Экспериментальная работа по дополнительному образованию кружок «STEPашка» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение №11

«Искорка» г.Бугульма




Экспериментальная работа по дополнительному образованию

кружок «STEPашка»

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)


Срок реализации программы: 1 год.

Автор: воспитатель

Оксана Валентиновна

(высшая квалификационная категория)








г.Бугульма 2015г.


Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Актуальность и новизна

  3. Направленность программы

  4. Цель и задачи кружка

  5. Условия реализации программы

  6. Формы и структура кружковых занятий

  7. Содержание программы

  8. Форма подведения итогов

  9. Методические условия реализации программы

  10. Список литературы

  11. Приложения….





Пояснительная записка.

Детский сад - первая ступень общей системы образования, главной целью

которой является всестороннее развитие ребенка. Одна из задач дошкольного

образования на современном этапе - создание максимально благоприятных

условий для укрепления здоровья, гармоничного физического развития ребенка.

Представление дополнительных образовательных услуг является неотъемлемойчастью деятельности современного дошкольного образовательного учреждения.

Дополнительные образовательные услуги физкультурно - оздоровительного

направления не заменяют, а расширяют и обогащают программу ДОУ по

физическому воспитанию, что благоприятно отражается на воспитательно -

образовательном процессе в целом.

В последнее время отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физической культуры с лечебной направленностью. В большинстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнастики - ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, пилатес, калланетика, су-ставная и дыхательная гимнастики, восточные оздоровительные системы упражнений: ушу, китайской гимнастики, йоги и многое другое. Все они направлены на оздоровление организма занимающихся, возвращение радости жизни и повышение функциональных возможностей человека.

Данными вопросами в области образовательных и инновационных техно-логий занимались: В.А. Бордовский, JI.C. Подымова, С.Д. Поляков, А.И. Пригожин, Г.К. Селевко, В.А. Сластёнин, А.П. Тряпицына и др. Научным исследованиям в области фитнеса в последнее время стало придаваться большее значение, некоторые аспекты можно встретить в работах отечественных и зарубежных авторов (В.Е. Борилкевич, 1998 -2006; Э.Т. Хоули, Б.Дон Френке, 2000; А.Г. Лукьяненко, 2001; A.B. Менхин, 2002; Е.Б. Мякинченко, 2003; В.И. Григорьев, 2005 - 2008; C.B. Савин, 2008 и др.)

В настоящее время детские сады посещает много детей с ослабленным

здоровьем, часто болеющие. В основном это заболевания органов дыхания,

сердечно - сосудистые, нарушение осанки и плоскостопие. Все это заставляет

педагогов быть в постоянном поиске новых современных технологий по

сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Этому способствуют занятиясо степ-доской, т.к. упражнения на ней формируют у дошкольников осанку,укрепляют и развивают сердечно - сосудистую, дыхательную и костно- мышечную системы. Область применения степа довольно широка - это ииндивидуальная работа, и самостоятельная двигательная деятельность, и занятия по физической культуре.


2. Актуальность и новизна.

Степ-аэробика - это ритмичные подъемы и спуски со специальной платформы (степ-платформы) под танцевальную музыку. Это один из самых простых и эффективных стилей в аэробике.

«Step» в переводе с английского языка буквально означает «шаг». В конце XX века Джина Миллер разработала новую методику - степ-аэробику. Она приспособила его для своих ежедневных тренировок после перенесенной ею травмы колена. Первым тренажером, которым она воспользовалась для выздоровления, были ступеньки крыльца ее собственного дома. Джина так увлеклась движениями, в которых было множество элементов спуска и подъема, что не замечала, как пролетало время, и опомнилась только тогда, когда совсем выздоровела и приобрела свою прежнюю спортивную форму. Она на собственном опыте убедилась, что простейшие тренировки на ступеньках дали просто замечательные результаты. Воодушевившись полученными результатами, Джин Миллер решила превратить реабилитационную программу в новый вид фитнеса, который увлёк миллионы людей, поддерживающих своё тело в тонусе. Со временем данная программа стала называться «степ-аэробика» и получила широкое распространение среди приверженцев здорового и активного образа жизни.

Занятия аэробикой доставляют детям большое удовольствие. Для того чтобы занятия были более интересными и насыщенными, для детей подготавливают индивидуальные снаряды - степы.

