Самообразование Развитие речи у младших дошкольников по средствам русского народного фольклора

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самообразование Развитие речи у младших дошкольников по средствам русского народного фольклораСамообразование Развитие речи у младших дошкольников по средствам русского народного фольклораСамообразование Развитие речи у младших дошкольников по средствам русского народного фольклораМуниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» с. Каштановое Симферопольский район»



Работа по самообразованию 2013-2015 год.

Тема : Развитие речи младших дошкольников посредствам русского народного фольклора.



Подготовила : воспитатель младшей разновозрастной группы 3-5 лет «Смешарики»

Прудникова Мария Викторовна



2015г





Содержание



  1. Введение____________________________________________________3

  2. Актуальность._______________________________________________5

  3. Цели и задачи развития речи у младших дошкольников по средствам устного народного фольклора._____________________________ 7

  4. Методы и приёмы развития речи у младших дошкольников по средствам русского народного фольклора.________________________________7

  5. Этапы работы._______________________________________________11

  6. План реализации программы._________________________________13

  7. Планирование работы на год._________________________________14

  8. Организация практической работы.____________________________ 15

  9. Результат работы по развитию речи
    посредством малых форм фольклора.___________________________23

  10. Практическое значение опыта.______________________________26





Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,

фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине…

Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина».

В. Сухомлинский.

Введение

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.

Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка - сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые формы фольклора (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки, стихи).


Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников средствами малых форм фольклора занимались Ю.Г. Илларионова, Ф.А.Сохин, А.М. Бородич, С.С. Бухвостова, О.С. Ушакова, А.Я. Мацкевич, И.В. Черная, Я.А. Коменский, Е.Н. Водовозова, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко, Н.В. Шайдурова, О.И. Давыдова, Н.В. Казюк и др. Теоретики-педагоги и воспитатели - практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества средств русского фольклора.

Л.В. Градусова отмечает, что значительная роль в решении задач литературного образования дошкольников принадлежит фольклору, в том числе малым формам фольклора. Богатые возможности фольклора в решении задач нравственного, эстетического, умственного развития дошкольников отмечали педагоги прошлого и современности (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Н.С.Карпинская, А.П.Усова, Е.А.Флёрина).

Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «… Начало искусства слова - в фольклоре».

Фольклорные произведения отвечают требованиям художественности, доступности, соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей, удобны для первоначального знакомства с литературными понятиями, позволяют развивать творческие способности детей.

Изучение психолого-педагогической и методической литературы показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и методический материал по ознакомлению дошкольников с фольклорными произведениями. В специальных педагогических исследованиях выявлены возможности фольклора в развитии образности речи (О.В.Акулова, Р.П.Боша, Н.В.Гавриш, О.Н.Сомкова), словесного творчества (С.В.Теплицына, М.Ф.Фадеева).

В большинстве исследований ознакомление с фольклором изучается на материале сказок. Теоретические и методические аспекты проблемы ознакомления с малыми фольклорными формами изучены в меньшей степени (Р.П.Боша, Н.В.Гариш, О.Н.Сомкова, Н.В.Самсонюк).

Важными условиями ознакомления с малыми формами фольклора, способствующими освоению произведений фольклора как художественных произведений, являются:

  1. отбор произведений фольклора с учетом возрастных особенностей;

  2. формирование представлений о жанровых особенностях фольклора;

  3. использование наглядного материала, способствующего освоению содержание произведений устного народного творчества (предметы быта, народные игрушки);

  4. создание условий для активного использования детьми произведений фольклора в самостоятельной деятельности (театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность).

Весьма важно, чтобы фольклорные произведения произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т.п.), а также сопровождались жестами, мимикой.

Таким образом, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Родители и воспитатели должны наполнять жизнь ребенка светом добра и ласки, способствовать обогащению среды, в которой он растет. И несомненно, что в результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной.

