Программа по здоровье сбережение для детей 3-4 лет

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













Программа

Здоровье сбереженья

«Малыши крепыши»





Разработчик:

Филиппова Е.С

Воспитатель

МДОУ «Лесная сказка»









2015 г.



Введение

  • Пояснительная записка


  • Нормативно-правовая база


  • Участники


  • Особенности осуществления образовательного и воспитательного процесса


  • Срок реализации


  • Цель


  • Задачи


  • Направления деятельности


  • Принципы реализации


  • Ожидаемые результаты


  • Система организации контроля за выполнением программы


  • План мероприятий по реализации программы


  • Методическое обеспечение


  • Литература



  • Приложение














Пояснительная записка.

Актуальность программы. Сегодня к актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и пр. Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Здоровье человека - это самое ценное, что у него есть, что обеспечит ему долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни с детства. Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитатель но -образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности.

Нормативно - правовая база.

В 2003 году был издан ПРИКАЗ Минздрава РФ от 21-03-2003 113 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, где роль здоровья населения признана стратегическим потенциалом, фактором национальной безопасности, стабильности и благополучия обществ. Следует отметить, что в Российской Федерации уже принят ряд законодательных актов и программных документов в области охраны здоровья населения. К ним, в частности, относятся:

  • "Основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан", определившие профилактическую деятельность одним из основных направлений здравоохранения;

  • Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ряд статей которого определяет, что гигиеническое воспитание и обучение граждан, направленные на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни, являются обязательными;

  • Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", в которой физическая культура и спорт рассматриваются как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека;

  • Федеральный закон "Об ограничении курения табака", определивший правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения;

  • Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге", направленное на определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека и совершенствование информационной системы в сфере охраны здоровья населения"

  • Закон Российской Федерации «Об образовании от 29.12.2012 года № 273

  • Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации», № 124-ФЗ от 24.07.1998г.;

  • «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22.06.1993 г. (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993г. № 2288; Федеральных законов от 02.03.1998 г.; № 30-ФЗ, от 20.12.1999г. № 214-ФЗ, от 02.12.2000 г. № 139-ФЗ);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования;

  • Закон Российской Федерации «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний»;

  • Постановление Правительства Российской Федерации «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, развития детей, подростков и молодежи» № 916 29.12. 2001 г.;

  • Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации» № 176/2017 от 31. 05. 2002 г.

  • Приказ Министерства образования российской федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, Российской Академии образования «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» № 2712/227/166/19 от 16.07.2002 г.;

  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);

Выполняется ряд федеральных целевых программ: "Дети России" (включающая 10 подпрограмм в том числе "Безопасное материнство", "Дети-инвалиды"), "Молодежь России".

С введением нового Федерального государственного стандарта (ФГОС) направление здоровье сберегающей работы школы с использованием педагогических средств становится одним из приоритетов. Новый ФГОС формулирует цели, ключевые задачи, средства, формы формирования у учащихся культуры здоровья, предусматривающей самостоятельную сознательную регуляцию своих действий, деятельности, поведения в интересах здоровья своего, окружающих людей и социоприродного окружения.

Впервые стандарт общего образования предусматривает включение в содержание здорового образа жизни ребенка умений регуляции своей ведущей деятельности - учения, общения, познания, социальной практики - и формулирует требования к формированию у учащихся средств ее осознанной саморегуляции. Ключевая задача ФГОС, зафиксированная в его Концепции и Фундаментальном ядре содержания образования - формирование у учащихся умений самообучения, самовоспитания, саморазвития - как инструмента проектирования учащимися индивидуальных траекторий обучений. Предусматривается развитие у учащихся универсальных учебных действий как средств самостоятельного приобретения в течение жизни знаний о здоровом образе жизни, их обновления и применения в нестандартных жизненных ситуациях. Задача перед педагогом поставлена конкретная: «Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.»





Участники:

- воспитатели МДОУ "Лесная сказка"

-воспитанники МДОУ "Лесная сказка"

-родители (законные представители) детей, посещающих МДОУ



Особенности осуществления образовательного и воспитательного процесса.

Общие сведения о второй группе раннего развития № 10.

Группа №10 - вторая группа раннего развития общеразвивающего вида. Всего в группе воспитывается 22 ребенка (группа от 2-3 лет).

