Рабочая программа логопеда на год

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа логопеда на годРабочая программа логопеда на годРабочая программа логопеда на годРабочая программа логопеда на годРабочая программа логопеда на годРабочая программа логопеда на годРабочая программа логопеда на годРабочая программа логопеда на годРабочая программа логопеда на годРабочая программа логопеда на годРабочая программа логопеда на годРабочая программа логопеда на годРабочая программа логопеда на годРабочая программа логопеда на годРабочая программа логопеда на годРабочая программа логопеда на годРабочая программа логопеда на годРабочая программа логопеда на годРабочая программа логопеда на годРабочая программа логопеда на годРабочая программа логопеда на годРабочая программа логопеда на годРабочая программа логопеда на годРабочая программа логопеда на годРабочая программа логопеда на годРабочая программа логопеда на годРабочая программа логопеда на годРабочая программа логопеда на годРабочая программа логопеда на годРабочая программа логопеда на годРабочая программа логопеда на годРабочая программа логопеда на годРабочая программа логопеда на годРабочая программа логопеда на годРабочая программа логопеда на годПринято Утверждаю

на заседании Заведующий МАДОУ№ 19

педагогического совета р.п. Приютово

протокол № ___________ ______ З.Д.Филиппова

от «___»________ 2014 г.

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

В ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУППАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

детский сад комбинированного вида № 19 «Звёздочка»

р.п. Приютово муниципального района Белебеевский район

Республики Башкортостан

Составитель: учитель-логопед Евсеева О.Н.


р.п. Приютово

Оглавление

Введение 3

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка 4

Цели и задачи реализации Программы

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 5

1.1.3. Возрастные особенности ребенка 6 1.2.Планируемые результаты 8

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 22 2.1.Задачи модулей:

3. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ 27

3.1. Модель организации коррекционно-образовательного процесса

3.2. Формы и средства организации образовательной деятельности 28

3.3. Направления работы 29

4. ОПИСАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 30

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

4.1Требования к условиям реализации программы

4.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 31

4.3. Модель и системы взаимодействия коррекционно-образовательного процесса 33

4.4. Модель организации образовательной деятельности 36

5. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ 47

6. Заключение 49

7. Библиография 50

ВВЕДЕНИЕ

Рабочая программа составлена для организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в группе, имеющей речевой профиль «Общее недоразвитие речи».

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников определяется четырьмя уровнями речевого развития и может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.).

Рабочая программа построена на основании нормативно-правовых документов:

- Законом Российской Федерации от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании»;

- Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 27.10.2011г № 2562. (зарегистрирован в Минюсте России 18.01.2012г. регистрационный № 22946) вступил в силу с 01.05.2012г;

- Уставом МАДОУ

- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

-Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»;

-Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011г. № 174;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

- Письмо Министерства образования России от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах» (о продолжительности рабочего дня учителя-логопеда) с. 137 - 140.

- Федеральный закон «Об образовании» от 10.07.92 г. № 3266 - 1 с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законам.

- Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г.

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» №124-ФЗ от 24.07.1998.

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Постановление правительства РФ №666 от 12.09.2008г.

- Письмо Министерство образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого - медико- педагогическом консилиуме

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации(Минобрнауки России) г. Москва

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Рабочая Программа представляет собой интеграцию общеобразовательной программы под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, авторской Программы Н. В. Нищевой и личного опыта работы учителя-логопеда Евсеевой О.Н.

Основной целью представленной Программы является создание благоприятных условий для эффективного планирования и организации коррекционно-логопедического процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы

Цели

Организация эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации речевого недоразвития у детей; способствующих развитию личности ребёнка, эффективному усвоению ими содержания образования.

Задачи

1.Развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических компонентов.

2.Развитие речевого дыхания.

3.Практическое овладение воспитанниками нормами речи: правильным произношением всех

звуков родного языка в соответствии с возрастными возможностями, умение различать звуки

по артикуляционным и акустическим признакам, самостоятельное выполнение звукового

анализа и синтеза слов разной слоговой структуры;

4.Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков,

звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность

осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку

слова).

5. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации

фонем и установлению звуковой структуры слова).

6. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.

7. Формирование грамматического строя речи.

8. Развитие связной речи старших дошкольников.

9. Развитие коммуникативности, успешности в общении.

10.Развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми, как социализация

ребенка: применять слова всех частей речи, использовать фразы различной конструкции,

самостоятельно рассказывать, выражать свои мысли;

11. формирование компонентов устной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности через включение родителей в коррекционно-образовательный процесс и взаимодействие специалистов ДОУ (учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя).

12. Развитие детей с общими нарушениями речи и обеспечение коррекции данных нарушений, с

учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

  1. принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия - с другой;

  2. принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;


  1. принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;

  2. принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;

  3. принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;

  4. принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;

  5. принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

  6. учет преемственности между всеми возрастными дошкольными группами, между детским садом и начальной школой;

  7. учет возрастных особенностей, индивидуальных потребностей ребенка

  8. учет индивидуального развития речи ребенка при организации коррекционно-развивающей работы.

1.1.3. Возрастные особенности ребенка

а) ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ, 6 ГОД ЖИЗНИ)

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохраненным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Речевая недостаточность у дошкольников может варьировать от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В соответствии с этим принято условное деление на уровни речевого развития, при которых общим является значительное отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизм, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия. Степень выраженности названных отклонений различна.

Основной контингент дошкольников в логопедических группах для детей с ОНР имеет III уровень речевого развития.

III уровень речевого развития детей характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети могут более свободно общаться с окружающими, но продолжают нуждаться в помощи родителей (воспитателей), вносящих в их речь соответствующие пояснения, т. к. самостоятельное общение является для них затрудненным.Звуки, которые дети умеют правильно произносить изолированно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко. При этом характерным является ряд моментов:

Уровень фонематического восприятия детей находится в определенной зависимости от выраженности лексико-грамматического недоразвития речи. Диагностическим показателем речи детей описываемого уровня является нарушение слоговой структуры, которое, по-разному .На этом уровне фразовая речь детей приближается к низкой возрастной норме. Детям с недоразвитием речи, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций, присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы.

Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, детям трудны движения перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмичные движения под музыку.

Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания.У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.).

Названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей с дизартрией. (Имеются в виду дети, у которых в структуре ОНР выраженным является дизартрический синдром).

б) ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ, 7 ГОД ЖИЗНИ)

У детей 7 года жизни отмечается в целом возросший уровень речевых навыков. Однако их речь в полном объеме еще не соответствует норме.

Различный уровень речевых средств позволяет разделить всех детей на 2 неоднородные группы. Группу составляет 70-80% детей, которые достаточно свободно овладели фразовой речью. Они адекватно отвечают на вопросы, могут без помощи логопеда составить несложный рассказ по картине, пересказать простой текст, рассказать о хорошо известных, интересных событиях, т. е. построить все высказывание в пределах близкой им темы. Объем их обиходного словаря приближается к невысокой норме.

Возрастает количество слов, появляются однородные члены в структуре распространенного предложения. Дети пользуются разными типами предложений.

