Планирование Опыты и эксперименты в детском саду

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опыты и эксперименты в детском саду.

Цель: Раскрывать многогранность весенних явлений в природе и жизни человека.

Задачи:

  • Формировать знания детей о явлениях природы весной.

  • Учить наблюдать, видеть причинно - следственные связи, делать выводы.

  • Развивать логическое мышление, речь, кругозор.

  • Воспитывать любознательность, любовь к природе и бережное отношение к своему здоровью.

Опыты для младшего дошкольного возраста

ТАЯНИЕ СНЕГА.

Цель: Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.

Ход: Наблюдать за таянием снега на теплой руке, варежке, на батарее, на грелке и т.д.

Вывод: Снег тает от теплого воздуха, идущего от любой системы.

МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ.

Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.

Ход: Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег расстает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что снег - это грязная талая вода, и она не пригодная для пить людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также ее можно давать животным.

Опыты для среднего дошкольного возраста.

СПОСОБНОСТЬ ВОДЫ ОТРАЖАТЬ ОКРУЖАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ.

Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы.

Ход: Внести в группу таз с водой. Предложить ребятам рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти свое отражение, вспомнить, где еще видели свое отражение.

Вывод: Вода отражает окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала.

ПРОЗРАЧНОСТЬ ВОДЫ.

Цель: Подвести детей к обобщению «чистая вода - прозрачная», а «грязная - непрозрачная»

Ход: Приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено детьми понятие «прозрачный»: предложить ребятам найти прозрачные предметы в группе ( стакан, стекло в окне, аквариум).

Дать задание: доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребята опустят в банку мелкие предметы, и они будут видны).

Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?»

Выслушать ответы, затем - продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.

Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.

ИЗ ЧЕГО ПТИЦЫ СТРОЯТ ГНЕЗДА?

Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

Материал: Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.

Ход: Рассмотреть гнездо на дереве. Выяснить, что птице надо для его постройки. Вынести самый разнообразный материал. Поместить его вблизи гнезда. В течение нескольких дней наблюдать, какой материал пригодится птице. Какие еще птицы прилетят за ним. Результат составляют из готовых изображений и материалов.

Опыты и эксперименты для старшего дошкольного возраста.

КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ

Материалы: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка.

Ход: Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.

ЭФФЕКТ РАДУГИ

Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета - воспроизводим эффект радуги.

Материалы: Необходимое условие - ясный солнечный день. Миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.

Ход: Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная «радуга».

ТЕКУЧЕСТЬ ВОДЫ.

Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.

Ход: взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детым найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.

Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

ТАЯНИЕ ЛЬДА В ВОДЕ.

Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.

Ход: Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.

Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.

СОЛНЕЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ.

Цель: Показать предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.

Ход: Разложить на окне на солнышке листы бумаги разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на солнышке. Попросите детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим? Какой самым холодным?

Вывод: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот почему грязный снег тает быстрее чистого!

РАЗНОЦВЕТНЫЕ РАСТЕНИЯ.

Цель: Показать сокодвижение в стебле растения. Материал: 2 баночки из-под йогурта, вода, чернила или пащевой краситель, растение (гвоздика, нарцисс, веточки сельдерея, петрушки).

Ход: Налить чернила в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать. Через 12 часов результат будет виден.

Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета.

Для любого возраста

ТОНЕТ - ПЛАВАЕТ

Цель: Дать детям понять, что металл тонет в воде, а дерево нет.

Ход. Спросить, что произойдет, если опустить в воду гвоздь и деревянную палочку. Проверьте гипотезы детей, опустив объекты в воду.

Вывод: металл тонет в воде, а дерево плавает - не тонет.

ЖИВОТВОРНОЕ СВОЙСТВО ВОДЫ.

Цель: Показать важное свойство воды - давать жизнь живому.

Ход: Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни. Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой. Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой.

Вывод: Вода дает жизнь живому.



Опыты и эксперименты в детском саду.