Группа здоровья

1 - я группа здоровья

2 - я группа здоровья

3 - я группа здоровья

5 человек

15 человек

3 ребенок



Комплектование группы



Возрастная категория




Направленность групп



Количество групп



Количество детей

От 2 до 3 лет

Общеразвивающая

1

22



Создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды, обеспечивающей реализацию основной образовательной программы дошкольного образования


Материалы и оборудование создают оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

При создании предметной среды учитываются принципы, определенными во ФГОС дошкольного образования:

- полифункциональности: предметная развивающая среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной;

- трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т.е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством);

- вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;

- насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;

- доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;

- безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.


Учебно-материальное обеспечение

Оборудование групповых помещений, кабинетов специалистов, медицинского кабинета, музыкального зала, игры, игрушки и дидактический материал подобраны в соответствии с реализующейся в МДОУ основной образовательной программе ДОУ требованиями СанПиН и возрастными особенностями контингента воспитанников.

Медико-социальное обеспечение

Образовательная область «Физическое развитие»

Достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие

Задачи:

1. Развитие физических качеств

2. Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)

3. Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании

Цель: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья:

Задачи: 1.Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

2. Воспитание культурно-гигиенических навыков

3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

2 группа раннего возраста (2 -3г)


По формированию потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:

  • Воспитание интереса к физическим упражнениям и совместным подвижным играм в группе и на улице

  • Создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности;

По накоплению и обогащению двигательного опыта (развитию основных движений), воспитанию культуры движений:

  • Осуществлять процесс освоения детьми разнообразных видов основных и общеразвивающих движений (ходьба, бег, простейшие перестроения, прыжки, метание, катание, бросание, ловля мяча, лазанье, ползанье и т.п.);

  • Учить сохранению правильной осанки в различных положениях;

  • Воспитывать потребность в правильном выполнении движений, получать удовольствие, радость от двигательной активности;

По развитию физических качеств: ориентации в пространстве по указанию взрослого и самостоятельно; координации, ловкости, быстроты, гибкости;

По развитию интереса к спортивным играм и упражнениям:

  • Реагировать на речевые сигналы (беги, стой, лови, бросай, прыгай и т.п.) и правила выполнения упражнений и игр

  • Согласовывать действия со сверстниками, быть аккуратным в движениях и перемещениях, соблюдать двигательную безопасность

  • Развивать движения в ходе обучения разнообразным формам двигательной деятельности;

  • Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног; приучать действовать сообща, придерживаясь определённого направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указаниями педагога;

  • Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катить);

  • Учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами;

  • Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями;

Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения.

По сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей:

  • Оптимизировать факторы, способствующие адаптации ребёнка к ДОУ и минимизировать факторы, замедляющие её, мешающие адекватному приспособлению к новым условиям;

  • Осуществлять закаливание детей во время одевания после сна и при переодевании в течение дня.

По формированию культурно-гигиенических навыков:

  • Совершенствовать умения правильно совершать процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого, элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, туалетом

  • Способствовать выработке навыка регулировать собственные физиологические отправления;

  • Приучать есть разнообразную пищу, с частичной помощью взрослого съедать положенную порцию

  • Развивать умения одеваться и раздеваться при участии взрослого, стремясь к самостоятельным действиям;

  • Воспитывать потребность и формировать умения ухаживать за своими вещами и игрушками при помощи взрослого

По формированию первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни:

  • Развивать умения и навыки называть свое имя; выражать свои потребности и интересы в речи

  • Воспитывать интерес к правилам здоровье сберегающего и безопасного поведения

Медицинский персонал осуществляет работу по сохранению и укреплению здоровья и физического развития детей, проведению профилактических мероприятий, соблюдению санитарно-гигиенических норм , режима дня и качества питания.

Организации питания в детском саду уделяется особое внимание, т.к. здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания. Снабжение детского сада продуктами питания осуществляется на основании заключенных договоров с поставщиками централизованно.

Для осуществления выполнения Типового рациона питания детей в МДОУ. Имеется пищеблок, оснащенный современным техническим и электрооборудованием, полностью укомплектован штатный состав работников.

Питание 4-х разовое, максимальное разнообразие рациона, адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания - соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд. Рацион питания детей различается по качественному и количественному составу в зависимости от возраста детей и формируется отдельно для групп детей в возрасте от 1 до 3-х лет и от 3-х до 7 лет. Контроль за качеством питания, витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, правильностью хранения и соблюдением сроков реализации продуктов питания, осуществляет старшая медсестра детского сада.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка.

Показатели развития детей второй группы раннего возраста № 10

Апрель 2015 год.

