- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы Удивительные камни
Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы Удивительные камни
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гвоздева Н.А. |
Дата | 10.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект познавательного занятия по ФЦКМ с элементами экспериментальной деятельности с использованием мультимедийной техники в 10 группе « Ромашка » для детей старшего дошкольного возраста
«В гостях у Хозяйки медной горы»
Подготовила и провела
воспитатель
Гвоздева Н.А.
Обучающие и развивающие задачи:
-
Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями.
-
Учить классифицировать камни по разным признакам.
-
Расширить представление детей о том, как человек использует камни (строительство, памятники, украшения и т.д.).
-
Развивать диалогическую и монологическую речь.
-
Развивать внимание, логическое мышление, память.
-
Развивать познавательную активность, любознательность.
Воспитательные задачи:
-
Воспитывать бережное отношение к природным материалам и сделанным из них предметам.
-
Формировать навыки сотрудничества на занятии.
-
Формирование коммуникативных навыков.
-
Продолжать воспитывать желание познавать природу родного края.
Оборудование:
костюм Хозяйки Медной горы, волшебный ларец, видеоматериал, соль, лупы, емкости с водой, разнообразные камни, пластилин,
аудиокассета «Звуки природы».
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята!
Сегодня в детский сад я шла,
Как прихожу много лет.
И вдруг я камешки нашла
Что излучают свет!
Один как Лизины глаза,
Прозрачно голубой;
Как виноградная лоза,
Зелененький - другой.
А третий - солнышка светлей.
А вдруг это алмаз?!
Я принесла их в наш музей,
Порадовать всех вас!
Ребята, скажите, а вы когда-нибудь находили камни?
Дети:
Да, находили! Много раз!
Воспитатель:
А вы помните, какие они были на ощупь?
Дети:
Камни были на ощупь разные: гладкие, шершавые.
Воспитатель:
Какого цвета были камни?
Дети:
Камни разные по цвету.
Воспитатель:
Вы помните, какой формы были ваши камни?
Дети:
Камни были круглые, овальные и т.д.
Воспитатель:
Ребята, я камни нашла во дворе своего дома, а вы где их находили?
Дети:
Камни находили на берегу реки, в песочнице во дворе сада.
Воспитатель:
А где можно встретить чаще всего камни?
Дети:
Камни можно чаще встретить в горах.
Воспитатель:
Правильно. У Земли есть одежда, и там где эта одежда видна на поверхности, где очень много камней - мы видим горы.
Воспитатель: А чтобы узнать что-то новое о камнях мы сейчас с вами отправимся в гости , как вы думаете к кому? Сейчас мы с вами отправимся в гости к Хозяйке медной горы. Хотите?
Дети: да
Воспитатель: Садимся на стульчики, закрываем глаза и представим себе, что мы в горах.
-
Минутка релаксации. Расслабление.
Дети слушают аудиозапись со звуками природы
Звучит музыка.
В группу входит Хозяйка Медной горы. В руках у нее волшебный ларец..
Хозяйка Медной горы:
Здравствуйте! Слышу, что кто-то в гости ко мне пришел. Ребята, а ведь у каждой горы есть сказочный хозяин или хозяйка. Вот я - Хозяйка Медной горы. Люблю тех, кто интересуется моими богатствами. Поэтому сейчас я вам покажу вот что- волшебный ларец. В ларце частичка моего богатства - камни.
Хозяйка Медной горы достает из ларца гранит и каменный уголь.
Хозяйка Медной горы:
Вам знакомы эти камни?
Гранит - твердая горная порода. Появляется на поверхности Земли при извержении вулканов. Гранит - прекрасный строительный материал, также используется для изготовления колонн, памятников, статуй.
Каменный уголь - твердая горная порода. Уголь черного цвета. Многие сорта угля блестят как стекло. Каменный уголь образовывается из остатков растений. Это горючее ископаемое.
Хозяйка Медной горы:
Эти два камня я дарю вам в музей.
Дети : Спасибо!
Воспитатель: Смотрите ребята, сколько камней нам Хозяйка медной горы подарила. Только как-то непонятно, почему Хозяйка медной горы так любит свое богатство - камни, хранит их? Что в них такого особенного? Чем отличаются от других предметов? Может, мы с вами разберемся?
Хозяйка медной горы: А я вам в этом помогу! Хорошо?
Педагог и дети подходят к подносу с разнообразными камнями.
Воспитатель:
Возьмите камни в руки. Почему у них нет острых углов?
Хозяйка медной горы: Вода двигает камни, ударяет их, камни трутся друг о друга и о песок - острые углы постепенно исчезают.
Воспитатель:
Давайте рассмотрим камни через лупу. Может узнаем из чего они сделаны?
(Рассматривают через лупу камни)
Воспитатель:
Что вы видите?
Дети:
Трещины, узоры, кристаллики.
Воспитатель: Ребята, возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую камень, сожмите обе ладони, Что произошло с предметами у вас в руках?
(Дети и педагог сжимают ладони, в которых пластилин и камни)
Дети:
Пластилин изменил форму, помялся. А камень остался таким же по форме.
Воспитатель:
Как вы думаете, почему так произошло?
Дети:
Камень твердый, а пластилин мягкий.
Хозяйка медной горы : А ведь с камнями можно еще и играть. В ларце еще много камней осталось.
Света, достань из ларца гладкий камень.
Петя - шершавый камень.
……- легкий камень.
……- тяжелый камень.
……- маленький камень.
……- большой камень.
(Дети играют в игру «Волшебный ларец»)
Воспитатель:
Интересно, а камни умеют плавать? Почему вы так думаете?
(Дети высказывают свое мнение)
Хозяйка медной горы: Давайте проверим?
Кладите их одновременно в воду. Что происходит?
(Дети опускают камни в тазик с водой.)
Тяжелые камни тонут, такие как керамзит нет.
Воспитатель:
Как вы думаете, почему так произошло?
Тяжелые камни утонули, а легкие нет.
Воспитатель:
Правильно. В керамзите больше пузырьков воздуха, которые не дают утонуть ему.
Интересно, а камни могут издавать звуки?
Дети:
-
Конечно.
-
Вряд ли.
-
Не знаем.
Хозяйка медной горы: Сейчас мы это узнаем. Постучите камни друг о друга. Похожи ли звуки?
(Дети стучат камнями, звуки разные по тембру)
Воспитатель:
Давайте через лупу посмотрим на соль. Видите кристаллы?
(рассматривают через лупу соль) Дети:
Да! Красивые!
Хозяйка медной горы: Вот из подобных кристаллов состоят многие камни. Кстати и соль тоже камень.
Воспитатель:
Сколько интересного мы узнали о камнях сегодня!
Хозяйка Медной горы:
Понравилось вам мое богатство? Что вы узнали интересного о камнях?
Дети:
Камни состоят из кристаллов.
Камни издают звуки.
Камни могут плавать.
Камни твердые.
Камни разные на ощупь: гладкие и шероховатые.
Камни разные по весу: легкие и тяжелые.
Хозяйка Медной горы:
Многие люди интересуются камнями. К моей горе часто приходят люди. Есть даже профессия - геолог. Геологи изучают свойства камней, находят их месторождения, часто ездят в экспедиции со специальными инструментами и геологическим молотком, которым отбивают кусочки горы - камешки и изучают их в лабораториях.
Как можно использовать камни?
Дети:
Строить из них дома, мосты, дороги. Делать памятники, статуи.
Рисовать ими.
Спасибо тебе Хозяйка Медной горы! А сейчас мы вместе посмотрим презентацию о камнях.