- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Перспективный план работы по ДНВ детей старшего дошкольного возраста
Перспективный план работы по ДНВ детей старшего дошкольного возраста
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | 13 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рычагова И.А. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное Бюджетное Дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида
«Детский сад №46 Малышок»
Перспективный план работы
по духовно - нравственному воспитанию
для детей старшего дошкольного возраста
(группа №1 «Почемучка»)
Разработала: Рычагова И.А. - воспитатель
I-ой квалификационной категории
Саров - 2015 год
Перспективный план работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Социокуль
турная категория
Лексическая тема
Тема мероприятия, содержание мероприятия
Методические приёмы, дидактическое обеспечение
Взаимодействие с семьями воспитанников
Сентябрь
«Любовь»
Мониторинг
1 неделя
«Культурное поведение»
(часть 1)
Напомнить формы словесного выражения вежливости при встрече и прощании, формы выражения благодарности.
-
Игровое занятие «Страна вежливости» (№20,с.7).
-
Беседы: «Ласковое слово и кошке приятно», «Как и за что мы благодарим». окружающих?(№2,с.14).
-
Обыгрывание и обсуждение ситуаций.
-
Чтение С. Михалкова «Ежели вы вежливы…», В.Осеевой «Волшебное слово».
-
Заучивание стихотворений: «Спасибо», «Пожалуйста» (№24,с.34).
-
Игровое упражнение «Здравствуйте» (№24,с.31).
-
Тренинг «Волшебные очки» (№24,с.33).
Семейный альбом «Мои Истоки»
-
«Правила поведения жителя Страны Вежливости» (перечень свода правил).
Информационная страничка «Добрые друзья»
-
«Слово к родителям»
(№6,с.16).
Сентябрь
«Любовь»
«Детский сад»
2 неделя
«Добрые друзья»
(часть 1)
Закреплять представления о доброте, как положительном качестве человека. Формировать привычку откликаться на просьбы родных, друзей и знакомых.
-
Игровое занятие «Хорошие товарищи» (№18,с.47).
-
Беседа «Что такое доброта?» (№2,с.14, №22,с.6).
-
Чтение: р.н.с. «Сивка-бурка», «Зимовье зверей» с последующим размышлением (№6,с.5,12), А.Барто «Вовка - добрая душа», «Кто помог Серёже?», «Кристалл доброты» (№22,с.5,7); сказки А.Лопатиной, М.Скребцовой «Что на свете самое главное?» (№24,с.36).
-
Прослушивание песни Т.Попатенко «Наша воспитательница».
-
Тренинг «Услышь своё сердце» (№24,с.35).
-
Пословицы о доброте (№22,с.8).
-
Игра «Можно - нельзя» (№24,с.37).
Информационная страничка
«Добрые друзья»
-
«Пословицы о доброте».
Сентябрь
«Вера»
«Игрушки»
3 неделя
«Здравствуй, русская печка!»
(часть 1)
Продолжать приобщать детей к быту русской деревни. Расширять знания о русской печке, её значении в жизни русского народа.
-
Игровое занятие «В гостях у Емели» (№16,с.47, №25,с.241).
-
Чтение сказки «По щучьему веленью» с последующим обсуждением и другие р.н.с. (№25,с.242).
-
Знакомство с пословицами о труде (№23,с.94, №24,с.11).
-
Игра «Дровосек» (№16,с.48).
-
Экскурсия в музей «Народной игрушки.
Семейный альбом «Мои Истоки»
-
«Народные игрушки» (дымковская, городецкая, филимоновская).
«Вера»
«Фрукты»
4 неделя
«Встреча у печки»
(часть 2)
Вызвать интерес к истории и культуре русского народа. Продолжать знакомить с русской печкой, назначением отдельных её частей (подпечье, лежанка, труба, заслонка, задвижка, приступка, печурка, устье). Воспитывать интерес к русским народным сказкам, загадкам.
-
Игровое занятие «Печь - матушка» (№25,с.79).
-
Рассматривание печки.
-
Рассматривание иллюстраций к сказкам (ИКТ) «Жихарка», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», «Колобок» и т.д.
-
Разучивание потешки «Наша барыня-сударыня» (№25,с.179).
-
Игры: «Заинька-серенький», «Бабка Ёжка» (№25,с.180).
Семейный альбом «Мои Истоки»
-
«Мои рецепты» (семейные рецепты приготовления варенья, компотов).
Сентябрь
«Вера»
«Овощи»
5 неделя
«Осенняя ярмарка. Праздник урожая»
Дать детям представления о традиции проведения осенней ярмарки; о труде овощевода, садовода, хлебороба по выращиванию урожая. Учить детей обобщать растения по месту их произрастания (овощи-в огороде, фрукты-в саду и т.д.)
Систематизировать знания об использовании овощей в пищу.
-
Игровое занятие «Вершки да корешки» (№10,с.53).
-
Знакомство со сказкой «Вершки да корешки».
-
Дидактические игры: «Отгадай, что это», «Вершки корешки», «Что где растёт?»(№25,с.150).
-
Загадывание детьми загадок.
-
Игра «Перевези овощи» (№24, с.12).
-
Рассматривание прилавков с овощами с последующей беседой о труде огородника.