Степ - это ступенька высотой не более 8 см, шириной 25 см, длиной 40 см,

легкая, обтянутая мягким дерматином. Снаряд очень полезен в работе с детьми.

Аэробика - это система физических упражнений, энергообеспечение

которых осуществляется за счет использования кислорода. Для достижения

эффекта продолжительность выполнения этих упражнений должна составлять неменее 20-30 минут. Занятия аэробикой доставляют малышам большоеудовольствие. Для того чтобы сделать их еще более интересными и насыщеннымипридумали индивидуальный снаряд - степ - доску.

Степ - аэробика - это ритмичные движения вверх, вниз по специальной

доске (платформе), высота которой может меняться в зависимости от уровня

сложности упражнения. Однако в ДОУ высота степ - доски постоянна. Степ -

аэробика развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренируетравновесие.

Первый плюс - это огромный интерес ребятишек к занятиям степ-аэробикой, неиссякающий на протяжении всего учебного года.

Второй плюс - у детей формируется устойчивое равновесие, потому что онизанимаются на уменьшенной площади опоры.

Третий плюс - это развитие у ребенка уверенности, ориентировки в

пространстве, общей выносливости, совершенствование точности движений.

Четвертый плюс - воспитание физических качеств: ловкости, быстроты, силы и др. Повышается выносливость, а вслед за этим и сопротивляемость организма. Но самое главное достоинство степ - аэробики - ее оздоровительный эффект.

Для разработки программы по дополнительному образованию спортивно -

оздоровительной направленности «Степ - аэробика» послужила задача

здоровьесбережения с целью профилактики плоскостопия и нарушения осанки удетей.

Новизна:

Посредством организации эффективной спортивно-оздоровительной работы сдошкольниками на степ - доске у детей развиваются: чувство ритма,

координационные способности, физические качества.


3. Направленность программы.

Программа «STEPашка» предназначена для детей старшего дошкольного возраста и направлена на укрепление опорно-двигательного аппарата, содействует оздоровлению различных функций и систем организма.

С целью профилактики различных заболеваний у детей разработаны комплексы упражнений коррекционной гимнастики и лечебной физкультуры. Все комплексы упражнений выполняются под специально подобранную музыку в едином темпе и ритме, преимущественно поточным способом.

• формирование осанки, костно-мышечного корсета;

• развитие координации движений;

• укрепление и развитие сердечнососудистой и дыхательной систем;

• формирование умения ритмически согласованно выполнять простые движения.

4. Цель и задачи кружка.

Цель: Содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствамиоздоровительно-спортивной степ - аэробики.

Задачи:

1. Гармоническое развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата,формирование правильной осанки.

2. Развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых икоординационных способностей.

3. Содействие развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания,умения согласовывать движения с музыкой.

4.Развитие творческих способностей.

5. Воспитание смелости, доброжелательности, выдержки

5. Условия реализации программы.

Условия реализации программного материала:

- кружковая работа рассчитана на учебный год (октябрь-апрель);

- занятия проводятся 1 раз в неделю не более 30 минут;

- форма занятий - групповая, подгрупповая.

При формировании групп необходимо учитывать:

- возраст занимающихся;

- принадлежность к медицинской группе;

- психофизиологические особенности ребенка.

Воспитателю, ведущему занятия, необходимо изучить медицинскую карту каждого ребенка и вести педагогический контроль над уровнем его физического развития и состоянием здоровья. Группы занимающихся желательно формировать средней наполняемости - от 10 до 15 человек, можно проводить и малыми группами (по 4-5 человек), а также индивидуально. Организованную деятельность по дополнительному образованию «STEPашка» проводятся в спортивном зале или специально приспособленном помещении, отвечающем всем гигиеническим требованиям (размеры зала, площадки, освещение, проветривание, покрытие пола, оборудование, инвентарь).

Воспитатель ведет журнал посещаемости занятий, где отмечается весь объем учебного материала, педагогический и врачебный контроль и достижения са-мих занимающихся.

Основными средствами являются:

- физические упражнения общеразвивающей и специальной направленности без предметов;

- физические упражнения общеразвивающей и специальной направленности с предметами (мяч, гимнастическая палка и др.)

- физические упражнения на гимнастических снарядах (степах и др.).

Все они выполняются под музыкальное сопровождение. Исходными положениями таких упражнений могут быть: лежа на спине, на животе, на боку; сидя с прямыми и согнутыми ногами; на пятках; в упорах присев, упорах стоя на коленях; стоя, в висах.

