Методические рекомендации Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках«Формирование профессиональных компетенций студентов через использование интерактивных технологий обучения»

Редько Надежда Сергеевна

преподаватель дошкольной

педагогики и частных методик.



«РАССКАЖИ мне и я забуду,

ПОКАЖИ мне, и я запомню,

ВКЛЮЧИ меня в действие, и я пойму!»

Конфуций.

  1. Вступительное слово.

  2. Отчет о применении форм

  3. Анализ промежуточных резутьтатов.

  4. Практический выход.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема, над которой я работаю «Формирование профессиональных компетенций студентов через использование интерактивных технологий обучения». Работа по данной теме ведется с 2013 - 2014 учебного года, т.е. второй год. Поэтому хочу предоставить вашему вниманию тот небольшой опыт применения интерактивных технологий, который я имею на сегодняшний день.

Сегодня многие ищут пути, которые способствовали бы повышению эффективности обучения. Многих преподавателей всегда волнует данная актуальная проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Как развить личность студента, его творческое мышление, умение анализировать, делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения? Все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности студентов, при использовании преподавателем интерактивных методов и приемов обучения. В этом и заключена сущность педагогической деятельности.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания. Мы должны научить студента самостоятельно добывать знания, критически оценивать новую информацию, решать практические задачи.

Сочетание традиционных уроков с интерактивными позволит добиться наибольших результатов и выполнить поставленные цели и задачи, то есть поможет «искать, и примерять те способы обучения, которыми будут довольны студенты».

Актуальность, на мой взгляд, вытекает из трудностей, которые испытывают студенты в процессе обучения. Преимущество применения интерактивных технологий состоит в том,что студент учится высказывать и отстаивать свою точку зрения. В результате развивается критическое мышление и поисковая активность студентов.

Цель применения интерактивных технологий в учебном процессе формирование предметных компетенций студентов, развитие способности творчески критически мыслить, активизация роли студента в учебном процессе.

Для выполнения поставленной цели вытекают следующие задачи:

- изучить и обобщить передовой опыт проведения уроков с использованием активных и интерактивных методик;

- описать технологию применения интерактивных методов обучения для повышения качества образования и для оказания помощи студентам в реализации познавательного творческого потенциала;

- ориентировать студентов на восприятие и коллективное решение сложных вопросов на основе максимального умственного напряжения;

- учить студентов применять полученные знания на практике.

Какова же роль педагога при интерактивном обучении?


При интерактивном обучении

ПЕДАГОГ

Активизирует индивидуальные умственные процессы студентов

Обеспечивает понимание информации








Индивидуализирует педагогическое взаимодействие

Обеспечивает достижение взаимной связи между студентами при обмене информацией





Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

В педагогической деятельности мною используются такие методы интерактивного обучения как:

1. Универсальный, т.е. эвристическая беседа, где на ряд проблемных вопросов я направляю мысли и ответы студентов, учитывая их жизненный опыт и логическое рассуждение, где они делают открытия, получают новые знания, при этом студенты активны и любознательны.

2. Ролевые и риторические (коммуникативные) игры. Работая в парах или группах, разыгрывается ситуация, обсуждается, указываются положительные и отрицательные моменты; формируются коммуникативные умения и навыки. Так на уроке «Основы изобразительного искусства с методикой обучения», тема: «Казахские народные орнаменты. Использование орнаментов в изготовлении различных поделок, в декоративных работах», студенты были разделены на три подгруппы - «мастерские», и каждая подгруппа украшала различные декоративные изделия, для этого они получили технологическую карту работы, выбрали в подгруппе «Мастера», самостоятельно изучили план работы, распределили обязанности и занимались украшением декоративных изделий, затем «мастер» каждой подгруппы представлял свои изделия на «восточном базаре».

3. Метод проектов. Расширяет умение работать самостоятельно, учитывая актуальность проблемы, учит ориентироваться в информационном пространстве, расширяет познавательные, творческие умения и навыки. Начиная с 1 семестра в рамках предмета «Этнопедагогика», «Дошкольная педагогика», студенты составляют индивидуальные и групповые мини-проекты и защищают их на уроках. Это такие мини-проекты, как «Элементы народного воспитания в моей семье», «Модель современного воспитателя» - групповой проект. Чтобы выполнить задание по созданию проекта, студенты направляют все свои усилия на то, чтобы сложить имеющуюся у них информацию в единое целое.

4. Метод «мозгового штурма» - это эффективный метод коллективного решения. На доске записывается проблема или тема, выдвигается идеи решения проблемы, которые записываются, группируются, анализируются, совершенствуются и выбираются только те, которые решают проблему. Например, на уроке дошкольная педагогика по теме «Факторы развития», мною была предложена проблема «Является ли наследственность фактором развития»? Приведите аргументы: за или против данной точки зрения. Для этого студенты получили источники, где они могли бы найти ответ на данный вопрос, затем следовало бурное обсуждение проблемы, в заключении такого «мозгового штурма», группа студентов, привели конкретные факты, на поставленный вопрос.

В ходе «Мозгового штурма» студенты применили знания+умения+учебную деятельность+систему заний, применили практические навыки анализа и синтеза, т.е. сделали такие важные шаги по формированию ключевых компетенций: коммуникативной, проблемной.

2. Метод- тренинг. Форма групповой работы, студенты садятся полукругом и обращаются друг другу по имени, преподаватель направляет деятельность группы. Этот метод повышает мотивацию обучающихся и раскрывает личность каждого.

8. Метод «Круг идей» - цепочка ответов на поставленный вопрос.

10. Метод «Микрофон» - дает возможность каждому высказать свою мысль или позицию, но не комментировать и не оценивать ответ, не перебивать, не выкрикивать. Говорит только тот, у кого символический микрофон.

Для формирования ключевых компетенций в обучении использую в своей работе межпредметные интегрированные, бинарные уроки, которые являются одной из распространенных форм интерактивного обучения. Так, в рамках декады молодого специалиста мною совместно с преподавателем логопедии Акимовой С.К. был проведен бинарный урок, по этнопедагогике и логопедии. Такие уроки объединены общей целью научить находить информацию, анализировать, сравнивать, сопоставлять и т.д.

Интерактивное обучение:

• развивает коммуникативные умения;

• помогает становлению эмоционального контакта между студентами;

• обеспечивает работу в команде, взаимоуважение;

• снимает нервное напряжение.



© 2010-2022