Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

«Чем больше мастерства в детской руке, тем лучше речь у ребенка» В.А.Сухомлинский

Развитие речи- это самое актуальное, очень важное место в работе с детьми. Ведь развивая речь, мы учим ребенка осмысленно говорить, обогащаем его речь, прививаем любовь к чтению, книге, даем первоначальное понятие о языке, литературе.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Выдающийся русский просветитель Н.И.Новиков еще в 1782 году утверждал, «натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития».

И.П.Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.

Эта концепция лежит в основе современных теорий, разрабатываемых учеными.

Такие ученые, как Э.Г.Пилюгина, Н.П.Павлова, М.М.Кольцова считают, что на развитие речи влияет развитие моторики руки. Вот почему я считаю выбранную мной тему актуальной.

В чем же заключается связь движений пальцев и речи? Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь.

Движения пальцев рук все совершенствовались. Из поколения в поколения люди выполняли все более тонкую сложную работу. Развитие функции руки и речи у людей шло параллельно. Примерно такой же ход развития речи и у ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи.

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные «Ладушки», «Сорока-ворона» и т.д.

Считалось, что главное, от чего зависит развитие речи- это степень общения детей с окружающими взрослыми людьми. Конечно, это важно, но проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движения пальцев совпадает со степенью развития речи детей.

И поэтому в своей работе, в период младшего дошкольника, стараюсь уделять больше внимания развитию мелкой моторики рук. Существуют различные виды работ: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой, игры на нанизывание, игры с пластилином, игры с бумагой, фольклорные пальчиковые игры, игры на выкладывание, игры с мозаикой и др.

Игры на развитие тактильного восприятия. У младшего дошкольника уже,как правило,сложились представления о предметах и их признаках.

Усвоив обобщающее слово,обозначающее признак предмета,ребенок приобретает способность сравнивать предметы по качеству,а для этого ему необходимо развивать чувствительность пальцев,которая обеспечивает восприятие таких свойств предмета,как мягкость-твердость,форма,вес (легкий-тяжелый),температура (холодный-горячий-теплый), особенность поверхности (гладкий-шершавый).

При систематической работе по развитию тактильного восприятия значительно активизируются познавательные процессы ребенка,расширяется его активный и пассивный словарь.Для того, чтобы ребенок познавал свойства предметов,в его развивающую среду были введены различные предметы.Тактильные кубики,оклеенные разным материалом (фольга,мех,наждачная бумага и др.), которые учили распознавать качества предметов.Таким образом,расширялся словарь ребенка: «гладкий», «шершавый», «пушистый» и др.

Чудесные мешочки,наполненные крупами: фасолью,пшеном,рисом и др.,развивают чувствительность пальцев.

Ощупывание различных игрушек закрытыми глазами.В этой игре можно преследовать различные цели:умение различать величину,форму и развитие тактильных ощущений.

Игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук,повысить их работоспособность.Дети всегда любят играть с водой,переливают воду из одной емкости в другую.В то время, когда они умываются,я прошу их проговаривать любимые потешки и стихи:

Водичка,водичка,

Умой моё личико

Выходи водица,

Мы пришли умыться и др.

Или

Знаем,знаем,да,да

Где тут прячется вода.

Моем игрушки,проговариваем:

В этом тазике у нас грязные игрушки.

Мы помоем их сейчас - помогите ручки!

Эти и другие игры с водой использую из методического пособия Борисенко М.Г.,Лукиной Н.А. - Наши пальчики играют.

Успехи в учебе при ее современных требованиях и нагрузке неразрывно связаны с правильным развитием двигательной системы малыша,зрительно-моторной координацией и мелкой моторикой кистей рук.

Игры на нанизывание с помощью этих игр у ребенка развивается умение самостоятельно чем-то себя занять и производить осмысленные действия с предметами.Собери пирамидку-ребенок собирает колечки по возрастающей и убывающей величине.Игры со шнуровкой,в своей работе использовала такие игры: Фрукты для ежика,Собери бусы,Машина и др.

Любимая игра была «Праздник елки».На большом куске ткани вышита елка,а на ней пришиты пуговицы,на которые пристегивают игрушки,действия сопровождались словами:

Елка наряжается-

Праздник приближается.

Ребятишек елка ждет.

Для детей раннего возраста взрослый - это неисчерпаемый источник положительных эмоций,игр,в которых все более важную роль играет слово. Взрослому важно установить доверительное,эмоциональное общение с ребенком. Это можно сделать в процессе игры,чтения,рассказывания.