Уровни оценки результатов мониторинга:

Высокий уровень - 5-4.6 балла (100% - 92%)

Средний уровень - 4,5 - 2,6 балла (91% - 52%)

Низкий уровень - 2,5 1 балла (51% - 20%)

Общий итог детского развития:

Высокий уровень - 13,6%

Средний уровень - 86,3%

Низкий уровень - 0%

Показатели развития детей второй группы раннего возраста № 10

Воспитатель: Филиппова Е.С.

Апрель 2015 год.

Прохождение периода адаптации: Сентябрь-ноябрь 2014год

Баллы 1-5

Суммарный балл

30-35 лёгкая адаптация (в) -0

14-29 - адаптация средней тяжести (с) - 75%

1-13 - адаптация тяжёлая (н) - 25%

На момент мониторинга участвовало 20 детей, из них:

15 детей - средний уровень,

5 детей - низкий уровень.

Рекомендации родителям: придерживаться дома режима МДОУ. Обратить внимание на формирование КГН (навыков самообслуживания); приучать к горшку, умение есть самостоятельно.

Срок реализации: 2015-2017 года

Цель: Создание здоровье сберегающих условий в МДОУ, направленных на сохранение и укрепления здоровья воспитанников.

Задачи:

  • Создать здоровье сберегающее образовательное пространство через системное использование здоровье сберегающих технологий в образовании детей дошкольного возраста с учетом требований ФГОС.

  • Разработать программно-методическое обеспечение системы здоровье сбережения (образовательных областей «Здоровье» и «Безопасность»).

  • Формировать здоровый образ жизни у всех участников образования. Воспитывать у воспитанников бережное отношение к себе и своему здоровью.

  • Проведение диагностики реализации системы воспитания здорового и безопасного образа жизни участников образовательного образования.

  • Организовать проведение профилактических мероприятий по снижению заболеваемости в детском саду;

Направления деятельности.

Профилактическое:

  • Обеспечение благоприятного течения адаптации;

  • Выполнение санитарно-гигиенического режима;

  • Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;

  • Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике инфекционных заболеваний.

Организационное:

  • Организация здоровье сберегающей среды в МДОУ;

  • Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности;

  • Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;

  • Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;

  • Пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей, родителей;

  • Обучение детей базовым навыкам тайм-менеджмента, позволяющего человеку эффективно организовать свою деятельность.

Принципы реализации программы:

  • Знакомство и внедрение в практику работы МДОУ новых программ, технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста.

  • Разработка систем физического воспитания, основанных на индивидуальном подходе.

  • Внедрение современных методов мониторинга здоровья. Разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья.

  • Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп.

  • Диагностика среды жизнедеятельности ребёнка, включая образовательную, психологическую, семейную среду и экологию места обитания.

  • Создание информационной базы по педагогическим, экономическим, санитарно - гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей.

  • Внедрение сбалансированного разнообразного питания.

  • Пропаганда здорового образа жизни.

  • Обучение дошкольников здоровому образу жизни, проведение бесед, валеологических занятий, психологических тренингов, привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.

  • Методы, используемые в работе:

  • Анкета для родителей.

  • Беседы с родителями.

  • Беседы с ребёнком.

  • Наблюдение за ребёнком

Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей.

  • Снижение заболеваемости.

  • Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребёнка.

  • Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.

  • Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.

  • Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.

  • Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.

  • Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.

  • Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.

С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:

  • Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.

  • Профилактика ОРЗ в домашних условиях.

  • Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.

  • Значение режимных моментов для здоровья ребёнка.

  • О питании дошкольников.

  • Особенности физического и нервно - психического развития у часто болеющих детей.

  • Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.

  • Воспитание культурно - гигиенических навыков у дошкольников.

  • Здоровый образ жизни в семье - залог здоровья ребёнка



Система организации контроля за выполнением программы


Организация режима пребывания детей


Детский сад работает по графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями (суббота, воскресенье) для всех возрастных групп.

Ежедневная продолжительность работы Детского сада: 10.30 часов. Режим работы: с 7часов 30 минут до 18 часов 00 минут.

В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемой непосредственно-образовательной деятельности с повседневной жизнью детей в детском саду.

Гибкий режим рассматривается в вариантах:

  • Организация жизни детей в группе в дни карантина;

  • Распределение деятельности детей в зависимости от решаемых задач, погодных условий, объёма и сложности предлагаемого детям обучающего материала;

  • Разная длительность пребывания ребёнка в группе (по желанию родителя).

Режим дня в МДОУ соответствует функциональным возможностям ребенка, его возрасту и состоянию здоровья. При выборе режима учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, некоторые состояния (период выздоровления после болезни, адаптация к детскому учреждению, время года).