В работе с детьми раннего возраста необходимо учитывать следующие моменты:

1. ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания;

2. в совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения;

3.Содержание материала должно соответствовать детскому опыту;

4. Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала;

5. Необходимо контролировать длительность занятия.

Актуальность:

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Проблема развития речи - актуальная проблема сегодняшнего дня. Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ. А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к уверенности в себе. Поэтому, считаю необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.

Актуальность, направленная на фольклор в современной педагогике раннего детства, подтвердила важные положения.

Первое: обогащение педагогического процесса фольклором - действенный метод, гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка.

Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.

Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.

Исходя из этого я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи у младших дошкольников по средствам русского народного фольклора»

Цели и задачи развития речи у младших дошкольников по средствам устного народного фольклора.

Цель: Использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

Задачи:

Развивающие задачи:

- Развивать речевые способности детей раннего возраста;

-Расширять словарный запас;

-Формировать связную речь;

Образовательная задача:

- Расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);

Воспитательные задачи:

- Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;

- Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;

- Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.

Методы и приёмы развития речи у младших дошкольников по средствам русского народного фольклора.

Я использую следующие приемы и методы развития речи на материале фольклорных произведений.

  1. Беседа после чтения. Она должна строиться так, чтобы дети смогли понять и почувствовать идейное содержание, художественные достоинства того или иного жанра, чтобы литературные образы надолго запомнились ребёнку.

Правильно поставленный вопрос заставляет детей думать, размышлять, самим делать выводы, глубже осознавать нравственную сущность фольклорного произведения и в то же время замечать красоту художественной формы. Однако беседа не должна разрушать впечатлений, возникающих у ребёнка в процессе слушания текста.

Пример, беседа после чтения русской народной сказки «Лисичка - сестричка и серый волк».

1) Для расширения представления детей о героях произведения, я задаю вопрос-Кто главные герои сказки?

2) Для привлечения внимания к эмоциональному состоянию героя - Лиса-какая она?

3) Для обеспечения активности, желания поделиться своими впечатлениями -Расскажите, какой вы представляете себе лису?, Какой эпизод в сказке вам запомнился больше других?

  1. Использование иллюстративных материалов: картин, иллюстраций, персонажей кукольного театра, разнообразных предметов, о которых идет речь в произведении, фигурок фланелеграфа и др. Это важно, потому что у детей наглядно-образное мышление.

Например, для того чтобы дети запомнили последовательность событий в сказке используем фланелеграф.

  1. Выполнение детьми разнообразных творческих заданий. Они позволяют развивать у детей мыслительные процессы, инициативу, самостоятельность и творческие способности.

Например, показать на бубне, как идет медведь, как прыгает зайчик.

  1. Полезными оказываются речевые упражнения: подобрать слова, характеризующие персонажа, - какой он? Выполнить задание на подбор сравнений, воспроизвести диалоги персонажей - поупражняться в интонационной выразительности и др.

  2. Использование музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Они помогают создать настроение, вводят в атмосферу фольклорных произведений, способствуют возникновению творческого состояния во время рисования. С песнями детям легче перевоплощаться, двигаться. Можно использовать звук колокола (колокольчика) он влечет, созывает, завораживает, помогает привлечь внимание детей, переключить их с одного вида деятельности на другой, успокоить. С помощью колокольчика можно настроить детей на то, чтобы они смотрели на человека, который его держит.

  3. Использование малых форм фольклора:

а) Загадки - это важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка.

Загадка - форма образного словесного творчества. Загадки всегда опираются на большой жизненный опыт, на знание вещей, явлений, их качеств, признаков. Поэтому детям могут быть предложены для отгадывания только такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Народные загадки раскрывают особенности родного языка и его образов, приучают к острой и живой мысли. Загадка показывает такие стороны явлений, которые часто остаются без внимания.

Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы.

По типу структурной логической задачи существуют пять видов загадок: загадки с точно названными признаками, загадки с зашифрованными с помощью иносказаний признаками, загадки с отрицательными сравнениями, загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками, комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными признаками.