Цель: Раскрывать многогранность весенних явлений в природе и жизни человека.

Задачи:

  • Формировать знания детей о явлениях природы весной.

  • Учить наблюдать, видеть причинно - следственные связи, делать выводы.

  • Развивать логическое мышление, речь, кругозор.

  • Воспитывать любознательность, любовь к природе и бережное отношение к своему здоровью.

Опыты для младшего дошкольного возраста

ТАЯНИЕ СНЕГА.

Цель: Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.

Ход: Наблюдать за таянием снега на теплой руке, варежке, на батарее, на грелке и т.д.

Вывод: Снег тает от теплого воздуха, идущего от любой системы.

МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ.

Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.

Ход: Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег расстает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что снег - это грязная талая вода, и она не пригодная для пить людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также ее можно давать животным.

Опыты для среднего дошкольного возраста.

СПОСОБНОСТЬ ВОДЫ ОТРАЖАТЬ ОКРУЖАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ.

Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы.

Ход: Внести в группу таз с водой. Предложить ребятам рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти свое отражение, вспомнить, где еще видели свое отражение.

Вывод: Вода отражает окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала.

ПРОЗРАЧНОСТЬ ВОДЫ.

Цель: Подвести детей к обобщению «чистая вода - прозрачная», а «грязная - непрозрачная»

Ход: Приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено детьми понятие «прозрачный»: предложить ребятам найти прозрачные предметы в группе ( стакан, стекло в окне, аквариум).

Дать задание: доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребята опустят в банку мелкие предметы, и они будут видны).

Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?»

Выслушать ответы, затем - продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.

Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.

ИЗ ЧЕГО ПТИЦЫ СТРОЯТ ГНЕЗДА?

Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

Материал: Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.

Ход: Рассмотреть гнездо на дереве. Выяснить, что птице надо для его постройки. Вынести самый разнообразный материал. Поместить его вблизи гнезда. В течение нескольких дней наблюдать, какой материал пригодится птице. Какие еще птицы прилетят за ним. Результат составляют из готовых изображений и материалов.

Опыты и эксперименты для старшего дошкольного возраста.

КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ

Материалы: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка.

Ход: Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.

ЭФФЕКТ РАДУГИ

Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета - воспроизводим эффект радуги.

Материалы: Необходимое условие - ясный солнечный день. Миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.

Ход: Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная «радуга».

ТЕКУЧЕСТЬ ВОДЫ.

Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.

Ход: взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детым найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.

Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

ТАЯНИЕ ЛЬДА В ВОДЕ.

Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.

Ход: Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.

Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.

СОЛНЕЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ.

Цель: Показать предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.

Ход: Разложить на окне на солнышке листы бумаги разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на солнышке. Попросите детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим? Какой самым холодным?

Вывод: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот почему грязный снег тает быстрее чистого!

РАЗНОЦВЕТНЫЕ РАСТЕНИЯ.

Цель: Показать сокодвижение в стебле растения. Материал: 2 баночки из-под йогурта, вода, чернила или пащевой краситель, растение (гвоздика, нарцисс, веточки сельдерея, петрушки).

Ход: Налить чернила в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать. Через 12 часов результат будет виден.

Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета.

Для любого возраста

ТОНЕТ - ПЛАВАЕТ

Цель: Дать детям понять, что металл тонет в воде, а дерево нет.

Ход. Спросить, что произойдет, если опустить в воду гвоздь и деревянную палочку. Проверьте гипотезы детей, опустив объекты в воду.

Вывод: металл тонет в воде, а дерево плавает - не тонет.

ЖИВОТВОРНОЕ СВОЙСТВО ВОДЫ.

Цель: Показать важное свойство воды - давать жизнь живому.

Ход: Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни. Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой. Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой.

Вывод: Вода дает жизнь живому.



Приложение № 8. Конспекты занятий по опытно - экспериментальной деятельности с водой.

  • Занятие 1. Вступительное.