Режим работы (на холодный период)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Оболенский детский сад комбинированного вида «Лесная сказка»

На 2014 - 2015 учебный год


Рабочая неделя 5 дней, с 10,5 часовым пребыванием детей.


Режим дня

Первая младшая группа

Прием детей, игры, утренняя гимнастика

7.30 - 8.20

Завтрак

8.20 - 8.30

Занятия

9.00 - 9.10

Прогулка

9.10 - 12.00

Подготовка к обеду, обед

12.00 - 12.30

Сон

12.30 - 15.30

Подъем, игры

15.30 - 15.50

Подготовка к полднику, уплотненный полдник

15.50 - 16.10

Игры

16.10 - 16.30

Занятия

16.30 - 16.40

Прогулка

16.40 - 18.00

Уход детей домой

18.00



Основные направления физкультурно-оздоровительной работы.



№ п\п

Мероприятия


Периодичность

Ответственные

1.

Обеспечение здорового ритма жизни

- щадящий режим / в адаптационный период/

- гибкий режим дня

- определение оптимальной нагрузки на ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

- организация благоприятного микроклимата

Ежедневно в адаптационный

Период

Ежедневно

Воспитатель,



2.

Двигательная активность

Ежедневно

Воспитатель

2.1.

Утренняя гимнастика

Ежедневно

Воспитатель

2.2.

Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию

  • В группе;

  • На улице.

2 р. в неделю

1 р. в неделю

Воспитатель

2.3.

Спортивные упражнения

2 р. в неделю

Воспитатель

2.4.

Элементы спортивных игр

2 р. в неделю

Воспитатель,

2.5.

Активный отдых

  • Спортивный час;

  • Физкультурный досуг;

1 р. в неделю

1 р. в месяц

Воспитатель

2.6.

Физкультурные праздники (зимой, летом)

«День здоровья»

«Весёлые старты»

1 р. в год

1 р. в год

Воспитатель,

Муз. Рук.

2.7.

Каникулы (непосредственная образовательная деятельность не проводится)

1 р. в год (в соответствии с годовым календарным учебным графиком)

Все педагоги

3.

Лечебно - профилактические мероприятия

Ежедневно

Воспитатели

3.1.

Профилактика гриппа (проветривание после каждого часа, проветривание после занятия)

В неблагоприятный период (осень, весна)

Воспитатель

3.2.

Фитонезидотерапия (лук, чеснок)

В неблагоприятный период (эпидемии гриппа, инфекции в группе)

Воспитатели

4.

Закаливание

4.1.

Гимнастика

После дневного сна

Воспитатель

4.2.

Ходьба босиком по массажным дорожкам

Ежедневно

Воспитатель

4.3.

Облегчённая одежда детей

В течении дня

Воспитатель,

пом. воспитателя

4.4.

Мытьё рук, лица

Несколько раз в день

Воспитатель, помощник воспитателя

  • Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик

  • Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров

  • Составление планов оздоровления

  • Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики.

3. Физкультурно-оздоровительное направление

  • Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры

  • Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом здоровье

4. Профилактическое направление

  • Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и нераспространению инфекционных заболеваний

  • Предупреждение острых заболеваний методами неспецифической профилактики

  • Оказание скорой помощи при неотложных состояниях.


План мероприятий по реализации программы

Календарный план мероприятий по работе с родителями


Мероприятие

Месяц

Ответственный

1

«Профилактика детского травматизма» консультация

Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию

- в группе

- на улице

Физические упражнения и игровые задания:

- артикуляционная гимнастика

- пальчиковая гимнастика

- зрительная гимнастика

Сентябрь



Ежедневно

Мед. Работник

2

«День здоровья» консультация

Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию

- в группе

- на улице

Физические упражнения и игровые задания:

- артикуляционная гимнастика

- пальчиковая гимнастика

- зрительная гимнастика


Октябрь


Ежедневно

Воспитатели

3

«Физкультурный досуг»

Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию

- в группе

- на улице

Физические упражнения и игровые задания:

- артикуляционная гимнастика

- пальчиковая гимнастика

- зрительная гимнастика

Ноябрь


Ежедневно

Воспитатели

4

Консультация «Значение режима питания»

Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию

- в группе

- на улице

Физические упражнения и игровые задания:

- артикуляционная гимнастика

- пальчиковая гимнастика

- зрительная гимнастика

Декабрь


Ежедневно

Мед. Работник

5

«Веселые старты: Папа мама я»

Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию

- в группе

- на улице

Физические упражнения и игровые задания:

