их элементов с помощью липучек, шнурков, пуговиц, кнопок, как например «Чудо-кубик»; кубики с нанесенным на них изображением и разрезные картинки из 2, 3, 4 частей; разнообразные вкладыши, мозаики, пособия типа "Почтового ящика", доски с углублениями для вкладывания различных форм и предметов в соответствующие отверстия или рамки.

  4. Игры на развитие моторики, действий с предметами, конструктивной деятельности:

Особое место в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, имеют настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, лото, домино; карточки, предназначенные для классификации, выкладывания последовательностей и др.). Сюда же можно отнести и конструкторы. Эта игра не только увлекательна, но и весьма полезна. Когда малыш строит, он ориентируется на некоторый образ, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение. Конструируя что-то, т.е. соединяя части друг с другом, ребенок подстраивает свою руку к деталям конструктора, благодаря чему развивается ручная ловкость и мелкая моторика. Кроме того, добиваясь определенного результата, он развивает целенаправленность собственных действий.

Причем следует отметить, что игры с разнообразным строительным материалом полезны как мальчикам, так и девочкам.

Для игр можно использовать и бытовые предметы, например, прищепки:

  • Прикрепите прищепки к одежде малыша, попросите его снять их.

  • Вырежьте из картона зелёный треугольник, предложите ребенку надеть ёлочке "иголочки", вырежете солнышко, предложите добавить лучики.

  • Прищепки можно цеплять к подходящим пластиковым мискам, банкам, стаканам, металлическим банкам от кофе, сушилкам для белья.

  • Натяните веревку, повесьте кукольную одежду, платочки, закрепите их прищепками.

  • К палочке привяжите шнурок с магнитом на конце или купите игрушечную удочку. Налейте в тазик воду, бросьте в нее прищепки и ловите их магнитом.

  1. Детям ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой и песком, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения.

В песочной терапии используются игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Например «Отпечатки наших рук», «Что спрятано в песке?», «Испечём оладушки».

Используются различные музыкальные и изобразительные средства:

Рисование: карандашами, красками с использованием нетрадиционных видов: при помощи пальчиков, кулачков, ладоней в сопровождение музыки: детские песенки, звуки природы, классические произведения

Кроме этого, в работе с детьми используются инновации, это мультимедийные презентации. Используются такие презентации, как «Классификации чувств», «Знакомство с цветом», «Давайте посчитаем», «В гостях у сказки». С помощью одних презентаций идёт ознакомление с помощью других закрепление полученных знаний.

  1. Для развития психических процессов используются такие игры как «Повтори за мной», «Что лишнее», «Чего не хватает», «Запомни», «Что исчезло», «Что изменилось» и т.д.

I I часть (практическая)

Демонстрация методических пособий и дидактических игр для работы с детьми ОВЗ.



© 2010-2022