«Развитие умственных и творческих способностей детей подготовительного возраста в процессе художественного конструирования»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический проект

«Развитие умственных и творческих способностей детей подготовительного возраста в процессе художественного конструирования»

Воспитатель подготовительной группы - Чаплиева Н.В.

1.Аналитико-прогностическое обоснование проекта:

Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслящие люди.

Художественное конструирование является одной из культурных практик, реализуемых в рамках образовательной программы МБДОУ д/с №22.

Согласно требованиям ФГОС ДО целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования являются проявления у ребёнка инициативы и самостоятельности, развитые воображение, крупная и мелкая моторика. Такая, продуктивная творческая деятельность детей, как художественное конструирование как, нельзя лучше способствует формированию вышеперечисленных целевых ориентиров. Художественное конструирование - конструирование из плоских элементов конструктора (разнообразных по форме, размеру, цвету геометрических фигур, имеющих четкую геометрическую форму квадрата, треугольника, четырехугольника и др. и скрепляющихся с помощью ворсистой поверхности ткани) - является синтетической деятельностью, которая более всего схожа с сюжетной игрой, рисованием, аппликацией, но не приравнивается к ним.

1.Проблема проекта:

Наблюдая желание детей играть с различными видами конструкторов, возникла идея познакомить их с конструированием из плоских элементов (разнообразных геометрических фигур). Но как же увлечь детей художественным конструированием? Дети неожиданно в группе находят разные коробочки с плоскими геометрическими фигурами из разных видов ткани, разных цветов и размеров. Начинают их рассматривать, прикладывать на разные поверхности и отмечают, что на поверхности где есть, фланель фигурки прилипают как приклеенные. Оперируя с плоскими элементами, дети некоторые стали составлять разные композиции. Так по инициативе детей сначала стали придумывать композиции, затем решили объединить в проект.

2.Концепция проекта

Цель: Создать условия для развития творческих способностей у детей 6 года жизни, становления активной, творческой личности.

Задачи:

Развитие потребности в творческой деятельности;

Развитие воображения - умение видеть новое в знакомом;

Воспитание художественного вкуса детей;

Развитие внимания, наблюдательности, зрительной памяти, мышления, мелкой моторики.

Модельное описание культурной практики проектного продукта: у детей возникает интерес к продуктивной конструктивной художественной деятельности; желание воспроизвести на стационарном стенде знакомые предметы, персонажи сказок, сюжеты; совершенствуются навыки совместной деятельности со сверстниками и взрослым; развиваются сенсорные способности и разнообразные формы символизации - продукт самостоятельности; продукт творческой деятельности детей и её результат.

3.Стратегия и тактика проектных действий

1. Целеполагание:

на этом этапе дети обнаруживают интересные коробочки с необычным материалом (геометрические фигуры из разных видов ткани).

Свободно манипулируют, изучают её свойство, делают открытие (что эти формы держатся на фланелеграфах).

Дети предлагают, что с помощью ткани разной формы можно создавать отбельные объекты или композиции:

по собственному замыслу;

по сюжету литературных произведений;

по определённой модели, т.е. активно используется метод моделирования.

Основная задача этого этапа, чтобы у детей возникла мотивация, и интерес к творческой деятельности.

4.План мероприятий проекта по месяцам:

месяц

Детская деятельность

Деятельность педагога

Деятельность родителей и детей

Октябрь

Цель: конструирование сюжетных пейзажных композиций без помощи наглядной модели.

Участвуют в беседах, нацеливающих их на конструктивную деятельность по темам: «Золотая осень», «Поздняя осень», «Дети идут в школу», «Новогодний праздник», «Мороз и солнце»,

«Масленица»,

«Весна пришла»,

«Весна пришла»,

«Первый дождь» и т.д. Создают самостоятельно пейзажные композиции.

Создать мотивацию к художественно-продуктивной деятельности через проблемные ситуации.

Привлечь родителей к подбору ткани и изготовлению элементов конструктора.

Ноябрь

Цель: развитие воображения конструирование предметных изображений по отдельным признакам предметов, обозначенных неполно, схематически ( достраивание незавершённой модели)

Дети анализируют модель( выполненную схему, не полную). Конструктивная задача предлагается детям в виде конструктивных загадок типа: «Угадай, что это и дострой». Загадка предполагает несколько правильных ответов. Каждый ребёнок достраивает незавершённую модель в нескольких вариантах.

Способствовать возникновению желания взаимодействовать с взрослыми.

Совместная конструкторская деятельность взрослого и ребёнка.

Привлечь родителей к оформлению работы на свободную тему с ребёнком у себя дома.

Декабрь

Цель: развитие воображения конструирование на заданную тему целостной композиции из нескольких сюжетных изображений, составленных индивидуально каждым ребёнком.

Дети участвуют в короткой беседе, нацеливающей их на самостоятельное индивидуальное конструирование на сказочную тему «Герои Лукоморья, Необычный лес».

Изготовления совместно с детьми новых элементов конструктора, фоновых изображений.

Развивать воображение, использование действий опредмечивания и обозначение словом.

Оформить вернисаж из готовых работ детей в саду и дома.

Январь

Цель: использование в конструировании разных по архитектурным стилям жилых помещений и декоративных композиций предварительно составленных схем. Составление схем по предложенным иллюстрациям ( 2-3 занятия)

Дети анализируют иллюстрации совместно с воспитателем, самостоятельно составляют схемы и конструируют декоративные композиции по каждому архитектурному стилю и виду народного промысла в соответствии со схемой.