- артикуляционная гимнастика

- пальчиковая гимнастика

- зрительная гимнастика

Январь


Ежедневно

Воспитатели

6

Массажоры. Изготовление. Консультация о пользе. Мероприятие с родителями

Программа по здоровье сбережение для детей 3-4 лет

Непосредственная образовательная

деятельность по физическому развитию

- в группе

- на улице

Физические упражнения и игровые задания:

- артикуляционная гимнастика

- пальчиковая гимнастика

- зрительная гимнастика

Февраль



Ежедневно


Воспитатели

7

Закаливание. Профилактика простудных заболеваний. Консультация для родителей

Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию

- в группе

- на улице

Физические упражнения и игровые задания:

- артикуляционная гимнастика

- пальчиковая гимнастика

- зрительная гимнастика

Март



Ежедневно

Воспитатели

8

Всемирный день здоровья

Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию

- в группе

- на улице

Физические упражнения и игровые задания:

- артикуляционная гимнастика

- пальчиковая гимнастика

- зрительная гимнастика

Апрель


Ежедневно

Воспитатели

9

«Организация труда и отдыха в период летних каникул» консультация для родителей

Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию

- в группе

- на улице

Физические упражнения и игровые задания:

- артикуляционная гимнастика

- пальчиковая гимнастика

- зрительная гимнастика


Май




Ежедневно


Воспитатели



Программа по здоровье сбережение для детей 3-4 лет



Методическое обеспечение:


  • Сценарий спортивного праздника: «Папа, мама, я»

  • Памятка о «Здоровье в семье»

  • Система оценивания развития воспитанников в области здоровья сбереженья

  • Конспекты занятий по здоровью сбереженью

  • Тренинг «Тайм-менеджмент»


Литература:


Н.А.Корпухина «Программная разработка образовательных областей»

Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.- М.: ТЦ Сфера, 2013

Кучегура Л.А., КривопаленкоЕ.И., Васильева Н.В. Школа здоровья: методические рекомендации по формированию культуры здорового образа жизни у детей. - Омск: БОУ ДПО ИРООО, - 2011.


shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровье сберегающие образовательные технологии.

Здоровье сберегающие технологии и методики обучения [б.а.] [www документ] - [Режим доступа: lib3.podelise.ru/docs/780/index-41045-1.html?page=3

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2 2821-10), зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993; [Режим доступа: base.garant.ru/12183577/

  • Психология здоровья(учебно-методический портал для студентов и преподавателей) . [Режим доступа: psyhealth.jimdo.com/ ]






ПРИЛОЖЕНИЕ


Тайм-менеджмент


Тайм-менеджмент - это система приемов, позволяющих человеку эффективно организовать деятельность по достижению поставленных целей.


Направления работы педагога:


«Мотивация»


• цель - помочь детям осознать то, зачем им нужно осваивать приемы тайм-менеджмента.


«Осмысление понятия "Время"»


• цель - познакомить учащихся с различными аспектами категории времени: время физическое, психологическое, историческое.


Время - сложная категория как в философском, так и в физическом аспектах. Для ребенка отслеживание времени является очень трудной задачей.


«Целеполагание и выбор»

• цель - создать условия для осознания своих целей и осуществления выбора на основании своих ценностей.

«Приемы планирования»


• цель - познакомить с правилами планирования; создать условия для освоения приемов планирования и формирования индивидуального стиля организации времени.


Для того чтобы ребенок мог сформулировать цель деятельности, он должен обладать высоким уровнем развития самосознания, хорошими рефлексивными способностями. Ведь тайм-менеджмент - это организация деятельности по достижению собственной цели! Изначально цель может транслироваться взрослым, но ребенок должен принять эту цель, соотнести с собственными потребностями. К сожалению, чаще всего цель ребенку задает взрослый, а роль детей сводится к тому, чтобы понять, что же от них хочет родитель или педагог. А если у ребенка нет своей цели, то нет и желания найти время для того, чтобы ее достичь. И получается следующая картина: взрослый ставит цель, которая значима для него; предлагает детям эту цель достичь; сам определяет время, когда ребенок должен этим заниматься; да еще и контролирует, чтобы всё было сделано в срок.


Физкультурный досуг


Программные задачи: упражнять детей в беге, прыжках; стимулировать речевую активность детей; воспитывать любовь к совместным играм.


Материалы и пособия: игрушки - лошадка, гусенок, кошка, зайчик, птич­ка, собачка.


Ход игры


В углу зала стоит домик, рядом - диванчик. Дети стайкой подходят к до­мику.


Вот так домик-теремок,


Он не низок, не высок.


Кто, кто в теремочке живет?


Кто, кто в невысоком живет? (Предлагаю детям постучать и спросить.)


