Примерный перспективный план по ознакомлению детей с творчеством Ы. Алтынсарина в классах предшкольной подготовки

Реализация перспективного плана по ознакомлению детей с творчеством Ы.Алтынсарина помогает содействовать качественному обновлению содержания дошкольного образования, обобщению и широкому распространению лучшего опыта освоения наследия Ы.Алтынсарина, популяризации научно-педагогических достижений в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение.

В последние годы в казахстанской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. С каждым годом увеличивается количество комплексных программ, которые с успехом используются во многих дошкольных учреждениях, где затрагивается проблема нравственно-патриотического воспитания детей. Поскольку чувство патриотизма многогранно, постепенно приводится в порядок системность и закономерность по содержанию программ. Это любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатства своей Родины.
Согласно положению Концепции развития дошкольного воспитания и обучения РК [1. с 1] о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также идеям выдающихся казахстанских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного, эстетического и патриотического развития человека (И.Алтынсарина и др.) необходимо вести работу с детьми и в обозначенном направлении.

Все творчество Алтынсарина пронизано идеей органического приживления инноваций к традициям и обычаям народа. [3.с 2] Обращение к педагогическому наследию И.Алтынсарина сегодня как никогда актуально. В наше время необходимо обращение к исторической основе воспитания, ибо без осмысления исторического педагогического наследия невозможно приобщение подрастающего поколения к человеческим идеалам. Жизненный и творческий путь Ибрая Алтынсарина, отдельные страницы его биографии, отдельные аспекты его философских и педагогических воззрений вызывают особый интерес и способствуют духовно - нравственному развитию современной личности. Судьба Ибрая Алтынсарина - нравственный пример для всех, кто жил и живет после него. Это пример служения своему народу. Его педагогические идеи используют учителя и воспитатели, его стихи и проза любимы народом. Исключительно большое значение придавал Алтынсарин роли женщины-матери, отмечая, что начальное воспитание детей - в ее руках.

Кто так ласкает нежно младенца,

По ночам просыпается тревожно от сна,

Прислоняясь к люльке, кормит;

Бережно качая, усыпляет его.

Кто малыша сажает осторожно на коня,

И ребенок радостно скачет на живом скакуне.

Чтобы не беспокоил ребенка холод,

Прикрывает его мягким одеяльцем,

Бережет его в приятном тепле.

Нет ни в чем для него недостатка - все в изобилии.

Купает его в воде, надевает на него чистую рубашку.

Такую, чтобы она пахла свежим запахом цветка.

Ибрай Алтынсарин обратил особое внимание на богатейший источник - казахский фольклор. [2. с 198] . Из народного творчества он умело использует отдельные сказки, былины, пословицы, выбирая лишь то, что соответствовало воспитательным целям. Высоко ценил он выразительность народного языка - ритмичность, меткость, богатство эпитетов и сравнений.

Таким образом, в каждом произведении заложены идеи, имеющие определенное воспитательное значение.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Формирование нравственно-патриотических чувств старших дошкольников на основе наследия И.Алтынсарина является неотъемлемой частью организации учебно- воспитательного процесса в классах предшкольной подготовки.
В процессе работы в данном направлении решались следующие задачи:
- изучить влияние наследия педагога- мыслителя на формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников;
- разработать и апробировать систему работы с детьми, направленную на приобщение детей к творчеству педагога- философа;
- воспитывать у дошкольников такие качества, как справедливость, честность, трудолюбие, чувство ответственности и гордости за достижения Родины;
- способствовать формированию навыков учебной деятельности.

1. Особенности организации нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников.


Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие чувств. Это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Особую группу составляют нравственные чувства. Нравственные чувства, характеризующие взрослого человека, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства и зависят от социальных условий жизни и воспитания. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает нормами жизни в человеческом обществе. Это делает дошкольный возраст наиболее благоприятным для нравственного воспитания.
Реализация комплексных программ невозможна без знаний истории, традиций и культуры своего родного края. Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста [4.с 1], [5], в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа, родной природе.
Патриота может воспитать только патриот, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий всё для того, чтобы Родиной можно было гордиться. В соответствии с этим неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную работу.

На практике приобщения детей к истокам народной культуры были определены приоритеты в предлагаемой работе:
- окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого казахстанского народа;
- использование всех видов фольклора: сказки, песенки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы и т.д.;
- формирование художественного вкуса дошкольников на основе декоративно-прикладного искусства, которое обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, несет в себе понятное содержание, которое в простых лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.

2. Воспитательный потенциал средствами наследия И.Алтынсарина.


Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. [6.Часть Х1].

Для решения этой задачи в народной педагогике использовались самые различные средства. Так одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личность считается народная сказка. Сказки отображают мировоззрение народа, его нравственно-этические и эстетические принципы, многовековой опыт воспитания подрастающего поколения. Кратко и лаконично выражались идеи нравственного воспитания в народных пословицах и поговорках. Художественное слово обогащает эмоциональную жизнь, способствует привитию нравственных, гуманных взглядов на окружающую действительность. [7.с. 6]
Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребенок знал свою родню чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной укрепляли нравственную направленность развивающейся личности.