  • Цель познакомить с профессией УЧЕНЫЙ. Объяснить, чем они занимаются. Предложить детям создать клуб «Капитошка», разучить правила поведения в лаборатории.

  • Оборудование: глобус, портреты ученых, фотографии лабораторий.

  • Ход занятия.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Н. Рыжова

Беседа «Что такое наука?»

«Ученые - кто они такие?»

-Рассматриваем портреты ученых.

-Фотографии лабораторий.

В. Ребята вы хотите быть учеными? Тогда, давайте создадим, клуб «Капитошка».

Что мы будем изучать? … послушайте стихотворение, и попробуйте отгадать, что мы будем изучать?

Работа с глобусом.

Разучить с детьми правила поведения в лаборатории.

Правила поведения в лаборатории.

1. Ничего не делать без разрешения воспитателя.

2. Внимательно слушать воспитателя.

3. Быть аккуратным.

4. Не спешить.

5. Не бегать и не толкаться.

6. Все записывать.

  • Занятие 2.

  • Тема: свойства воды.

  • Цель: сформировать представление детей о свойствах воды: цвет, запах, текучесть, форма.

  • Оборудование: чайник с кипяченой водой, стаканчики, сосуды разной величины и формы, кубик, шар.

  • Ход.

  • - Вспоминаем, где мы можем найти воду?

  • - Вопрос, какая она вода?

  • - Дети выдвигают гипотезу.



  • Опыт №1.

  • Разливаем воду по стаканчикам.

  • Что делает вода? Течет из чайника в стаканчик (текучесть).

  • Опыт №2.

  • Какой вкус у воды?

  • Дети пробуют воду через соломинку (безвкусная).

  • Опыт №3.

  • Какого цвета вода?

  • Бесцветная, прозрачная.

  • Опыт №4.

  • Какая вода на ощупь?

  • Мокрая, влажная.

  • Опыт №5.

  • Форма воды.

  • Кубик и мячик имеет форму, а вода нет. Она принимает форму сосудов, в которые ее наливают.

  • - Изучаем условные знаки.

  • Вывод: вода текучая, безвкусная, бесцветная, мокрая, бесформенная. Дети с помощью условных знаков записывают результаты в блокнот.

Занятие 3.

  • Тема: растворимость. (Часть1).

  • Цель: сформировать представление детей о том, что сахар растворяется в воде, но не исчезает в воде.

  • Оборудование: чайник с кипяченой водой, стаканчики, сахар, соломинки, чайные ложечки, свеча, две жестянки две прищепки.

  • Ход занятия.

  • Опыт № 1 (выполняют дети).

  • - воспитатель наливает в стаканчики воду и предлагает детям растворить в ней сахар.

  • - что изменилось? (запах -, цвет -, вкус +)

  • Вода стала сладкая. Дети записывают в блокнот.

  • Вопрос: Как вы думаете, исчез сахар или нет? (дети выдвигают гипотезы).

  • Опыт № 2 (выполняет воспитатель).

  • Нагреваем на свечи несколько гранул сахар. Пахнет горелым сахаром.

  • На второй жестянки нагреваем раствор. Тоже пахнет горелым сахаром.

  • Сахар не исчез.

  • Вывод: вода растворяет сахар и становится сладкой, но он не исчезает в ней. А принимает другую форму.

  • Занятие 4 (часть 2).

  • Тема: Растворимость.

  • Цель: сформировать представления детей о том, что вода растворяет соль, но только определенное количество. Объяснить понятие - насыщенный раствор.

  • Оборудование: пластиковые стаканчики, чайник с кипяченой водой, ложечки, соль, нитка «ирис» 10-15 см.

  • Ход занятия.

  • Опыт № 1 (выполнят дети).

  • - воспитатель наливает в стаканчики воду и предлагает детям растворить в ней соль.

  • - что изменилось? (запах -, цвет -, вкус +).

  • Вода стала соленая. Дети записывают в блокнот.