Для детей младшего дошкольного возраста использую загадки с точно названными признаками. (Приложение 1)

Всю ночь летает,

Мышей добывает,

А станет светло,

Спать ляжет в дупло. (Сова)

б) Поговорки и пословицы - это краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем, понятные детям. Обращенные к детям, пословица, поговорка могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Правильнее употреблять их в тот момент, когда налицо есть иллюстрирующие факты, обстоятельства; скрытый в пословице или поговорке смысл становится тогда ясен для ребенка.

Например, о дружбе, чтобы дети ценили дружбу между собой: Друг за друга держаться - ничего не бояться, Все за одного и один за всех.

в) Пестушки используются, чтобы вызвать у ребёнка радость, двигательное возбуждение (Сидели два медведя) (Приложение 3)

г) Колыбельные песенки и потешки помогают воспитывать положительное отношение детей к режимным моментам. (Приложение 4)

д) Приговорки - это своеобразные просьбы к природе о соучастии, о доброй помощи. Моменты воздействия на организм ребенка, не всегда приятны для него, под звучание приговорок превращаются в эмоциональный контакт, в форму речевого общения (Дождик, дождик) (Приложение 5)

е) Фольклорные прибаутки - небольшие стихотворения из двух-четырех, редко восьми строчек. Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя - коток, курочка -рябушка.

Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться передавать это смешное в слове. Это лучший способ развития как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки. (Мишка косолапый)

  1. Игры - драматизации очень важны в развитии речи. Ребенок вживается в роль персонажа, передаёт его эмоциональное состояние, вступает во взаимодействие с партнёрами. ( Вышла курочка гулять) (Приложение 2)

8. Для всестороннего развития детей особое значение отводится играм - забавам с использованием фольклора. Я стараюсь вводить в игры хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность (Большие ноги).

Таким образом, использование малых форм фольклора в развитии речи детей осуществляется совокупностью разнообразных приемов и методов.



Этапы работы.

Содержание работы

Сроки

1. Теоретический этап.

Литература:

1. С. Е. Большакова, Игры и упражнения. Творческий центр Москва, 2009г.

2. Т. Н. Караменко «Кукольный театр - дошкольника», 1982г.

3. «Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт-Петербург, 2002г.

4. О. А. Шорохова «Играем в сказку», Москва, 2007г.

5. Игры, ребусы, загадки для младших школьников, Ярославль, 2002г.

6. И. Г. Сухин «Веселые скороговорки», Ярослваль, 2002г.

7. В. Цвынтарный «Играем пальчиками - развиваем речь», Моска, 2009г.

8. Использование Интернет-ресурсов.

2013-14 уч год.

В течение года

2. Практический этап.

· Анкетирование родителей

· Диагностика

· Подготовка папки - передвижки «Задержка речевого развития».

· Подбор фольклорного материала для режимных моментов (потешки, считалки, пестушки)

· Подборка аудио сказок на русском языке.

· Составление картотеки загадок.

· Показ театральной деятельности: «Теремок», «Колодбок» и т.д.

· Составление картотеки речевых игр

· Составление картотеки игр, для развития звукового произношения

· Диагностика на конец учебного года.

· Буклет для родителей «Поиграем, малыши!»

· Составление картотеки пальчиковых гимнастик .

· Консультация для воспитателей:

· Развитие речи посредствам русского народного фольклора.

2014-15уч год

3. Реализация теоретического и практического этапа.

Использование собранного материала во всех режимных моментах.

План работы по использованию данного материала в режимных моментах.

2015-16 уч. год

Ожидаемый результат:

1. Обогащение словарного запаса детей

2. Приобщение к народному творчеству

3. Во влечение родителей в развитие детей

4. Пополнение методической копилки

5. Обогащение опыта по проблемной тематике.

После покупки вы получаете все материалы по теме

Планирование работы на год.

















План реализации программы:

Программа рассчитана на три года с 2013 по 2016год.

