Роль компьютерных игр в жизни старших дошкольников

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль компьютерных игр в жизни старших дошкольников

Е.С. Леонтьева

ЛПИ - филиал СФУ


Сегодня о влиянии компьютерных игр на дошкольников написано много. К исследованию данной проблемы обращались: психологи А.Ю. Егоров, М.С. Иванов, М.А. Куртышева; педагоги-психологи Ю.А. Бубеев, В.В. Козлов, А.И. Романов, Ж.И. Трофимчик; детские психиатры О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин и другие. Педагоги, психологи и психиатры единогласны в том, что чрезмерное увлечение компьютерными играми имеет исключительно негативные последствия для здоровья, жизни и психики ребенка дошкольного возраста.

По мнению М.С. Иванова, яркость и динамизм виртуальных образов привлекают ребенка. Игра предоставляет неограниченные возможности. Он получает возможность контролировать новую, интересную реальностью. В мире компьютерной игры ребенок сам все решает, сам всего добивается и чувствует себя при этом сильным, умным и взрослым. Большой риск попасть в зависимость от компьютерных игр имеют дети, родители которых не дают им возможность реализоваться в повседневной жизни. Если ребенок не может реализоваться в реальном мире, на помощь приходит мир виртуальный [16:7].

А.Ю. Егоров считает, что особое внимание стоит обратить на значительное повышение агрессивности у старших дошкольников, которые играют в компьютерные игры. Старшие дошкольники, которые с раннего возраста увлекаются виртуальными играми, часто имеют значительные проблемы в сфере общения [15:121].

Исследования Ю.А. Бубеева, В.В. Козлова, А.И. Романова показывают, что дети просто не заинтересованы в установлении контактов с окружающими. Дошкольники, чрезмерно играющие в компьютерные игры, плохо понимают чувства и эмоции других людей, не учитывают их потребности, а значит, неспособны наладить продуктивное общение [11:11].

По мнению А.И. Романова, старшие дошкольники, которые много времени проводят за компьютером, плохо реагируют на звуковые сигналы. Это в дальнейшем становится причиной плохой успеваемости и обучаемости в школе. Игры, особенно в вечернее время, приводят к нарушению сна. Они сокращают глубокую фазу сна, во время которой отдыхает нервная система, перерабатывается и систематизируется полученная за день информация, что негативно влияет на развитие старшего дошкольника [11:20].

О.Н. Арестова отмечает, что дети, проводящие много времени за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, существенно ухудшается память, появляется депрессия. Так же чрезмерное увлечение компьютерными играми старших дошкольников может вызвать такие психические расстройства, как:

- демонстративность поведения;

- чрезмерная возбудимость;

- дезадаптация;

- нарушение контакта с окружающими;

- тревожность;

- нарушения концентрации внимания;

- агрессивность;

- недостаточное развитие речи;

- расстройство сна;

- нарушение эмоциональной сферы;

- проблемы с социализацией [4:301].

Статистика Всемирной Организации Здравоохранения показывает, что при чрезмерной игре на компьютере зрение детей ухудшается со скоростью одна диоптрия в год. В результате - прогрессирующая близорукость и головные боли. Также доказано, что у 7-летнего ребенка негативные изменения в крови и моче появляются через 15-20 минут после начала работы за компьютером, приближая состав их крови к составу крови больных раковыми заболеваниями. Длительное сидение в неправильной позе дает нагрузку на позвоночник и еще неокрепший мышечный корсет, ускоряет развитие сколиоза. Постоянное использование мышки может привести к тому, что у ребенка могут начать неметь и болеть пальцы правой руки (или левой, если он левша и держит мышку левой рукой). Это так называемый «туннельный синдром» - однообразная нагрузка на кисть приводит к сдавливанию нервов. Негативные изменения происходят также в иммунной, эндокринной и центральной нервной системах [7].

По мнению М.А. Куртышевой, игры для детей дошкольного возраста являются сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождением. Благодаря играм у ребенка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему миру, а также развивается, учится и взрослеет. Поэтому значение игр для детей дошкольного возраста очень велико, поскольку именно в этот период происходят основные процессы развития. Именно в играх развивается речь, память, способность концентрироваться, внимание, наблюдательность и мышление. Привлечь детей к игре на компьютере не составляет труда - они и сами с удовольствием найдут себе занятие, стоит только дать им свободу. Но задача родителей и взрослых как раз и состоит в том, чтобы контролировать, во что играет ребенок и сколько. Ни один в мире компьютер, каким бы совершенным он ни был, не должен полностью заменять ребенку общение со сверстниками и взрослыми. Но вот дополнительно помочь ребенку в развитии и познании мира компьютеру под силу[20:45].
Ж.И. Трофимчик считает, что родителям дошкольников не стоит думать о том, что компьютерные игры сводятся только к «стрелялкам». Существует масса развивающих компьютерных игр, подобранных по возрасту ребенка. Возраст - это очень важный критерий, поскольку слишком сложная игра не принесет радости, дошкольник быстро утомится и не поймет и половины из того, чем он занимался. А лёгкая наоборот, приведет к быстрым результатам и наскучит дошкольнику раньше, чем заинтересует его по-настоящему и принесет хоть какую пользу. Очень интересна игра - пазлы. Такие игры развивают внимание и память, моторику рук. Развивающие игры - раскраски представлены в различных вариантах. От раскрасок любимых мультипликационных героев и животных, до раскрашивания одежды и нанесения виртуального макияжа (особенно нравятся девочкам).
Есть игры, которые созданы по подобию «Тетрис». Эти игры развивают быстроту реакции, мышление, внимание, память. Они разнообразны по своему цветовому решению и форме. В последнее время появилось большое количество обучающих игр-программ, которые учат счету, письму, иностранным языкам. В таких играх любимые мультипликационные герои ведут урок в игровой форме, чем вызывают радость и запоминаются дошкольниками легко и непринужденно. Еще один тип игр - игры-головоломки и лабиринты. Они усиленно развивают логику и мышление у старших дошкольников. В такой игре дошкольник научится не только спокойно и уверенно находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций, но и закалит характер, стараясь не обращать внимания на мелкие поражения. Так же к развивающим играм стоит отнести все аналоги уже существующих настольных игр - шашки, шахматы, нарды и другие.
Но развивающие игры имеют и минусы. Чрезмерная нагрузка приводит и к усталости глаз, и к психологическим проблемам, поэтому родителям и взрослым необходимо следить, чтобы время, проведенное за компьютером, составляло не более получаса [27:42].