  • Вопрос. Как вы думаете, можно ли всю эту соль, растворить в стакане воды (Гипотеза детей).

  • Добавляем в раствор пол чайной ложечки соли и размешиваем. Соль перестает растворяться. Получился насыщенный раствор - от слова сытый.

  • Вывод: вода растворяет соль и становится соленой. Но может растворить только определенное количество соли.

  • Опыт № 2.

  • Кристаллизация соли.

  • Наблюдения проводим 5-7 дней. Воспитатель предлагает детям, понаблюдать, что произойдет с опущенной в раствор ниткой.

  • На 3 - 4 день на нитке появляются кристаллы соли. Через 5-6 дней нитка причудливо, обрастает кристаллами соли.

  • Вывод: соль образует кристаллы.

  • Увиденное дети зарисовывают в блокнот.

  • Занятие 5.

  • Тема: растворимость (часть 3).

  • Цель: сформировать представление детей о том, что вода растворяет лимонную кислоту, а так же объяснить, что вещества могут быть опасными и ядовитыми. Научить детей нюхать не знакомые вещества.

  • Опыт № 1 (выполняют дети).

  • - воспитатель наливает в стаканчики воду и предлагает детям растворить в ней лимонную кислоту.

  • - что изменилось? (запах, - цвет, - вкус +).

  • Вода стала кислая. Дети записывают в блокнот.

  • Спросить. Вкусная ли вода?

  • Вопрос. Как вы думаете все ли растворы можно пробовать? (дети выдвигают гипотезу)

  • Рассказ воспитателя. О том, что вещества могут быть не только не вкусные, но и опасными (знак) и ядовитыми (знак).

  • Опыт № 2.

  • Вопрос: все ли вещества можно нюхать? (дети выдвигают гипотезу)

  • Воспитатель приглашает, самых смелых 1-2 человека.

  • Нюхаем горчицу. Дети убеждаться в том, что есть вещества, которые опасно нюхать.

  • Учим детей правильно нюхать.

  • Вывод: вода растворяет лимонную кислоту и становится кислой. Существуют опасные и ядовитые вещества. Без разрешения старших ничего пробовать и нюхать нельзя.

  • Занятие 6.

  • Тема: растворимость (часть 4).

  • Цель: сформировать представления детей в том, что вода растворяет сухой сок, кофе, марганцовку и синьку. Закрепить представления об опасных веществах.

  • Ход занятия.

  • Опыт № 1 (выполняют дети).

  • Растворяем в воде сухой сок. Вода изменяет вкус, цвет, запах. Дети записывают в блокнот.

  • Опыт №2 (выполняют дети).

  • Растворить в воде кофе. Вода изменяет вкус, цвет, запах. Дети записывают в блокнот.

  • Опыт №3 (выполняет воспитатель).

  • Растворяем в воде марганцовку. Вода изменяет цвет. Нюхаем правильно - пахнет марганцовкой. Пробовать нельзя. Дети записывают в блокнот.

  • Опыт №4 (выполняет воспитатель).

  • Растворяем в воде синьку. Вода изменяет цвет. Нюхаем правильно - пахнет синькой. Пробовать нельзя. Дети записывают в блокнот.

  • Вывод: кофе растворяется в воде, раствор становится коричневый, имеет вкус и запах кофе. Вода растворяет сухой вишневый сок, раствор становится вишневого цвета, имеет вкус и запах вишни. Марганцовка растворяется в воде, раствор становится разового цвета, пахнет лекарствами, пробовать нельзя. Синька растворяется в воде, раствор становится, синим, имеет неприятный запах, пробовать нельзя.

  • Занятие 7.

  • Тема: растворимость (часть 5).

  • Цель: сформировать представления детей о том, что мыло и стиральный порошок, растворяются в воде, в результате чего образуется мыльный раствор. Закрепить навыки личной гигиены.

  • Оборудование: мисочки, натертое на терке детское мыло, стиральный порошок, чайник с водой.