Никто не отвечает. Давайте войдем и будем жить в этом теремке. (Дети заходят.) Смотрите: здесь стоит диванчик. Давайте сядем на него и будем ждать гостей. Дети садятся.)


Дети в домике сидят и в окошечко глядят.


Кто-то в гости к нам спешит


И копытами стучит. Кто это?


Правильно, лошадка. (Вношу игрушку лошадку.) Как лошадка скачет? (Цокаем.)


А теперь дети тоже будут лошадками и поскачут по дорожке. (Дети скачут.)


Гоп! Гоп! Конь живой


И с хвостом, и с гривой.


Посмотрите на него -


Вот какой красивый!


Лошадки, скачите в конюшню.


Дети в домике сидят и в окошечко глядят.


Кто-то в гости к нам спешит,


Шею тянет и шипит. (Вношу игрушку гусенка.)


Кто это? Да, гусенок. Давайте мы тоже будем гусятами и пойдем к ручейку.


Игра «Белые гуси».


(Дети убегают в домик.)


Дети в домике сидят


И в окошечко глядят,


Кто мяукнул у дверей?


Открывайте поскорей. (Показываю котенка.) Кто это? Да, котенок.


- Киска, как тебя зовут?


- Мяу!


- Стережешь ты мышку тут?


- Мяу!


- Мяу, хочешь молока?


- Мяу!


- А в товарищи щенка?


- Фыр-р-р! (Упражнение «кошка выпускает коготки».)


Не сердись, киска, мы тебя молочком угостим. Иди, киска, к нам в тере­мок жить.


Дети в домике сидят И в окошечко глядят. Кто к нам в гости скачет? Длинноухий... зайчик!


(Вношу игрушку зайчика.)


Жил-был зайчик - длинные ушки,


Отморозил зайчик носик на опушке.


Отморозил носик,


Отморозил хвостик


И поехал греться


К ребятишкам в гости.


Там тепло и сухо -


Волка нет.


И дают морковку на обед. Пришел к нам зайчик. Возьмем его в теремок? Конечно, возьмем. И поиг­раем с ним.


Игра «Зайка беленький сидит».


Дети в домике сидят


И в окошечко глядят.


Кто на крыше там сидит?


В крышу клювиком стучит? (Показываю игрушку птичку.) Правильно, это птичка. Воробышек.


Давайте угостим воробышка зернышками и позовем с нами играть.


Игра «Воробышки-пташки». Воробышки-пташки, Серые рубашки. Вместе с солнышком встают, Громко песенки поют. Чик-чирик.


(Выезжает машина, воробышки улетают в домик.)


Дети в домике сидят


И в окошечко глядят.


Кто-то в гости к нам бежит,


Лает, лает и рычит. (Вношу игрушку собачку.) Давайте споем собачке песенку.


Песенка «К нам пришла собачка». (В конце песенки дети говорят: «Ты, собачка, не лай, лучше с нами поиг­рай» и убегают.)


Посмотрите, как много у нас гостей. Давайте им покажем наши игрушки. (Дети переключаются на игры в группе.)


Консультация для родителей «Значение режима дня дошкольников»


Значение режима дня в жизни старшего дошкольника»

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Режим дня - это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего - это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку. Что уж говорить о питании. Любой диетолог подтвердит, что правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.

Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Любая деятельность - это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлектор но. Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной тратой нервной энергии и приводит к утомлению.

У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

В первые три года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей пред-дошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.

Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.

Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционировавших участков коры головного мозга.

Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму - смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинаковы. Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от 16 до 18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14-16 ч. Не случайно поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.

Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребенка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается. Наилучшие показатели работоспособности отмечаются во вторник и среду, а начиная с четверга она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное нарастание утомления. В известной мере это обусловлено большой продолжительностью малоподвижного состояния детей, занятых спокойными играми, хозяйственно-бытовым трудом, учебной работой. В общей сложности 75-80% времени пребывания в детском саду приходится на малоподвижную деятельность, между тем как ребенку присуща потребность в активных движениях. Увеличение двигательного компонента и рациональное (с учетом динамики работоспособности) распределение в течение недели занятий, особенно утомительных для детей, можно отнести к числу мер по предупреждению утомления.

Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5-6 ч. Отсюда вытекает необходимость чередования бодрствования и сна.

Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время. Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить- он сам просыпается бодрым, веселым. У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится поторапливать его и высказывать недовольство по поводу его медлительности. Днем они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается и кончается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью. Но дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не всегда соблюдается. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни…

На протяжении 4 дошкольных лет режим меняется незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок все еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек.

Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5--12 часов, в 5-6 лет - 11,5-12 часов (из них примерно 10-11 часов ночью и 1,5-2,5 часа днем).

Для ночного сна отводится время с 9-9 часов 30 минут вечера до 7-7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15-15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно - это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня - это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.

Особенности сна ребенка в большой мере определяются условиями воспитания. Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешения еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром его приходится' будить, лишая части необходимого отдыха. Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы. Поэтому столь важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства, укреплять потребность ребенка в сне, вызывать чувство удовольствия при укладывании, приучать быстро засыпать без всяких дополнительных воздействий.

Какие же средства способствуют решению этих задач?

Прежде всего воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим. Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно только приветствовать). Поэтому следует заранее, минут за 10-15, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.

Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и аккуратно сложить одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.

Режим дня в семье

Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни.

Выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными отклонениями и даже нарушениями привычного режима. Не случайно функциональный уровень дошкольников в понедельник бывает хуже, чем во второй, третий день недели. Необходима серьезная организационная и воспитательная работа среди родителей по упорядочению домашнего режима и приведению его в соответствие с установленным в детском саду. Внимание родителей следует привлечь к организации вечерней прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, регламентации просмотра телевизионных передач, особенно перед сном


Консультация для родителей


«Профилактика детского травматизма в дошкольном учереждении»


Для того чтобы воспитательный процесс был эффективным, давал положительные результаты, необходимо создать в детском учреждении благоприятные санитарно-гигиенические условия и обеспечить заботливый уход за детьми.


Шкафы и полки в групповых и приемных комнатах должны быть надежно закреплены. Внутренние двери, имеющие частичное остекление, должны быть защищены деревянными щитами на уровне роста ребенка, а радиаторы отопления - иметь съемные решетки. Запоры на дверях должны располагаться также выше уровня роста ребенка. Лестничные марши должны иметь ограждения. Не рекомендуется располагать в виде украшений на лестничных маршах тяжелые картины, кашпо с растениями во избежание несчастных случаев с детьми.


Музыкальные инструменты, где бы они ни находились (в групповой комнате, в физкультурном или музыкальном зале), также должны быть надежно закреплены.


Категорически запрещается хранить различные моющие и дезинфицирующие средства в групповых и спальных комнатах, в туалетах и на пищеблоке. Они должны содержаться в специально отведенных для этого местах, не доступных для детей. В групповой аптечке не должно быть медикаментов, не рекомендованных детям.


Вся территория дошкольного учреждения должна содержаться в чистоте и порядке, иметь ограждение, чтобы не было доступа бродячим и диким животным. Уборка территории должна проводиться ежедневно до прихода детей или вечером после их ухода. Летом при сухой погоде участок поливается два раза в день. Зимой площадки, дорожки и подходы к зданию должны расчищаться от снега.


Требования к работникам дошкольного учреждения


Работники дошкольного учреждения должны поставить перед собой задачу - сделать все возможное, чтобы предотвратить несчастные случаи с детьми не только в стенах своего учреждения, но и дома, на улице, на отдыхе в лесу, парке и т.п.


Педагогическому персоналу следует быть предельно внимательным к детям, не оставлять их одних! Во время завтрака, обеда, полдника и ужина предупреждать возможные ожоги горячей пищей. Следить, чтобы дети во время приема пищи правильно пользовались вилкой, другими предметами.


Обслуживающему персоналу запрещается:


Привлекать детей к получению пищи с пищеблока, к раздаче жидких и других горячих блюд во время дежурства в группе;


Оставлять в приемных и групповых комнатах, санитарных узлах ведра с горячей водой, дезинфицирующие растворы, химические моющие средства, а также инвентарь, предназначенный для уборки (тряпки, щетки и т.д.).


Медицинский работник должен вести четкий учет и анализ всех несчастных случаев и травм у детей данного учреждения в специальном журнале и ежеквартально сдавать сведения заведующему детского сада.


Требования к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми


Чтобы ребенок усвоил правила безопасного поведения и правильного обращения с окружающими его предметами, ему необходимы доступные, элементарные знания о свойствах этих предметов. Очень важно приучить ребенка к осторожности, которая отсутствует у детей дошкольного возраста, сформировать у него определенные установки, которые помогли бы сознательно избежать травмоопасной ситуации. Появление этих качеств обусловливается соответствующей воспитательной работой в детском саду и в семье, постоянным руководством и контролем со стороны воспитателей. В дальнейшем действия детей приобретают все более осмысленный характер.


