- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Программа по здоровье сбережение для детей 3-4 лет
Программа по здоровье сбережение для детей 3-4 лет
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Филиппова Е.С. |
Дата | 25.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Программа
Здоровье сбереженья
«Малыши крепыши»
Разработчик:
Филиппова Е.С
Воспитатель
МДОУ «Лесная сказка»
2015 г.
Введение
-
Пояснительная записка
-
Нормативно-правовая база
-
Участники
-
Особенности осуществления образовательного и воспитательного процесса
-
Срок реализации
-
Цель
-
Задачи
-
Направления деятельности
-
Принципы реализации
-
Ожидаемые результаты
-
Система организации контроля за выполнением программы
-
План мероприятий по реализации программы
-
Методическое обеспечение
-
Литература
-
Приложение
Пояснительная записка.
Актуальность программы. Сегодня к актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и пр. Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Здоровье человека - это самое ценное, что у него есть, что обеспечит ему долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни с детства. Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитатель но -образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности.
Нормативно - правовая база.
В 2003 году был издан ПРИКАЗ Минздрава РФ от 21-03-2003 113 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, где роль здоровья населения признана стратегическим потенциалом, фактором национальной безопасности, стабильности и благополучия обществ. Следует отметить, что в Российской Федерации уже принят ряд законодательных актов и программных документов в области охраны здоровья населения. К ним, в частности, относятся:
-
"Основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан", определившие профилактическую деятельность одним из основных направлений здравоохранения;
-
Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ряд статей которого определяет, что гигиеническое воспитание и обучение граждан, направленные на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни, являются обязательными;
-
Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", в которой физическая культура и спорт рассматриваются как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека;
-
Федеральный закон "Об ограничении курения табака", определивший правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения;
-
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге", направленное на определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека и совершенствование информационной системы в сфере охраны здоровья населения"
-
Закон Российской Федерации «Об образовании от 29.12.2012 года № 273
-
Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации», № 124-ФЗ от 24.07.1998г.;
-
«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22.06.1993 г. (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993г. № 2288; Федеральных законов от 02.03.1998 г.; № 30-ФЗ, от 20.12.1999г. № 214-ФЗ, от 02.12.2000 г. № 139-ФЗ);
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования;
-
Закон Российской Федерации «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний»;
-
Постановление Правительства Российской Федерации «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, развития детей, подростков и молодежи» № 916 29.12. 2001 г.;
-
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации» № 176/2017 от 31. 05. 2002 г.
-
Приказ Министерства образования российской федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, Российской Академии образования «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» № 2712/227/166/19 от 16.07.2002 г.;
-
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);
Выполняется ряд федеральных целевых программ: "Дети России" (включающая 10 подпрограмм в том числе "Безопасное материнство", "Дети-инвалиды"), "Молодежь России".
С введением нового Федерального государственного стандарта (ФГОС) направление здоровье сберегающей работы школы с использованием педагогических средств становится одним из приоритетов. Новый ФГОС формулирует цели, ключевые задачи, средства, формы формирования у учащихся культуры здоровья, предусматривающей самостоятельную сознательную регуляцию своих действий, деятельности, поведения в интересах здоровья своего, окружающих людей и социоприродного окружения.
Впервые стандарт общего образования предусматривает включение в содержание здорового образа жизни ребенка умений регуляции своей ведущей деятельности - учения, общения, познания, социальной практики - и формулирует требования к формированию у учащихся средств ее осознанной саморегуляции. Ключевая задача ФГОС, зафиксированная в его Концепции и Фундаментальном ядре содержания образования - формирование у учащихся умений самообучения, самовоспитания, саморазвития - как инструмента проектирования учащимися индивидуальных траекторий обучений. Предусматривается развитие у учащихся универсальных учебных действий как средств самостоятельного приобретения в течение жизни знаний о здоровом образе жизни, их обновления и применения в нестандартных жизненных ситуациях. Задача перед педагогом поставлена конкретная: «Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.»
Участники:
- воспитатели МДОУ "Лесная сказка"
-воспитанники МДОУ "Лесная сказка"
-родители (законные представители) детей, посещающих МДОУ
Особенности осуществления образовательного и воспитательного процесса.
Общие сведения о второй группе раннего развития № 10.
Группа №10 - вторая группа раннего развития общеразвивающего вида. Всего в группе воспитывается 22 ребенка (группа от 2-3 лет).
