Проект Мы дружим с природой

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Солнышко»

с Целинное Кызылского кожууна







Обобщение опыта по экологическому воспитанию

«Мы дружим с природой»


Воспитатель:

Оюн М.М.




2015

В данном материале представлен опыт работы воспитателя МБДОУ комбинированного вида д/с «Солнышко» с Целинное Оюн М.М. по экологическому воспитанию детей. Стаж педагогической работы 20 лет, первая квалификационная категория.

Научная основа опыта.

Разработала:

  1. Примерное перспективное планирование и методические рекомендации по экологическому воспитанию детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

  2. Перспективное планирование и методические рекомендации совместной деятельности воспитателя с детьми по экологическому воспитанию (по сезонам).

  3. Примерную программу и методические рекомендации по использованию дидактических игр природоведческого содержания в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

  4. Цикл интегрированных занятий по формированию у детей старшего дошкольного возраста познавательных интересов и экологической культуры.

  5. Серию развлечений экологической направленности.

  6. Новизна:

  • Воспитание экологической культуры старших дошкольников на основе экологических сказок, дидактических развивающих игр природоведческого содержания.

  • Сочинение детьми рассказов и сказок о живой и неживой природе, животном мире.

  • Использование в работе книжек-самоделок.

Широта:

  1. Участие в кожуунном методическом объединении для воспитателей «Педагогический марафон»

Тема: «Использование парциальных программ по экологическому образованию детей дошкольного возраста».

  1. Выпуск сборника экологических сказок «Творчество наших воспитанников».

  2. Кружковая работа: кружок «Юный эколог».

Цель: приобщение детей к прекрасному, используя природный материал.

  1. Член творческой группы ДОУ по экологическому воспитанию.

  2. Регулярное участие в кожуунных смотрах-конкурсах детского творчества. Экологическая эмблема с. Целинное;

Зеленые легкие нашего села;

Вместо елки - букет (приз за оригинальность);

Методы и приемы:

1. Использование игрового проблемного обучения, заключающегося в проигрывании проблемных ситуаций на занятиях, способствующих развитию творческого мышления.

  1. Использование предметно-схематических, схематических моделей,
    экологических игр с элементами моделей.

  2. Интегрированное обучение.

Рассказ воспитателя сочетается с самостоятельной продуктивной
деятельностью детей: тематическими рисунками, поделками из соленого
теста, бросового материала.

  1. Сочинение сказок и рассказов о жизни домашних и диких животных,
    живой и неживой природе.

Изготовление книжек-самоделок.

Результативность:

Уровень сформированности знаний, умений, навыков
по экологическому воспитанию детей.



2012-2013

2013-2014

2014-2015


учебный год

учебный год

учебный год


сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Высокий

41%

69%

7,7%

76%

23%

61,5%

уровень







Средний

16,7%

13%

84,6%

24%

46%

38,5%

уровень







Низкий

42,3%

18%

7,7%

-

31%

-

уровень







Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, так как людьми нанесен огромный урон живой природе - по нашему незнанию, а порой и нежеланию знать. На сегодняшний день мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая. Но дольше эта дорога обрывается пропастью.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - развитие компетентности людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Я уверена в том, что для того чтобы раскрыть перед ребенком красоту природы и научить видеть ее педагог должен уметь в гармонии с природой и увлекать детей своим примером. Мы знаем, дети очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо различают положительное и отрицательное в действиях взрослых.

Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание. Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода к экологическому воспитанию является создание среды, в которой взрослые личным примеров демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно по мере своих возможностей вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Для эффективного решения задач экологического воспитания я использую следующие формы и методы работы:

- наблюдение в природе;

- работа в уголке природы, включая огород на окне;

- опытно-экспериментальная деятельность в экологической лаборатории;

- работа в огороде, на клумбе;

- экскурсии по экологической тропе;

- занятия;

- дидактические игры;

- ознакомление с художественной литературой;

- участие в конкурсах;

- работа с родителями;

- методическая деятельность.

Таким образом, проводимая мною работа по экологическому воспитанию связана со всеми видами детской деятельности.