-
Хоровод «Во саду ли в огороде»
-
Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла» (№25,с.151)
Семейный альбом «Мои Истоки»
-
«Мои рецепты» (семейные рецепты приготовления салатов из овощей).
Октябрь
«Вера»
«Лес. Деревья»
1 неделя
«Волшебство русского леса»
(берёза)
(часть 1)
Продолжать знакомить детей с берёзой - символом России, символом красоты русской природы. Развивать стремление к познанию, пробудить интерес к природе через художественно-поэтическое творчество.
-
Игровое занятие «Люблю берёзу русскую» (№25,с.152).
-
Беседа «Русская берёза» (№25,с.153).
-
Дидактические игры: «От какого дерева лист», «К названному дереву беги».
-
Чтение стихотворений В.Голяховского «Листопад», А.Прокофьева «Люблю берёзу русскую».
-
Рассказывание с последующим пересказом рассказа В.Чаплина «Лес осень.» (№19,с.9);сказки «Полевая берёзонька».
-
Игры: «Берёза-белая подруга», «Подскажи словечко» (№25, с.153).
-
Рассматривание иллюстраций, изображающих берёзу в разные времена года, репродукций картин А.Куинджи «Берёзовая роща»,И.Бродского «Опавшие листья», И.Грабарь «Осенний день».
Информационная страничка
«Верность родной земле»
-
«Берёза милая моя» (писатели, поэты о берёзе).
Октябрь
«Любовь»
«Грибы»
2 неделя
«Трудолюбие и лень»
(часть 1)
Продолжать знакомить детей с понятиями: трудолюбие, труд, лень. Приучать детей относиться к труду, как к серьёзной деятельности. Рассказать о важности труда в жизни человека, о его полезности и значимости.
-
Игровое занятие «У ленивого Федорки всегда отговорки» (№18,с.58).
-
Беседа «Терпение и труд» (№22,с.79).
-
Чтение рассказа Г.Бранловской «Ушки-неслушки», стихотворений «Всюду нужен труд», «Терпение и труд», «Трудолюбивый Пуфик» (№22, с.82,84,87).
-
Инсценирование сказки Сутеева «Под грибом».
-
Игра «Собери грибы» (№24, с.12).
Информационная страничка
«Мудрое слово»
-
«Как воспитать трудолюбие?».
«Любовь»
«Ягоды»
3 неделя
«Дружба»
(часть 1)
Продолжать закреплять представления детей о дружбе, формировать понятия «друзья», «товарищи». Учить быть внимательными, доброжелательными к сверстникам, заботиться о младших. Закрепить правила настоящей дружбы.
-
Игровое занятие «Друг за дружку держаться - ничего не бояться» (№10,с.55, №13,с.10).
-
Правила настоящей дружбы (№13,с.10).
-
Ситуативный разговор «Урок дружбы» (№18,с.33).
-
Чтение сказки А.Неёловой «Тысячесвет» с последующим обсуждением ;стихотворения А.Кузнецовой "Подружки», рассказа М.Пляцковского «Урок дружбы» (№18,с.32, 30, 33).
-
Просмотр мультфильма «Крылатый, мохнатый да масленый».
-
Разъяснение выражений о дружбе (№5, с.24).
Информационная страничка
«Добрые друзья»
-
«Слово к родителям» (№6,с.4).
Октябрь
«Вера»
«Времена года. Осень» (приметы осени)
4 неделя
«Гуляй, да присматривайся»
(часть 1)
Продолжать приобщать детей к русской народной культуре. Развивать интерес к поэзии, пейзажной живописи, желание любоваться пейзажем, высказывать своё мнение и суждение, видеть и замечать красоту и изменения в природе.
-
Игровое занятие «Золотая осень» (№10,с.57, №25,с.161, №13,с.34).
-
Знакомство с пословицами, приметами, старинными названиями осенних месяцев.
-
Чтение И.Соколов-Микитов «Осень в лесу», О.Белявская «Уж я золото хороню..», И.Белоусов «Близость осени», А.Пушкин «Унылая пора…» (№2, с.26).
-
Прослушивание псени Д.Тухманова «Как прекрасен этот мир…»
-
Рассматриваение репродукций картин И.Шишкина «Рожь», И.Левитана «Золотая осень» (№25, с.161).
-
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» (№25,с.162).
-
Речевая игра «Золотая, золотой, золотое» (№25,с.162).
Семейный альбом «Мои Истоки»
-
«Пословицы, приметы осени».
Ноябрь
«Вера»
«Животный мир готовится к зиме»
1 неделя
«Волшебство русского леса»
(дикие животные)
(часть 2)
Вызвать интерес к русским народным сказкам, к героям, которыми являются дикие животные, желание участвовать в театрализованной, игровой деятельности. Продолжать закреплять представления о предметах домашнего обихода, их внешнем виде, названии, назначении.
-
Игровое занятие «Дикие животные» (№10,с.56).
-
Прочтение сказок: «Три медведя», «Лиса и рак», «Заяц-хвастун».
-
Разучивание песенки-потешки о лисе (№10,с.56).
-
Беседа с рассматриванием иллюстраций, загадок о диких животных (№25,с.167).
-
Решение игровых ситуаций (№25,с.167).
