- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Проект Такие разные буквы
Проект Такие разные буквы
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пырчева В.Ю. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
1
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида № 3«Колокольчик» поселка Мостовского
муниципального образования Мостовский район
ПРОЕКТ
Такие разные буквы
Автор:
Ясюкевич Кира
Воспитанница
МБДОУ детский сад №3 «Колокольчик»
Руководитель:
воспитатель
1 квалификационной категории
В.Ю,Пырчева.
Аннотация
Проект на тему «Такие разные буквы».
Объектом исследования являются буквы, как объект изучения на занятиях.
Предмет исследования - внешний вид буквы.
В проекте раскрыты цели и задачи исследования, представлены методы исследования. Все чаще и чаще на страницах детских книг и журналов появляются витиеватые буквы и значки их заменяющие. Они не всегда понятны родителям, а тем более детям. Поэтому возникают ситуации, когда взрослые не могут объяснить детям, почему буква выглядит не так как в азбуке. Предпринята попытка самостоятельно смоделировать книгу-азбуку. Этим обусловлена новизна и практическая значимость проекта.
Тип проекта - информационно-исследовательский, индивидуальный, краткосрочный.
В процессе работы автор изучает историю появления и преобразования букв, приводит примеры разного начертания букв в разное время. В результате исследования автор доказывает, что буквы прошли очень длительную череду преобразований, анализирует и сравнивает разные алфавиты: от наскального рисунка до современного алфавита. Также можно провести сравнительный анализ между русскими алфавитом и алфавитом других стран. Работа может быть интересна не только учителям-логопедам и педагогам, она, несомненно, привлечет пристальное внимание детей и их родителей.
Введение
На занятиях по развитию речи нас знакомят с буквами и звуками, но буквы в разных книгах выглядят по-разному. И тогда я задумалась, а всегда ли буквы были такими, как мы видим их сейчас?
Проблема: почему буквы меняют внешний вид?
Цель: познакомиться с развитием письменности.
Объект исследования - буквы.
Предмет исследование - изменения внешнего вида букв.
Гипотеза - если бы буквы были такими как много веков назад, то современный человек смог бы их понять?
Перед собой я ставила следующий задачи:
-
Выяснить когда и как появились буквы.
-
Сравнить буквы разных времен с современным алфавитом.
-
Подтвердить или опровергнуть гипотезу.
-
Привлечь родителей к исследовательской деятельности.
-
Разработать книгу-азбуку.
-
Познакомить детей своей группы с результатом исследования.
В работе над проектом я использовала следующие методы:
-
изучение информационного материала по теме;
-
посещение библиотеки поселка Мостовского;
-
провести опрос среди взрослых по знанию букв из разных алфавитов;
-
моделирование различных вариантов букв;
-
создание «Книги - азбуки»;
-
обобщение результатов.
Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к электронной книге, мои сверстники не знают, что люди для письма использовали разный материал: камень, кисть, дерево, металл, шелк, кожу, кукурузные стебли. Яркий и интересный проект позволит показать историческую ценность букв, подтолкнет сверстников к изготовлению их своими руками.
История появления письменности
Из энциклопедий я узнала, что письменность - это передача информации при помощи картинок, графических символов, букв или цифр, а также фиксация и передача устной речи.
Со временем письменность менялась. Сначала появились рисунки, затем штрихи, а потом возникла азбука.
Посетив библиотеку поселка Мостовского, я узнала о том, что в древности материалом для письма служил камень. Если надо было написать слово «олень» - рисовали оленя, если надо было написать слово «охота» - рисовали охотников и зверя. Жили люди в то время в пещерах и рисовали они на стенах своих жилищ - пещер, на скалах.
Затем появились глиняные таблички, на которых, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи.
Я узнала, что люди, которые писали книги стали заменять некоторые сложные рисунки значками. Это было уже что-то вроде настоящих букв. Но не все значки обозначали буквы, некоторые обозначали целые слова, другие - отдельные слоги.
Существовало две азбуки: глаголица и кириллица. Кириллица стала основной.