  • Ход занятия.

  • Опыт №1 (выполняют дети).

  • Щепотку натертого детского мыла, растворяют в теплой воде. Мыло растворилось, вода начала пенится, и стала мыльной. Такая вода хорошо удаляет грязь.

  • Беседа воспитателя о том, что необходимо мыть руки.

  • Дети хорошо споласкивают руки под краном. Результаты записывают в блокнот.

  • Опыт №2 (выполняет воспитатель).

  • Воспитатель берет два тазика с водой. 1-ом просто вода. 2-ом растворяет в воде стиральный порошок. Вода становится мыльной и пенится. Затем берет грязный лоскут, простирываем сначала в простой в воде - не отстирывается, затем в растворе стирального порошка - отстиралось.

  • Результат опыта записывают в блокнот.

  • Вывод: вода растворяет мыло; оно нам необходима для того чтобы мыться. Стиральный порошок растворяется в воде; и нужен для того чтобы стирать вещи.

  • Занятие 8.

  • Тема: растворимость (часть 6).

  • Цель: сформировать знание детей о том, что вода не растворяет жиры.

  • Оборудование: баночки с водой, растительное масло, сливочное масло, салфетки.

  • Ход занятия.

  • Дети рассматривают сливочное масло, на ощупь определяют, что оно жирное. Так же и растительное масло.

  • Опыт №1 (выполняет воспитатель).

  • Опускаем кусочек сливочного масла в воду, взбалтываем. Вода помутнела, масло осталось комочком. Дети результат записывают в блокнот.

  • Опыт №2 (выполняет воспитатель).

  • Наливаем в баночку с водой растительное масло, оно тоже не смешивается с водой, а плавает по ее поверхности в виде пленки. Если раствор взболтать, то масло приобретает на некоторое время вид мелких капелек, которые за тем снова образуют плёнку. Дети результат записывают в блокнот.

  • Вывод: вода не растворяет жиры.

  • Занятие 9.

  • Тема: Растворимость (часть 7).

  • Цели: сформировать представления детей о том, что вода растворяет не все вещества. Показать детям фильтрацию воды. Воспитывать экологическую культуру.

  • Оборудование: песок, глина, камни, мел, стаканчики с водой, 2 воронки, салфетка бумажная, салфетка марлевая.

  • Ход занятия.

  • Дети рассматривают песок, глину, камушки.

  • Вопрос. Как вы думаете, растворяются ли эти вещества в воде? (дети выдвигают гипотезу)

  • Опыт №1.

  • Смешиваем воду с песком - песок не растворился. Результат дети записывают в блокнот.

  • Опыт №2.

  • Смешиваем воду с глиной - глина не растворилась. Результат дети записывают в блокнот.

  • Опыт №3.

  • Смешиваем воду с мелом - мел не растворяется. Результат дети записывают в блокнот.

  • Опыт №4.

  • Смешиваем воду с камнями - камни не растворяются. Результат дети записывают в блокнот.

  • Вывод: вода не растворяет не глину, не песок, не мел, не камни. Во всех случаях вода становится грязная - мутная.

  • Вопрос можно ли теперь очистить воду от этих веществ? (дети выдвигают гипотезу).

  • Воспитатель объясняет смысл фильтрования.

  • Опыт №5.

  • Половина детей фильтруют взвеси через бумажную салфетку, а другая половина, через марлевую. Результаты сравнивают и записывают в блокнот.

  • Вывод: бумажная салфетка лучше фильтрует воду.

  • Беседа о том, что нельзя пить воду, если не знаешь какая, она. Воду можно пить кипяченую и бутылизированную. Чтения русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

  • Занятие 10.

  • Тема: Состояние воды.

  • Цель: сформировать представления о трех состояние воды и их свойствах.

  • Предварительная работа: наблюдение на улице за сосульками.

  • Оборудование: вода в стакане, кусочки льда в мисочке, маленькая металлическая мисочка, свеча.

