Педагогическое просвещение для родителей «Детский сад и семья – территория здоровья»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогическое просвещение для родителей

«Детский сад и семья - территория здоровья»

Подготовила: зам.зав. по ВМР МБДОУ №16

Герасимова И.В.

Актуальность:

В Национальной доктрине образования (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.10.00г. № 751) воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. Впервые в Законе «Об образовании» РФ сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольное учреждение создается им в помощь.

В России сложилась крайне отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся по численности меньше поколения своих родителей и не может восполнить убыли населения. Такой тип воспроизводства населения не отмечался ни в одной стране мира, даже во время войны. Этот пример говорит о социальной катастрофе, связанной, прежде всего, с национальной безопасностью и состоянием здоровья будущего поколения России.

В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписанное президентом России В. Путиным постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показывает беспокойство государства за будущее страны. Значимость данной проблемы определена в Законе «Об образовании» , Федеральной программе развития образования, Концепции модернизации российского образования, Национальной доктрине образования, в Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей ( 1991 г.)

Существенные перемены в социальной, экономической и социокультурных сферах вызывают соответствующие изменения в жизнедеятельности всего общества.

Результаты микросоциальных процессов отражаются на здоровье и развитии ее самых незащищенных членов - детей.

Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

Главным приоритетом Концепции дошкольного учреждения является оптимизация психологической и физической нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, развитие их умения готовности творить свое здоровье. Однако, организуя воспитательно-образовательный процесс, жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении, мы часто забываем, что является главным в воспитании и развитии дошкольников и делаем акцент на получение и освоение ЗУНов. Но ЗУНы не могут быть восприняты полноценно ребенком с несформированным физическим развитием и плохим здоровьем.

Здоровье - это первоэлемент и ключ к любому дальнейшему развитию личности. Поэтому основная задача - уделять внимание физическому, психическому и социальному здоровью, которое служит фундаментом для интеллектуальной и творческой надстройки личности. Существующие программы обучения и воспитания не дают возможности организовать воспитательно-образовательный процесс в соответствии с «мерой» здоровья ребенка.

Следовательно: физическое развитие и оздоровление детей осуществляется в условиях недостаточного научно-методического и практического обоснования.

Анализ современного состояния практики, исследования специалистов, разработанность теоретических вопросов в практической науке показывает, что 75 % болезней взрослых закладывается в детстве, каждый 4 ребенок дошкольного возраста болеет ОРВИ в течении года более 4 раз. Только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми, среди отстающих учеников 85-90 % отстают не из-за лени, а вследствие плохого состояния здоровья. Но так как сегодняшняя педагогическая практика ставит физическое и психическое развитие детей на второй план, возникла необходимость в перестройке и обновлении оздоровительной работы, создании комплексной системы развития и воспитания здорового ребенка, разработке основных направлений построения здоровьесберегающей жизнедеятельности детей и сведении разрозненных планов и программ в единую модель «Здоровый ребенок».

Анализ уровня педагогической компетентности родителей не позволяет занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ, и следствием этого феномена является низкая активность, высокая конфликтность, безответственность родителей к своим обязанностям.

Но так как признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения ( в семье закладываются основы личности, в сознании ребенка формируется модель семьи, взрослой жизни, которую ребенок подсознательно начинает реализовывать, едва достигнув самостоятельности), то сознательное отношение к собственному здоровью нужно формировать в первую очередь у родителей.

Таким образом, проблема заключается в противоречии между объективной необходимостью изменения и пересмотра всего воспитательно-образовательного процесса и жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении и организации сотрудничества с семьей, в котором бы учитывались психологические особенности дошкольников, прослеживалась взаимосвязь ДОУ и семьи в сберегающей здоровье направленности и отсутствием научно-методического обеспечения, а также недостаточной разработанностью рассматриваемых проблем в педагогической науке и практике.

В данное время в связи с катастрофическим ухудшением состояния здоровья населения и детей особенно остро стоит проблема взаимодействия ДОУ и семьи по воспитанию здорового подрастающего поколения. В ДОУ задача сохранения и укрепления здоровья детей всегда была приоритетной. Что только не предпринималось и не предпринимается для того, чтобы дети не болели!

Вводились всевозможные закаливающие процедуры, включая самые экстремальные, оборудовались физиокабинеты, детский сад превращался чуть ли не в филиал поликлиники, а дети как болели, так и болеют.

Но эта проблема решаема путем формирования сознательного отношения к собственному здоровью, начиная с дошкольного возраста. Но ребенок дошкольного возраста не развивается автономно. Он полностью зависит от взрослых, которые его окружают и своим поведением подают ему положительный или отрицательный пример. Всем известно, что важная движущая сила воспитания - авторитет.