Также меня познакомили с книгами, которые хранятся в библиотеке, написанные кириллицей.
Подтверждение гипотезы
Затем я решила выяснить, а знакомы ли буквы из этих алфавитов современным людям. Распечатав несколько букв и высказываний, я провела опрос в детском саду и выяснила, что буквы не знакомы.
Их название никто не знает и прочитать не может. Моя гипотеза подтвердилась. В настоящее время нам близки и понятны те буквы, которые мы видим в азбуке. Но вероятно в будущем буквы будут и дальше изменяться. Сейчас стоит актуальным вопрос о том оставить или убрать из алфавита букву Ё. Ну а пока решаются такие вопросы, я решила создать свою «Книгу-азбуку».
Так, шаг за шагом, я провела исследование, которое помогло мне узнать, как начинали зарождаться буквы и как они изменялись на протяжении долгого времени. Я узнала, что русский алфавит придумали два брата Кирилл и Мефодий. На сегодняшний день ученым так и неизвестно, какая из азбук появилась первой, кириллица или глаголица? Это и будет темой моего дальнейшего исследования, с результатами которого я обязательно познакомлю детей и родителей своей группы.
Литература:
-
О.В. Дыбина «Что было до…»: Игры путешествия в прошлое предметов. -М.: ТЦ Сфера, 2010г.
-
Суслин Д. История книги: Откуда появились книги
-
Энциклопедия «Все обо всем»: составитель Г.Шалаева, 1994г.
Приложение 1.
Стихи - загадки про буквы алфавита для детей.
«А»
В море плавала акула
Ела все, что в нем тонуло.
К нам акула приплыла -
Превратилась в букву… (А)
«Б»
Два барашка-братцаВышли пободаться.
Положи конец борьбе -
Преврати их в букву… (Б)
«В»
Ветерочек-ветерок
Дует с юга на восток,
В море волны гонит,
В поле травку клонит.
Заблудился в мураве,
Превратился в букву... (В)
Любят узнавать весы
Вес конфет и колбасы.
Чтоб не пачкаться в халве,
Превратились в букву… (В)
Извергается вулкан:
Льется лава в океан.
В небе дым клубится,
Пеплом вниз садится.
И взмолился жук в траве:
"Пусть он станет буквой… (В!")
Чтобы справиться с жарою,
Веер новенький раскроем.
Будем на себя махать,
Не потеть, а отдыхать.
Спрячем веер в рукаве
Там он станет буквой… (В)
«Г»
Дождь полил лесочек,
Вырос гриб-грибочек.
В тот лесочек мы пойдем,
Где он спрятался, найдем.
Чтоб не печься в пироге,
Стал грибочек буквой… (Г)
«Д»
Дятел на стволе сидит,
Дырку в дереве долбит.
Достает вредителя,
Портить ствол любителя.
Дятел постучал везде,
Превратился в букву... (Д)
Барабанит дождь по крыше:
Громче, тише, громче, тише!
Дождик намочил носок
И в песочнице песок,
Намочил дорожку,
Девочку и кошку,
Намочил он всё везде,
А потом стал буквой... (Д)
«Е»
Целый день енотка Рая
В ручейке белье стирает,
Моет, поласкает
И домой таскает.
Наплескается в ручье -
Превратится в букву… (Е)
«Ё»
Выставил колючки ёж -
Без перчаток не возьмешь.
У него иголки
Больше, чем у ёлки.
Ёжик, глядя на неё
Превратился в букву… (Ё)
«Ж»
Женя баловался
В жалюзи игрался:
Открывал и закрывал,
Им покоя не давал.
Но они спаслись уже -
Превратились в букву… (Ж)
«З»
Скачет-скачет заинька
Серенький да маленький:
Прыг-скок! Прыг-скок!
Через ямку на пенек.
Ушками он слушает,
Зубками он кушает.
Чтобы не попасть к лисе,
Стал зайчишка буквой... (З)
«И»
У иголочки-иголки
Носик тоненький и колкий,
И торчит из ушка
Ниточка-подружка
Ты иголкой вышивай,
Зря колоться не давай.