-
Чтение иобыгрывание потешки «Наша-то хозяйка сметлива была…» (№25,с.167).
Семейный альбом «Мои Истоки»
-
«Мой любимый лесной зверь» (из русской народной сказки).
Ноябрь
«Вера»
«Надежда»
«Семья»
2 неделя
«Семьи большие и маленькие»
(часть 1)
Закреплять представления о семье, о составе семьи. Формировать интерес к своей родословной. Дать понятие генеалогическое дерево. Воспитывать чувство любви к своей семье, развивать сочувствие и сопереживание.
-
Игровое занятие «Дерево держится корнями, а человек семьёй» (№26,с.4, №18,с.22,№13,с.5).
-
Этическая беседа «Что такое генеалогическое дерево?» (№1,с.17).
-
Чтение сказки «У солнца» с последующим обсуждением (№24,с.21).
-
Заучивание стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине», «Я люблю маму, папу…» (№24, с.19).
-
Игра «Заботимся о родителях и своих близких» (№24,с.21).
Семейный альбом «Мои Истоки»
-
«Генеалогическое дерево».
Информационная страничка
«Светлая надежда»
-
«Слово к родителям» (№5,с.16).
Ноябрь
«Вера»
«Любовь»
«Я - человек»
3 неделя
«Семьи большие и маленькие»
(часть 2)
Формировать представления о семейных традициях. Познакомить с понятиями «уважение», «послушание», «семейное хозяйство».
-
Игровое занятие «Дерево держится корнями, а человек семьёй» (часть 2) (№26,с.7).
-
Ситуативный разговор «Традиции в вашей семье»
-
Чтение стихотворения «Дома стены помогают», сказки «Родные вещи» (№26,с.17,18), Г.Сапгир «Семья» (№18,с.23).
-
Просмотр мультфильмов «Гуси-лебеди», «Аленький цветочек».
-
Познавательная беседа «Что значит быть послушным?» (№4,с.26).
-
Объяснение пословиц о семье и согласии в семье (№26,с.18,22).
-
Чтение и беседа по рассказу В.Сухомлинского «А сердце тебе ничего не подсказало?».
-
Упражнение Проверь своё отношение» (см. демонстр. материал «Уроки доброты» карт. №2).
Информационная страничка
«Радость послушания»
-
«Слово к родителям» (№4,с.3).
Семейный альбом «Мои Истоки»
-
«Ваши семейные традиции».
Ноябрь
«Вера»
«Одежда»
4 неделя
«Старинная русская одежда»
(сарафан, рубаха-косоворотка, портки)
-
Игровое занятие «Путешествие в прошлое одежды» с использованием ИКТ (№10,с.39,№14,с.9).
-
Речевая игра «Какой,какая»
-
Разучивание потшки «Ай тари, тари,тари….» (№10,с.38).
Семейный альбом «Мои Истоки»
-
«Радость послушания» (составление правил жизни, по которым они хотели бы следовать) (№4,с.27).
Декабрь
«Вера»
«Обувь»
1 неделя
«Старинная русская обувь» (лапти)
Расширять представления детей о жизни русского народа в старину. Вызвать интерес к старинной русской обуви и современным русским сувенирам - лаптям.
-
Игровое занятие «Ах лапти, да лапти, да лапти мои» (№25,с.269, 326).
-
Рассказ о лаптях (№25,с.270).
-
Рассматривание иллюстраций к р.н.с. с изображением людей, животных в русских костюмах и лаптях.
-
Чтение р.н.с. «Пузырь, соломинка и лапоть» с последующей беседой по содержанию, сказки «Чудесные лапоточки».
-
Речевые игры «Скажи наоборот», «Назови ласково» (№25,с.271).
-
Игры с лаптями «Кто быстрее добежит?», «Пляска в лаптях».
Информационная страничка
«Мудрое слово»
-
«Старинная русская обувь».
Декабрь
«Любовь»
«Дом. Улица»
2 неделя
«Встречаем гостей»
Продолжать знакомить детей с русским обычаем встречать гостей хлебом-солью. Вызвать желание понимать смысл пословиц и поговорок.
-
Игровое занятие «С хлебом-солью всякая шутка хороша» (№25,с.175).
-
Познавательная беседа «Русский обычай».
-
Прочтение сказки «Лиса и журавль» с последующей беседой по содержанию.
-
Обыгрывание сказки «Лиса и журавль».
-
Игра «Каравай», «Сахаринка», «Молчанка» (№25,с.138, 142).
-
Ситуативный разговор (ИКТ) «Жилища русского народа» (№25,с.185).
Информационная страничка
«Мудрое слово»
-
«Как встречали гостей в старину?».
Декабрь
«Вера»
«Мебель»
3 неделя
«В горнице»
(часть 1)
Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Продолжать формировать представления о предметах обихода (корыто, стиральная доска, рукомойник). Воспитывать интерес к собственной трудовой деятельности, аккуратность, самостоятельность.
-
Игровое занятие «Водичка, водичка» (№25,с.175).
-
Чтение пословиц и потещек о воде (№25,с.201).
-
Рассказывание р.н.с. «У страха глаза велики».
-
Игра «Найди отгадку» (№25,с.201).
-
Хоровод «Пошла млада за водой».