На данном этапе речевого развития произносительная сторона речи в значительной степени сформирована. Дети пользуются достаточно свободно словами разной слоговой структуры и звуконаполняемости, а фоне развернутой речи отмечаются отдельные отклонения в развитии каждого из компонентов речевой системы. В речи детей присутствуют элементы ситуативности, затруднения в использовании вариантов сложных предложений, особенно заметные при составлении рассказов по картине и в спонтанных высказываниях. Простые предложения в самостоятельных рассказах этих детей нередко состоят из подлежащего, сказуемого, дополнения, что связано с недостаточностью в их лексическом запасе прилагательных, числительных, наречий, причастий, деепричастий. Зачастую у них наблюдаются однообразие и неточность в употреблении слов, содержащих обобщения, оттенки значений, названия явлений природы, а также абстрактные понятия.

Несмотря на значительное продвижение в речевом развитии детей, обнаруживаются заметные различия в овладении ими связной речью, определяющие специфику индивидуального подхода, вариативность применения логопедических приемов и различных прогнозов в отношении дальнейшего обучения в школе.

1.2.Планируемые результаты

Дети 5 -6 лет старшая логопедическая группа

Направления работы

I период

( октябрь, ноябрь, декабрь)

II период

(январь, февраль, март)

III период

(апрель, май, июнь)

1. Общие речевые навыки

1.Выработка чёткого, координированного движения органов речевого аппарата

2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху(не поднимая плеч), спокойному и плавному выдоху(не надувая щек)

3. Работа над постановкой диафрагмального дыхания.

4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

1. Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи

2.Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

1. Продолжить работу над речевым дыханием.

2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.

2. Звукопроизношение

1. Уточнение произношения гласных и наиболее лёгких согласных звуков [ м б д н в г п т a к х ]

2. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.

3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих звуков (индивидуальная работа)

1. Продолжить работу по постановке звуков.

2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

1.Продолжить работу по постановке звуков.

2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в речи.

3. Работа над слоговой структурой слова

1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова

2. Работа над двусложными словами без стечения согласных

3. Работа над трёхсложными словами без стечения согласных.

1.Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова, в середине слова и в конце слова

2. Работа над слоговой структурой трёхсложных слов со стечением согласных в начале слова.

1. Закрепление слоговой структуры двусложных слов со стечением согласных

2. Работа над слоговой структурой трёхсложных слов со стечением согласных.

4. Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений

1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков

2. Знакомство со звуками [м б д г в н ]

3. Выделение ударного гласного в словах

4. Подбор слов на гласные звуки

5. Анализ звукосочетаний АУ УА ИА

6. Звуковой анализ слов: АМ УМ МУ МЫ ДА ОН НА НО НУ

7. Определение наличия звука в слове на материале изученных звуков

1.Выделение гласных звуков в конце слова под ударением

2. Выделение гласных звуков в трёхзвуковых словах

3. Знакомство со звуками [п т к ф х с з ц ш ж]

4. Дифференциация изученных твёрдых и мягких согласных звуков в изолированном положении, в слогах и словах

5. Выделение твёрдых и мягких согласных звуков в начале и конце слова.

1. Знакомство со звуками [ щ ч л р ]

2. Анализ трёхзвуковых слов с гласными А О У Ы И, составление схемы слова.

3. Дифференциация на слух парных согласных Б-П В-Ф Д-Т Г-К Ж-Ш З-C в словах.

5. Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам«Профессии», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Игрушки», «Продукты питания», «Мебель», «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Деревья», «Перелётные птицы», «Дикие животные, «Зима», «Новогодний праздник»

Расширение и уточнение словаря по темам: «Зима», «Зимующие птицы», «Домашние, дикие животные» «Части тела», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «День защитника Отечества», «Семья», «Праздник 8 Марта», «Профессии наших мам», «Транспорт».

Расширение и уточнение словаря по темам: «Весна», «Птицы», «Профессии», «Праздник 9 Мая», «Лето», «Насекомые». Повторение ранее изученных тем.

6. Грамматический строй речи

1. Отработка падежных окончаний имён существительных ед.ч.

2. Преобразование существительных в И.п. ед.ч. во мн.ч.

3.Согласование глаголов с существительными ед.ч. и мн.ч.роде и падеже

5 Согласование сущ. с притяжательными местоимениями мой, моё, моя, мои

6. Образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме: «Овощи, фрукты» и т.д.

7. Согласование числительных два и пять с существительными.

1.Закрепить употребление падежных окончаний сущ. ед.ч.

2. Закрепить употребление окончаний сущ в И.п. мн.ч.

3. Согласование прилагательных с сущ в роде, числе и падеже

4. Практическое употребление простых предлогов места (в, на, за, под, над) и движения (в, из, к, от, по)

Образованиепритяжательных прилагательных по теме «Дикие и домашние животные», образование относительных прилагательных по темам

6. Образование глаголов движения с приставками

7. Образование сущ. ед.ч. и мн.ч. по теме «Дикие и домашние животные и их детёныши»

8. Согласование числительных два и пять с сущ.

1.Закрепление употребления падежных окончаний имён сущ. ед и мн.ч.

2. Согласование числительных два и пять с сущ.

3. Закрепление употребления простых предлогов. Употребление сложных предлогов: из-за, из-под, около, возле и тд.

4. Образование сравнительной степени прилагательных

5. Образование наречий от прилагательных

6. Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.

7. Развитие связной речи

1. Составление простых распространённых предложений

2. Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом

3. Обучение детей составлению описательных рассказов по темам I периода

4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений) Обучение детей пересказу небольших рассказов и сказок.

1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы

2. Обучать пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин.

1. Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта

2. Составление различных типов сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами

3. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.

8. Развитие мелкой моторики

1. Обводка, раскрашивание и штриховка по трафаретам

2. Составление фигур, узоров из элементов

3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

1. Работа по развитию пальчиковой моторики

2. Работа по развитию конструктивного праксиса

3. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа с карандашом по клеткам в тетради.

1. Работа по развитию пальчиковой моторики

2. Усложнение работы с карандашом

3. Усложнение работы над конструктивным праксисом.

Примечание:

  • при необходимости логопед может изменить порядок изучения лексических тем в рамках периода обучения в соответствии с используемым пособием или комплексно-тематическим планом ДОУ.

  • при условии недостаточного усвоения детьми определенного звука или темы логопед может проводить дополнительное занятие на изучение данного материала.


Дети 6 -7 лет подготовительная логопедическая группа

Направления работы

I период

( октябрь, ноябрь, декабрь)

II период

(январь, февраль, март)

III период

(апрель, май, июнь)

1. Общие речевые навыки

1.Выработка чёткого, координированного движения органов речевого аппарата

2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху, спокойному и плавному выдоху

3. Работа по формированию диафрагмального дыхания

4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом

1. Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей

2. Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

1. Продолжить работу над речевым дыханием

2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.

2.Звукопроизношение

1. Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков

2. Уточнение произнесения гласных звуков и наиболее лёгких согласных звуков

3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков

1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков( индивидуальная работа)

2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков

1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков( индивидуальная работа)

2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

3. Работа над слоговой структурой слова

1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова

2. Работа над двусложными словами без стечения согласных

3. Работа над трёхсложными словами без стечения согласных.

1. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова, в середине слова и в конце

2. Работа над слоговой структурой трёхсложных слов со стечением согласных в начале и в конце слова.

1. Закрепление слоговой структуры двусложных и трёхсложных слов со стечением согласных

2. Работа над слоговой структурой двух-, трёх-, четырёх-, пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой.

4. Развитие языкового анализа, синтеза, представлений

1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков(звучащие игрушки, хлопки)

2. Знакомство с гласными звуками: [ а о у э ы и ]

3. Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (АУ УА ОУЭ )

4. Выделение гласного в начале слова , в конце слова, в середине односложных слов.