А уколет, преврати
В не колючку букву… (И)
«Й»
Мажет мама ранку дочке
Йодом в темном пузыречке.
Кошка, прыгнув со стола,
Йод по полу разлила.
Стань же властью всех стихий
Йод разлитый - буквой… (Й)
«К»
Краб в аквариуме Ани
Грозно щелкает клешнями
И по стеночке идет
Вправо, влево, взад, вперед.
Крабу за стеклом тоска,
Вот и стал он буквой… (К)
Катя с Ксюшей на качели
С двух сторон качаться сели:
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Накачались - разошлись.
И теперь наверняка
Будут помнить букву… (К)
Кран других машинок выше,
Выше дерева и крыши,
Кран цепляет груз крюком,
Поднимает груз на дом,
Донесет до чердака
Превратится в букву… (К)
У коровушки Буренки
Колокольчик новый звонкий.
Динь-динь-динь! Динь-динь-динь!
Надоел, хоть в речку кинь.
Будет он звенеть, пока
Не напишешь букву (К)
Крошечный комарик -
С хоботком кошмарик.
Все летает, все звенит,
Сядет - ваву причинит.
У него ведь носик -
Крошечный насосик.
Стань, комарик, на века
Безобидной буквой… (К)
«Л»
У лягушки Лушки -
Ножки-попрыгушки.
Квак-шлеп! Квак-шлеп!
И в болотце с кочки хлоп!
Чтоб журавль ее не съел,
Лушка стала буквой… (Л)
Стер с бумаги ластик наш
Все, что сделал карандаш
,А чернила не сумел -
Превратился в букву… (Л)
«М»
Марк за Мишин малахит
Подарил ему магнит.
Все, что было из металла
Прилипать к магниту стало:
Винтик, ножницы, значок,
Гайка, вилка и крючок.
А вот мяч не лип совсем,
И магнит стал буквой… (М)
Маятник в часах всегда
То оттуда, то туда,
Взад-вперед болтается,
Что ни день, то мается.
А умаявшись совсем,
Превратится в букву… (М)
В мышеловку баба Маша
Напихала манной каши.
Только мышка кашку лоп,
Мышеловка мышку хлоп!
Мышки больше нет совсем,
Но осталась буква… (М)
«Н»
Две босые ножки
Ходят по дорожке,
Бегают и прыгают,
Да друг дружкой дрыгают.
Попадут сапожкам в плен,
Превратятся в букву… (Н)
В дождь и в жаркую погоду
Нам насос качает воду.
Кач-кач! Кач-кач!
Моем руки, моем мяч,
Чтоб насосик не скучал,
А качал, качал, качал!
Накачал воды он всем,
Превратился в букву… (Н)
Неваляшке Насте
Не страшны напасти,
Слезы лить не станет -
Упадет, так встанет,
И предпочитает всем
Букву алфавита… (Н)
«О»
Обезьянка Оленька
Вертит задом голеньким,
С дерева проказница
Корчит рожи, дразнится -
Все за всеми повторяет,
И бананы вниз швыряет.
На хвосте качается -
Славно получается!
Обезьяне той легко
Превратится в букву… ˚
«П»
Пианино Прошино
Новое хорошее.
Пальчик клавишу нажмет,
Пианино запоет:
До-ре-ми! До-ре-ми!
Лучше пой, а не шуми!
Пляшут птички на тропе,
Напиши им букву… (П)
"Р"
У ракушечки внутри
Чей-то домик. Вот - смотри!
Не гнездо не норка -
Тесная коморка.
Ой! В ней обнаружена
Ценная жемчужина.
Чпок! Моллюск-миллионер
Превратил ракушку в …(Р)
Мчится в космосе ракета,
Обгоняя скорость света,
За парсеками парсек
Грузовой везет отсек:
В нем рахат-лукум и рис,
Репа, редька и редис,
Миксер, кондиционер -
Все с ракетной буквой… (Р)
"С"
Слон по Африке гулял,
Длинным хоботом вилял,
А потом раз! - и исчез:
Превратился в букву… (С)
Страус - птица-пешеход
Не летает, не поет.