-
Стирка кукольного белья (с использованием предметов обихода).
Семейный альбом «Мои Истоки»
-
«Старинные русские предметы обихода» (корыто, стиральная доска, рукомойник).
Декабрь
«Вера»
«Посуда. Продукты питания»
4 неделя
«Мастера - золотые руки»
Продолжать знакомить детей с русской народной культурой, с предметами русского народного обихода (кувшин, крынка, миска, плошка и т. д.). Вызвать интерес к особенностям гончарного мастерства. Воспитывать уважительное отношение к народным умельцам, их мастерству.
-
Игровое занятие «Мастера земли Русской» (№25,с.182, №10,с.56, №14,с.10).
-
Рассказывание сказки «Глиняный парень» с беседой по содержанию.
-
Обыгрывание потешек «Как у нашего-то Вани», «Кукареку,,петушок».
-
Игры «Курочка рябушечка», Где был, Иванушка?».
-
Рассказывание о гончарном промысле с использованием ИКТ.
-
Чтение стихотворения о дымковской игрушке (№25,с.183).
Информационная страничка
«Мудрое слово»
-
«Русские народные промыслы» (№10,с.126).
Декабрь
«Надежда»
«Новогодний праздник»
5 неделя
«Коляда, отворяй ворота!»
Продолжать знакомить детей с русским народным праздником - «Святки», традициями ряжения, колядования. Вызвать интерес к разучиванию и обыгрыванию колядок - величальных песен хозяину и всей его семье. Воспитывать гостеприимство, умение быть благодарным.
-
Игровое занятие «Святки» (№25,с.218, №14,с.18).
-
Рассказ о Святках.
-
Разучивание колядок (№25,с.219,218, №9,с.11).
-
Хоровод «Как мы на тоненький ледок».
-
Чтение стихотворений, примет (№25,с.220).
Информационная страничка
«Светлая надежда»
-
«Новогодняя ёлка» (№10,с.123).
-
«Слово к родителям» (№5,с.4).
Январь
«Вера»
«Каникулы»
1-2 неделя
«В горнице»
(часть 2)
Продолжать вызывать у детей интерес рассматривать предметы обихода, выделяя особенности их строения; видеть в предметах материал (дерево), связывая его качества и свойства с назначением. Развивать интерес к русским народным промыслам (деревянная посуда, прялка, люлька, деревянные музыкальные инструменты: ложки, трещётки).
-
Игровое занятие «Русь деревянная» (№25,с.263).
-
Беседа о деревянных предметах обихода (ИКТ) (№14,с.7).
-
Загадывание загадок (№25,с.264).
-
Обыгрывание потешки «Посылали молодицу».
-
Игра на ложках, трещётках под мелодию «как у наших у ворот».
-
Рассматривание хохломских и городецких изделий, прялки, люльки.
Семейный альбом «Мои Истоки»
-
«Украшаем деревянные изделия» (рисование или аппликация из цветной самоклеющейся плёнки).
Январь
«Вера»
«Зима. Зимние забавы»
3 неделя
«Гуляй, да присматривайся!»
(часть 2)
Развивать интерес к зимним явлениям в природе, умению любоваться красотой зимнего пейзажа по картинам известных художников.
-
Игровое занятие «Проказы старухи зимы» (№25,с.228, №10,с.58).
-
Рассматривание репродукций картин И.Бродского «Лес зимой в снегу», И.Грабаря «Зимний пейзаж», «А Саврасова «Зимний пейзаж».
-
Игры: «Мороз», «Зайка-побегайка» (№25,с.231).
-
Речевая игра «Скажи какая (какой, какое)?»
-
Рассказывание р.н.с. «Заюшкина избушка» с последующим обыгрыванием.
-
Загадывание детьми загадок о зиме.
-
Ситуативный разговор «Что такое снег?» (№13,с.39).
-
Чтение сказки «Мороз Иванович».
«Заюшкина избушка» (изготовление книжек-малышек».
Январь
«Вера»
«Животные зимой»
4 неделя
«Культурное поведение»
(часть 2)
Продолжать закреплять правила вежливого обращения к окружающим. Раскрыть сущность понятия вежливый, культурный человек.
-
Игровое занятие «Будь всегда вежливый» (№17,с.52).
-
Беседа «Как мы заботимся об окружающих?» (№2,с.15).
-
Чтение В.Катаева «Цветик-семицветик», Е.Кошевая «Мой сын», А.Митта «Шарик в окошке», В.Осеева «Навестила».
-
Чтение стихотворений с последующим обсуждением Г.Циферов «Когда не хватает игрушек», Н.Кузнецовой «Мы поссорились».
-
Просмотр мультфильмов из серии «Лунтик».
Информационная страничка
«Мудрое слово»
-
«Родителям о вежливости».
Январь
«Вера»
«Зимующие птицы»
5 неделя
«В горнице»
(часть 3)
Продолжать знакомить детей с русскими народными инструментами, их внешним видом, звучанием, назначением.
-
Игровое занятие «Веселье лучше богатства» (№25,с.280).
-
Загадываеие загадок о р.н.музыкальных инструментах (№25,с.280).
-
Игра «Узнай по звучанию» (№25,с.281).
-
Беседа с использованием ИКТ «О народных инстументах».