Воспитание навыков безопасного поведения у детей должно осуществляться в процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, в разнообразных занятиях, в процессе ознакомления с доступными пониманию детей событиями и явлениями общественной жизни, с родной природой.


Во время образовательного процесса, особенно на занятиях по развитию кругозора, в процессе конструирования, работы в уголке природы и на участке дети не только овладевают навыками работы, но и познают правила безопасного обращения с различными предметами, учатся применять свои знания в различных жизненных ситуациях. Необходимо знакомить детей с произведениями художественной литературы, отражающими тематику травматизма.


Использование наглядности способствует более прочному усвоению материала и формированию у дошкольников понятия о детском травматизме, об эталонах опасности, помогает облегчить тяжесть детских травм и снизить их число до минимума.


Работа детского сада с семьей


Работа по снижению детского травматизма не будет полноценной и эффективной без активной помощи родителей. В семье ребенок делает первые шаги, в семье приобретаются первые навыки и умения, формируются привычки.


Проводя работу с родителями, необходимо помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребенка, личной и социальной ответственности за него. Важно убедить родителей в том, что они могут обучить детей избегать опасные ситуации, влекущие за собой получение травмы. Нужно построить работу так, чтобы родители задумались над этой проблемой и поняли, что опасные ситуации встречаются довольно часто и не исключена возможность травмы у собственного ребенка.


Тема детского травматизма - деликатная. Чтобы ее раскрыть, необходим особый подход, хороший иллюстративный конкретный материал, отработанная методика преподнесения информации.


Знакомя родителей с общими педагогическими и медицинскими требованиями, необходимо учитывать специфику той или иной семьи, каждого ребенка, но при этом могут возникнуть такие вопросы, обсуждение которых следует проводить не при широкой аудитории, на общем собрании, а в индивидуальной беседе.


Оформление уголка по профилактике травматизма


В каждой возрастной группе рекомендуется оформить уголок по предупреждению травматизма у детей. Это может быть красиво оформленный стенд или папка-передвижка с рекомендациями для родителей. Материалы должны периодически меняться в зависимости от времени года, так как детский травматизм отличается сезонностью.


Оформление стендов должно быть ярким, красочным, хорошо иллюстрированным, привлекающим внимание. Стенд можно разместить в вестибюле или приемной комнате той или иной возрастной группы, где часто бывают родители.


Развлечение Веселые старты: Папа мама я!


Цель: пропаганда Здорового образа жизни, вовлечение в систематические занятия физической культурой и спортом.


Задачи: сплочение детей и родителей;


Доставить детям и родителям удовольствие от совместных занятий физкультурой. Развивать физические качества: выносливость, быстроту способствовать развитию положительных эмоций.


Участники:2-3команды, ведущий, жюри, группы поддержки.


Оборудование: мячи резиновые, скакалки, обручи, кегли, гимнастические скамейки, мешочки с песком.


В зал входят команды под звуки весёлой музыки. Все участники с яркими эмблемами своей команды.


Вед: Приглашаем всех сейчас.


Праздник спорта и здоровья


Начинается у нас!


Спортивные люди - они так красивы.


В них столько энергии, бодрости, силы.


Ты хочешь на них быть хоть каплю похожим?


Лишь спорт тебе в этом отлично поможет.


Здоровье усилит, успехов прибавит.


От скуки, безделья тебя он избавит.


Поверь ты в себя и добейся высот.


О чем ты мечтал, даст тебе только спорт.


Вед: Сегодня у нас необычные команды, команды семейные, спортивные (команды демонстрируют девизы и поддержку болельщиков) .


Наши команды не знают лени, встают на разминку без промедлений.


Под музыку каждая из команд выполняет свой комплекс упражнений.


Вед: Упражненья проделали, чтоб здоровье укрепить,


пара бы работу и вид оценить.


Жюри оценивает внешний вид и разминку команд.


Вед: Хотите побегать? Не будет запрета,


Ведь впереди нас ждёт Эстафета!


Проводится эстафета «Кто быстрее! »


Участники двигаются с зажатым между ногами мячом до конуса и обратно.


Оценки жюри.


Эстафета «Бег в паре».


По команде Старт первые пары бегут вперед, обегают стойку и возвращаются назад к своей команде. Как только они пересекают линию старта, то бег начинает следующая пара и так далее.


Оценки жюри.


Проводится эстафета «Не урони мяч».


Первая пара в колонне держит две палки, на которых лежит мяч или же зажимают мяч палками. Пары бегут вперед, обегают стойку и возвращаются к началу своей колонны.


Оценки жюри

© 2010-2022