- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Коррекционная работа с детьми ОВЗ
Коррекционная работа с детьми ОВЗ
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Скиданова Т.В. |
Дата | 30.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Семинар-практикум для педагогов
«Коррекционно-развивающая
деятельность с детьми ОВЗ»
Цель: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Предварительная работа: изучение методической литературы по данной теме, изготовление дидактический пособий, создание картотек игр для детей с ОВЗ.
Ход проведения:
I часть (теоретическая)
Согласно ФГТ, содержание коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание им помощи в освоении общеобразовательной программы.
Содержание коррекционной работы должно обеспечивать:
-
выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
-
осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
-
возможность освоения детьми с ОВЗ общеобразовательной программы и их интеграцию в образовательном учреждении.
Решение обозначенных целей и задач может быть связано с организацией системы коррекционной работы в рамках общеобразовательной программы.
Коррекционная работа должна включать в себя перечень, содержание и план реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими общеобразовательной программы, предусматривающих в том числе:
-
-
описание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;
-
-
описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ.
В содержании коррекционной работы должно быть отражено взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательного учреждения (музыкального руководителя, воспитателя, специалистов), специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям с ОВЗ.
В коррекционо-развивающей деятельности используются 5 видов игр:
1. Игры на развитие слуховых ориентировочных реакций;
2. Игры на развитие понимания речи;
3. Сенсорные игры;
4. Игры на развитие моторики, действий с предметами, конструктивной деятельности;
5. Игры с водой, песком;
6. Игры на развитие психических процессов (мышление, память, внимание, восприятие).
Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как игра повышает умственную активность ребенка, именно в игре развиваются основные психические функции (воображение, мышление, память, внимание, речь), навыки общения, эмоционально-волевая сфера.
Остановимся по подробнее на видах игр:
-
Игры на развитие слуховых реакций: «Узнай по звуку», «Где звучит игрушка?», «Кто внимательный?»
-
Игры на развитие понимания речи: «Где машина?», «Делай как я», «Поручение»
-
Сенсорные игры: для детей с ограниченными возможностями здоровья нужны, в первую очередь, познавательные игрушки, которые расширяют границы интеллектуальных возможностей малыша, формируют определенные умения и навыки. Они довольно широко представлены на современном рынке игровых пособий. Это всевозможные шнуровки, пирамидки и подобные им игры для нанизывания форм с различными отверстиями; матрешки, стаканчики, коробочки, бочонки и другие наборы однородных предметов разной величины и цвета для сравнения; варианты игр с целью присоединения их элементов с помощью липучек, шнурков, пуговиц, кнопок, как например «Чудо-кубик»; кубики с нанесенным на них изображением и разрезные картинки из 2, 3, 4 частей; разнообразные вкладыши, мозаики, пособия типа "Почтового ящика", доски с углублениями для вкладывания различных форм и предметов в соответствующие отверстия или рамки.
-
Игры на развитие моторики, действий с предметами, конструктивной деятельности:
Особое место в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, имеют настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, лото, домино; карточки, предназначенные для классификации, выкладывания последовательностей и др.). Сюда же можно отнести и конструкторы. Эта игра не только увлекательна, но и весьма полезна. Когда малыш строит, он ориентируется на некоторый образ, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение. Конструируя что-то, т.е. соединяя части друг с другом, ребенок подстраивает свою руку к деталям конструктора, благодаря чему развивается ручная ловкость и мелкая моторика. Кроме того, добиваясь определенного результата, он развивает целенаправленность собственных действий.
Причем следует отметить, что игры с разнообразным строительным материалом полезны как мальчикам, так и девочкам.
Для игр можно использовать и бытовые предметы, например, прищепки:
-
Прикрепите прищепки к одежде малыша, попросите его снять их.
-
Вырежьте из картона зелёный треугольник, предложите ребенку надеть ёлочке "иголочки", вырежете солнышко, предложите добавить лучики.
-
Прищепки можно цеплять к подходящим пластиковым мискам, банкам, стаканам, металлическим банкам от кофе, сушилкам для белья.
-
Натяните веревку, повесьте кукольную одежду, платочки, закрепите их прищепками.
-
К палочке привяжите шнурок с магнитом на конце или купите игрушечную удочку. Налейте в тазик воду, бросьте в нее прищепки и ловите их магнитом.
-
Детям ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой и песком, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения.
В песочной терапии используются игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Например «Отпечатки наших рук», «Что спрятано в песке?», «Испечём оладушки».
Используются различные музыкальные и изобразительные средства:
Рисование: карандашами, красками с использованием нетрадиционных видов: при помощи пальчиков, кулачков, ладоней в сопровождение музыки: детские песенки, звуки природы, классические произведения
Кроме этого, в работе с детьми используются инновации, это мультимедийные презентации. Используются такие презентации, как «Классификации чувств», «Знакомство с цветом», «Давайте посчитаем», «В гостях у сказки». С помощью одних презентаций идёт ознакомление с помощью других закрепление полученных знаний.
-
Для развития психических процессов используются такие игры как «Повтори за мной», «Что лишнее», «Чего не хватает», «Запомни», «Что исчезло», «Что изменилось» и т.д.
I I часть (практическая)
Демонстрация методических пособий и дидактических игр для работы с детьми ОВЗ.