-
Рассказывание р.н.с. «Кот, петух и лиса» с беседой по содержанию прочитанного (№25,с.281).
-
Чтение потешек (№25,с.283).
Семейный альбом «Мои Истоки»
-
«Русские народные музыкальные инструменты».
Февраль
«Любовь»
«Домашние животные»
1 неделя
«Любовь и ласка»
Продолжать закреплять представления детей о любви и ласки, как о необходимых качествах человека. Познакомить с понятием «самоотверженный».
-
Беседа «Что такое любовь?» с рассказыванием сказки «Фея любви» (№22,с.57, №24,с.52,54).
-
Речевая игра «Придумай слово» (с корнем люб-).
-
Объяснение пословицы «Любо-дорого смотреть».
-
Чтение стихотворений «Мамины глаза», «Пожелание маме» (№22,с.58,59).
-
Прочтение сказок: «Добрый волшебник», «Родные вещи», Самый большой подарок» с последующим обсуждением (№22,с.60,65, №24,с.53).
-
Прослушивание песни Д.Тухманова «Как прекрасен этот мир…»
-
Тренинг «Пусть будет миру хорошо!» (№24,с.52).
Информационная страничка
«Мудрое слово»
-
«Мудрые люди о любви».
Февраль
«Вера»
«Домашние птицы»
2 неделя
«Добрые дела»
(часть 2)
Продолжать формировать представления о доброте. Воспитывать потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим. Систематизировать правила доброго, вежливого поведения.
-
Игровое занятие «Добрые дела» (18,с.46).
-
Этическая беседа «Доставляй людям радость добрыми делами» (№17,с.53).
-
Объяснение пословиц (№17,с.54).
-
Прочтение сказки П.Ершова «Конёк-горбунок» с последующим размыщлением (№6,с.17); В.Катаева «Цветик-семицветик».
-
Игровые задание из серии «Уроки доброты»: «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», «Добрые человек поймёт по взгляду, в трудную минуту будет рядом».
Информационная страничка
«Добрые друзья»
-
«Слово к родителям» (№6,с.16).
Февраль
«Любовь»
«Транспорт»
3 неделя
«Дружба»
(часть 2)
Продолжать закреплять представления детей о дружбе. Учить избегать ссор, уметь договориться и помириться; вспомнить слова примирения (извини, прости, я не хотел обидеть и т.д.).
-
Игровое занятие «Каждая ссора красна примирением» (№18,с.31).
-
Беседа «Вместе тесно, а врозь скучно».
-
Чтение: сказки А.Неёловой «Тысячесвет» с последующей беседой по содержанию; А.Кузнецовой «Подружки», отрывка из повести А.Гайдара «Чук и Гек» (№18,с.30,31,32).
-
Разъяснение пословиц о дружбе.
-
Правила настоящей дружбы.
-
Придумывание другого варианта сказки «Тысячесвет» (№18,с.32).
Семейный альбом «Мои Истоки»
-
«Мой друг (подруга)».
Февраль
«Вера»
«Наша Армия родная»
4 неделя
«Защитники Руси»
(часть 1)
Закреплять знания детей о том, то такое Родина. Дать понятие о традиции охраны русской земли на примере богатырей. Воспитывать желание быть похожим на храбрых защитников Отечества.
-
Игровое занятие «Богатыри - защитники Руси» (№25,с.251, №27,с.75, №14,с.14).
-
Познавательная беседа о Родине (№27,с.4).
-
Чтение былин: «Алёша Попович и Тугарин змей», «Бой с несметною ратью под Киевом», «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович» с последующим размышлением»(№3,с.12,14,16).
-
Просмотр видеофильма «Илья Муромец», м/ф о богатырях.
-
Словесная игра «Доскажи словечко» (№8,с.244).
Информационная страничка
«Верность родной земле»
-
«Слово к родителям» (№3,с3).
Март
«Вера»
«Профессии. Инстру
менты»
1 неделя
«В горнице»
(часть 3)
Продолжать развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: сказке, пословицам, поговоркам, загадкам. Продолжать закреплять представления о предметах (инструментах), их назначении.
-
Игровое занятие «Хочешь есть калачи - не сиди на печи» (№25,с.206).
-
Рассказывание сказки «Рукодельница и ленивица» с последующей беседой по содержанию.
-
Объяснение пословиц (№25,с.206-207).
-
Загадывание загадок с рассматриванием предметов-отгадок (№25,с.207).
-
Игра «Кому что нужно для работы?»
-
Заучивание и исполнение песни «Что ты Маша,насорила?...»
Семейный альбом «Мои Истоки»
-
«Рукодельница и ленивица».
Март
«Любовь»
«Мамин праздник»
2 неделя
«Нет лучше дружка, чем родимая матушка»
Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь к маме - самому родному человеку, уважение к её труду. Приобщать к художественной литературе.
-
Игровое занятие «Сердце матери лучше солнца греет» (№25,с.259,№10,с.64).
-
Ситуативный разговор о маме.
-
Рассказывание словацкой сказки «У солнышка в гостях» с последующей беседой по содержанию.
-
Объяснение пословиц (№25,с.259).
-
Игра-тренинг «Когда мама улыбается?....».