В нашей группе проводится большая работа по экологическому воспитанию, имеются многочисленные дидактические пособия, схемы, таблицы для занятий, множество дидактических и настольно-печатных игр природоведческого содержания, природоведческая литература, большая подборка игр, приводимых в движение ветром, экологическая лаборатория полностью оснащена оборудованием для опытов, собрана коллекция трав и семян, изготовлен экран слоев почвы, символ времени года, регулярно оформляются выставки: «Это все сделано из дерева», «Дары леса», «Мастер - самоделкин» и т.д., для природного уголка подобрано множество растений с различным строением, в живом уголке находится аквариум и живет канарейка, изготовлен календарь погоды, используется разнообразное оборудование для нетрадиционного оформления осела на окне. Я считаю, что грамотная организация предметно-развивающей среды экологического содержания обеспечивает становление у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с предметами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому.

С самого начала года я веду с детьми постоянные наблюдения за сезонными изменениями в природе (продолжительность дня, цвет неба, изменения в жизни растений и животных и т.д.). Наблюдение- это важнейший источник знаний о природе. Оно развивает в детях важное умение - смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т.д.). Чтобы полученные знания и выводы не ушли из памяти, они заносятся в календарь наблюдений. В результате этого знания у детей систематизировались. Дети видели, как эти изменения влияют на животных, на детские игры, труд людей и т.д. Параллельно ведется работа с народным календарем - очень заинтересовали детей народные приметы. Я объяснила детям, что народ издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя перед сменой погоды. Для каждого сезона у нас подобраны соответствующие приметы.

На прогулке организую игры с природным материалом (песок, вода, глина, лед, снег, листья, плоды и т.д.), в процессе которых дети знакомятся сл свойствами различных природных материалов. Кроме этого использую разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что где растет», «Узнай и назови» и т.д. Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов, опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления - дети подводятся к рассуждениям и умозаключениям. В проводимых опытах мы устанавливаем зависимость между температурой воздуха и состоянием воды, закрепляем знания о свойствах различных природных материалов (прозрачность воды, растворимость глины, слипание снега, сохранение формы мокрым песком и т.д.). Экспериментальная деятельность позволяет мне с успехом использовать элементы ТРИЗ и методы проектной деятельности в работе с детьми.

В нашей группе оборудована экологическая лаборатория, где есть все необходимое для проведения различных опытов. В итоге этой работы ребенок проводит настоящие исследования и опыты, например, с помощью системы очистки воды занимается самостоятельной экспериментальной работой, получая первые навыки ее проведения, учится ставить себе исследовательские задачи и успешно их решать. И вовсе не важно, открыл ли ребенок что-то принципиально новое или сделал то, что всем давно известно.

Я поставила перед собой задачу: научить детей не только видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в ее создании. Но с чего начать? Остановились мы на выращивании цветов - это самое доступное для детей практическое занятие.

В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития. В процессе трудовой деятельности в уголке природы формирую у детей бережное, заботливое отношение к живой природе. Дети ухаживают за растениями, за рыбками в аквариуме, канарейкой. Учу детей ориентироваться на характерные признаки, необходимые для того чтобы определить нуждается ли растений в поливе. Подвожу к осознанию зависимости состояния растений от условий их произрастания. Дети узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Осознание этих связей и зависимостей оказывает влияние на отношение к деятельности, делая ее более осмысленной и целенаправленной. Помимо реализации воспитательных задач в процессе труда в природе решаю и образовательные задачи. Дети получают представление об объектах труда, свойствах, качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных - их внешнем виде, повадках, потребностях, способах передвижения, сезонных изменениях. Дети учатся устанавливать взаимосвязи между средой обитания, образом жизни животного и способами ухода за ним в уголке природы. Чтобы возрос интерес к уголку природы я даю детям возможность общения с ее обитателями в любое время, даю задания, связанные с наблюдением и требующие определенного времени общения, как следствие дети замечают индивидуальность каждого растения и мы учимся составлять о них сказки и загадки. Рассказы детей фиксирую и использую в изготовлении книжек-самоделок о природе, выпустила сборник экологических сказок.

Я подбираю дежурных таким образом, чтобы с ребенком, умеющим хорошо работать, дежурил тот ребенок, у которого навыки сформированы недостаточно. Таким образом, при получении новых знаний дети охотнее ухаживают за растениями, с желанием принимают друг у друга эстафету дежурства.