  • Ход занятия.

  • Беседа о трех состояниях воды: твердом, жидком и газообразном. Воспитатель раздает кусочки льда, дети рассматривают и отвечают на вопросы. Как мы называем воду в твердом состоянии (лед). Какой он лед (твердый, хрупкий, холодный, тает)?

  • Вывод: вода в твердом состоянии - это лед.

  • Рассматриваем воду в стаканчике - это жидкое состояние воды. Её, как и лед можно потрогать. Она тоже мокрая, но в отличие ото льда легко перетекает из сосуда в сосуд.

  • Вопрос: Что нужно сделать, чтоб вода стала в газообразном состоянии? (дети выдвигают гипотезу)

  • Опыт. Воспитатель нагревает воду, пока не появится пар.

  • Пар - это вода в газообразном состоянии.

  • Дети отвечаю на вопросы. Как называем воду в газообразном состоянии (пар). Какой он пар (горячий, летучий), его не потрогать руками. Результат дети записывают в блокнот.

  • Вывод: вола бывает в жидком состоянии - обычная вода; в твердом состоянии - лед; газообразном состоянии - пар.

  • Занятие 11.

  • Тема: Вода в жизни растений. (Часть 1).

  • Добываем воду из овощей.

  • Цель: закрепить знания детей о воде, сформировать представления детей том, что вода может находиться в растениях.

  • Оборудование: свекла, морковь, терка, две тарелочки, стаканчики, и марлевые салфетки, ложечки.

  • Ход занятия.

  • Закрепить полученные знания о воде. Работа с блокнотами.

  • Вопрос Ребята как вы думаете, есть ли вода в овощах? (дети выдвигают гипотезу)

  • Опыт №1.

  • Воспитатель трет на терке морковь.

  • Дети кладут тертую морковь в марлевую салфетку. Выдавливают сок себе в стаканчик. Пробуют. Отмечают цвет, запах, вкус. Записывают в блокнот.

  • Опыт №2.

  • Дети кладут тертую свеклу в марлевую салфетку. Выдавливают сок себе в стаканчик. Пробуют. Отмечают цвет, запах, вкус. Записывают в блокнот.

  • Вывод: в свекле содержится свекольный сок; в моркови морковный сок. В овощах содержится вода виде соков.

  • Занятие 12.

  • Тема: Вода в жизни растений. (Часть 2).

  • Добываем воду из фруктов.

  • Цель: продолжать формировать представление о том, что в растениях есть вода виде сока. Учить детей добывать сок из фруктов.

  • Оборудование: яблоко, мандарин, вишня, терка, две тарелочки, стаканчики, марлевые салфетки, ложечки.

  • Повторяем предыдущий материал.

  • Вопрос: Как вы думаете, есть ли вода во фруктах? (дети выдвигают гипотезу)

  • Опыт №1.

  • Дети кладут мандарин в марлевую салфетку. Выдавливают сок себе в стаканчик. Пробуют. Отмечают цвет, запах, вкус. Записывают в блокнот.

  • Опыт №2.

  • Дети кладут тертое яблоко в марлевую салфетку. Выдавливают сок себе в стаканчик. Пробуют. Отмечают цвет, запах, вкус. Записывают в блокнот.

  • Опыт №3.

  • Дети кладут вишню в марлевую салфетку. Выдавливают сок себе в стаканчик. Пробуют. Отмечают цвет, запах, вкус. Записывают в блокнот.

  • Вывод: в вишне содержится вишневый сок, в мандарине мандариновый сок, в яблоке яблочный. Во фруктах и ягодах вода содержится в виде соков.

  • Занятие 13.

  • Тема: Вода в жизни растений. (Часть 3).

  • Цель: формировать представления детей о том, что вода необходима растениям. Питания растений.

  • Оборудование: по две коробочки каждому ребенку, семена, стаканчик с окрашенной водой, веточки традесканции, комнатное растение традесканция, схема строения растения.