5. Подбор слов на гласные звуки.

6. Знакомство с согласными звуками:[м б д н в г п т a к х]

7. Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина)

8. Знакомство с понятиями «гласный звук», «согласный звук», «звук», «буква», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»

9. Анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками

10. Полный звуковой анализ и синтез трёхзвуковых слов с изученными звуками.

Знакомство с буквами А,О,У,Э,И,Ы,М,Б,Д,Н,В,Г,П,Т,Ф,К,Х.

12. Выкладывание из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами

1. Знакомство со звуками:[ с, з, ц, ш, ж, щ, ч] и буквами С,З,Ц,Ш,Щ,Ж,Ч.

2. Учить полному звуковому анализу слов

2. Учить детей различать на слух твёрдые и мягкие согласные звуки, обозначать на схеме.

4. Учить детей преобразовывать слова путём замены или добавления звука.

5. Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия «слово», «слог»

6. Знакомство с понятием «предложение», составление графич. Схемы предложения без предлогов, а затем с простыми предлогами.

7. Познакомить детей с элементарными правилами правописания.

8.Продолжить знакомство с буквами, учить составлять слова из пройденных букв

9. Обучить послоговому чтению слов.

1. Знакомство со звуками [й, л, р ] и буквами Й Л Р Ь Я Е Ё Ю

3. Обучать звуковому анализу слов из 3-6 звуков наглядной основы, подбору слов по моделям

3. Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложений

4.Обучать навыку послогового слитного чтения слов, предложений, коротких текстов

5. Познакомить детей с двумя способами обозначения мягкости согласных на письме.

5. Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Деревья», «Перелётные птицы», «Дикие животные», «Посуда», «Продукты питания», «Мебель», «Зима», «Новогодний праздник».

Расширение и уточнение словаря по темам: «Зима», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Животные севера», «Животные жарких стран», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «День Защитника Отечества», «Семья», «Праздник 8 Марта», «Профессии», «Транспорт»

Расширение и уточнение словаря по темам: «Весна», «Птицы», «Профессии», «Инструменты», «Сад-огород», «Праздник 9 Мая», «Школьные принадлежности», «Лето», «Насекомые». Повторение ранее изученных тем.

6. Грамматический строй речи

1. Отработка падежных окончаний имён существительных ед.ч.

2. Преобразование существительных в И.п. ед.ч. во мн.ч

3. Согласование глаголов с сущ. ед. и мн. числа

4. Согласование сущ. с прилагательными в роде, числе и падеже

5. Согласование сущ. с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои

6. Образование сущ с уменьшительно-ласкательными суффиксами

7. Согласование числительных два и пять с сущ.

1.Закрепление употребления падежных окончаний сущ. в ед и мн. числе

2. Согласование прилагательных с сущ. в роде, числе и падеже

3. Согласование сущ. с числительными

4.Образование названий детёнышей животных

5. Образование притяжательных прилагательных, относительных прилагательных от существительного

6. Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида

7. Уточнение значения простых предлогов места и движения. Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов

1. Уточнить значение простых и сложных предлогов, закрепиь правильное употребление предлогов

2. Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчинённых предложений с союзами

3.Учить образовывать наречия от прилагательных, формы степеней сравнения

4. Обучать подбору родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов, составлению предложений с данными словами

5. Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путём сложения

7. Развитие связной речи

1. Составление простых распространённых предложений

2. Обучение умению задавать вопросы и отвечать полным ответом

3. Обучение составлению описательных рассказов по лексическим темам

4. Работа над диалогической речью

5. Обучение пересказу небольших рассказов и сказок

1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы

2. Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и сери картин.

1. 1. Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, по сюжетной картине, по серии, из опыта

2. Составление различных типов сложноподчинён. предложений с союзами

3. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов

8. Развитие мелкой моторики

1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам

2. Составление фигур, узоров из элементов

3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой

4. Печатание пройденных букв в тетрадях

1. Работа по развитию пальчиковой моторики

2. Работа по развитию конструктивного праксиса

3. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур

4. Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка

5. Составление букв из элементов

6. Печатание букв, слов, предложений в тетрадях

1. Работа по развитию пальчиковой моторики

2. Работа по развитию конструктивного праксиса

Продолжить работу по обводке и штриховке фигур

4. Составление букв из элементов

5. Печатанье букв, слов и предложений в тетрадях.

Примечание:

• при необходимости логопед может изменить порядок изучения лексических тем в рамках периода обучения в соответствии с используемым

пособием или комплексно-тематическим планом ДОУ.

при условии недостаточного усвоения детьми определенного звука или темы логопед может проводить дополнительное занятие на изучение данного материала

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Задачи модулей:

Диагностическая работа включает:

- своевременное выявление детей с ОВЗ;

- раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в ДОУ) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОНР, выявление его резервных возможностей;

- изучение развития эмоционально - волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;

- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ОВЗ;

- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;

- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

- анализ успешности коррекционно- развивающей работы.

Коррекционно- развивающая работа включает:

- выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;

- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно - развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

- коррекцию и развитие высших психических функций;

- развитие эмоционально - волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОНР; единых для всех участников образовательного процесса;

- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ОНР;

- консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОНР.

Информационно - просветительская работа предусматривает:

- различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации, ЦОР). Направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - детям с ОНР, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.

Механизмы реализации содержания коррекционной работы

1. Диагностический модуль

Задачи диагностического модуля:

- выявить и классифицировать типичные трудности, возникающие у ребёнка при освоении Программы;

- определить причины трудностей, возникающих у ребёнка при освоении Программы.

Содержание диагностического модуля составляют программы изучения ребенка различными специалистами.

Направления, содержание комплексного изучения ребенка, перечень специалистов, изучающих причины затруднений ребенка при освоении Программы, отражены в таблице:

Направления и содержание комплексного изучения дошкольника

Направление

Содержание работы

Специалисты

Медицинское

Выявление состояния физического и психического здоровья, изучение медицинской документации

Медицинская сестра

Психолого-педагогическое

Обследование актуального уровня развития ребёнка, определение зоны ближайшего развития, выявление трудностей, возникающих у ребёнка по мере освоения основной общеобразовательной программы, причин возникновения данных трудностей

Психолог, дефектолог, воспитатель, логопед, педагог -психолог

Социально-педагогическое

Изучение семейных условий воспитания ребёнка.

Основным документом, заполняемым специалистами, выступает «Диагностическая карта трудностей, возникающих у детей при освоении Программы» (приложение 1).

2. Коррекционно-развивающий модуль

Задачи:

- определить необходимые условия для реализации коррекционно-развивающей работы;

- оформить индивидуальные карты речевого развития ребёнка (на основе полученных диагностических данных);

- организовать взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребёнка, испытывающего трудности в освоении Программы.

Коррекционно-развивающий модуль обеспечивает создание педагогических условий для коррекции и профилактики общих нарушений речи ребенка на основе комплексных диагностических данных.

Условия, необходимые для реализации коррекционной работы:

- использование специальных образовательных программ, исходя из категории детей с общими нарушениями речи, а также специальных методов и приёмов обучения и воспитания;

- использование технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

- организация и проведение групповых, подгрупповых, фронтальных и индивидуальных коррекционных занятий.