Занятия внесены в сетку непосредственно образовательной деятельностигруппы в качестве вариативной части реализации программы по физическомунаправлению и оздоровлению.

Шаги, используемые в степ - аэробике:

- Marсh(марш) - ходьба на месте. Step(степ) - шаг.

- Basicstep (бэсик степ). Шаг ногой вперед - назад. И. П. стоя на полу ноги вместе. 1-выполнить правой ногой шаг на степ, 2- левую ногу на степ приставить.3- шаг на пол правой ногой,4- левую приставить.

- Steptouh(степ тач) - приставной шаг в сторону. И.П. стоя на полу ноги вместе.1- выполнить правой ногой шаг в сторону,2- левую приставить.3- левой ногой шаг в сторону,4-правую приставить.

- V-step(ви-степ) - шаг на степ ноги врозь, назад ноги вместе. На 4 счета. И. П. стоя на полу ноги вместе. 1-выполнить правой ногой шаг на правый край степа, 2- левую ногу поставить на левый край степа.3- шаг на пол правой ногой,4- левую приставить.

- Toetouch(тоутач) - касание носком пола или степа. На каждый счет.

- Mambo(мамбо) - шаги на месте с переступанием вперед, назад. И. П. стоя на полу ноги вместе. 1-выполнить правой ногой шаг на степ, 2- левую но-га на полу переступающий шаг. 3- шаг на пол правой ногой,4- левую при-ставить.

- Openstep(оупэн степ) - открытый шаг. И.П. ноги шире бедер.1- выполнить полу присед и поставить правую ногу на носок, 2- полу присед, поставить левую ногу на носок. На 4 счета.

- Legcurl(лэгкерл) - «захлест» голени назад. 1- шаг правой ногой на степ, 2- левую ногу согнуть назад. 3-поставить левую ногу на пол.4- правую приста-вить.

- Kneeup(ни ап) - «подъем колена вверх». 1- шаг правой ногой на степ,2- ле-вую ногу согнуть в колене и поднять вверх. 3-поставить левую на пол.4- правую приставить.

- Kickside ( мах ногой в сторону ,вперед, назад). 1- шаг левой ногой на степ, 2-правую ногу выпрямить и сделать мах ногой. 3-поставить правую на пол.4- левую приставить.

6. Форма и структура занятий.

Основной формой обучения Степ - аэробики является проведение занятий сиспользованием современной методики, дидактических игр, игровых приемов.

Один комплекс степ-аэробики как полного занятия выполняется детьми втечение трех месяцев; некоторые упражнения, по мере их усвоения, могутвидоизменяться, усложняться. Частота сердечных сокращений не должнапревышать 150-160 ударов в минуту.

Степ - аэробика может проводиться:

- в виде полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми

старшего дошкольного возраста (продолжительность 25-35 минут);

- как часть занятия (продолжительность 10-15 минут);

- в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и

эмоциональный эффект;

- в виде показательных выступлений детей на праздниках;

- как степ-развлечение.

Структура кружковых занятий.

Части занятия

Длительность

Количество упражнений

Преимущественная направленность упражнений

  1. Вводная:

-строевые упражнения;

-танцевальные шаги

3 мин.

6 упр. 2-3 упр.

- на осанку;

- типы ходьбы;

- движения рук, хлопки в такт.

2.Основная:

- игроритмика

-акробатические упражнения;

- основные виды движений;

- подвижные игры

19мин.

2мин.

5мин.

4мин.

8мин.

3 упр.

3 упр.

3 вида

2 игры

- для мыщц шеи,

- для мышц плечевого пояса,

- для мышц туловища,

- для мышц ног,

- для развития силы мышц,

- для развития гибкости,

- для развития ритма, такта

3.Заключительная:

- дыхательные упражнения,

- самомассаж,

- релаксация или психогимнастика

3 мин.

1мин.

1мин.

1мин.

1упр.

3упр.

1 упр.

- на дыхание,

- массаж рук,

- расслабление.

На кружковых занятиях степ-доска используется на каждом этапе:

- во вводной части дети огибают степ - доски (ходят и бегают

«змейкой»);

- в общеразвивающих упражнениях, которые выполняются в виде степ

- аэробики и в разных исходных положениях на степе (стоя, сидя,

лежа), что развивает чувство равновесия, координацию испособствует развитию ориентировки в пространстве;

- в основной части: это разнообразные упражнения на развитие силы,

ловкости, выносливости, в том числе с различными атрибутами;

- в подвижных играх и эстафетах.