  • Опыт №1.

  • Предварительная работа. Дети приносят семена: пшеницы, овса, тыквы, гороха, и по две коробочки из- под сока. На дно коробочек кладем марлевую салфетку и одинаковые семена. Одну коробочку оставляем сухой, а в другую подливаем каждый день воду. Наблюдаем 1-2 недели. Результаты записываем в блокнот.

  • Опыт №2.

  • Предварительная работа. Утром в банку с водой добавляем чернила красноного цвета и ставим в неё несколько веточек традесканции и салат.

  • Ход занятия.

  • Опыт №3.

  • Исследования наличия воды.

  • Дети рассматривают листья традесканции, находят сухие листочки, трогают их. Воспитатель спрашивает: Почему они стали такие ломкие? (они высохли, поэтому быстро ломаются). Дети трогают живые листочки. Воспитатель спрашивает: Что вы можете сказать об этом листочке? (он живой, мягкий, эластичный) Помните листочки между пальчиков.

  • Воспитатель предлагает детям сделать вывод, ответив на вопрос. Для чего вода в традесканции.

  • Вывод: сухих листьях нет воды, а в живых есть. Вода оживляет растения.

  • Дети записывают результат в блокнот.

  • Подтверждения этому мы находим, возвращаясь к опыту №1. Дети рассматривают свои коробочки. Воспитатель предлагает им сделать вывод. Без воды растения не оживают. Вода это жизнь.

  • Рассматриваем проросшие растения. Корешки, стебельки, листики. Дети зарисовывают результат в блокнот.

  • Рассказ о питании растений.

  • Вывод: вода двигается от корней к листьям, снизу вверх.

  • Подтверждения этому мы видим в опыте №2.

  • Вывод: вода двигается по растению сверху вниз.

  • Занятие 14.

  • Тема круговорот воды в природе.

  • Цель: объяснить детям круговорот воды в природе. Закрепить знание детей об осадках.

  • Предварительная работа. Просмотр мультфильма Лунтика «Круговорот»

  • Оборудование: схема «Круговорот воды в природе», картинки на которых изображены: дождь, снегопад, град, роса, иней.

  • Ход занятия.

  • Рассматриваем схему «Круговорот воды в природе».

  • Вывод: вода испаряясь с поверхности водоема, поднимается вверх, образует тучи, из которых выпадает на землю в виде осадков (дождь, снег, град).

  • Какие осадки образует туман? (роса, иней) Результат дети записывают в блокнот.

  • Занятие 15.

  • Тема: Водоемы (часть 1).

  • Цель: сформировать представление детей о водоемах (солёные, пресные). Воспитывать умение видеть прекрасное в мире природы, ее богатство и разнообразие.

  • Оборудование: стаканчик с морской водой, глобус, фильм «Кто живет в море-океане»

  • Ход занятия.

  • Рассматриваем внимательно глобус, голубым цветом обозначены океаны и моря, а синенькие линии - это реки. Все это мы называем водоемы.

  • Вопрос. Какая вода в морях и океанах? (дети выдвигают гипотезу)

  • Зачем гадать, давайте попробуем. Какая вода на вкус? (соленая, не вкусная)

  • Вопрос. Как вы думаете, может ли кто-нибудь жить в такой воде? (дети выдвигают гипотезу)

  • Чтобы доказать или опровергнуть ваше предположение давайте посмотрим, документальный фильм.

  • Дети зарисовывают в блокнот запомнившихся животных.

  • Вывод: вода морей и океанов соленая. Не смотря на это, в ней обитает (живет) множество живых существ.

  • Занятие 16.

  • Тема: Водоемы. (Часть 2).

  • Цель: продолжать формировать преставления детей о водоемах. Выучить термин «Пресные». Ознакомить с водоемами нашей местности. Воспитывать любовь к малой родине.

  • Оборудование: карта Хабаровского края, картинки: рыб, птиц, зверей - обитающих в нашей местности.

  • Ход занятия.