План работы по устранению общих речевых нарушений строится на основе следующих документов:

- диагностической карты трудностей, возникающих у детей при освоении Программы, позволяющей составить банк данных детей с общими нарушениями речи (приложение 1);

- карты психолого-педагогического сопровождения детей, отражающие наиболее типичные трудности; причину возникновения данной трудности, комплекс заданий для коррекционной работы по преодолению трудностей (приложение 2).

Специалисты, осуществляющие сопровождение ребёнка, реализуют следующие профессиональные функции:

- диагностическую (заполняют диагностические карты; определяют причину трудности с помощью комплексной диагностики);

- проектную (разрабатывают на основе реализации принципа единства диагностики и коррекции план взаимодействия со специалистами ДО);

- сопровождающую (реализуют план работы);

- аналитическую (анализируют результаты).

Организационно-управленческой формой сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум образовательной организации (ПМПК), который решает задачу взаимодействия специалистов.

3. Оздоровительно-профилактический модуль:

Задачи:

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей с общими нарушениями речи;

- обеспечение их медико-педагогическим сопровождением.

Оздоровительно-профилактический модуль предполагает проведение индивидуальных профилактических мероприятий в соответствии с имеющимися условиями. Медико-педагогическое сопровождение за развитием ребёнка осуществляется по плану профилактической работы.

4. Социально-педагогический модуль

Задачи:

- повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с общими нарушениями речи;

- взаимодействие с семьёй ребёнка с общими нарушениями речи и социальными партнёрами.

Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям, консультативную деятельность.

Проектировочный конструктор для организации системы коррекционной работы в образовательной организации

Критерии

Направленность групп

общеразвивающая

комбинированная

Цель

Обеспечение коррекции недостатков в общем речевом развитии и оказание помощи в освоении Программы

Задачи

- обеспечение коррекции общих нарушений речи, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

- освоение детьми с общими нарушениями речи Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации;

- выбор и реализация программы в соответствии с нарушениями речи ребёнка.

Содержание коррекционной работы

Выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи.

Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).

Создание условий для освоения детьми с нарушениями речи Программы их интеграции в образовательной организации

Модули

Взаимосвязанные: диагностический, коррекционно-развивающий, оздоровительно-профилактический, социально-педагогический

Формы организации

Индивидуальная, подгрупповая, фронтальная, групповая

Организацион

ноеобеспечение коррекционной работы

ПМПК. Диагностическая карта. План коррекционно-развивающей работы. План (система) работы с семьей. План повышения квалификации кадров. Комплексирование программ и технологий исходя из категории детей с нарушениями речи

Программное обеспечение

Примерная ООП ДО, программа коррекционной направленности для детей с общими нарушениями речи

Результаты коррекционной работы

Освоение детьми с нарушениями речи Программы.

В случае невозможности освоения Программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией, результатом коррекционной работы является формирование практически-ориентированных навыков и социализация воспитанников


3. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ

3.1. Модель организации коррекционно-образовательного процесса

1 этап: Исходно - диагностический

Задачи этапа:

1. Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации ребёнка.

2. Проведение процедуры психолого-педагогической и логопедической диагностики детей: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте.

Результат:

· Определение структуры речевого дефекта каждого ребёнка, задач коррекционной работы

· Заполнение речевых карт

2 этап: Организационно - подготовительный

Задачи этапа:

1. Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций.

2. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы.

3. Формирование информационной готовности педагогов МАДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

4. Индивидуальное консультирование родителей - знакомство с данными логопедического исследования, структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада.

Результат:

· Конструирование индивидуальных программ коррекции речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования, программ взаимодействия с педагогами и родителями ребёнка

3 этап: Коррекционно - технологический

Задачи этапа:

1. Реализация задач, определённых в индивидуальных, подгрупповых коррекционных программах.

2. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг, аналитические справки по результатам работы.

3. Согласование, уточнение и корректировка меры и характера коррекционно-педагогического влияния субъектов коррекционно-образовательного процесса.

4. Индивидуальное консультирование родителей о ходе коррекционного процесса, посещение ими индивидуальных занятий, овладением приёмами автоматизации корректируемых звуков.

5. Взаимодействие с педагогами по тетрадям и папкам взаимодействия, проведение консультаций.

Результат:

· Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии

4 этап: Итогово - диагностический

Задачи этапа:

1. Проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка - оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми.

2. Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив детей, выпускников.

Результат:

· Решение о прекращении логопедической работы с ребёнком, изменении её характера или продолжении логопедической работы.

3.2. Формы и средства организации образовательной деятельности:

Вид занятия

Формы работы

Фронтальные (подгрупповые) занятия по формированию лексико-грамматических средств языка

-Фронтальные (подгрупповые) занятия по развитию связной речи

-Фронтальные (подгрупповые) занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте

Фронтальная, подгрупповая, в микрогруппах и индивидуальная.

Индивидуальные(подгрупповые )занятия по коррекции

дефектов звукопроизношения

Индивидуальная работа с ребенком

3.3.Основные направления деятельности

Основные цели деятельности логопеда:

  • своевременная систематическая медико-психолого-педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии;

  • консультативно-методическая поддержка их родителей в организации воспитания и обучения ребенка;

  • социальная адаптация детей с отклонениями в развитии и формирование у них предпосылок учебной деятельности.

Основные задачи работы логопеда:

  • социальная адаптация детей в коллективе;

  • формирование коммуникативных способностей;

  • формирование умения сотрудничать;

  • осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;

  • обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в массовые школы;

  • создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной, разнообразной деятельности детей;

  • взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного, гармоничного развития детей, выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

Организация воспитательно-образовательного процесса

Приоритетные направления работы с детьми:

  • логопедическая коррекция дефекта;

  • социальная адаптация с последующей интеграцией в массовую школу;

  • развитие речи и речевого общения (решение в единстве задач языкового и коммуникативного развития).

Образовательный процесс включает:

  • гибкое содержание;

  • педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие каждого ребенка, коррекцию дефекта.

Создание в группе условий для развития различных видов деятельности с учетом возможностей,
интересов, потребностей самих детей.

Это направление обеспечивается взаимодействием в работе логопеда и воспитателя.

Мониторинг эффективности коррекционно-развивающего процесса, осуществляемого учителем - логопедом

Каждый ребёнок, зачисленный в логопедическую группу , три раза год обследуется по следующим параметрам:

  • Звукопроизношение

  • Фонематические процессы;

  • Слоговая структура;

  • Пространственная ориентировка;

  • Артикуляционная моторика;

  • Мелкая моторика.

4. ОПИСАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

4.1Требования к условиям реализации программы.

Психолого - педагогическое обеспечение:

1. Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок)

2. Обеспечение психолого- педагогической условий (коррекционная направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка на адекватной возрасте форме работы с детьми - игровой деятельности, соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности;

3. Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на воспитанников с ОНР; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

4. Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно - гигиенических правил и норм);

5. Обеспечение участия всех детей с ОНР, независимо от степени выраженности нарушений их развития в проведении воспитательных, культурно - развлекательных, спортивно - оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

4.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Образовательные области

Программы

Технологии и методики


Познавательное развитие

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования«От рождения до школы» под ред. Н.Е.Ве

раксы,Комаровой,Т.С.,М.А. Васильевой и др.