Группа здоровья
1 - я группа здоровья
2 - я группа здоровья
3 - я группа здоровья
5 человек
15 человек
3 ребенок
Комплектование группы
Возрастная категория
Направленность групп
Количество групп
Количество детей
От 2 до 3 лет
Общеразвивающая
1
22
Создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды, обеспечивающей реализацию основной образовательной программы дошкольного образования
Материалы и оборудование создают оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
При создании предметной среды учитываются принципы, определенными во ФГОС дошкольного образования:
- полифункциональности: предметная развивающая среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной;
- трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т.е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством);
- вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;
- насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;
- доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;
- безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.
Учебно-материальное обеспечение
Оборудование групповых помещений, кабинетов специалистов, медицинского кабинета, музыкального зала, игры, игрушки и дидактический материал подобраны в соответствии с реализующейся в МДОУ основной образовательной программе ДОУ требованиями СанПиН и возрастными особенностями контингента воспитанников.
Медико-социальное обеспечение
Образовательная область «Физическое развитие»
Достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие
Задачи:
1. Развитие физических качеств
2. Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)
3. Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
Цель: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья:
Задачи: 1.Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
2. Воспитание культурно-гигиенических навыков
3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
2 группа раннего возраста (2 -3г)
По формированию потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
-
Воспитание интереса к физическим упражнениям и совместным подвижным играм в группе и на улице
-
Создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности;
По накоплению и обогащению двигательного опыта (развитию основных движений), воспитанию культуры движений:
-
Осуществлять процесс освоения детьми разнообразных видов основных и общеразвивающих движений (ходьба, бег, простейшие перестроения, прыжки, метание, катание, бросание, ловля мяча, лазанье, ползанье и т.п.);
-
Учить сохранению правильной осанки в различных положениях;
-
Воспитывать потребность в правильном выполнении движений, получать удовольствие, радость от двигательной активности;
По развитию физических качеств: ориентации в пространстве по указанию взрослого и самостоятельно; координации, ловкости, быстроты, гибкости;
По развитию интереса к спортивным играм и упражнениям:
-
Реагировать на речевые сигналы (беги, стой, лови, бросай, прыгай и т.п.) и правила выполнения упражнений и игр
-
Согласовывать действия со сверстниками, быть аккуратным в движениях и перемещениях, соблюдать двигательную безопасность
-
Развивать движения в ходе обучения разнообразным формам двигательной деятельности;
-
Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног; приучать действовать сообща, придерживаясь определённого направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указаниями педагога;
-
Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катить);
-
Учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами;
-
Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями;
Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения.
По сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей:
-
Оптимизировать факторы, способствующие адаптации ребёнка к ДОУ и минимизировать факторы, замедляющие её, мешающие адекватному приспособлению к новым условиям;
-
Осуществлять закаливание детей во время одевания после сна и при переодевании в течение дня.
По формированию культурно-гигиенических навыков:
-
Совершенствовать умения правильно совершать процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого, элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, туалетом
-
Способствовать выработке навыка регулировать собственные физиологические отправления;
-
Приучать есть разнообразную пищу, с частичной помощью взрослого съедать положенную порцию
-
Развивать умения одеваться и раздеваться при участии взрослого, стремясь к самостоятельным действиям;
-
Воспитывать потребность и формировать умения ухаживать за своими вещами и игрушками при помощи взрослого
По формированию первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни:
-
Развивать умения и навыки называть свое имя; выражать свои потребности и интересы в речи
-
Воспитывать интерес к правилам здоровье сберегающего и безопасного поведения
Медицинский персонал осуществляет работу по сохранению и укреплению здоровья и физического развития детей, проведению профилактических мероприятий, соблюдению санитарно-гигиенических норм , режима дня и качества питания.
Организации питания в детском саду уделяется особое внимание, т.к. здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания. Снабжение детского сада продуктами питания осуществляется на основании заключенных договоров с поставщиками централизованно.
Для осуществления выполнения Типового рациона питания детей в МДОУ. Имеется пищеблок, оснащенный современным техническим и электрооборудованием, полностью укомплектован штатный состав работников.
Питание 4-х разовое, максимальное разнообразие рациона, адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания - соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд. Рацион питания детей различается по качественному и количественному составу в зависимости от возраста детей и формируется отдельно для групп детей в возрасте от 1 до 3-х лет и от 3-х до 7 лет. Контроль за качеством питания, витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, правильностью хранения и соблюдением сроков реализации продуктов питания, осуществляет старшая медсестра детского сада.
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка.
Показатели развития детей второй группы раннего возраста № 10
Апрель 2015 год.