Пути реализации:

1. Индивидуальные и групповые занятия, беседы.

2. Повседневная жизнь в группе.

3. Изучение разных форм фольклора.

4. Работа с родителями.

5. Работа с педагогами.

6. Театрализованная деятельность.

Прогнозируемый результат:

У воспитанников:

-сформируется устойчивый интерес к русскому народному творчеству, традициям и культуре родного края;

-повысится уровень связной речи;

-словарь детей обогатиться новыми словами, оборотами, выражениями.

У педагогов:

-повышение теоретического уровня по теме проекта;

-внедрение современных методов и технологий по развитию речи средствами фольклора;

-самореализация;

-обобщение и распространение опыта.

У родителей:

- взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи;

-поощрение использования фольклора в играх детей дома


Планирование работы на год.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

Работа с детьми

Октябрь

Отгадывание детьми загадок.

Досуг «Вечер загадок».

Ноябрь

Театрализованная постановка.

Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

Февраль

Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры.

Развлечение «Широкая Масленица»

Март

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Апрель

Знакомство с закличками, потешками о солнце.

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Работа с семьёй

Январь

Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.

«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

Апрель

Совместное творчество детей и родителей.

Семейный конкурс «Отгадай загадку - нарисуй отгадку»

Самореализация

Март

Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Май

Открытый показ нод во второй младшей группе.

Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

Организация практической работы.

Развитие речи у младших дошкольников по средствам русского народного фольклора.

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимает особое место в воспитании.

Слово вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества. Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения малыша. Оно служит средством регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное окружение.

Моя тема по самообразованию: «Развитие речи детей посредствам усного народного творчества».

Работая с детьми раннего возраста, заметила, что дети очень плохо стали говорить. А ведь за речью ребенка важно следить с младенчества. Поэтому для развития речи маленьких детей решила использовать русский народный фольклор, который затрачивает интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, это - детский фольклор.

Слово «фольклор» появилось в XIX веке, пришло из английского языка. Сегодня им пользуются везде. Оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.

Проблема развития речи - актуальная проблема сегодняшнего дня. Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ. А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к уверенности в себе. Поэтому, считаю необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.

Актуальность, направленная на фольклор в современной педагогике раннего детства, подтвердила важные положения.

Первое: обогащение педагогического процесса фольклором - действенный метод, гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка.

Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.

Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.

Исходя из обозначенных проблем поставила перед собой цель.

Цель: Использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

Исходя из всего этого определила следующие задачи:

Развивающие задачи:

- Развивать речевые способности детей раннего возраста;

-Расширять словарный запас;

-Формировать связную речь;

Образовательная задача:

- Расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);

Воспитательные задачи:

- Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;

- Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;

- Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.

Образовательную деятельность строю на основании следующих жанров фольклора: потешки, заклички, скороговорки, считалки, дразнилки, пословицы, колыбельные песни, поговорки, пестушки, загадки, приговорки, прибаутки, сказки.

Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста.

Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет.

Жизненные процессы, такие как одевание, купание, сопровождающиеся словами очень помогают малышу. В эти моменты он запоминает и откликается, сопровождает слова действиями - играет в ладушки, притоптывает ногами, приплясывает, двигаясь в такт. Это не только забавляет, но и радует ребенка. При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие.

Чтобы словом воздействовать на душу ребенка, заставить его внимательно слушать, нужно знать секреты выразительной речи и свободно использовать статистические возможности разного языка. Он открывает детям жизнь в разных ее проявлениях, во всем многообразии красок. Нельзя говорить с детьми серым, бесцветным языком. Нельзя подменять живую речь официальным, канцелярским языком.