Создать условия в пространственно- развивающей среде для детей по худ. конст. для самостоятельного творчества детей.

Оказать помощь в видео съёмке занятий по худ. конструированию.

Февраль

Цель: использование в конструировании 4-9 взаимосвязанных сюжетных композиций (диафильма) готовой модели, представляющей все основные временные события по сказкам «Гуси лебеди», «Хаврошечка»

Дети рассматривают модель, пытаются отгадать название сказки, объясняют свой выбор, каждый заместитель на модели закрепляют за определённым персонажем сказки, договариваются о распределении фрагментов диафильма ( блоков - рамочек) и приступают к конструированию сюжетных композиций по 2-3 ребёнка в соответствии с моделью.

Развивать у детей воображение, внимание, смекалку.

Обучение действиям составления элементарных образов из нескольких элементов.

Оформление сюжетных композиций ( диафильма) к сказкам «Гуси лебеди», «Хаврошечка»

Март

Цель: составление сообща пространственно временной модели по сказкам: «Зимовье», « Мороз Иванович», «Снегурочка», «Царевна лягушка». Конструирование сюжетных композиций по составленной пространственной модели.

Дети подбирают заместители для каждого персонажа сказки, определяют количество эпизодов и их конкретное содержание для бедующего диафильма, рисуют подсказку( 5-6 блоков рамочек) заполняют каждый кадр заместителями в соответствии с содержанием сказки, распределяют кадры диафильма и приступают к конструированию сюжетных композиций в соответствии с моделью

Построение сюжетных композиций по эпизодам знакомых сказок, при использовании наглядных плоскостных схем.

Оформление презентации и фотографий работ по худ. конструированию.

Апрель

Цель: подвести итог работы по проекту, проанализировать значимость проделанной работы.

Построение сюжетных композиций по собственному замыслу.

Подведение итогов о продельной работе по проекту. Оформление книги проекта.

Поощрить самых творческих детей и родителей.

Оформление стенгазеты о проделанной работе по проекту.

5.Ожидаемые результаты проекта:

В ходе реализации проекта художественного конструирования как одной из культурных практик в реализации программы ДОУ у детей развивается потребность в творческой деятельности, фантазия, любознательности, самостоятельности; помогает обеспечить интеграцию различных видов деятельности и решений задач всестороннего развития, воспитания, образования в: развитии речи; математике; конструировании; рисовании; экологическом воспитании; эмоциональном развитии.

Родители поняли значимость привлечения детей к деятельности по художественному конструированию.



6.Ресурсная база проекта.

Кадровые ресурсы:

- воспитатели подготовительной группы детей дошкольного возраста;

- родители воспитанников.

Информационные ресурсы:

- интернет;

- методические пособия;

- передовой педагогический опыт.

Материально- технические ресурсы:

- фоновые поля (стационарные стенды);

- конструкторский набор из плоских геометрических фигур(кругов; квадратов; разнообразных треугольников: выгнутых, вогнутых, прямоугольных, равносторонних; прямоугольников; овалов; трапеций). А также элементы, представляющие собой половину и четверть каждой геометрической формы.

Программно - методические ресурсы:

- «Развитие +», Л.А. Венгер, под ред. А.И. Булычовой, НОУ «УЦ им.Л.А. Венгера «Развитие», 2012 г.

7.Возможные риски проекта и способы их преодоления.

Риски:

- недостаток материальных ресурсов;

- недостаточный опыт работы.

Способы их преодоления:

- пополнение материально- технической базы;

- улучшение предметно-развивающей среды;

- освоение методики проведения занятий по художественному конструированию;

- изучение предыдущего педагогического опыта.

Организационно-ознакомительный этап

Исследовательский этап

Завершающий этап

-Актуализация проблемы

-Объявление темы проекта, сроков работы над проектом

-Формирование рабочих групп

-Определение целей работы над проектом

-Определить перечень вопросов для исследования

-Обсуждение со всеми участниками проекта форм представления результатов деятельности: презентации, публикации, вики -статья, блог.

-Представить участникам список рекомендованной литературы

-Определение задач по работе в группах

-Распределение объема выполнения работы для каждого участника

-Знакомство с критериями оценивания презентации, публикации, вики-статьи

-Обзор собранного участниками материала для проекта

-Рекомендации учителя по предоставленному материалу участников

-Представление проекта

-Обсуждения результатов

-Рефлексия деятельности

-Подведение итог


Приложение.

«Развитие умственных и творческих способностей детей подготовительного возраста в процессе художественного конструирования»

«Развитие умственных и творческих способностей детей подготовительного возраста в процессе художественного конструирования»



«Развитие умственных и творческих способностей детей подготовительного возраста в процессе художественного конструирования»


«Развитие умственных и творческих способностей детей подготовительного возраста в процессе художественного конструирования»


«Развитие умственных и творческих способностей детей подготовительного возраста в процессе художественного конструирования»


«Развитие умственных и творческих способностей детей подготовительного возраста в процессе художественного конструирования»



«Развитие умственных и творческих способностей детей подготовительного возраста в процессе художественного конструирования»


«Развитие умственных и творческих способностей детей подготовительного возраста в процессе художественного конструирования»



«Развитие умственных и творческих способностей детей подготовительного возраста в процессе художественного конструирования»


«Развитие умственных и творческих способностей детей подготовительного возраста в процессе художественного конструирования»


«Развитие умственных и творческих способностей детей подготовительного возраста в процессе художественного конструирования»

«Развитие умственных и творческих способностей детей подготовительного возраста в процессе художественного конструирования»

© 2010-2022