Упражнения, комплексы степ - аэробики направлены на развитиекоординации движений и формирование пространственных и временныхориентировок, силовых дифференцировок:

а) пространственные ориентировки- вправо, влево, вперед, назад, скрестно,одновременно, попеременно, поочередно в движениях туловища и конечностей(у детей дошкольного возраста лучше получается выполнять раздельныедвижения, чем одновременные);

б) временные - различаются по темпу (быстро, медленно), ритму,продолжительности удерживания позы и др. Темп и ритм можно задавать счетом(раз-два; раз-пауза-два), музыкальной композицией. Старшие дошкольники сособым интересом выполняют упражнения со сменой ритма, при этом стараютсяпередать в движениях не только ритмический рисунок, но и плавность, и красотудвижений;

в) силовые- прыжки на степе, со степа, через степ.

Нагрузка регулируется характером упражнений, изменением исходных

положений, темпа, длительности и интенсивности выполнения. Длясбалансированной работы всех функциональных систем организмагимнастические упражнения сочетаются с дыхательными.

Применение разнообразных форм, средств, методов физического воспитанияимеют единую целевую направленность - это оздоровление, профилактика икоррекция плоскостопия и нарушения осанки, а также развитиекоординационных способностей старших дошкольников.



7. Содержание программы.

Раздел «Игроритмика» является основой для развития чувства ритма,

двигательных способностей занимающихся, умения правильно выполнятьдвижения под музыку, согласно ее характеру, темпу, ритму. В этот раздел входятспециальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальныезадания, игры.

Раздел «Строевые упражнения» служит основой для освоения ребенкомразличных видов движений, обеспечивающих эффективное формированиеумений и навыков, необходимых при дальнейшей работе по программе. В разделвходят построения, перестроения, повороты, передвижения, бег.

Раздел «Танцевальные шаги» направлен на формирование у занимающихсятанцевальных движений. В раздел входят танцевальные шаги, ритмическиедвижения, музыкально - ритмические композиции, образно - подражательныедвижения, танцевальные этюды.

Раздел «Акробатические упражнения» основывается на нетрадиционнойметодике развития мышечной силы и гибкости. Здесь используются упражненияпо системе йоги и элементы гимнастических упражнений, выполняемые вигровой сюжетной форме. Использование данных упражнений дают ребенкувозможность вволю покричать, погримасничать, свободно выразить свои эмоции.

Раздел «Дыхательная гимнастика» в программе служит для расслаблениямышц, на восстановление организма, дыхания после нагрузки. В раздел входятупражнения дыхательной гимнастики.

Раздел «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровлениядетского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, детиполучают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуютформированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навыксобственного оздоровления.

8. Форма подведения итогов.

8.1.Мониторинг усвоения программного материала кружка «STEPашка».

Уровни усвоения программы:

Высокий.Ребенок знает и выполняет с интересом четко и уверенно базовый шаг, танцевальные шаги, упражнения игроритмики, акробатические упражнения.

Средний.Ребенок знает и выполняет базовые движения, но требуется некоторая помощь взрослого, движения неуверенные, скованные.

Низкий.Ребенок плохо ориентируется в базовых шагах, выполняет основные элементы только по показу взрослого.

8.2. Ожидаемые результаты у детей:

1. Сформирована правильная осанка;

2. Развито чувство ритма, темпа, согласованность движений с музыкой;

3. Наблюдается снижение заболеваемости.

4. Сформирован стойкий интерес к двигательной активности, занятиям

физической культурой;

5. Сформирован интерес к собственным достижениям;

6. Сформирована мотивация здорового образа жизни.

8.3. Открытый показ организованной деятельности по дополнительному образованию для родителей и педагогов;

8.4. Участие в методических объединениях и мероприятиях различного уровня;

8.5. Фотоотчет.


9.Методические условия реализации программы.

Продумывая содержание занятий аэробикой необходимо учитыватьморфофункциональные особенности дошкольников, уровень их физическойподготовленности и развития, соблюдать при этом основные физиологическиепринципы:

- рациональный подбор упражнений;

- равномерное распределение нагрузки на организм;

- постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузки.