Я начала искать литературу, которая могла бы помочь составить конкретный план по развитию речи детей. Перечитала много книг и статей, касающихся этой проблеме. Среди прочих источников мне попала книга O.K. Князевой и Л. Д. Маханевой «Приобщение детей и истокам русской народной культуры». Знакомство с этой книгой побудило меня к мысли использовать самобытную русскую культуру, устное народное творчество для обучения детей правильной яркой речи. Работу по этому разделу я и начала с детьми своей группы. Заметив интерес детей к потешкам, сказкам, загадкам, прибауткам, решила, что они могут «разговорить детей». Занималась с детьми, как на занятиях, так и в свободное время. Знакомство малышей с фольклором начала с потешек, колыбельных песенок. Детям нравилось, когда я укладывала куклу или мишку спать. Брала игрушку на руки и начинала петь ласково и выразительно, не забывая покачивать.

Чтобы дети быстрее запомнили колыбельную песенку, показывала, как лает собачка Белолоба. Дети дружно просили ее: «Ты собачка, не лай, Белолоба, не скули». После таких обыгрываний, малыши быстрее запоминали песенки и переносили их в повседневную игру. Старалась использовать малые фольклорные произведения в разные режимные моменты: при подготовке к обеду, во время умывания, во время одевания и т.д.

Следующим этапом было знакомство с потешкой - особым видом малого фольклорного жанра. В потешке всегда действуют один или два персонажа. Кроме того, потешка - художественное произведение, рассчитанное на образное восприятие героев - и лисы, и зайца, и волка, и медведя. Потешка раскрывает характер героя: лиса - хитрая, волк - сердитый, медведь - сильный, белка - хлопотунья и т. д. Какие потешки мы с детьми заучивали? Это: «Тень - тень - потетень», «Огуречик - огуречик», «Водичка - водичка» и много других.

По мере усвоения материала, стала подбирать для детей потешки более посложнее. Ставила перед ними задачу не только запомнить потешку, эмоционально ее прочитать, но и самим попытаться ее обыграть. Дети с удовольствием учились двигаться, говорить, как лисичка, заяц, медведь и т. д. в зависимости от того, о ком потешка. Конечно, далеко не все дети могли передать характер персонажа, но с каким интересом они относились к нашему маленькому «театру! ». В нем появились и свои «звезды». Например, ни кто лучше Кристины и Егора не могли сыграть роль веселый гусей, из Викули получилась прекрасная Кисонька - Мурысонька, из Саши - медведь. Но главное это то, что любой ребенок в группе мог заменить другого и сыграть его роль.

Даже очень застенчивых дегей научила выступать перед своими товарищами. Потешки подбирала самые различные. Это потешки, отражающие элементы народного быта и знакомящие с домашними животными, олицетворяющие природу, построенные на парадоксе, раскрывающие нравственно - этические категории, имеющие прямое обращение к ребенку по имени, а так же тексты, сочетающиеся с пляской и хороводными играми.

В образовательной деятельности так же использовала загадки. В любой загадке предмет не называется, нужно самому догадаться, о чем идет речь. Чтобы легче было догадаться, в загадке или говориться, на что похож предмет, или называют его таким словом. Что сразу понимаешь, что это такое. Например: «висит груша, нельзя скушать? ». Что похоже на грушу? (лампочка). А если дети все же затрудняются то использую картинки - подсказки.

Русские народные сказки - эффективный фактор развития речи.

В образовательной деятельности и в свободное время, работая над речью детей, большое внимание уделяла русским народным сказкам. Сказка - дорогой гость, как у малышей, так и у детей постарше. Малыши с удовольствием слушают сказки: «Репка», «Курочка ряба», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и другие. Сказки стараюсь не читать, а рассказывать. Когда воспитатель не смотрит в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Дети быстро запоминают такие образы, как петушок - золотой гребешок, козлятушки - ребятушки, коза - дереза и другие.

Повторение песенок героев народных сказок, их имен, закрепляла эти образные слова в сознании детей, и дети начинают использовать их в своих играх, учатся рассказывать сказки.

После рассказывания сказки проводила беседу, которая помогает детям лучше понять содержание, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить интересные сравнения, описания.