Под ред. О.Л.Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,

О.В. Павлова Познание предметного мира. Комплексные занятия «От рож

дения до школы» /ФГОС/;

Ф.Г., Азнабаева, Г.Р. Шафикова «Природа и человек»

Речевое развитие

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования

«От рождения до школы» под ред.Н.Е Ве

раксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Коррекционная программы «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чир

киной

Под ред.О.С.Ушаковой, Е.М.Струниной «Развитие речи»

Гербова. Развитие речи в детском саду. / ФГОС /

Л.Н. Гасанова «Словесное творчество старших дошкольников на основе национальной культуры Башкортостана»


Звукопроизношение

Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов. М.:Владос,1999.

ФиличеваТ.Б.,ЧиркинаГ.В. "Устранение общего недоразвития речи у детей дош

кольного возраста". Практическое пособие. - М.: Айриспресс,2004.

КоноваленкоВ.В., КоноваленкоС.В. Авто

матизация звуков у детей (4альбома):

дидактический материал для логопедов. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009

Логопедия./Под ред.Волковой Л.С. - М.: Владос. 1998,Лопу

хина И.В. Логопедия. «550 зани

мательных игр и упражнений для развития речи детей». - М.: Аквариум, 1995

Основы логопедии с практику

мом по звукопроизношению

/Под ред. Власовец Г.А. М.: Детство - Пресс, 2002.

Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Про

свещение, 1982.

Максаков А.И., Тумакова Г.Т. Учите, играя. - М.: Просвещение

1983.Тумакова Г.А. Ознаком

ление дошкольника со звучащим словом П/ред. Сохина Ф.А. - М.: Просвещение, 1991.Швайко Г.С Игры игровые упражнения для развития речи. - М.: Просвеще

ние, 1988.Швецова И. «Формиро

вание фонематического восприя

тия и звукового анализа у дош

кольников с общим недоразви

тием речи.//Дошкольное воспитание 2007, №5


4.3. Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса





Семья



Логопед

Воспитатели




Ребёнок





Старший методист



Музыкальный

руководитель



Психолог


Система взаимодействия логопеда и воспитателя

по созданию условий для коррекции и компенсации

речевой патологии

Логопед

Воспитатели

Совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики



Закрепление скорректированных логопедом звуков в регламентированных и нерегламенти-рованных видах деятельности по тетрадям взаимодействия.


Проведение консультаций, «круглых столов», деловых игр. Работа по тетрадям взаимодействия.


Целенаправленная активизация и обогащение словаря детей: актуализация лексики, расши-рение семантико-синтаксических конструкций.

Упражнения в правильном употреблении грамматических категорий.




Закрепление первоначальных навыков чтения и письма.


Развитие внимания, памяти, восприятия различной модальности, логического и других форм мышления в играх и упражнениях



Развитие и совершенствование связной речи.

Развитие графических навыков.



Система взаимодействия логопеда и музыкального руководителя

по созданию условий для коррекции и компенсации

речевой патологии

Логопед

Музыкальный



руководитель

руководитель

Использование упражнений на развитие основных движений.

Использование упражнений на различение звуков по высоте, вокальных упражнений.

Проведение мониторинговых исследо-ваний, консультационных объединений.

Использование упражнений для выработки правильного фонационного выдоха.

Работа над просодической стороной речи.


Система взаимодействия логопеда

и психолога по созданию условий

для коррекции и компенсации речевой патологии

Логопед

Психолог

Развития мелкой моторики.

Развитие и коррекция психических процессов.

Проведение мониторинговых исследо-ваний, консультационных объединений.

Коррекция эмоционально-волевой сферы, формирование произвольности поведения.


4.4. Модель организации образовательной деятельности

Планирование образовательной деятельности при работе

по пятидневной неделе учителя-логопеда

Дни недели.

Время



Понедельник

9.00-13.00


Вторник

9.00-13.00


Среда

9.00-13.00


Четверг

15.00-19.00


Пятница

9.00-13.00

Циклограмма работы логопеда по дням недели и периодам

у детей с ОНР с 1-го года обучения.

1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Понедельник:

1. Подгрупповые и индивидуальные занятия.

2. Оформление обязательной документации.

Вторник:

1. Подгрупповые и индивидуальные занятия.

2. Оформление обязательной документации.

Среда:

1. Фронтальное занятие по развитию лексико-грамматических средств языка.

2. Индивидуальные занятия.

3. Оформление обязательной документации.

Четверг: (2-ая половина дня)

1. Подгрупповые и индивидуальные занятия.

2. Работа с родителями.

Пятница:

1. Фронтальное занятие по развитию лексико-грамматических средств языка.

2. Индивидуальные занятия.

3.Оформление обязательной документации.

2 период (декабрь, январь, февраль, март)

Понедельник:

1. Фронтальное занятие по развитию лексико-грамматических средств языка.

2. Подгрупповые и индивидуальные занятия.

3. Оформление обязательной документации.

Вторник:

1. Подгрупповые и индивидуальные занятия.

2. Оформление обязательной документации.

Среда:

1. Фронтальное занятие по звукопроизношению.

2. Подгрупповые и индивидуальные занятия.

3. Оформление обязательной документации.

Четверг: (2-ая половина дня)

1. Подгрупповые и индивидуальные занятия.

2. Работа с родителями.

Пятница:

1. Фронтальное занятие по развитию лексико-грамматических средств языка.

2. Подгрупповые и индивидуальные занятия.

3.Оформление обязательной документации.

3 период (апрель, май, июнь)

Понедельник:

1. Фронтальное занятие по развитию лексико-грамматических средств языка.

2. Подгрупповые и индивидуальные занятия.

3. Оформление обязательной документации.

Вторник:

1. Фронтальное занятие по звукопроизношению.

2. Подгрупповые и индивидуальные занятия.

3. Оформление обязательной документации.

Среда:

1. Фронтальное занятие по развитию лексико-грамматических средств языка.

2. Подгрупповые и индивидуальные занятия.

3. Оформление обязательной документации.

Четверг: (2-ая половина дня)

1. Фронтальное занятие по звукопроизношению.

2. Подгрупповые и индивидуальные занятия.

3. Работа с родителями.

Пятница:

1. Фронтальное занятие по развитию лексико-грамматических средств языка.

2.Подгрупповые и индивидуальные занятия.

3.Оформление обязательной документации.

Циклограмма работы логопеда по дням недели и периодам

у детей с ОНР с 2-го года обучения.

1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Понедельник:

1. Фронтальное занятие по звукопроизношению.

2. Подгрупповые и индивидуальные занятия.

3. Оформление обязательной документации.

Вторник:

1. Фронтальное занятие по развитию лексико-грамматических средств языка.

2. Подгрупповые и индивидуальные занятия.

3. Оформление обязательной документации.

Среда:

1. Фронтальное занятие по звукопроизношению.

2. Подгрупповые и индивидуальные занятия.

3. Оформление обязательной документации.

Четверг: (2-ая половина дня)

1. Фронтальное занятие по развитию лексико-грамматических средств языка.

2. Подгрупповые и индивидуальные занятия.

3. Работа с родителями.

Пятница:

1. Фронтальное занятие по развитию лексико-грамматических средств языка.

2.Подгрупповые и индивидуальные занятия.

3.Оформление обязательной документации.

2 период (декабрь, январь, февраль, март)

Понедельник:

1. Фронтальное занятие по развитию лексико-грамматических средств языка.

2. Подгрупповые и индивидуальные занятия.

3. Оформление обязательной документации.

Вторник:

1. Фронтальное занятие по звукопроизношению.