Организуя степ - тренировку, нельзя забывать о технике безопасности ифизической нагрузке для детей определенного возраста, ее распределении сучетом состояния их здоровья, уровня физической подготовленности. Так, болеесложные упражнения следует чередовать с менее сложными. Техника степ -аэробики предполагает постоянное поддерживание правильной осанки. Поэтомуочень важно напоминать детям о необходимости сохранения правильногоположения тела во время всех движений.

Распределение физической нагрузки на занятии степ-аэробики.

Каждый комплекс занятий должен состоять из трех частей:

-подготовительная часть (разминка) - 3 минуты;

-основная часть -19 минут;

-заключительная - 3 минут.

время

содержание

Темп музыки

Контроль нагрузки

Подготовительная часть

3мин.

Обеспечение разогрева организма, подготовка его к главной физической нагрузке. Упражнения выполняются с небольшой амплитудой

120 акцентов в минуту

Внешнее проявление, самооценка

Аэробная часть (основная)

19мин.

Комбинации из элементов стэп-аэробики, новые упражнения или комплекс стилизованных танцевальных движений, в завершении основной части можно включить подвижную игру

130-140

Пульс, дыхание, внешнее проявление

Заключительная часть

3 мин.

Упражнения на расслабление, равновесие, гибкость, выполняемых в положении сидя, лежа и стоя. Дыхательные упражнения, самомассаж, психогимнастика.

Медленная, танцевальная музыка

Внешнее проявление, самооценка

Упражнения для степ-аэробики подбираются преимущественноциклического характера (в основном, это ходьба), вызывающие активную

деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные

процессы, простые по своей двигательной структуре и доступные детям.

Большое значение имеет подбор музыки к упражнениям. Она служитодновременно мотивирующим фактором, направляет ход тренировки и диктуетскорость движений.

Основные правила техники выполнения степ-тренировки:

- держать плечи развернутыми, грудь вперед, ягодицы напряженными,

колени расслабленными;

- избегать перенапряжения в коленных суставах;

- избегать излишнего прогиба спины;

- не делать наклон вперед от бедра, наклоняться всем телом;

- при подъеме или опускании со степ-доски всегда использовать безопасныйметод подъема;

- стоя лицом к степ-доске, подниматься, работая ногами, но не спиной;

- держать степ-платформу близко к телу при ее переносе,

- выполнять шаги в центр степ-доски;

- ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъеме, а спускаясь,

- ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг;

- опускаясь со степ-доски, оставаться стоять достаточно близко к ней, не

отступать больше, чем на длину ступни от степ-доски;

- не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в

совершенстве, движениями ног, и не подниматься и не опускаться со степ-

доски, стоя к ней спиной;

- делать шаг с легкостью, не ударять по степ-доски ногами.

Материально-технические условия для реализации программы:

- спортивный зал (хорошо проветриваемый, оборудованный)

- степ-доска на каждого ребенка

- гимнастические маты

- спортивная форма (костюмы для выступлений)

- обручи, флажки, султанчики, платочки, ленточки.

- ноутбук для воспроизведения музыкального сопровождения.

- аудиозаписи.

10. Список использованной литературы.

1. Анисимова Т.Г. ,Савинова Е.Б. Физическое развитие детей 5-7 лет.

Волгоград, Учитель 2009 г.

2. Барабаш T.JI. Речедвигательная гимнастика «Шаг к слову» с использованием степов,

3. Безруких М.М. Здоровьеформирующее физическое развитие. Двигательные программы для детей 5-6 лет. СПб, ВЛАДОС, 2001г.

4. Белова Т.А. «Использование степ-платформы в оздоровительной работе с детьми», Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009, №7.

5. Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия в детском саду. М., Скрипторий, 2004г.

6. Зимонина В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника. Росинка. Расту здоровым. М., Владос, 2004 г.

7. Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ. Воронеж, учитель, 2005г.

8. Машукова Ю.М. Степ-гимнастика в детском саду// Инструктор по физкульту-ре. 2009 №4.

9. Кузина И. «Степ-аэробика для дошкольников» дошкольное образование, 2008 №5

10. Кузина И. «Степ-аэробика не просто мода» Обруч 2005 № 1

11. secret-terpsihor.com.ua/2012-02-26-12-12-00.html.

12. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat dissercat.com/content/fitnes-v-sisteme-doshkolnogo-i-shkolnogo-fizkulturnogo-obrazovaniya#ixzz2kVSTfLSW

© 2010-2022