Одно не следует забывать, что встреча со сказкой - это, прежде всего, воспитание чувств ребенка. Ребенок должен не рассуждать, а наслаждаться услышанным. Это возможно лишь тогда, когда ребенок запомнит хотя бы частично текст. Вопросы во время беседы должны быть разнообразными. Одни помогают точнее охарактеризовать героев сказки, другие - обратить внимание на отдельное слово, поступок, эпизод. Например: - Какая лиса в сказке «Колобок»? - хитрая, - говорят дети.

Знакомя детей со сказками в любой возрастной группе, я вела словарную работу: объясняла непонятные слова, выражения, дети осваивали новые слова, рассказывала о назначении предметов, обозначенных этими словами. Эту работу так же проводила и при рассматривании иллюстраций к сказкам и потешкам. По иллюстрациям дети знакомились не только с героями сказок, но и с природой, окружающей их, с предметами быта.

Рассказывание сказок целесообразно завершала одной из традиционных для русского фольклора концовок, например: «Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают» и другие.

Одним их эффективных приемов развития речи детей считаю театрализацию сказок. Дети из слушателей превращаются в героев с разными характерами, речевыми интонациями, движениями. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомились с окружающим миром через образы, краски, звуки. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизировался словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи.

Самое трудное в театрализованной деятельности - это добиться единство слов и действия. Сохранить непосредственность и живость игры помогал подробный анализ того, что происходит в сказке, и уточнение конкретных действий каждого персонажа. В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые сюжеты сказок, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно - образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. В своей группе с детьми инсценировали сказки: «Репка», «Курочка ряба».

Развитие речи детей, их творчество и кукольный театр. Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! Уже в раннем возрасте детей знакомят с куклами, давала с ними играть, спрашивала, из какой они сказки. Разыгрывали хорошо знакомые сказки: «Колобок», «Репка», «Курочка ряба».

Также использую в своей работе считалки - вид русского игрового фольклора: рифмованные стишки, посредством произнесения которых проводится жеребьевка в играх детей. Считалки исполняются в особой манере, так, чтобы ударный слог или отдельное слово совпадали с указанием на одного из участников игры; тот, на которого пришелся заключительный слог, выбывает из жеребьевки. Считалка произносится до тех пор, пока не останется последний, которому выпадает водить в игре.

Жанр уникален в том отношении, что является стихотворным, но не песенным.

Колыбельные песни - песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их - размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели. Колыбельная песня является одним из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега.

Преобладающие темы - убаюкивание, приглашение помощников для убаюкивания, мысли о будущем убаюкиваемого ребенка, нередко явления и предметы окружающей действительности, могущие заинтересовать и позабавить ребенка, если бы только он понимал слова песни.

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) - короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.

Прибаутка (от слова баять, то есть рассказывать) -это небольшой стишок, в котором присутствует сюжет - действующим персонажем может быть любое животное, птица или человек.

Помимо того, что использование в повседневной жизни прибауток помогали детям познавать окружающий мир в веселой игровой форме, они развивают позитивное восприятие. В прибаутках для детей использовала слова, которые несут сильную эмоциональную окраску, настраивая ребенка на будущее здоровье, счастье и радость.

Заклички один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто - к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Дразнилки тесно связаны с прозвищами, употребление которых уходит корнями в древнюю Русь. В крестьянской среде фамилий не было, их заменяли прозвища, которые давались человеку окружавшими его людьми. В каждом из прозвищ отражалась какая-нибудь внешняя примета его носителя, чаще всего - иронически преувеличенная. От таких прозвищ и произошли дразнилки, которые по значению и представляют собой рифмованные прозвища, развернутые в небольшие стихотворения.

В ходе работы составила картотеки игр с использованием фольклорных форм. Так же делюсь своим опытом с воспитателями.

В работе моими помощниками являются родители. Изучила передовой опыт семейного воспитания. Считаю, что только совместная работа с родителями даёт положительные результаты. Регулярно провожу беседы по интересующим их вопросам, стараюсь устанавливать доверительные и доброжелательные отношения, привлекаю к активному участию в жизни группы и детского сада. Организовываю и провожу семейные конкурсы рисунков, поделок на различную тематику.