-
Речевые игры: «Назови ласково», «Два в одном» (желает добра - доброжелательная и т.д.).
-
Слушание песни Ю.Чичкова «Наши мамы самые красивые» (№25,с.260).
Информационная страничка
«Мудрое слово»
-
«Мудрые люди о матери»
Март
«Вера»
«Животные Севера»
3 неделя
«Защитники Руси»
(часть 2)
Закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси. Способствовать проявлению интереса к историческим событиям и личностям, первым защитникам земли русской.
-
Игровое занятие «Богатыри - защитники Руси» (№8,с.237,№27,с.75).
-
Рассматривание репродукций картин В.М.Васнецова «Богатыри».
-
Чтение поэмы по мотивам р.н.с. «Никитиа Кожемяка» с последующим размышлением (№27,с.76).
-
Объяснение пословиц.
-
Слушание «Богатырской симфонии» С.Бородина, песни А.Гомана «Русский парень».
-
Игра «Скажи наоборот».
Семейный альбом «Мои Истоки»
-
«Славный могучий богатырь» (раскрашивание странички).
Март
«Вера»
«Животные Юга»
4 неделя
«Защитники Руси»
(часть 3)
Продолжать расширять и закреплять знания детей о защитниках земли русской на примере А.Невского, Минина и Пожарского.
-
Игровое занятие «Наши герои».
-
Рассказ о славных защитниках Древней Руси (№25,с.253,№27,с.82).
-
Рассматривание репродукций триптеха П.Корина «Александр Невский.
Семейный альбом «Мои Истоки»
-
«Защитники Древней Руси» (А.Невский, Минин, Пожарский).
Апрель
«Вера»
«Животные весной»
1 неделя
«Гуляй, да присматривайся»
(часть 3)
Продолжать развивать интерес к весенним явлениям в природе. Учить замечать изменения и выявлять причины, происходящие в природе весной.
Развивать эмоциональное восприятие пейзажной живописи, устного народного творчества.
-
Игровое занятие «Весна, весна, поди сюда!» (№10,с.66, №25,с.284).
-
Заучивание и пение закличек о весне.
-
Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне» (№10,с.66).
-
Проговаривание и заучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне.
-
Рассматривание репродукции картины И.Левитана «Весна. Большая вода» (№25,с.285).
-
Чтение стихотворений: И.Белоусова «Весенняя гостья», Г.Бойко «Туча прячется в лесу», сказки «Снегурочка»,потешек (№25,с.285,286).
-
Игры: «Солнышко», «Скажи какое?».
Информационная страничка
«Верность родной земле»
-
«Народные потешки, заклички о весне».
Апрель
«Любовь»
«Перелётные птицы»
2 неделя
«Встречайте, птицы прилетели!»
(сороки)
Закреплять понятия перелётные птицы. Познакомить детей с праздником прилёта птиц Сороки, музыкально-поэтическим творчеством, связанным с этим праздником.
-
Игровое занятие «Сороки - грачи» (№25,с.274).
-
Рассматривание репродукции картины А.Саврасова «Грачи прилетели» (№25,с.2740.
-
Чтение стихотворения А.Прокофьева «Грачи».
-
Ситуативный разговор «О празднике Сороки» (№25,с.275).
-
Игры: «Назови птиц», «Родничок» (№25,с.276).
-
Разучивание закличек (№25, с.275).
Информационная страничка
«Мудрое слово»
-
«Как в старину праздновали прилёт птиц?».
Апрель
Апе
«Вера»
«Мудрость»
«В гостях у сказки»
3 неделя
«Русские народные сказки»
Продолжать развивать интерес к русским народным сказкам. Вызвать желание слушать сказки, участвовать в их рассказывании. Учить передавать своё отношение к содержанию сказок, поступкам сказочных героев.
-
Игровое занятие «Сказки русского народа» (№25,с.246).
-
Угадывание загадок по иллюстрациям «Картинка открывается, а сказка называется…»
-
«Мой любимый сказочный герой» (краткая характеристика).
-
Миниатюра «Как загадку отгадаешь - сказку сразу называешь!».
-
Игра «Из какой сказки песенка?» (№25, с.248).
-
Чтение р.н.с. : «Зимовье зверей», «Сивка-бурка», «Царевна-лягушка» (№6,с.5,12, №9,с.72).
Семейный альбом «Мои Истоки»
-
«Герой из любимой сказки» («Сивка-бурка», «Царевна-лягушка» и т.д.).
Апрель
«Вера»
Мониторинг
4 неделя
«Светлый праздник -Пасха»
Продолжать знакомить детей с праздником Светлой Пасхи, играми и развлечениями на Пасху. Развивать интерес к традициям, обычаям народа красить яйца, печь куличи. Воспитывать гостеприимство, желание быть добрым, щедрым.
-
Игровое занятие «Светлая пасха» (№25,с.297).
-
Познавательная беседа «Яйцо - символ жизни» (№14,с.20).
-
Слушание колокольного звона.
-
Игры: «Катание яиц», «Чьё яйцо дольше прокатится?
-
Русская народная игра «Солнышко», «Карусель» (№25,с.298).
-
Чтение и обыгрывание стихотворения «Солнышко».
-
Прочтение стихотворений «На Пасху», «Иисус воскрес» (№27,с.56,57).