Уровни оценки результатов мониторинга:
Высокий уровень - 5-4.6 балла (100% - 92%)
Средний уровень - 4,5 - 2,6 балла (91% - 52%)
Низкий уровень - 2,5 1 балла (51% - 20%)
Общий итог детского развития:
Высокий уровень - 13,6%
Средний уровень - 86,3%
Низкий уровень - 0%
Показатели развития детей второй группы раннего возраста № 10
Воспитатель: Филиппова Е.С.
Апрель 2015 год.
Прохождение периода адаптации: Сентябрь-ноябрь 2014год
Баллы 1-5
Суммарный балл
30-35 лёгкая адаптация (в) -0
14-29 - адаптация средней тяжести (с) - 75%
1-13 - адаптация тяжёлая (н) - 25%
На момент мониторинга участвовало 20 детей, из них:
15 детей - средний уровень,
5 детей - низкий уровень.
Рекомендации родителям: придерживаться дома режима МДОУ. Обратить внимание на формирование КГН (навыков самообслуживания); приучать к горшку, умение есть самостоятельно.
Срок реализации: 2015-2017 года
Цель: Создание здоровье сберегающих условий в МДОУ, направленных на сохранение и укрепления здоровья воспитанников.
Задачи:
-
Создать здоровье сберегающее образовательное пространство через системное использование здоровье сберегающих технологий в образовании детей дошкольного возраста с учетом требований ФГОС.
-
Разработать программно-методическое обеспечение системы здоровье сбережения (образовательных областей «Здоровье» и «Безопасность»).
-
Формировать здоровый образ жизни у всех участников образования. Воспитывать у воспитанников бережное отношение к себе и своему здоровью.
-
Проведение диагностики реализации системы воспитания здорового и безопасного образа жизни участников образовательного образования.
-
Организовать проведение профилактических мероприятий по снижению заболеваемости в детском саду;
Направления деятельности.
Профилактическое:
-
Обеспечение благоприятного течения адаптации;
-
Выполнение санитарно-гигиенического режима;
-
Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
-
Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике инфекционных заболеваний.
Организационное:
-
Организация здоровье сберегающей среды в МДОУ;
-
Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности;
-
Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
-
Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;
-
Пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей, родителей;
-
Обучение детей базовым навыкам тайм-менеджмента, позволяющего человеку эффективно организовать свою деятельность.
Принципы реализации программы:
-
Знакомство и внедрение в практику работы МДОУ новых программ, технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста.
-
Разработка систем физического воспитания, основанных на индивидуальном подходе.
-
Внедрение современных методов мониторинга здоровья. Разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья.
-
Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп.
-
Диагностика среды жизнедеятельности ребёнка, включая образовательную, психологическую, семейную среду и экологию места обитания.
-
Создание информационной базы по педагогическим, экономическим, санитарно - гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей.
-
Внедрение сбалансированного разнообразного питания.
-
Пропаганда здорового образа жизни.
-
Обучение дошкольников здоровому образу жизни, проведение бесед, валеологических занятий, психологических тренингов, привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.
-
Методы, используемые в работе:
-
Анкета для родителей.
-
Беседы с родителями.
-
Беседы с ребёнком.
-
Наблюдение за ребёнком
Ожидаемые результаты:
-
Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей.
-
Снижение заболеваемости.
-
Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребёнка.
-
Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.
-
Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
-
Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.
-
Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
-
Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.
-
Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:
-
Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.
-
Профилактика ОРЗ в домашних условиях.
-
Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.
-
Значение режимных моментов для здоровья ребёнка.
-
О питании дошкольников.
-
Особенности физического и нервно - психического развития у часто болеющих детей.
-
Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.
-
Воспитание культурно - гигиенических навыков у дошкольников.
-
Здоровый образ жизни в семье - залог здоровья ребёнка
Система организации контроля за выполнением программы
Организация режима пребывания детей
Детский сад работает по графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями (суббота, воскресенье) для всех возрастных групп.
Ежедневная продолжительность работы Детского сада: 10.30 часов. Режим работы: с 7часов 30 минут до 18 часов 00 минут.
В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемой непосредственно-образовательной деятельности с повседневной жизнью детей в детском саду.
Гибкий режим рассматривается в вариантах:
-
Организация жизни детей в группе в дни карантина;
-
Распределение деятельности детей в зависимости от решаемых задач, погодных условий, объёма и сложности предлагаемого детям обучающего материала;
-
Разная длительность пребывания ребёнка в группе (по желанию родителя).