Таким образом, грамотное использование компьютерных игр оказывает на развитие старшего дошкольника позитивное влияние. Существует четкая грань между развивающими играми, в которые полезно играть ребенку, и играми, вызывающими агрессию, жестокость, безразличие к окружению. Если правильно подобрать игру и четко ограничить время пребывания за компьютером (оно не должно превышать 30 минут), то результатом станет выработка умения быстро принимать решения, развитие логического мышления, эрудиции, памяти, внимания, координации, умения планировать свои действия. Если ребенок, сидя за компьютером, учится считать и писать, рисовать, изучает иностранные языки, историю, географию, играет в шахматы или шашки, смотрит мультфильмы или кино - то, в этом нет абсолютно ничего плохого.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - Москва-Воронеж. - 2010 г. - С. 15-60.

  2. Азарова Р.И. Досуг современных детей / Р.И. Азарова //Внешкольник. - 2013 г. - № 10.-128с.

  3. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия //М.: Вестник МГУ.,2010 г.- С. 10-80.

  4. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскуновский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете / М.: Можайск-Терра, 2010 г.- С. 228- 304.

  5. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность /Ю.Д. Бабаева // Гуманитарные исследования в Интернете /Под ред. А.Е. Войскунского. - М., "Можайск-Терра" .- 2010 г.- С.11-40.

  6. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации /Ю.Д.Бабаева// Психологический журнал, т. 19.- N 1.- 2009 г.- С. 89-100.

  7. Балонов И.М. Компьютер и дошкольник // М.:Эксмо, 2007 г.- 67 с.

  8. Беляева А.В., Коул М. Компьютерно опосредствованная совместная деятельность и проблема психического развития /А.В.Беляева// Психологический журнал, № 2,2011г.- С. 145-152.

  9. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М.: Прайм-Еврознак, 2013 г. - 305 с.

  10. Борытко Н.М. Досуг в пространстве воспитания//Внешкольник. - 2012. -№ 6.- С. 15-22.

  11. Бубеев Ю.А., Романов А.И., Козлов В.В. Игровая зависимость: механизмы, диагностика и реабилитация. - М.: Слово, 2008 г.- С.11-23.

  12. Войскунский А. Е. Зависимость от Интернета: актуарная проблема // Журн. неврологии и психиатрии. - 2012 г. -№ 3.- 61 с.

  13. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции // Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии. М.: Экопсицентр РОСС. 2000. С.251-253

  14. Евстигнеева Ю.М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в дошкольном возрасте: Дисс. канд. психологических наук. Текст. - М.: РГБ, 2003.- С. 151-171.

  15. Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции //М.:Аддиктология. 2009 г.- С. 121-185.

  16. Иванов М.С. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера/ Психол. журн. - 2013 г. - Т. 24, № 2- С.7-10.

  17. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерный зависимости на личность человека / М.С. Иванов // Психология зависимости: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 2010 г. - 435 c.

  18. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. //М.:Обозр. психиат. и мед. психол., 2011 /1

  19. Краснова С.В., Казарян Н.Р., Тундалева В.С., Быковская Е.В., Чапова О.Е, Носатова М.О. Как справиться с компьютерной зависимостью//М.:Бис-прант, 2005 г.- 45 с

  20. Куртышева М.А. Как сохранить психологическое здоровье детей. - СПб., 2015 г.- С. 45-56с.

  21. Малыгина Ю.А. Причины компьютерной зависимости (интернет-зависимости, игровой зависимости) // М.:Авант, 2006 г. - С. 48- 70.

  22. Моторин В.Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе//Дошкольное воспитание. - 2011 г. - № 12.- С. 26-29.

  23. Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. - 2003 г. - № 9 -С. 13-18.

  24. Польшакова Е.Ф. Досуг надо организовывать//Физкультура в школе. - 2012 г. - № 5-12 с.

  25. Прибылова Ю.О. Психологические проблемы современных дошкольников в области информационных технологий//Естествознание в школе. - 2010 г.-№ 4 -С. 35-39.

  26. Сонькин В.Н. Чем занимаются наши дети//Здоровье детей. - 2013 г. - № 21- С. 5-10.

  27. Трафимчик Ж.И. Зависимость от компьютерных игр: причины формирования, особенности и последствия влияния на личность / Ж.И. Трафимчик // Весник БГУ. Серия 3.- 2010 г. - №2. - С. 42-45.

  28. Федоров А.В. Дошкольники и компьютерные игры //Педагогика. - 2014 г. - № 6- 56-58 с.




© 2010-2022