С целью вовлечения семьи в образовательный процесс пропагандирую педагогические знания среди родителей, используя разнообразные формы: анкетирование и опросы родителей, подборку тематических консультаций, листки - памятки, «Библиотеку для молодых родителей», родительские собрания, дни открытых дверей, открытые моменты, индивидуальные беседы. Родители являются активными участниками всех мероприятий проводимых в ДОУ: участвуют в организации и проведении утренников, вечеров - развлечений, общественной жизни ДОУ, села. С их активной помощью создана развивающая среда группы. В результате систематической работы у меня сложились с родителями доброжелательные и доверительные отношения, которые помогают формированию у детей положительных черт характера, усвоению программного материала.

Постоянно повышаю свой профессиональный уровень: посещаю районные методические объединения, изучаю новинки специальной педагогической литературы. Активно участвую в методической работе ДОУ.

Изучаю передовой педагогический опыт коллег на образовательных сайтах для работников дошкольного образования:

В результате обобщения опыта своей работы, я пришла к выводу, что приобщение к устному народному творчеству (фольклору, способствует развитию связной речи детей, обогащение активного словарного запаса, развитию грамматического строя речи, правильного звукопроизношения, развитию творческих способностей детей, формированию любви к прекрасному, к своему народу, его обычаям, традициям, богатству языка.

Работая над развитием речи дошкольников, можно определенно сказать, что проблема эта очень злободневна. В то время как развивается наука, в технику внедряется компьютеризация, наш родной язык начинает терять свою самобытность, яркость, эмоциональность. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютеров хоть и грамматически правильный, но лишен окраски, образности. Какой же язык мы оставим нашим детям? А ведь именно им творить и строить будущее.

Кто может назвать еще такой язык, который мог бы потягаться с русским народным языком по своим возможностям образности выражения мыслей, таким богатством сравнений, эпитетов и метафор? Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - достойно завоеванного русским искусством, литературой. Развивая речь детей, мы не только передаем знания, но и занимаемся воспитанием их душ. Следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.) .

В устном народном творчестве, как нигде, сохранились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с потешками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям, развивает их связную речь. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В фольклоре оцениваются жизненные позиции, человеческие недостатки, восхваляются положительные качества, воспитывается уважение к труду, восхищение творением человеческих рук. Благодаря этому, фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного, нравственного развития детей, имеют исключительно большие возможности для развития речи детей.






Результат работы по развитию речи
посредством малых форм фольклора.

В начале учебного года была проведена диагностика уровня развития речи и знания малых форм фольклора, использование его в самостоятельной деятельности. Продиагностировано было 20 человек.

Диаграмма 1 Уровня развития речи детей.

Результат по уровню развития речи показал, что в группе 4 человека с низким уровнем и 13 - со средним. После проведенной работы количество детей со средним и низким уровнем уменьшилось, но зато увеличилось количество детей с высоким уровнем за счет тех детей, которые имели средний уровень развития речи.

Малые формы фольклора

Потешки

Загадки

Колыбельные песни

Пестушки

Приговорки

Прибаутки

Поговорки

Начало года

2

2

0

0

0

0

0

Контрольный срез

16

9

8

15

16

8

5

Таблица 1 Знание малых форм фольклора, использование в самостоятельной деятельности.

Результат по проверке знания детьми малых форм фольклора на начало года оказался таким, что мало детей знают и используют его в самостоятельной деятельности. Наблюдая, мы видим, что в середине года, сделав контрольный срез, после проделанной работы, число детей увеличилось.

Результативность использования фольклора в процессе развития речи можно увидеть в том, что дети стали более общительны, эмоциональны, с радостью и удовольствием используют в своей речи потешки, заклички, прибаутки и т.д. Дети пытаются рассказывать наизусть с интонацией, сопровождая жестами, движениями и мимикой.