Режим дня в МДОУ соответствует функциональным возможностям ребенка, его возрасту и состоянию здоровья. При выборе режима учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, некоторые состояния (период выздоровления после болезни, адаптация к детскому учреждению, время года).
Режим работы (на холодный период)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Оболенский детский сад комбинированного вида «Лесная сказка»
На 2014 - 2015 учебный год
Рабочая неделя 5 дней, с 10,5 часовым пребыванием детей.
Режим дня
Первая младшая группа
Прием детей, игры, утренняя гимнастика
7.30 - 8.20
Завтрак
8.20 - 8.30
Занятия
9.00 - 9.10
Прогулка
9.10 - 12.00
Подготовка к обеду, обед
12.00 - 12.30
Сон
12.30 - 15.30
Подъем, игры
15.30 - 15.50
Подготовка к полднику, уплотненный полдник
15.50 - 16.10
Игры
16.10 - 16.30
Занятия
16.30 - 16.40
Прогулка
16.40 - 18.00
Уход детей домой
18.00
Основные направления физкультурно-оздоровительной работы.
№ п\п
Мероприятия
Периодичность
Ответственные
1.
Обеспечение здорового ритма жизни
- щадящий режим / в адаптационный период/
- гибкий режим дня
- определение оптимальной нагрузки на ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
- организация благоприятного микроклимата
Ежедневно в адаптационный
Период
Ежедневно
Воспитатель,
2.
Двигательная активность
Ежедневно
Воспитатель
2.1.
Утренняя гимнастика
Ежедневно
Воспитатель
2.2.
Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию
-
В группе;
-
На улице.
2 р. в неделю
1 р. в неделю
Воспитатель
2.3.
Спортивные упражнения
2 р. в неделю
Воспитатель
2.4.
Элементы спортивных игр
2 р. в неделю
Воспитатель,
2.5.
Активный отдых
-
Спортивный час;
-
Физкультурный досуг;
1 р. в неделю
1 р. в месяц
Воспитатель
2.6.
Физкультурные праздники (зимой, летом)
«День здоровья»
«Весёлые старты»
1 р. в год
1 р. в год
Воспитатель,
Муз. Рук.
2.7.
Каникулы (непосредственная образовательная деятельность не проводится)
1 р. в год (в соответствии с годовым календарным учебным графиком)
Все педагоги
3.
Лечебно - профилактические мероприятия
Ежедневно
Воспитатели
3.1.
Профилактика гриппа (проветривание после каждого часа, проветривание после занятия)
В неблагоприятный период (осень, весна)
Воспитатель
3.2.
Фитонезидотерапия (лук, чеснок)
В неблагоприятный период (эпидемии гриппа, инфекции в группе)
Воспитатели
4.
Закаливание
4.1.
Гимнастика
После дневного сна
Воспитатель
4.2.
Ходьба босиком по массажным дорожкам
Ежедневно
Воспитатель
4.3.
Облегчённая одежда детей
В течении дня
Воспитатель,
пом. воспитателя
4.4.
Мытьё рук, лица
Несколько раз в день
Воспитатель, помощник воспитателя
-
Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик
-
Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров
-
Составление планов оздоровления
-
Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики.
3. Физкультурно-оздоровительное направление
-
Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры
-
Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом здоровье
4. Профилактическое направление
-
Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и нераспространению инфекционных заболеваний
-
Предупреждение острых заболеваний методами неспецифической профилактики
-
Оказание скорой помощи при неотложных состояниях.