Также на территории детского сада имеется цветник. Уход за цветами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков. Обучая ребят, простейшим приемам труда, я стараюсь объяснить необходимость и целесообразность этого труда. Кроме того ежегодно дети трудятся на огороде, наблюдая сезонный цикл развития растений.

Одной из традиционных форм работы применяемых мной являются экскурсии по экологической тропе, которые выполняют познавательную функцию. В ДОУ создан паспорт экологической тропы с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. На нашей экологической тропе имеются следующие видовые точки: лиственница, ель, береза, тополь, клен, рябина, цветник, альпийская горка, огород, лекарственная аптека. Также у нас на участке стоит старый пень, который служит украшением участка и объектом для обследования. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. На тропинке проводим наблюдения, игры, театрализованные занятия. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке мы с детьми наблюдаем, рассматриваем, обсуждаем, анализируем и свои впечатления об увиденном дети затем выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх.

Основные же знания о природе дети получают на занятиях. Основной моей задачей является раскрытие экологических связей, если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи усложняются и это способствует развитию интереса у детей. Без знания экологических связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства в природные процессы. Без раскрытия этих связей полноценное экологическое воспитание окажется просто невозможным. На занятиях систематизируются знания о природных объектах. Например, на занятиях я стараюсь показать на 1-2 объектах, что без них не может обойтись природа (не будет насекомых - погибнут птицы - пострадают мелкие хищники и т.д.). Природные факторы рассматриваются с двух позиций: хорошо - плохо.

Знания, полученные на занятиях, прогулках, во время практической деятельности уточняются, конкретизируются, закрепляются в процессе дидактической игры. Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных и имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций и познавательных способностей дошкольников.

Часто на занятиях я использую художественную литературу. Произведения российских писателей о природе глубоко воздействует на чувства детей. После прочтения провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость и восторг. Дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасет?», «А они не замерзнут?», «А почему ему никто не помог?» и т.д.

Во время тематических занятий по изодеятельности использую аудиозаписи «Звуки природы». Дети с удовольствием слушают «Звуки природы» и работы получаются глубже и более детализированными.

В блоке совместной деятельности проводим викторины, разгадываем кроссворды, играем в интеллектуальные игры - «Знатоки природы родного края», «Мир птиц», «Сохрани природу» и т.д. Эти способы направлены на интеллектуальное развитие детей, так как требуют актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям.

Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых произведений - сколько включенность детей в переживания событий, в осознании экологических проблем, доступных пониманию детей.

Проводим конкурсы детских рисунков, поделок из природного материала, дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестер и братьев к изготовлению поделок. Очень важно убедить родителей продолжать начатое в детском саду дело и дома. В целях более эффективного взаимодействия с родителями подобран материал и оформлены папки-передвижки с консультациями по тематике экологического воспитания дошкольников. Экологическое воспитание невозможно без участия родителей. С этой целью проводятся родительские собрания, посвященные экологической тематике, анкетирование, беседы - эта работа способствует повышению экологической культуры родителей.

Наша группа участвует во всех смотрах-конкурсах ДОУ, занимая призовые места, также дети нашей группы регулярно принимают участие в кожуунных экологических конкурсах:

- «Экологическая эмблема села Целинное»;

- «Зеленые объекты нашего села»;

- «Конкурс экологических листовок» и т.д.

В результате проводимой мною работы по экологическому воспитанию дошкольников у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности; сформировано осознанное правильное отношение к природным явлениям и объектам; сформированы начала экологической культуры детей; дети получили практические знания по охране природы; развиваются речевые навыки детей; дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Участвую в работе творческой группы по экологическому воспитанию. С целью обобщения опыта принимала участие в кожуунном методическом объединении для воспитателей «Использование парциальные программ по экологическому образованию детей дошкольного возраста».Как подтверждение этому, победа моих воспитанников в муниципальной НПК по экологии среди ДОУ с проектом «Цветы - наши лекари»

Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе, ее понимание. Прежде всего, это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам. Дети наши должны быть милосердными. Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении, в природе родного края.





© 2010-2022