2. Подгрупповые и индивидуальные занятия.

3. Оформление обязательной документации.

Среда:

1. Фронтальное занятие по развитию лексико-грамматических средств языка.

2. Подгрупповые и индивидуальные занятия.

3. Оформление обязательной документации.

Четверг: (2-ая половина дня)

1. Фронтальное занятие по звукопроизношению.

2. Подгрупповые и индивидуальные занятия.

3. Работа с родителями.

Пятница:

1. Фронтальное занятие по обучению грамоте.

2.Подгрупповые и индивидуальные занятия.

3.Оформление обязательной документации.

3 период (апрель, май, июнь)

Понедельник:

1. Фронтальное занятие по развитию лексико-грамматических средств языка.

2. Подгрупповые и индивидуальные занятия.

3. Оформление обязательной документации.

Вторник:

1. Фронтальное занятие по обучению грамоте.

2. Подгрупповые и индивидуальные занятия.

3. Оформление обязательной документации.

Среда:

1. Фронтальное занятие по развитию лексико-грамматических средств языка.

2. Подгрупповые и индивидуальные занятия.

3. Оформление обязательной документации.

Четверг: (2-ая половина дня)

1. Фронтальное занятие по обучению грамоте.

2. Подгрупповые и индивидуальные занятия.

3. Работа с родителями.

Пятница:

1. Фронтальное занятие по звукопроизношению.

2.Подгрупповые и индивидуальные занятия.

3.Оформление обязательной документации.

Тематическое планирование

в старшей группе тематических циклов

Период

Месяц

Неделя

Лексическая тема


I

СЕНТЯБРЬ

01 - 12

Обследование, заполнение речевых карт.

Сбор анкетных данных.

Составление индивидуальных, перспективного, календарного, годового планов.

СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

15-19

Осень. Признаки осени.

22-19

Лес. Деревья.

29-3

Грибы.

06-10

Огород. Овощи.

НОЯБРЬ

13-17

20-25

27-31

Сад. Фрукты.

Ягоды.

Работы в огороде, в поле.

03 -7

Ягоды.

10- 14

Одежда. Обувь. Головные уборы.

17 - 21

Хлеб.


II

ДЕКАБРЬ

24 - 28

Зима. Признаки зимы.

01 - 05

Дикие птицы.

08-12

Домашние птицы.

15 - 19

Дикие животные и их детеныши.

22 - 26

Новогодний праздник.

ЯНВАРЬ

29 - 31

Новогодние каникулы

12 - 23

Домашние животные и их детеныши.

26 - 6

Мебель.

ФЕВРАЛЬ

09 - 13

Транспорт.

16 - 20

Посуда.

23-27

День Защитника Отечества.


III


МАРТ

02-06

Весна. Приметы весны.

09 - 13

Семья. Мамин праздник.

16 - 20

Профессии.

23-27

Стройка. Дом. Квартира.

30-3

Инструменты.

АПРЕЛЬ

06- 10

Человек. Строение тела. Гигиена.

13-17

Игрушки.

20 - 24

Растения и цветы.

27 -01

Рыбы.

МАЙ

04-08

Насекомые.

11 - 15

Правила дорожного движения.

18 - 22

Лето. Признаки лета

Тематическое планирование

в подготовительной к школе группе лексических циклов

Период

Месяц

Неделя

Лексическая тема


I


СЕНТЯБРЬ

01-12

Обследование, заполнение речевых карт.

Сбор анкетных данных.

Составление индивидуальных, перспективного, календарного, годового планов.

15-19

Дары осени.

22-26

Листопад, листопад. Листья желтые летят. (Лес. Деревья. Грибы )

ОКТЯБРЬ

29-03

Хлеб, сельхозработы.

06-10

Уголок планеты, где мы живем(Наша родина - Россия. Наш край -Башкортостан)

13-17

Природа и мы

20-24

Род и родословие

НОЯБРЬ

27-31

Дом, части дома .Мебель

03-07

Ферма

10-14

Как звери готовятся к зиме

17-21

Книги

24-28

Транспорт


II

ДЕКАБРЬ

01-05

Зимушка-зима ,зима снежная была

08-12

Зимующие птицы

15-19

Откуда елка в гости пришла?

22-26

Новогодний праздник. Зимние забавы.

ЯНВАРЬ

01-11

Новогодние каникулы

12-16

ОБЖ и ППБ

19-23

Знакомство с дорожными знаками

26-30

Домашние и дикие животные

ФЕВРАЛЬ

02-06

Времена года ,части суток ,время

09-13

Наша планета

16-20

Наша армия родная

23-27

Бабушкин сундук. Семья


III


МАРТ

02-06

Весна.8 Марта

09-13

Перелетные птицы

16-20

Домашние птицы

23-27

Знакомство с пресмыкающими

АПРЕЛЬ

30-03

Пробуждение весны. Комнатные растения

06-10

Загадочный космос

13-17

День Земли

20-24

Животные жарких стран

МАЙ

27-01

06-10

Русская береза

День Победы

13-17

Будь здоров!

20-24

Здравствуй ,лето красное. Обследование

План работы учителя-логопеда О.Н.Евсеевой по теме самообразования

«Педагогическая поддержка родителей детей с речевыми нарушениями»

на 2014-2015 учебный год

№ п/п

Сроки

Название мероприятия

Отчет

Примечание

1

Сентябрь




Изучение опыта педагогов

ДОУ




2

В течении всего периода

Оформление наглядной просветительской информации для родителей

(стендовая информация памятки ,буклеты)

Папка-раскладушка

Работа с родителями

3

Октябрь

«Как начинать работу над звукопроизношением»

Уголок логопеда

Консультация для воспитателей

4

Ноябрь

- «Артикуляционная гимнастика-основа правильного произношения»

- «Развиваем речь, играя»


Уголок логопеда



Консультация для воспитателей

5

Декабрь

- «Формирование навыков

звукобуквенного анализа и синтеза»

- «Как сделать речь детей

Образной и выразительной»



Уголок логопеда


Подбор дидактических игр в домашних условиях для практического использования

Консультация для воспитателей

6

Январь

«Работа с ребенком по развитию дыхания»

Уголок логопеда


Консультация для воспитателей

7

Февраль

- «Практические рекомендации учителя-логопеда родителям по формировании грамматически правильной речи»

- Педсовет «Территория игры»


Уголок логопеда


Консультация для родителей

8

Март

«Профилактика дисграфии и дислексии у детей 5-6 лет»

Уголок логопеда

Консультация для родителей

9

Апрель

- «Фестиваль образовательных идей»

- Развитие речи с применением ИКТ(проект)



Педсовет №4,

доклад

Проект

Консультация для воспитателей

10


Май

Педагогическая поддержка родителей детей с речевыми нарушениями



Уголок логопеда


Консультация для воспитателей

11


12

13

Июнь

Июль

Август


Изучение научно-методической литературы и его систематизация


Оформление и внесение в единую систему





Самостоятельное изучение


5. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.

В итоге логопедической работы воспитанники старшей группы должны уметь:

· Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

· Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

· Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

· Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

· Владеть элементарными навыками пересказа;

· Владеть навыками диалогической речи;

· Владеть навыками словообразования: продуцировать названия имен существительных от глаголов, прилагательных от имен существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм имен существительных;

· Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и некоторые сложные предлоги - употребляться адекватно;

· Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);

· Владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания слогов, слов в пределах программы.