По-настоящему в ребенке может укорениться лишь то, что воспитано в семье. Основой успеха в воспитании является положительный пример авторитетного для ребенка взрослого - родителя, воспитателя. Родители в присутствии ребенка должны контролировать каждый свой шаг, нести в себе те идеалы, которые они хотели бы ему привить. Нельзя в присутствии ребенка проповедовать одни идеалы, а в реальной жизни их нарушать. Главное - не общее большое количество времени, которое необходимо провести с ребенком, а качество использования каждого часа.

В дошкольном возрасте в ближайшем окружении, в частности в семье, в сознании ребенка формируется модель семьи, взрослой жизни, которую ребенок подсознательно начинает реализовывать, едва достигнув самостоятельности. Чтобы ребенок рос здоровым, сознательное отношение к собственному здоровью следует формировать в первую очередь у родителей

Проведя анализ заболеваемости по своему дошкольному учреждению за последние три года, на первое место выходит заболеваемость инфекционного характера, органов дыхания, которые отмечаются рост в период межсезонья.

Проблема сохранения здоровья детей решаема путем формирования сознательного отношения к собственному здоровью, начиная с дошкольного возраста при условии положительного примера авторитетного для ребенка взрослого - родителя, воспитателя.

Анализ теории и практики работы с семьей выявил еще одну проблему на современном этапе - организация совместной деятельности родителей и детей по приобщению к здоровому образу жизни, и одной их главных задач ДОУ стоит задача создания условий для развития нормальных отношений в семье через различные формы.

Из полученных результатов сделали вывод, что часть родителей ( 48 % ) пытаются вести здоровый образ жизни, а значит есть единомышленники, на которых можно опереться. Естественно, что работа с родителями, тем более в такой трудной области как приобщение к здоровому образу жизни, задача сложная, но добиться даже небольшой положительной динамики в этом направлении по силам дошкольному учреждению любого типа.

Цель дошкольного образовательного учреждения - создание единого здоровьесберегающего пространства «Детский сад - семья».

При каких условиях и направлениях деятельности ДОУ будет решена проблема организации здоровьесберегающего пространства «Детский сад - семья»?

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверия. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Дошкольное учреждение - это открытая развивающая система, состоящая из совокупности:

- системообразующих факторов (миссия, концепция и программа развития, программа «Здоровье», основная и парциальные программы, которые фиксируются на цель и результат деятельности ДОУ);

- структурных компонентов (управляющая и управляемая системы, их состав - воспитатели, дети, родители);

- функциональных компонентов: управленческие функции (аналитико-диагностической, мотивационно-стимулирующей, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-оценочной, коррекционно-регуляционной) в системе «педагог-ребенок-родители»;

- условий функционирования ДОУ. ДОУ - социально-педагогическая система и связана с системами социального и природного порядка.

Дошкольное учреждение является центром пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений, навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. И только при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов будет обеспечена положительная динамика показателей здоровья детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

В образовательном учреждении в тесной взаимосвязи находятся две главные области:

- воспитательно-образовательный процесс;

- административно - хозяйственная деятельность.

В область воспитательно-образовательного процесса входят дети, родители, методическое обеспечение; в административно-хозяйственную - кадры, материально-техническое обеспечение воспитательно-образовательного процесса. Нормативное поле взаимодействия этих областей прописано в системе локальных актов, разработанных в учреждении.

Педсовет, являющийся главным органом управления учреждением, определен Уставом. Собрание трудового коллектива - главный орган общественной составляющей в управлении. Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса предполагает повышение квалификации педагогов, решение проблемы вхождения молодых специалистов в коллектив.

Материально-техническое обеспечение позволяет создать для детей необходимые санитарно-гигиенические условия, организовать предметно-развивающую среду. Родители, в свою очередь, оказывая материальную помощь, помогают решать многие вопросы по улучшению материально-технического обеспечения воспитательно-образовательного процесса.

В информационном обеспечении управления (совокупности сведений, отражающих состояние системы) выделены объекты мониторинга:

- соблюдение законодательства РФ в области образования;

- состояние организационно-педагогических условий успешной работы ДОУ;

- состояние воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;

- качество и эффективность работы воспитателя ( выполнение программ, рост профессионального мастерства, аттестация);

- качество и эффективность УВП;

- состояние финансовой и хозяйственной деятельности;

- организация питания, работа медслужбы;

- охрана труда и техника безопасности;

- сбор родительской платы, работа по договорам и смете.

Здоровьесберегающее пространство предполагает:

- формирование у детей осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализации комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса, создания психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности;

- формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его);

- формирование осознанного отношения к здоровью и жизни;

- повышение активности родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в ДОУ;

- положительная мотивация к здоровому образу жизни в семье: устойчивое желание отказаться от вредных привычек;

-активный отдых вместе с детьми;

- посещение кружков, проведение закаливающих мероприятий, использование рекомендаций педагогов и врачей.



© 2010-2022