План мероприятий по реализации программы
Календарный план мероприятий по работе с родителями
№
Мероприятие
Месяц
Ответственный
1
«Профилактика детского травматизма» консультация
Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию
- в группе
- на улице
Физические упражнения и игровые задания:
- артикуляционная гимнастика
- пальчиковая гимнастика
- зрительная гимнастика
Сентябрь
Ежедневно
Мед. Работник
2
«День здоровья» консультация
Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию
- в группе
- на улице
Физические упражнения и игровые задания:
- артикуляционная гимнастика
- пальчиковая гимнастика
- зрительная гимнастика
Октябрь
Ежедневно
Воспитатели
3
«Физкультурный досуг»
Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию
- в группе
- на улице
Физические упражнения и игровые задания:
- артикуляционная гимнастика
- пальчиковая гимнастика
- зрительная гимнастика
Ноябрь
Ежедневно
Воспитатели
4
Консультация «Значение режима питания»
Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию
- в группе
- на улице
Физические упражнения и игровые задания:
- артикуляционная гимнастика
- пальчиковая гимнастика
- зрительная гимнастика
Декабрь
Ежедневно
Мед. Работник
5
«Веселые старты: Папа мама я»
Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию
- в группе
- на улице
Физические упражнения и игровые задания:
- артикуляционная гимнастика
- пальчиковая гимнастика
- зрительная гимнастика
Январь
Ежедневно
Воспитатели
6
Массажоры. Изготовление. Консультация о пользе. Мероприятие с родителями
Непосредственная образовательная
деятельность по физическому развитию
- в группе
- на улице
Физические упражнения и игровые задания:
- артикуляционная гимнастика
- пальчиковая гимнастика
- зрительная гимнастика
Февраль
Ежедневно
Воспитатели
7
Закаливание. Профилактика простудных заболеваний. Консультация для родителей
Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию
- в группе
- на улице
Физические упражнения и игровые задания:
- артикуляционная гимнастика
- пальчиковая гимнастика
- зрительная гимнастика
Март
Ежедневно
Воспитатели
8
Всемирный день здоровья
Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию
- в группе
- на улице
Физические упражнения и игровые задания:
- артикуляционная гимнастика
- пальчиковая гимнастика
- зрительная гимнастика
Апрель
Ежедневно
Воспитатели
9
«Организация труда и отдыха в период летних каникул» консультация для родителей
Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию
- в группе
- на улице
Физические упражнения и игровые задания:
- артикуляционная гимнастика
- пальчиковая гимнастика
- зрительная гимнастика
Май
Ежедневно
Воспитатели
Методическое обеспечение:
-
Сценарий спортивного праздника: «Папа, мама, я»
-
Памятка о «Здоровье в семье»
-
Система оценивания развития воспитанников в области здоровья сбереженья
-
Конспекты занятий по здоровью сбереженью
-
Тренинг «Тайм-менеджмент»
Литература:
Н.А.Корпухина «Программная разработка образовательных областей»
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.- М.: ТЦ Сфера, 2013
Кучегура Л.А., КривопаленкоЕ.И., Васильева Н.В. Школа здоровья: методические рекомендации по формированию культуры здорового образа жизни у детей. - Омск: БОУ ДПО ИРООО, - 2011.
shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровье сберегающие образовательные технологии.
Здоровье сберегающие технологии и методики обучения [б.а.] [www документ] - [Режим доступа: lib3.podelise.ru/docs/780/index-41045-1.html?page=3
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2 2821-10), зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993; [Режим доступа: base.garant.ru/12183577/
-
Психология здоровья(учебно-методический портал для студентов и преподавателей) . [Режим доступа: psyhealth.jimdo.com/ ]
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тайм-менеджмент
Тайм-менеджмент - это система приемов, позволяющих человеку эффективно организовать деятельность по достижению поставленных целей.
Направления работы педагога:
«Мотивация»
• цель - помочь детям осознать то, зачем им нужно осваивать приемы тайм-менеджмента.
«Осмысление понятия "Время"»
• цель - познакомить учащихся с различными аспектами категории времени: время физическое, психологическое, историческое.
Время - сложная категория как в философском, так и в физическом аспектах. Для ребенка отслеживание времени является очень трудной задачей.
«Целеполагание и выбор»
• цель - создать условия для осознания своих целей и осуществления выбора на основании своих ценностей.
«Приемы планирования»
• цель - познакомить с правилами планирования; создать условия для освоения приемов планирования и формирования индивидуального стиля организации времени.
Для того чтобы ребенок мог сформулировать цель деятельности, он должен обладать высоким уровнем развития самосознания, хорошими рефлексивными способностями. Ведь тайм-менеджмент - это организация деятельности по достижению собственной цели! Изначально цель может транслироваться взрослым, но ребенок должен принять эту цель, соотнести с собственными потребностями. К сожалению, чаще всего цель ребенку задает взрослый, а роль детей сводится к тому, чтобы понять, что же от них хочет родитель или педагог. А если у ребенка нет своей цели, то нет и желания найти время для того, чтобы ее достичь. И получается следующая картина: взрослый ставит цель, которая значима для него; предлагает детям эту цель достичь; сам определяет время, когда ребенок должен этим заниматься; да еще и контролирует, чтобы всё было сделано в срок.
Физкультурный досуг
Программные задачи: упражнять детей в беге, прыжках; стимулировать речевую активность детей; воспитывать любовь к совместным играм.
Материалы и пособия: игрушки - лошадка, гусенок, кошка, зайчик, птичка, собачка.
Ход игры
В углу зала стоит домик, рядом - диванчик. Дети стайкой подходят к домику.
Вот так домик-теремок,
Он не низок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет? (Предлагаю детям постучать и спросить.)