Поэтому я начала использовать потешки,прибаутки,песенки,сопровождая игрой на пальчиках.Дети тоже стали изображать с помощью пальцев рук «козу», «кошечку», «уточку», «собачку», и др.персонажей. Постепенно малыши научились сами проговаривать потешку,стишок и сопровождать их действиями. Самое яркое и запоминающееся это занятие для пальчиков.

По ровненькой дорожке (изображают - пальчики «шагают»)

Шагают наши ножки

Топ-топ-топ

Топ-топ-топ

Мы топали,мы топали

До тополя дотопали. (дети показывают «дерево» - руки согнуты в локтях,поставлены на столе вместе,пальцы - это ветки с листочками).

«Ветер подул» (шевелят «листочками»)

«А вот и ползет на дерево жук» - (пальцы руки «ползут»)

«Жук упал на спину,не может встать.Кто ему поможет?» - (ребенок переворачивает ладошку,шевелит «лапками»,другой рукой помогает,переворачивает ладошку - «жука»).

«Пошли пальчики дальше гулять.Пришли на поляну,там так много цветов»

Наши алые цветы раупускают лепестки.(ладони сложены лодочкой,потихоньку «распускают лепестки»)

«На небе светит солнышко» (раскрыв широко ладонь,растопырены пальцы).

«Набежали тучки,закрыли солнышко,стало темно,пошел дождь». (дети закрывают ладонями глаза)

«Дождь прошел,выглянуло солнышко,и побежали пальчики дальше и встретили черепаху» (далее можно «встречать» любых животных)

Все приключения сопровождаются яркими картинками.

Это пальчик хочет спать, (загните мизинчик)

Этот пальчик лег в кровать, ( загните безымянный пальчик)

Этот пальчик чуть вздремнул, (загните средний пальчик)

Этот пальчик уж уснул, ( загните указательный пальчик

Этот пальчик крепко спит. ( загните большой пальчик)

Тише,дети,не шумите, ( говорю шепотом)

Пальчики не разбудите.

Встали пальчики - «Ура!»

В детский сад идти пора.

Также развитие моторики пальцев рук использовала при чтении сказок. Сказка рассказывается руками.Например,»Колобок»:

Старик - большой палец,

Бабка - указательный палец,

Колобок - кулак,

Заяц - указательный и средний пальцы,

Волк - пальцы растопырены и немного сжаты,Медведь -кулак поставленный на бок,

Лиса - фигурка пальчикова «коза».

Дети с удовольствием рассказывали,а вернее показывали хорошо знакомые сказки. Соединение «слово-палец»,наилучшим образом способствует развитию не только мелкой моторики,но и речи. Фольклорные песенки и потешки,благодаря своей напевности и мелодичности,развивают у малыша чувство языка.

Во время самостоятельной деятельности проводили игры на выкладывание,игры с мозаикой и др. В этих видах деятельности мы преследуем следующие цели: развиваем щипковый захват указательным и большим пальцами;совершенствуем движения «глаз-рука»; развиваем воображение; обогащаем словарный запас; совершенствуес зрительное восприятие. Например,ребенок выкладывает «лицо» на наборном полотне из мозаики и проговаривает:

Точка,точка,запятая,

Вышла рожица кривая,

Палка,палка,огуречик,

Вот и вышел человечек.

Или ребенок «строит»дом:

Посмотрите,дом какой,

Он с окошком и трубой.

Диагностические данные показывают,что по сравнению с началом учебного года,где отмечается низкий уровень развития речи детей (73%),сейчас есть достижения.Например,в данный момент этот процент снизился до 36,5%.

Если в начале года при описании игрушки,в словотворчестве дети не имели успеха,то теперь,они самостоятельно могут составить описательный рассказ.Дети стремятся к контакту,как со взрослыми,так и со сверстниками. Ребята любят заучивать стихи,потешки,слушать сказки,рассказы.

Итак,развивая руку ребенка,мы имеем замечательную возможность:

- сделать рывок в развитии речи,

- развивать внимание,

- стимулировать фантазию,проявить творческие способности,

- научиться управлять своим телом,

- подготовить руку к письму,что особенно важно для всех детей.


Литература.

  1. Борисенко И.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). - СПб: «Паритет»,2005. (Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»)

  2. Куценко Т.А., Медянова Т.Ю. 365 веселых игр для дошколят. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс»,2003. (Серия «Мир вашего ребенка»)

  3. Ветрова В.В. Ладушки,ладушки…(Игры для детей и родителей). - М.: Знание,1995.



© 2010-2022