Семейный альбом «Мои Истоки»
-
«Раскрашивание пасхальных яиц».
Май
май
«Вера»
«Любовь»
«Моё Отечество»
1 неделя
«Моя Родина - Россия»
Формировать представления детей о России, как о большой Родине. Дать понятие «малая родина». Познакомить детей с флагом и гимном нашей страны. Воспитывать чувства гордости за свою державу.
-
Беседа «Что мы Родиной зовём? Дом, в котором мы живём» (см.материал из серии «Уроки доброты», карт. №3).
-
Чтение рассказа В.Сухомлинского.
-
Чтение, анализ и пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Дедушка» (см.материал из серии «Уроки доброты2 карт. №3).
-
Чтение стихотворений: «Отчество-земля наших отцов», «Наш любимый край-Россия», З.Александровой «Родина», «Флаг России» (№27,с.301).
-
Прослушивание и заучивание государственного гимна РФ.
Семейный альбом «Мои Истоки»
-
«Российский флаг».
Май
«Вера»
«Любовь»
«Рыбы»
2 неделя
«Великий праздник моей Родины»
Познакомить детей с подвигом русского народа в Великой Отечественной войне. Познакомить с музыкально-эстетическим творчеством на военную тематику: пословицами и поговорками, песнями. Воспитывать уважение и чувства благодарности к защитникам Отечества.
-
Игровое занятие «Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся» (№25,с.304, №14,с.42, №10,с.68).
-
Беседа «Великая война» (№27,с.47).
-
Чтение стихотворений: «Великая победа», С.Алексеев «Первый ночной таран»,Т.Белозёров «Майский праздник - день Победы», А.Твардовский «Рассказ танкиста» (№27,с.49, №2, с.21).
-
Рассматривание иллюстраций с изображением различных родов войск (ИКТ).
-
Разучивание песен военных лет: «День Победы», «Катюша» и др.
-
Объяснение пословиц о смелости.
-
Игры: «Тяжело в ученье - легко в бою», «Самолёт», «Моряк» (№25,с.304,305).
Семейный альбом «Мои Истоки»
-
«Мы рисуем Победу».
Информационная страничка
«Верность родной земле»
-
«Подвиги русского народа в Великой Отечественной войне».
Май
«Вера»
«Мудрость»
«Насекомые»
3 неделя
«Мудрые люди»
Раскрыть понятие «мудрец»,
«мудрость». Вызвать удивление пред тем, как много может знать человек, если он долго живёт и всё время узнаёт что-то новое. Приучать детей почтительно и уважительно относиться к пожилым, старым людям.
-
Игровое занятие «Кто такие мудрецы?» (№14,с.17, №10,с.65).
-
Рассматривание портретов художников, писателей, учёных, композиторов.
-
Знакомство и разъяснение пословицы «Мудрым никто не родился, а научился».
-
Чтение отрывка из книги «Войди в тридесятое царство» Л.П.Стрелковой; рассказа «Слово на ладошке».
-
Знакомство со сказкой «Семилетка»; прочтение сказки «Пастушья дудочка», «Названный отец» с последующим размышлением (№7,с.17,22).
Информационная страничка
«Мудрое слово»
-
«Слово к родителям» (№7,с.16).
Май
«Вера»
«Надежда»
«Лето. Цветы»
4 неделя
«Гуляй, да присматривайся!»
(часть 4)
Продолжать расширять знания детей о времени года - лето. Приучать замечать красоту и разнообразие цветов; изменения, происходящие в жизни живой и неживой природы, в жизни людей и их деятельности.
-
Беседа «Мир украшают деревья, цветы. Помни, беречь их всегда должен ты».
-
Упражнения: «Какие цветы, где растут? «Вырасти цветок», «Выучи стихотворение».
-
Отгадывание загадок.
-
Игра «Веночек».
-
Беседа по стихотворениям (см. материал из серии «Уроки доброты» карт. №6).
Семейный альбом «Мои Истоки»
-
«Цветочная поляна».
Июнь
И
«Вера»
«Надежда»
«Любовь»
«Дружат дети всей планеты»
1-2 неделя
«Этот разноцвет
ный мир»
3 неделя
«Неделя радуги»
4 неделя
«Добрые дела»
(часть 3)
Продолжать учить детей различать добро и зло, анализировать результаты своих слов, мыслей, поступков.
Развивать стремление проявлять добро и милосердие разными способами.
Воспитывать в детях умение осознанно делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести.
-
Игровое занятие «Что такое хорошо и что такое плохо?» (№25,с.51).
-
Этическая беседа «Милосердие» (№22,с.23).
-
Чтение сказок: «Фея милосердия», «Ленточка дружбы» с последующим обсуждением (№22,с.25,53).
-
Познавательный разговор по картинке «Мы - маленькие дети на большой планете» (см. демонстр. материал «Уроки доброты» карт. №19).
-
Упражнения «Сохраним всё прекрасное на планете», «Чем вы гордитесь?» (см. демонстр. материал «Уроки доброты» карт. №19).
-
Развивающая игра «Хорошо - плохо», «Доскажи словечко».
-
Совместная творческая деятельность детей и взрослых Букет «Добрые ладошки» (цветок в ладошке).