Никто не отвечает. Давайте войдем и будем жить в этом теремке. (Дети заходят.) Смотрите: здесь стоит диванчик. Давайте сядем на него и будем ждать гостей. Дети садятся.)
Дети в домике сидят и в окошечко глядят.
Кто-то в гости к нам спешит
И копытами стучит. Кто это?
Правильно, лошадка. (Вношу игрушку лошадку.) Как лошадка скачет? (Цокаем.)
А теперь дети тоже будут лошадками и поскачут по дорожке. (Дети скачут.)
Гоп! Гоп! Конь живой
И с хвостом, и с гривой.
Посмотрите на него -
Вот какой красивый!
Лошадки, скачите в конюшню.
Дети в домике сидят и в окошечко глядят.
Кто-то в гости к нам спешит,
Шею тянет и шипит. (Вношу игрушку гусенка.)
Кто это? Да, гусенок. Давайте мы тоже будем гусятами и пойдем к ручейку.
Игра «Белые гуси».
(Дети убегают в домик.)
Дети в домике сидят
И в окошечко глядят,
Кто мяукнул у дверей?
Открывайте поскорей. (Показываю котенка.) Кто это? Да, котенок.
- Киска, как тебя зовут?
- Мяу!
- Стережешь ты мышку тут?
- Мяу!
- Мяу, хочешь молока?
- Мяу!
- А в товарищи щенка?
- Фыр-р-р! (Упражнение «кошка выпускает коготки».)
Не сердись, киска, мы тебя молочком угостим. Иди, киска, к нам в теремок жить.
Дети в домике сидят И в окошечко глядят. Кто к нам в гости скачет? Длинноухий... зайчик!
(Вношу игрушку зайчика.)
Жил-был зайчик - длинные ушки,
Отморозил зайчик носик на опушке.
Отморозил носик,
Отморозил хвостик
И поехал греться
К ребятишкам в гости.
Там тепло и сухо -
Волка нет.
И дают морковку на обед. Пришел к нам зайчик. Возьмем его в теремок? Конечно, возьмем. И поиграем с ним.
Игра «Зайка беленький сидит».
Дети в домике сидят
И в окошечко глядят.
Кто на крыше там сидит?
В крышу клювиком стучит? (Показываю игрушку птичку.) Правильно, это птичка. Воробышек.
Давайте угостим воробышка зернышками и позовем с нами играть.
Игра «Воробышки-пташки». Воробышки-пташки, Серые рубашки. Вместе с солнышком встают, Громко песенки поют. Чик-чирик.
(Выезжает машина, воробышки улетают в домик.)
Дети в домике сидят
И в окошечко глядят.
Кто-то в гости к нам бежит,
Лает, лает и рычит. (Вношу игрушку собачку.) Давайте споем собачке песенку.
Песенка «К нам пришла собачка». (В конце песенки дети говорят: «Ты, собачка, не лай, лучше с нами поиграй» и убегают.)
Посмотрите, как много у нас гостей. Давайте им покажем наши игрушки. (Дети переключаются на игры в группе.)
Консультация для родителей «Значение режима дня дошкольников»
Значение режима дня в жизни старшего дошкольника»
Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Режим дня - это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.
Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего - это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку. Что уж говорить о питании. Любой диетолог подтвердит, что правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.
Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.
Любая деятельность - это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлектор но. Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной тратой нервной энергии и приводит к утомлению.
У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.
В первые три года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей пред-дошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.
Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.
Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционировавших участков коры головного мозга.
Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму - смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинаковы. Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от 16 до 18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14-16 ч. Не случайно поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.
Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребенка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается. Наилучшие показатели работоспособности отмечаются во вторник и среду, а начиная с четверга она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное нарастание утомления. В известной мере это обусловлено большой продолжительностью малоподвижного состояния детей, занятых спокойными играми, хозяйственно-бытовым трудом, учебной работой. В общей сложности 75-80% времени пребывания в детском саду приходится на малоподвижную деятельность, между тем как ребенку присуща потребность в активных движениях. Увеличение двигательного компонента и рациональное (с учетом динамики работоспособности) распределение в течение недели занятий, особенно утомительных для детей, можно отнести к числу мер по предупреждению утомления.
Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5-6 ч. Отсюда вытекает необходимость чередования бодрствования и сна.
Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время. Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить- он сам просыпается бодрым, веселым. У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится поторапливать его и высказывать недовольство по поводу его медлительности. Днем они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается и кончается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел.
Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью. Но дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не всегда соблюдается. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни…
На протяжении 4 дошкольных лет режим меняется незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок все еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек.
Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5--12 часов, в 5-6 лет - 11,5-12 часов (из них примерно 10-11 часов ночью и 1,5-2,5 часа днем).
Для ночного сна отводится время с 9-9 часов 30 минут вечера до 7-7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15-15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно - это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня - это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.
Особенности сна ребенка в большой мере определяются условиями воспитания. Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешения еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром его приходится' будить, лишая части необходимого отдыха. Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы. Поэтому столь важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства, укреплять потребность ребенка в сне, вызывать чувство удовольствия при укладывании, приучать быстро засыпать без всяких дополнительных воздействий.
Какие же средства способствуют решению этих задач?
Прежде всего воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим. Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно только приветствовать). Поэтому следует заранее, минут за 10-15, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.
Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и аккуратно сложить одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.
Режим дня в семье
Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни.
Выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными отклонениями и даже нарушениями привычного режима. Не случайно функциональный уровень дошкольников в понедельник бывает хуже, чем во второй, третий день недели. Необходима серьезная организационная и воспитательная работа среди родителей по упорядочению домашнего режима и приведению его в соответствие с установленным в детском саду. Внимание родителей следует привлечь к организации вечерней прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, регламентации просмотра телевизионных передач, особенно перед сном
Консультация для родителей
«Профилактика детского травматизма в дошкольном учереждении»
Для того чтобы воспитательный процесс был эффективным, давал положительные результаты, необходимо создать в детском учреждении благоприятные санитарно-гигиенические условия и обеспечить заботливый уход за детьми.
Шкафы и полки в групповых и приемных комнатах должны быть надежно закреплены. Внутренние двери, имеющие частичное остекление, должны быть защищены деревянными щитами на уровне роста ребенка, а радиаторы отопления - иметь съемные решетки. Запоры на дверях должны располагаться также выше уровня роста ребенка. Лестничные марши должны иметь ограждения. Не рекомендуется располагать в виде украшений на лестничных маршах тяжелые картины, кашпо с растениями во избежание несчастных случаев с детьми.
Музыкальные инструменты, где бы они ни находились (в групповой комнате, в физкультурном или музыкальном зале), также должны быть надежно закреплены.
Категорически запрещается хранить различные моющие и дезинфицирующие средства в групповых и спальных комнатах, в туалетах и на пищеблоке. Они должны содержаться в специально отведенных для этого местах, не доступных для детей. В групповой аптечке не должно быть медикаментов, не рекомендованных детям.
Вся территория дошкольного учреждения должна содержаться в чистоте и порядке, иметь ограждение, чтобы не было доступа бродячим и диким животным. Уборка территории должна проводиться ежедневно до прихода детей или вечером после их ухода. Летом при сухой погоде участок поливается два раза в день. Зимой площадки, дорожки и подходы к зданию должны расчищаться от снега.
Требования к работникам дошкольного учреждения
Работники дошкольного учреждения должны поставить перед собой задачу - сделать все возможное, чтобы предотвратить несчастные случаи с детьми не только в стенах своего учреждения, но и дома, на улице, на отдыхе в лесу, парке и т.п.
Педагогическому персоналу следует быть предельно внимательным к детям, не оставлять их одних! Во время завтрака, обеда, полдника и ужина предупреждать возможные ожоги горячей пищей. Следить, чтобы дети во время приема пищи правильно пользовались вилкой, другими предметами.
Обслуживающему персоналу запрещается:
Привлекать детей к получению пищи с пищеблока, к раздаче жидких и других горячих блюд во время дежурства в группе;
Оставлять в приемных и групповых комнатах, санитарных узлах ведра с горячей водой, дезинфицирующие растворы, химические моющие средства, а также инвентарь, предназначенный для уборки (тряпки, щетки и т.д.).
Медицинский работник должен вести четкий учет и анализ всех несчастных случаев и травм у детей данного учреждения в специальном журнале и ежеквартально сдавать сведения заведующему детского сада.
Требования к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми
Чтобы ребенок усвоил правила безопасного поведения и правильного обращения с окружающими его предметами, ему необходимы доступные, элементарные знания о свойствах этих предметов. Очень важно приучить ребенка к осторожности, которая отсутствует у детей дошкольного возраста, сформировать у него определенные установки, которые помогли бы сознательно избежать травмоопасной ситуации. Появление этих качеств обусловливается соответствующей воспитательной работой в детском саду и в семье, постоянным руководством и контролем со стороны воспитателей. В дальнейшем действия детей приобретают все более осмысленный характер.