В итоге логопедической работы воспитанники подготовительной группы должны уметь:

· Свободно составлять рассказы, пересказы;

· Владеть навыками творческого рассказывания;

· Адекватно употреблять в речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т.д.

· Понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;

· Понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;

· Овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;

· Оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;

· Овладеть правильным звукослоговым оформлением речи.

Помимо этого у детей должны быть достаточно развиты другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:

  • Фонетическое восприятие;

  • Первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;

  • Графомоторные навыки;

  • Элементарные навыки письма и чтения (чтение и написание печатными буквами слогов, слов и коротких предложений).

Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования три раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, таблицах «Экран звукопроизношения» (отмечается динамика коррекции звукопроизношения каждого ребенка), «Мониторинг развития лексико-грамматического и фонематического строя речи» (отмечаются результаты обследования по речевой карте) «Результаты логопедического обследования» (отмечается динамика речевого развития по уровням речевого развития), ежегодном отчете.

Сроки проведения мониторинговых исследований: 2 - я половина сентября, мая.

Мониторинг динамики речевого развития детей, их успешности освоении программы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, корректировку коррекционных мероприятий осуществляет логопед. Он проводится по итогам полугодия, учебного года.

Мониторинговая деятельность предполагает отслеживание:

  • динамики развития детей с ОНР;

  • эффективности Плана индивидуальной логокоррекционной работы;

  • перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

Логопед анализирует выполнение индивидуального плана логокоррекционной работы и коррекционно - развивающей работы в целом с детьми с ОНР. Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ребёнка с ОНР и другими специалистами учреждения.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Планируемый результат- достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе. Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе продуманной и налаженной сети интегрированных связей, комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта детей с ОНР, чем достигается эффективность и стабильность результатов. Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают речевое развитие ребёнка с ОНР, в чём можно убедиться, сопоставив результаты стартового, промежуточного, итогового логопедического обследования. Речевые показатели по всем параметрам улучшились.

7.БИБЛИОГРАФИЯ

1. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

2. ДЕТСТВО: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - СПб.: Детство-Пресс, 2000

3. Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке»: Методические рекомендации, М, Баласс, 2007

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. - М.: Гном-Пресс, 1999.

5. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

6. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. «Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии», С-ПБ, Образование, 1994г.

7. Миронова С.А. «Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи», М., «Профессиональное образование», 1993

8. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2006

9. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб., 2005

10. Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и образовательном учреждении. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

11. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2003г.)

12. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи», М., 1991

И др.


Мониторинговое исследование

Приложение 1

Диагностическая карта трудностей, возникающих у детей при освоении Программы

ДО, группа__________

Воспитатель (Ф.И.О.)________________________________________________________

Дата заполнения___________________________

№ п/п

Виды трудностей

Ф.И.О. дошкольника

Личностные

1

Неадекватное отношение к себе: самооценка, самопринятие

2

Нарушение нравственных норм и правил поведения

3

Неосознанность необходимости учения

Коммуникативные

4

Трудности во взаимодействии с взрослыми

5

Трудности во взаимодействии со сверстниками

6

Неумение выражать свои мысли в общении с педагогами

7

Неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками

8

Неумение находить способы разрешения конфликтов

Регулятивные

9

Трудности в осуществлении действий по образцу и заданному правилу

10

Неумение организовать свою деятельность в соответствии с целью

11

Неумение сопоставлять результат действий с поставленной целью

12

Неумение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого

13

Неумение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника

Познавательные (общеучебные)

14

Кругозор ограничен, знания об окружающем мире бессистемны, отрывочны

15

Деятельность хаотична, непродуманна, неконтролируема

Познавательные (знаково-символические)

16

Неумение использовать знаково-символические средства для решения задач

17

Трудности в запоминании конфигурации знаков и символов

Познавательные (информационные)

18

Неумение находить и выделять необходимую информацию

19

Неумение обрабатывать, анализировать и оценивать информацию

20

Неумение передавать информацию


Карта психолого-педагогического сопровождения ребенка

Приложение 2

Виды трудностей (педагогическая симптоматика)

Причины трудностей

Работа по преодолению выявленных трудностей


Приложение 3

Результаты логопедического обследования в _группе № ___ МАДОУ № 19.

Фамилия

ФОНЕМАТИ

ЧЕСКОЕ

ВОСПРИЯТИЕ

ЗВУКО-ПРОИЗНОШЕНИЕ

ЛЕКСИКА

ГРАМ

МАТИ

КА

СВЯЗ

НАЯ РЕЧЬ

МОТОРИКА

Н.

С.

К.

Н.

С.

К.

Н.

С.

К.

Н.

С.

К.

Н.

С.

К.

Н.

С.

К.

1

2

Примечание. Красный - низкий, синий - средний, зеленый - высокий уровень, оранжевый - ниже среднего, желтый - выше среднего.

Приложение 4.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

в_______ группе№___ МАДОУ № 19

фамилия,

имя

память

вниманиe

мышление

механическая

логическая

слуховое

зрительное

зрительная

слуховая

зрительная

слуховая

сравни картинки

нелепицы

4-лишний

чего не хватает

добавь нужное

1

2

Примечание.

Красный - высокий уровень, зеленый - средний уровень, синий - низкий уровень, черный-отсутстви

Приложение 6.

Психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей

Речевая карта

комплексного обследования детей с нарушениями речи

Анамнез

  • В каких условиях воспитывается ребенок (с кем, посещает ли дошкольные учреждения)

  • Особенности речи окружающих в период формирования речи ребенка:

  • Есть или нет быстроговорение у членов семьи или близких родственников (отметить, у кого)

  • позднее появление речи у родителей, отметить, у кого и когда появилась

Понимание речи

  • когда стал реагировать на обращение ____________________

  • когда стал различать голоса родных _____________________

  • когда стал соотносить слова с предметами ________________

  • когда стал соотносить слово с картинкой _________________

Время появления у ребенка:

  • гуления, какие звуки преобладали _______________________

  • лепетных слов _______________________________________

  • цепочки лепетных слов ________________________________

  • простой фразовой речи ________________________________

  • развернутой фразовой речи ____________________________

Особенности отношения родителей к речи ребенка (подчеркнуть)

  • поддразнивающее

  • требовательное

  • чрезмерно внимательное

  • адекватное

Получал ли логопедическую помощь (если да, то какую, в течение какого времени, каковы были результаты) ______________________________________________

Особенности общения _______________________________________________________

  • общается с детьми ____________________________________

- своего возраста

- старше себя

- младше себя

  • предпочитает находиться (играть) один __________________

Игры и интересы

  • какие игрушки любит _________________________________

  • как использует игрушки _______________________________

- неосмысленно манипулирует попавшимися под руку игрушками

- использует игрушки по назначению

- организует сюжетную игру

  • как относится к своим игрушкам ________________________

- игрушка быстро надоедает

- ломает игрушки

- проявляет интерес только к новым игрушкам

- предпочитает одну, любимую, игрушку

  • как играет (молча или сопровождает игровые действия различными звукосочетаниями, словами)

Поведение ребенка при обследовании

  • как вступает в контакт ________________________________

  • негативистические реакции ____________________________

  • аутистичные черты ___________________________________

  • понимание обращенной речи___________________________

  • игровая деятельность__________________________________

  • проявления педагогической запущенности _______________

  • реакция родителей на поведение ребенка на приеме _____________________________

________________________________________________________________________________

Исследование зрительного гнозиса (цветовой и предметный гнозис)