  1. Перспектива по развитию речи
    посредством малых форм фольклора.


Дальнейшая работа по разрабатываемой теме предполагает:

- накопление дидактического материала: фотографий, иллюстраций и т.д.;

- конкурс чтецов на лучшее исполнение малых форм фольклора;

-организация и проведение праздника «В гостях у Бабушки - Загадушки» на основе изученных малых форм фольклора;

-организовать в ДОУ уголок «Устное народное творчество» с использованием малых форм фольклора.

Мониторинг (диагностика)

1. Диагностика уровня речевого развития детей.

2. Наблюдение:

-обогащение словарного запаса;

-использование фольклора в речи;

-приобщение к народным традициям.

Основные параметры мониторинга (диагностики) речевого развития детей :

1. Умеет отвечать на вопрос полным распространённым предложением (из 3 и более слов) .

2. Умеет подбирать синонимы и антонимы в пословицах и поговорках, в речевой ситуации.

3. Пересказывает сказку.

4. Умеет замечать неточности в небылицах.

5. Умеет отгадывать загадки и доказывать отгадку.

6. Умеет объяснять значение слова по функциям предмета (например, объяснить значение пословицы)

7. Называет жанры фольклора (3 и более)

Критерии оценки вопросов :

Высокий уровень - ребёнок составляет предложение из 3 и более слов; правильно подбирает синонимы и антонимы в пословицах, в речевой ситуации; замечает неточности в небылице; может пересказать основной сюжет сказки; правильно поясняет значение слов; умеет доказать отгадку. Кроме того, много знает пословиц, поговорок, считалок и т. д.

Средний уровень - ребёнок составляет предложение из 2 слов; подбирает синонимы и антонимы, но не в требуемой грамматической форме; в речевой ситуации называет по одному слову; даёт свои варианты, исправляя неточности в небылице; вместо значения слов даёт описание предмета, либо даёт не точное объяснение; отгадывает загадку, а объяснить не может; составляет пересказ, используя отдельные слова; называет по одному - два примера на каждый предложенный жанр.

Низкий уровень - ребёнок не составляет предложение, а повторяет предъявляемое слово; не может подобрать синонимы, а, подбирая антонимы использует частице «не»; в речевой ситуации подбирает неточные по смыслу слова, либо также использует частицу «не»; не замечает неточность в небылице; загадку отгадывает неверно и не доказывает отгадку; составляет рассказ пересказа без учёта задания; практически не знает пословиц, загадок, считалок, поговорок и т. д.



Практическое значение опыта.

Приобщение детей к фольклору на занятиях и в свободное время дало свои положительные результаты. Знакомясь с потешками, поговорками, колыбельными, дети научились образно воспринимать героев, раскрывать особенности их характеров. Заучивая заклички, они как бы соприкасаются с природой, ее красотой, щедростью. Она близка и желанна детям, вызывая в них эмоции радости и доверия. Составление небольших сказок по потешкам активизировало связную речь, заставляло подбирать различные языковые средства. Знакомство с народной сказкой учило детей ритмике речи, красочности и образности. Изображая героев сказок, дети научились двигаться, выразительно говорить. Застенчивые дети которые боялись участвовать в инсценировании сказок к концу года могли уже участвовать без стеснения в инсценировках.

Умелое использование фольклора в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста позволяет педагогам установить прочную связь с ребенком, помогает принять ребенку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.

В процессе моей работы я получила результаты:

У воспитанников:

-начинает формироваться устойчивый интерес к русскому народному творчеству, традициям и культуре родного края;

-повысился уровень связной речи;

-словарь детей непрерывно обогащается новыми словами, оборотами, выражениями.

У педагогов:

-повысился теоретический уровень по теме проекта;

-активно проходит внедрение современных методов и технологий по развитию речи средствами фольклора;

-самореализация;

-обобщение и распространение опыта.

У родителей:

- активное взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи;

-поощрение использования фольклора в играх детей дома







29


© 2010-2022