Воспитание навыков безопасного поведения у детей должно осуществляться в процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, в разнообразных занятиях, в процессе ознакомления с доступными пониманию детей событиями и явлениями общественной жизни, с родной природой.
Во время образовательного процесса, особенно на занятиях по развитию кругозора, в процессе конструирования, работы в уголке природы и на участке дети не только овладевают навыками работы, но и познают правила безопасного обращения с различными предметами, учатся применять свои знания в различных жизненных ситуациях. Необходимо знакомить детей с произведениями художественной литературы, отражающими тематику травматизма.
Использование наглядности способствует более прочному усвоению материала и формированию у дошкольников понятия о детском травматизме, об эталонах опасности, помогает облегчить тяжесть детских травм и снизить их число до минимума.
Работа детского сада с семьей
Работа по снижению детского травматизма не будет полноценной и эффективной без активной помощи родителей. В семье ребенок делает первые шаги, в семье приобретаются первые навыки и умения, формируются привычки.
Проводя работу с родителями, необходимо помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребенка, личной и социальной ответственности за него. Важно убедить родителей в том, что они могут обучить детей избегать опасные ситуации, влекущие за собой получение травмы. Нужно построить работу так, чтобы родители задумались над этой проблемой и поняли, что опасные ситуации встречаются довольно часто и не исключена возможность травмы у собственного ребенка.
Тема детского травматизма - деликатная. Чтобы ее раскрыть, необходим особый подход, хороший иллюстративный конкретный материал, отработанная методика преподнесения информации.
Знакомя родителей с общими педагогическими и медицинскими требованиями, необходимо учитывать специфику той или иной семьи, каждого ребенка, но при этом могут возникнуть такие вопросы, обсуждение которых следует проводить не при широкой аудитории, на общем собрании, а в индивидуальной беседе.
Оформление уголка по профилактике травматизма
В каждой возрастной группе рекомендуется оформить уголок по предупреждению травматизма у детей. Это может быть красиво оформленный стенд или папка-передвижка с рекомендациями для родителей. Материалы должны периодически меняться в зависимости от времени года, так как детский травматизм отличается сезонностью.
Оформление стендов должно быть ярким, красочным, хорошо иллюстрированным, привлекающим внимание. Стенд можно разместить в вестибюле или приемной комнате той или иной возрастной группы, где часто бывают родители.
Развлечение Веселые старты: Папа мама я!
Цель: пропаганда Здорового образа жизни, вовлечение в систематические занятия физической культурой и спортом.
Задачи: сплочение детей и родителей;
Доставить детям и родителям удовольствие от совместных занятий физкультурой. Развивать физические качества: выносливость, быстроту способствовать развитию положительных эмоций.
Участники:2-3команды, ведущий, жюри, группы поддержки.
Оборудование: мячи резиновые, скакалки, обручи, кегли, гимнастические скамейки, мешочки с песком.
В зал входят команды под звуки весёлой музыки. Все участники с яркими эмблемами своей команды.
Вед: Приглашаем всех сейчас.
Праздник спорта и здоровья
Начинается у нас!
Спортивные люди - они так красивы.
В них столько энергии, бодрости, силы.
Ты хочешь на них быть хоть каплю похожим?
Лишь спорт тебе в этом отлично поможет.
Здоровье усилит, успехов прибавит.
От скуки, безделья тебя он избавит.
Поверь ты в себя и добейся высот.
О чем ты мечтал, даст тебе только спорт.
Вед: Сегодня у нас необычные команды, команды семейные, спортивные (команды демонстрируют девизы и поддержку болельщиков) .
Наши команды не знают лени, встают на разминку без промедлений.
Под музыку каждая из команд выполняет свой комплекс упражнений.
Вед: Упражненья проделали, чтоб здоровье укрепить,
пара бы работу и вид оценить.
Жюри оценивает внешний вид и разминку команд.
Вед: Хотите побегать? Не будет запрета,
Ведь впереди нас ждёт Эстафета!
Проводится эстафета «Кто быстрее! »
Участники двигаются с зажатым между ногами мячом до конуса и обратно.
Оценки жюри.
Эстафета «Бег в паре».
По команде Старт первые пары бегут вперед, обегают стойку и возвращаются назад к своей команде. Как только они пересекают линию старта, то бег начинает следующая пара и так далее.
Оценки жюри.
Проводится эстафета «Не урони мяч».
Первая пара в колонне держит две палки, на которых лежит мяч или же зажимают мяч палками. Пары бегут вперед, обегают стойку и возвращаются к началу своей колонны.
Оценки жюри