  • подбор по образцу ____________________________________

  • называние цветов _____________________________________

  • подбор по образцу геометрических фигур ________________

  • подбор по образцу букв _______________________________

  • подбор по образцу цифр _______________________________

Слуховой гнозис

  • различение ритмических последовательностей

  • узнавание и воспроизведение мелодий

Сомато - сенсорный гнозис

  • пробы на локализацию прикосновения

  • перенос позы кисти с одной руки на другую с закрытыми глазами

Анализ элементарных компонентов движений

  • пройти по комнате

  • попрыгать на одной ноге

  • сжать руку

Оптико-кинетическая организация движений

  • сложить первый и второй пальцы в кольцо

  • сделать «козу»

  • сделать «зайчика»

Состояние конструктивного праксиса

  • рисование без образца

  • складывание разрезанных картинок

  • складывание матрешки

  • складывание из палочек пространственно организованных структур

Состояние аппарата артикуляционной моторики

  • тонус _______________________________________________

  • активность __________________________________________

  • объем движений ______________________________________

  • точность выполнения__________________________________

  • длительность_________________________________________

  • добавочные и лишние движения ________________________

Речевой статус

Импрессивная речь

Нулевой уровень

  • реагирует на свое имя

  • реагирует на интонацию поощрения или запрещения

Ситуативный

  • понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром

  • знает имена своих близких

    • знает названия своих игрушек

    • может показать части тела у себя, своих близких, у игрушек

Номинативный

    • хорошо ориентируется в названиях предметов

    • хорошо ориентируется в названиях предметов, изображенных на картинках

Предикативный

    • знает много названий действий

    • ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к предметам, с которыми совершает действия

    • различает значение некоторых первообразных предлогов

    • Расчлененный

различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова (флексиями, приставками, суффиксами)

Выполнение заданий (отметить, какие инструкции выполняет на обследовании, что выполняет дома)

Понимание целостных словосочетаний

    • обними маму

    • поцелуй папу

    • пожалей бабушку

    • поиграй в ладушки

    • закрой глаза

    • помаши ручкой

    • возьми маму за руку и иди домой

    • Понимание названий знакомых игрушек

    • покажи зайчика, машину, собачку

    • возьми зайчика, машину, собачку

    • дай зайчика, машину, собачку

Понимание названий предметов, используемых в быту

Может ли показать части своего тела, части тела куклы,

игрушечных животных

Может ли узнать знакомые предметы, изображенные на картинках

Узнавание действий на сюжетных картинках

    • на сюжетных картинках одно и то же лицо совершает разные действия

- покажи, где мальчик спит (ест, идет)

- покажи, какой мальчик спит (ест, идет)

- покажи, кто здесь спит (ест, идет)

    • на сюжетных картинках действия выражены возвратными глаголами

- покажи, кто как одевается (умывается, причесывается, катается)

    • на сюжетных картинках изображены действия, сходные по ситуации

- покажи, кто здесь умывается, а кто вытирается

- покажи, какой мальчик рисует, а какой пишет

- покажи, кто прыгает, а кто бежит

Может ли с помощью вопросов к сюжетным картинкам

понять направленность действия, объект действия, место действия.

    • чем девочка ест

    • что девочка ест

    • на чем девочка сидит

    • Понимание просьб, вопросов, связанных с пространственным расположением знакомых предметов, находящихся в привычных местах

    • давай уберем игрушки в шкаф

    • подойди к окну

    • сядь за стол

    • поставь ножки под стол

    • положи ручки на стол

    • Узнавание предметов по их назначению (с использованием предметных картинок)

    • покажи, из чего ты пьешь

    • покажи, что ты надеваешь на ножки

    • покажи, чем причесывают волосы

    • покажи, чем копают песок

    • Выполнение многозвенных инструкций

    • налей в стакан воды и дай его бабушке

    • возьми у меня карандаши и убери их в шкаф

    • зайчика отнеси маме, а куклу положи в шкаф

    • мячик дай мне, зайчика отдай маме, а куклу положи спать Понимание названий признаков предметов

    • принадлежности отдельных предметов (покажи, где мой платок; а где твой)

    • понимание словесных обозначений таких признаков, как: короткий, длинный, узкий, широкий, высокий, низкий и т.п.

    • умение сравнивать два предмета по величине (Какой кубик больше? Какая веревочка толще?)

Понимание элементарных временных отношений

(давно - недавно, вчера - сегодня)

Понимание грамматических форм слов

- Единственное и множественное число существительных

- Уменьшительно-ласкательные суффиксы

- Единственное и множественное число глаголов

- Мужской и женский род глаголов прошедшего времени

- Префиксальные изменения глагольных форм

- Глаголы совершенного и несовершенного вида

- Предлоги, выражающие некоторые

пространственные взаимоотношения двух предметов

(исключается подсказывающая ситуация)

    • на стол ставят коробку с крышкой и кладут плоский кружок: «Положи кружок НА коробку, ПОД коробку, В коробку, ЗА коробку, ПЕРЕД коробкой»

    • на стол ставятся две коробки с крышками; в одну из коробок кладется плоский кружок, второй такой же кружок кладется во вторую коробку: «Достань кружок ИЗ коробки, достань кружок ИЗ-ПОД коробки»

    • «Положи карандаш ПЕРЕД коробкой, ЗА коробкой, МЕЖДУ коробками»

Понимание единственного и множественного числа

имен прилагательных («Догадайся, какую картинку я тебе называю...»)

Понимание формы рода имен прилагательных («Догадайся,

какую картинку я тебе называю...»)

Понимание некоторых падежных окончаний и

конструкций, выражающих отношения лиц и предметов между собой

(«Покажи ложкой карандаш, карандашом ложку...»)

Понимание родовых признаков предметов, выраженных

личными местоимениями в косвенных падежах

Экспрессивная речь

Отсутствие вербальной речи

  • виды невербального общения:

- просьбы (дать что-нибудь) ____________________________

- приветствия ________________________________________

- попытки дать что-нибудь другому человеку _____________

- попытки привлечь внимание __________________________

  • интонационная окрашенность вокализаций и псевдослов

  • есть ли звукоподражания

мимика, использование жестов

пробует ли договаривать рифмы при чтении стихов

фиксировать все лепетные псевдослова, количество слогов в них

Односложные предложения

Предложения из аморфных слов

Первые формы слов

Усвоение флексийной системы языка

Усвоение служебных частей речи

Усвоение морфологической системы языка

Усвоение частей речи

    • существительные __________:__________________________

    • глаголы _____________________________________________

    • прилагательные ______________________________________

    • местоимения _________________________________________

    • наречия _____________________________________________

    • служебные слова _____________________________________

Объем предложения (отметить, какие использует)

Синтаксические отношения

    • падежные формы _____________________________________

    • множественное число существительных, прилагательных

    • формы глаголов______________________________________

    • словоизменения прилагательных _______________________

    • дифференциация предлогов ____________________________

Словообразование

  • суффиксы (уменьшительные существительные; детеныши животных; профессии; уменьшительная форма признаков предметов; образование прилагательных от других частей речи)

    • глагольные префиксы _________________________________

    • антонимы____________________________________________

Согласование

  • прилагательных с существительными (в именительном падеже мужского и женского рода единственного числа, множественного числа, в косвенных падежах)

Звукопроизношение ______________________________

Фонематические процессы--------------------------------------

Заключение ___________________________________

Рекомендации ________________________________________



© 2010-2022