Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы Удивительные камни

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













Конспект познавательного занятия по ФЦКМ с элементами экспериментальной деятельности с использованием мультимедийной техники в 10 группе « Ромашка » для детей старшего дошкольного возраста

«В гостях у Хозяйки медной горы»





Подготовила и провела

воспитатель

Гвоздева Н.А.















Обучающие и развивающие задачи:

  1. Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями.

  2. Учить классифицировать камни по разным признакам.

  3. Расширить представление детей о том, как человек использует камни (строительство, памятники, украшения и т.д.).

  4. Развивать диалогическую и монологическую речь.

  5. Развивать внимание, логическое мышление, память.

  6. Развивать познавательную активность, любознательность.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать бережное отношение к природным материалам и сделанным из них предметам.

  2. Формировать навыки сотрудничества на занятии.

  3. Формирование коммуникативных навыков.

  4. Продолжать воспитывать желание познавать природу родного края.

Оборудование:

костюм Хозяйки Медной горы, волшебный ларец, видеоматериал, соль, лупы, емкости с водой, разнообразные камни, пластилин,

аудиокассета «Звуки природы».

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята!

Сегодня в детский сад я шла,

Как прихожу много лет.

И вдруг я камешки нашла

Что излучают свет!

Один как Лизины глаза,

Прозрачно голубой;

Как виноградная лоза,

Зелененький - другой.

А третий - солнышка светлей.

А вдруг это алмаз?!

Я принесла их в наш музей,

Порадовать всех вас!

Ребята, скажите, а вы когда-нибудь находили камни?

Дети:

Да, находили! Много раз!

Воспитатель:

А вы помните, какие они были на ощупь?

Дети:

Камни были на ощупь разные: гладкие, шершавые.

Воспитатель:

Какого цвета были камни?

Дети:

Камни разные по цвету.

Воспитатель:

Вы помните, какой формы были ваши камни?

Дети:

Камни были круглые, овальные и т.д.

Воспитатель:

Ребята, я камни нашла во дворе своего дома, а вы где их находили?

Дети:

Камни находили на берегу реки, в песочнице во дворе сада.

Воспитатель:

А где можно встретить чаще всего камни?

Дети:

Камни можно чаще встретить в горах.

Воспитатель:

Правильно. У Земли есть одежда, и там где эта одежда видна на поверхности, где очень много камней - мы видим горы.

Воспитатель: А чтобы узнать что-то новое о камнях мы сейчас с вами отправимся в гости , как вы думаете к кому? Сейчас мы с вами отправимся в гости к Хозяйке медной горы. Хотите?

Дети: да

Воспитатель: Садимся на стульчики, закрываем глаза и представим себе, что мы в горах.


  1. Минутка релаксации. Расслабление.

Дети слушают аудиозапись со звуками природы

Звучит музыка.

В группу входит Хозяйка Медной горы. В руках у нее волшебный ларец..

Хозяйка Медной горы:

Здравствуйте! Слышу, что кто-то в гости ко мне пришел. Ребята, а ведь у каждой горы есть сказочный хозяин или хозяйка. Вот я - Хозяйка Медной горы. Люблю тех, кто интересуется моими богатствами. Поэтому сейчас я вам покажу вот что- волшебный ларец. В ларце частичка моего богатства - камни.

Хозяйка Медной горы достает из ларца гранит и каменный уголь.

Хозяйка Медной горы:

Вам знакомы эти камни?

Гранит - твердая горная порода. Появляется на поверхности Земли при извержении вулканов. Гранит - прекрасный строительный материал, также используется для изготовления колонн, памятников, статуй.

Каменный уголь - твердая горная порода. Уголь черного цвета. Многие сорта угля блестят как стекло. Каменный уголь образовывается из остатков растений. Это горючее ископаемое.

Хозяйка Медной горы:

Эти два камня я дарю вам в музей.

Дети : Спасибо!

Воспитатель: Смотрите ребята, сколько камней нам Хозяйка медной горы подарила. Только как-то непонятно, почему Хозяйка медной горы так любит свое богатство - камни, хранит их? Что в них такого особенного? Чем отличаются от других предметов? Может, мы с вами разберемся?

Хозяйка медной горы: А я вам в этом помогу! Хорошо?

Педагог и дети подходят к подносу с разнообразными камнями.

Воспитатель:

Возьмите камни в руки. Почему у них нет острых углов?

Хозяйка медной горы: Вода двигает камни, ударяет их, камни трутся друг о друга и о песок - острые углы постепенно исчезают.

Воспитатель:

Давайте рассмотрим камни через лупу. Может узнаем из чего они сделаны?

(Рассматривают через лупу камни)

Воспитатель:

Что вы видите?

Дети:

Трещины, узоры, кристаллики.

Воспитатель: Ребята, возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую камень, сожмите обе ладони, Что произошло с предметами у вас в руках?

(Дети и педагог сжимают ладони, в которых пластилин и камни)

Дети:

Пластилин изменил форму, помялся. А камень остался таким же по форме.

Воспитатель:

Как вы думаете, почему так произошло?

Дети:

Камень твердый, а пластилин мягкий.

Хозяйка медной горы : А ведь с камнями можно еще и играть. В ларце еще много камней осталось.

Света, достань из ларца гладкий камень.

Петя - шершавый камень.

……- легкий камень.

……- тяжелый камень.

……- маленький камень.

……- большой камень.

(Дети играют в игру «Волшебный ларец»)


Воспитатель:

Интересно, а камни умеют плавать? Почему вы так думаете?

(Дети высказывают свое мнение)

Хозяйка медной горы: Давайте проверим?

Кладите их одновременно в воду. Что происходит?


(Дети опускают камни в тазик с водой.)

Тяжелые камни тонут, такие как керамзит нет.

Воспитатель:

Как вы думаете, почему так произошло?

Тяжелые камни утонули, а легкие нет.

Воспитатель:

Правильно. В керамзите больше пузырьков воздуха, которые не дают утонуть ему.

Интересно, а камни могут издавать звуки?

Дети:

  • Конечно.

  • Вряд ли.

  • Не знаем.

Хозяйка медной горы: Сейчас мы это узнаем. Постучите камни друг о друга. Похожи ли звуки?

(Дети стучат камнями, звуки разные по тембру)

Воспитатель:

Давайте через лупу посмотрим на соль. Видите кристаллы?

(рассматривают через лупу соль) Дети:

Да! Красивые!

Хозяйка медной горы: Вот из подобных кристаллов состоят многие камни. Кстати и соль тоже камень.

Воспитатель:

Сколько интересного мы узнали о камнях сегодня!

Хозяйка Медной горы:

Понравилось вам мое богатство? Что вы узнали интересного о камнях?

Дети:

Камни состоят из кристаллов.

Камни издают звуки.

Камни могут плавать.

Камни твердые.

Камни разные на ощупь: гладкие и шероховатые.

Камни разные по весу: легкие и тяжелые.

Хозяйка Медной горы:

Многие люди интересуются камнями. К моей горе часто приходят люди. Есть даже профессия - геолог. Геологи изучают свойства камней, находят их месторождения, часто ездят в экспедиции со специальными инструментами и геологическим молотком, которым отбивают кусочки горы - камешки и изучают их в лабораториях.

Как можно использовать камни?

Дети:

Строить из них дома, мосты, дороги. Делать памятники, статуи.

Рисовать ими.


Спасибо тебе Хозяйка Медной горы! А сейчас мы вместе посмотрим презентацию о камнях.

























© 2010-2022