Если в гости не спешит,
То идет, а не бежит
.Если все наоборот,
То бежит, а не идет.
Пережив погони стресс,
Стал наш страус буквой… (С)
"Т"
У Тамары тёрочка,
Что у деток горочка.
С терки сыр катался -
Весь внутри остался.
На бумажном же листе
Терка стала буквой… (Т)
"У"
У улиточки Ульяны
Весь газон зарос бурьяном.
Недосуг бурьян косить -
Надо дом перевозить.
И открыв калиточку,
Поползла улиточка.
По тропиночке ползет,
Домик на спине везет.
Проползет немножко,
Спрячет в домик рожки.
Спит себе в своем дому
Видит сны про букву… (У)
"Ф"
Расскажи нам, флюгерок,
Где летает ветерок.
На железной ножке.
Повертись немножко,
И тогда фонарь в кафе
Превратится в букву… (Ф)
"Х"
Захомячил хомячок
Зерна в щеки-рюкзачок,
И до хатки поспешил,
Чтоб никто не рассмешил.
Пощекочем хомяка,
Пусть нам скажет букву… (Х)
"Ц"
Циркуль металлический
Чертит круг магический,
Чтобы муха в нем Це-це
Превратилась в букву … (Ц)
Утром на лугу цветочки
Раскрывают лепесточки.
Села на цветок пчела,
Много меда собрала,
А цикада на крыльце
Превратилась в букву… (Ц)
"Ч"
Не желает Червячок
Надеваться на крючок,
Говорит: "Я вам зачем?"
Насадите букву… (Ч)
Никого часы не ждут,
С громким тиканьем идут:
Тик-так! Тик-так!
Не обгонишь их никак.
Бьют часы на каланче,
Превращаясь в букву… (Ч)
"Ш"
Вместе Паша и Егор
В поле ставили шатер.
Прямо возле шалаша,
И шатер стал буквой… (Ш)
У шофера Саши
Есть машина Маша.
За рулем шофер сидит
И рулит, рулит, рулит,
А машина едет
В огород к соседям.
Это им не по душе,
И шофер стал буквой… (Ш)
"Щ"
Наш щелкунчик для потехи
Детям щелкает орехи.
Щелк! Щелк! Щелк! - так зубки
Щелкают скорлупки! Всё!
Орехов нет вообще -
Стал щелкунчик буквой… (Щ)
"Ъ", "Ы" и "Ь"
Эти буквы на картинке
Привиденья - невидимки.
Не придумают никак
Слов на "Ы" и мягкий знак,
Слов на твердый знак нет тоже -
Их мы оживить не можем.
Но и мимо не пройдем,
А внутри у слов найдем.
Твердый знак живет в подъезде,
В объявленье и на съезде.
Мягкий знак живет в колье,
В приключенье, и в белье.
Буква "Ы" в словах есть тоже,
Их она размножить может -
Превращает торт в торты,
Хвост - в хвосты, а куст - в кусты
.На конце у слов не хуже -
Каждый там стоит, где нужен.
"Э"
Подал Эдик Эллочке
Эскимо в тарелочке,
А Эллине с Аллочкой
Эскимо на палочках.
Это эскимо тебе
Дарит лично буква… (Э)
Экскаватор землю роет -
Трубопровод новый строит.
Весь измажется в земле,
Превратится в букву… (Э)
"Ю"
Юля новую юлу
Разъюлила на полу.
Ю-ла-ла! Ю-ла-ла! -
Быстро кружится юла.
А задела башмачок,
Вжжик! - упала на бочок.
Юлечка юлу свою
Превратила в букву… (Ю)
"Я"
Упрекнула якорь яхта,
Что катается без фрахта.
Спрыгнул якорь с корабля,
Превратился в букву… (Я)
Язычок во рту живет,
Звонко песенки поет,
Если горлышко болит,
"А!" - врачу он говорит.
Но ему никак нельзя
Превращаться в букву "Я"!
Почему? Ну, как же - им
Все слова мы говорим!