-
Оформление дерева «Добрых поступков».
Семейный альбом «Мои Истоки»
-
«Сердечная ромашка» (рисование ромашки с добрыми, сердечными словами на её лепестках).
Июль
«Вера»
«Надежда»
«Любовь»
«Этот удивитель
ный зелёный мир»
(Цветы.
Деревья)
1 - 2 неделя
«В мире животных»
(Птицы. Животные)
3 - 4 неделя
«Растём здоровыми»
5 неделя
«Семья, любовь и верность»
Формировать убеждения детей о важности и роли семьи в жизни человека;
развивать умение вступать в контакт и вести диалог с взрослыми и сверстниками.
Продолжать воспитывать у детей чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.
-
Познавательная беседа «О Петре и Февронии».
-
Ситуативный разговор «Нужна ли близким наша любовь?».
-
Речевые игры: «Продолжи предложение», «Я люблю … за то, что…».
-
Просмотр мультфильма «Сказание о Петре и Февронии».
-
Рисование на асфальте «Семья на ладошке» (обведение своей ладошки).
-
Познакомить детей с легендой о значении божьей коровки в жизни людей.
-
Лепка. Оберег для семьи «Божья коровка».
-
Чтение: А. Лопатиной, М. Скребицкой «Беседы и сказки о семье», Г.Зайцева «Приятного аппетита», Н.Кочергина «Гора Солнца».
Информационная страничка
«Мудрое слово»
-
«Сказание о Петре и Февронии».
Август
«Любовь»
«Растём здоровыми»
1 неделя
«Мы пешеходы»
2 - 3 неделя
«В гостях у сказки»
4 неделя
«Трудолюбие и лень»
(часть 2)
Продолжать закреплять понятия о труде взрослых как жизненной необходимости на примере пословиц. Вызвать желание оказывать посильную помощь, быть трудолюбивым, самостоятельным. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений, созданных народными умельцами на примере заповедника Кижи.
-
Игровое занятие «Делу время - потехе час» (№25,с.307).
-
Знакомство и разъяснение пословиц (№25, с.307).
-
Рассказ бабушки Рассказушки о труде и ремесле с рассматриванием иллюстраций с изображением русского храма Кижи (№25, с.307).
-
Загадывание загадок с рассматриванием предметов -отгадок (№25,с.308).
-
Игры: «Назови инструменты плотника», «Что в комнате сделано руками плотника?», «Что делает плотник (сапожник, кузнец)?» (№25,с.307,308,310).
-
Обыгрывание потешки «Идёт Кузьма из кузницы…» (№25, с.308).
-
Чтение стихотворений «Повар», «Пирог», «Сапожник», «Врач» (№25,с. 310, 311,312).
Семейный альбом «Мои Истоки»
-
«Трудолюбивая ромашка» (рисование ромашки с названиями добрых, сердечных поступков вашего ребёнка на её лепестках).
Список литературы:
-
Алябьева Е.А. «Нравственно=этические беседы и игры с дошкольниками».
-
Голицина Н.С. «Перспективное планирование в детском саду. Старшая группа».
-
«Верность родной земле». Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет) под общей редакцией профессора РАЕН И.А. Кузьмина.
-
«Радость послушания». Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет) под общей редакцией профессора РАЕН И.А. Кузьмина.
-
«Светлая надежда». Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет) под общей редакцией профессора РАЕН И.А. Кузьмина.
-
«Добрые друзья». Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет) под общей редакцией профессора РАЕН И.А. Кузьмина.
-
«Мудрое слово». Книга 5 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет) под общей редакцией профессора РАЕН И.А. Кузьмина.
-
«Истоковедение». Том 11. Издательский дом «ИСТОКИ». Редакторы: И.А. Кузьмин, Л.П. Сильверстова.
-
Ильчук Н.П., Гербова В.В. «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет».
-
Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
-
Лёвина С.А., Тукачёва С.И. «Физкультминутки».
-
Лёвина С.А., Тукачёва С.И. «Физкультминутки». Выпуск 2.
-
Липская Н.М. «Расту культурным» для детей 5-6 лет. Часть 1.
-
Липская Н.М. «Расту культурным» для детей 5-6 лет. Часть 2.
-
Мулько И.Ф. «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет». Методическое пособие.
-
«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в детском саду компенсирующего вида». Г. Саров - 2001 год.
-
Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста».
-
Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Этические беседы с детьми 4-7 лет».
-
«Развёрнутое перспективное планирование. Старшая группа». По программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гребовой, Т.С. Комаровой.
-
Фисенко М.А. «ОБЖ. Средняя и старшая группа».
-
Шорыгина Т.А. «Общительные сказки». Социально-нравственное воспитание детей.
-
Шорыгина Т.А. «Добрые сказки». Беседы с детьми о человеческом участии и добродетели.
-
Тарабарина Т.А., Ёлкина Н.В. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки».
-
Романова И.В., Кожанова М.Б. «Как прекрасен этот мир…»
-
Бойчук И.А., Полушина Т.Н. «Ознакомление детей младшего и среднего возраста с русским народным творчеством».
-
Шорыгина Т.А. «Моя семья». Методическое пособие.
-
Шорыгина Т.А. «Наша Родина - Россия». Методическое пособие.