И. Алтынсарин создал большую хрестоматию для детей. В своем творческом наследии особо подчеркивает социальное значение труда. В рассказах «Приключения Асана и Усена», «Паук, Муравей и ласточка», «Отзывчивый Атымтай» ярко раскрывается значение и воспитательная ценность труда. показывает гибельные последствия кочевого быта, сравнивает его с жизнью одной общины, перешедшей на оседлость и занявшейся хлебопашеством, доказывает положительные стороны этой жизни. В других рассказах, посвященном человеческому труду, Алтынсарин развивает мысль, что дар природы - источник богатства дается только тем, кто сумеет извлечь его упорным трудом.

Рассказы и стихотворения Алтынсарина чужды отвлеченным нравоучительным идеям. Героя, смышленого, от природы понятливого, находчивого, он всегда выводит из среды трудового народа, находит острые и меткие слова, умеет показать и осмеять моральное уродство людей из богатой среды. В стихотворении Алтынсарин высоко ценит лучшие традиции казахской семьи: он говорит о праве ребенка на родительскую любовь и ласку; задушевно рисует духовную чистоту и нежность материнской любви. Содержание многих статей прививает детям любовь к родной природе, приучает к наблюдательности, развивает мышление. К таким нравоучительным рассказам относятся следующие: «Чистый родник», «Садовые деревья», «Лиса и коза» (ложь), «Два товарища» (плохая дружба), «Кусочек ваты» (скупость и бережливость), «Чистый ручеек» (честность).

Система работы по формированию нравственно-патриотических качеств старших дошкольников через народное творчество.


Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на наш взгляд, важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм "от ума" не бывает, он бывает только от "сердца". Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.

Главной задачей ДОУ казахской культурной традиции -это закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Мы считаем, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг.

Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного "я", своей семьи, своих корней - того, что близко, знакомо и понятно. Поэтому задачи по патриотическому воспитанию детей в КПП КГУ «СШ № 10» реализуются следующим образом.

Работа по патриотическому воспитанию через наследство И. Алтынсарина включает в себя как специально организованные занятия, так и другие виды деятельности: беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры и т. д. Между тем наш опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса.


Литература:

  1. Проект Концепция развития дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан. Введение.

  2. Ситдыков А. С. Педагогические идеи и просветительская деятельность Ы. Алтынсарина. - Алматы, 1979.

  3. . «У истоков исторической правда» Виктор Верас - И.Алтынсарин.

  4. «Педагогическое наследие Алтынсарина» Уразамбетова Г. У, кандидат педагогических наук, Костанайский гуманитарный институт, статья.

  5. Сборник «Молодая наука 2011» ПГЛУ Статья 14 апреля 2011 года. Часть Х1.

  6. «Художественная литература»- хрестоматия . Алматыкитап баспасы 2012г. С150-151.Ознакомление с детской литературой. Методическое пособие. Алматыкитап баспасы 2011 г.


Примерный перспективный план по ознакомлению детей с творчеством И.Алтынсарина (класс предшкольной подготовки)

Сроки исполнения

Мероприятия


сентябрь


  • Детство поэта, его семья. Просмотр презентации об И.Алтынсарина.

  • Чтение «Паук, муравей и ласточка»».

октябрь

  • Диспут- беседа по рассказу «Хитрая лиса». (Понятие коварства и жестокости. Занятие по Самопознанию «Учимся совершать добрые дела» с билингвиальным компонентом).

  • Выставка детских рисунков по рассказу «Муравей и ласточка».

ноябрь

  • Коллективная работа (аппликация с использованием природного материала по сказке «Паук»).

  • «Приключения Асана и Усена». Толкование устаревших редко встречающихся слов. Просмотр презентации. Развитие эмоциональной сферы.

декабрь

  • Прослушивание классической казахской народной музыки «Аксак кулан»(«Хромой кулан»). Просмотр мультфильма.

  • Изготовление кукол для настольного театра. Обыгрывание сказки «Лиса и коза»

январь

  • Диспут- беседа по рассказу «Отзывчивый Атымтай» (Занятие по Самопознанию «Отзывчивость» с билингвиальным компонентом)

  • Составление коллажа по сказкам И.Алтынсарина.

  • Подготовка к инсценировке сказки «Лиса и коза» . Изготовление костюмов для сказки при активном участии родителей. Знакомство с народными музыкальными инструментами. Показ сказки для родителей и детей.

февраль

  • Выставка работ детей и родителей «Садовые деревья»из природного материала.

  • Просмотр иллюстраций по сказкам И.Алтынсарина.

  • Сказка «Чистый ручеек». Чтение сказки, просмотр презентации. Разучивание танца для инсценировки фрагмента сказки.

апрель

  • Инсценировка отрывков из рассказа «Два товарища» детьми и родителями.

  • Аппликация «Сказочная архитетура».

март

  • Лепка мини-скульптур героев сказок.

  • «Мы - художники по костюмам». Конкурс работ детей и родителей.

  • Прослушивание фрагментов оперы «Кыз Жибек»

май

  • Подбор открыток, фотографий для оформления альбомов, выставок, посвященных биографии И.Алтынсарин

  • Игры-забавы «Батыры» для детей и родителей (с использованием народных игр), приуроченные к Дню защитника Отечества.

  • Викторина «Сказка - ложь, да в ней намек» по произведениям И.Алтынсарина.




© 2010-2022