Доклад Организация работы ПМПк в условиях инклюзивного обучения и воспитания

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Борисова Т.А.

Педагог-психолог

г. Барабинск МКДОУ №8 «Солнышко»

Организация работы ПМПк в условиях инклюзивного обучения и

воспитания

Аннотация. Всем известно, что чем раньше выявляется проблема, тем больше возможностей для ее решения у родителей, педагогов, специалистов. Именно поэтому необходимо уделять работе с дошкольниками должное внимание.

Ключевые слова: психолого-медико-педагогический консилиум, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, ребенок с нарушением речи.

Все проблемы, которые, безусловно, имелись у детей в дошкольном возрасте, во весь «рост» встают в школе. Ведь в детском саду не ставят оценки и не оставляют на второй год. И чтобы у родителей не возникало вопросов: «Как так случилось, что их ребенок, у которого в детском саду не было никаких проблем, в школе плохо учится?», именно поэтому необходимо уделять работе ПМП консилиума должное внимание.

Отсюда формируется установка работы: к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.

Ранняя диагностика отклонений в развитии позволяет выявить нарушения в дошкольном возрасте и своевременно обеспечить ребенку коррекционно-педагогическую помощь, направленную на преодоление имеющихся недостатков в развитии, на предупреждение и профилактику вторичных отклонений. Без оказания своевременной психолого-педагогической помощи отклонения в развитии становятся более выраженными, затрагивают все сферы психического развития ребенка, препятствуют его социальной адаптации.

Специалисты ПМП консилиума нашего учреждения работают в слаженной «команде», где каждый ее участник выполняет свои, четко определенные, задачи. Поэтому работу консилиума в ДОУ можно определить, как систему профессиональной деятельности «команды» специалистов, направленных на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде.

Коллектив нашего детского сада использует единый «Принцип педагогической экологии» (Р. В. Овчаровой, который заключается в том, что родители и педагоги должны строить свои отношения с ребенком на основе его безусловного принятия, на безоценочном отношении независимо от преобладания в нем сильных или слабых сторон, на педагогическом оптимизме и доверии, глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод.

Цель деятельности ПМПк - коллективная разработка и планирование комплексной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с нарушением речевого развития.

Для реализации данной цели перед специалистами ставится ряд задач:

  • разработка тактических задач сопровождения;

  • конкретизация последовательности подключения того или иного специалиста или условия;

  • подбор конкретных коррекционных программ, тактик, технологий сопровождения, наиболее адекватных особенностям ребенка и всей ситуации его включения в среду нормально развивающихся сверстников.

В состав консилиума входят:

  • Заведующий ДОУ - председатель ПМПк

  • Старший воспитатель ДОУ

  • Воспитатели логопедических групп

  • Педагог-психолог

  • Учителя-логопеды

  • Медицинская сестра

  • Социальный педагог (инспектор по охране прав детства).

Работа консилиума ведётся поэтапно.

На 1 этапе проходит индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума. Обследование ребенка проводится каждым специалистом с учетом реальной возрастной психофизиологической нагрузки на воспитанника и заканчивается оно заполнением представлений.

1. Представление педагога-психолога на основе результатов диагностики дошкольников выявляет детей с уровнем психического развития, не соответствующим возрастной норме. Далее с ними проводятся углубленная диагностика психической сферы (памяти, внимания, воображения, мышления, речевого развития), развития эмоционально-личностной, мотивационно-волевой сфер, а также диагностика межличностных взаимоотношений с другими детьми.

2. Представление учителя-логопеда содержат результаты логопедического обследования детей, список дошкольников со сложными речевыми нарушениями.

3. Воспитатели составляют педагогическую характеристику на детей, имеющих отклонения в психоречевом развитии, где отражают трудности, которые испытывает тот или иной воспитанник в различных ситуациях; особенности индивидуальных черт их обучения и воспитания.

4. Медицинский работник представляет информационную справку о состоянии здоровья дошкольников и выписку из истории развития.

5. Социальное заключение составляется со слов родителей (законных представителей) ребенка.

На 2 этапе происходит коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи. Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет:

  • выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка;

  • определить общий прогноз его развития;

  • определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий;

  • поставить вопрос об изменении образовательного маршрута.

На консилиуме выступают все специалисты по каждому из воспитанников, обозначая индивидуальные трудности детей, предлагая свои рекомендации по проведению дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

После коллегиального обсуждения родителям сообщается заключение в понятной для них форме. Как правило, это делает руководитель консилиума или психолог.

В то же время следует помнить, что каждый специалист обязан проконсультировать родителей и дать им ясные и понятные рекомендации, а также выдать копию заключения консилиума родителям.

ПМПк нашего детского сада в работе с семьей, имеющими ребенка с ОВЗ, придерживается следующих принципов:

  • дифференцированный подход к работе с родителями с учётом специфики каждой семьи и состояния здоровья ребенка;

  • целенаправленность, систематичность, плановость;

  • открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать, видеть и обсуждать, как живет и развивается его ребенок).

На 3 этапе ведётся работа взаимодействия территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума нашего ДОУ (ПМПк).

По результатам обследования ТПМПк ребенок направляется в логопедическую группу.

4 этап работы заключается в согласовании деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе. Между учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника ДОУ подписывается договор о психолого-медико-педагогическом сопровождении. Согласно подписанному договору ПМПк информирует родителей (законных представителей) воспитанника об условиях сопровождения ребёнка специалистами консилиума.

Сформированный пакет документов ПМПК позволяет координировать деятельность всех специалистов консилиума, отслеживать результаты коррекционной работы с детьми, обеспечивая комплексное сопровождение воспитанников в ДОУ, имеющих нарушения в речи.

Достичь положительных результатов в работе с детьми с ОВЗ нам помогает налаженное взаимодействие с социумом: Барабинский филиал ГБОУ НСО ОЦДК, молодежный центр культуры и досуга, ДЮСШ «Локомотив», МБОУ СОШ №3, детская музыкальная школа, краеведческий музей, центр дополнительного образования детей, ОЦДК, МКОУ «Модерн», детская поликлиника, СОК «Олимп».

Практика работы показывает - индивидуальное сопровождение развития ребенка на основе продуманного, совместного, всесторонне обоснованного и обеспеченного маршрута - достаточно действенный механизм повышения эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими различные проблемы в развитии. Объединение усилий педагогов, родителей, медицинских работников создает единую линию планомерных действий по коррекции отклонений в развитии каждого ребенка, укреплению здоровья, физическому и интеллектуальному развитию, коррекции эмоционально-волевой сферы, что в итоге обеспечит ему полноценную подготовку к успешному обучению в общеобразовательной школе.

В заключение хотелось бы сказать следующие слова:

Мир «особого» ребенка безучастен и пуглив.

Мир «особого» ребенка интересен и красив.

Мир «особого» ребенка - он открыт для глаз чужих.

В мир «особого» ребенка допускают и других!

Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать!


© 2010-2022