  • Дети рассматривают карту Хабаровского края. Воспитатель объясняет, что синие полосы это реки; а кругленькие голубые пятна - это озера. Широкая синяя полоса это знаменитая река Амур (Амур - батюшка). Какой большой город стоит на реке Амур? (Комсомольск - на - Амуре, Хабаровск).

  • А рядом с ним маленькая точка это наш п. Хурмули. Какая речка течет возле нашего поселка. (Хурмулинка), наша Хурмулинка несет свои воды в речку Горин; Горин в Амур; Амур в Тихий океан.

  • Беседа об озерах. (Эворон, Амут).

  • Викторина «Кто это?»

  • Условия: дети берут карточки с изображениями рыб, птиц, животных и рассказывают о них.

  • Вывод: реки и озера - это пресные водоемы. В них и около них, обитает много живых существ. Рядом с нашим поселком протекает р. Хурмулинка, она несет свои воду в знаменитую реку Амур.

  • Занятие 17 (итоговое).

  • Научный совет.

  • Дети заходят под музыку В. Шаинского «Синяя вода». Дети проходят и садятся на стульчики.

  • Воспитатель: Сегодня наш клуб «Капитошка» закрывается. И мы должны определить, можно ли вам присвоить звания «научный сотрудник». Тем, кто будет правильно отвечать на вопросы, мы будем вручать фишки. У кого фишек не окажется того не сможем назвать «научным сотрудником» (таких не должно быть), а тот у кого фишек будет больше всех, получит специальный приз - книгу. А для этого вам необходимо вспомнить полученные в нашем клубе знания. Сегодня к нам пришли профессора (2-3 воспитателя). Они посмотрели ваши научные наблюдения (блокноты), и тем, кто аккуратно их заполнял, вручаем фишки 1-5 фишек.

  • Викторина.

  • Проходит по принципу «вопрос - ответ».

  • Ребенку вручается 1-3 фишки, в зависимости от полноты ответов. Для того чтобы ответить на вопрос ребенок может пользоваться своими записями.

  • 1. Какие свойства имеет вода?

  • 2. Какие вы знаете вещества, способные растворятся в воде?

  • 3. Какие вещества, не растворяются в воде?

  • 4. Можно ли очистить воду? И как?

  • 5. В каких трех состояниях бывает вода?

  • 6. Нужна ли вода растениям?

  • 7. Как вода попадает в растения?

  • 8. Нужна ли вода животным?

  • 9. Нужна ли вода людям?

  • 10.Какие бывают водоемы?

  • 11.Кто живет в морях?

  • 12.Кто живет в реках и около них?

  • 13.Какие осадки бывают летом?

  • 14.Какие осадки бывает зимой?

  • Физкультминутка. «К речке быстрой»

  • К речке быстрой мы спустились (шагаем на месте)

  • Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на пояс)

  • Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

  • Вот как славно освежились (встряхиваем руки)

  • Делать так руками нужно:

  • Вместе - раз, это брасс, (круги двумя руками вперед)

  • Одной, другой - это кроль (круги руками поочередно вперед)

  • Все, как один, плаваем как дельфин. (Прыжки на месте)

  • Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

  • И отправились домой.

  • Конкурс. Угадай-ка?

  • Дети на слух отгадывают звуки: шум дождя, град, вода из крана, наливаем воду в чашку….

  • Воспитатель. Сейчас дети подойдите к профессорам и по очереди сдайте им свои фишки. А пока профессора будут подводить итоги. Мы с вами посмотрим фокусы с водой.

  • 1. Волшебные стаканчики (разноцветная вода).

  • 2. Достать монетку из стаканчика не намочив рук (фокусник предлагает сделать это всем детям, затем достает помощью магнита).

  • Профессора вручают детям дипломы, каждому ребенку присваивается звания «научного сотрудника», а лучшему вручают книги.



  • Положив дипломы на стульчики, дети танцуют под музыку «Синяя вода»

  • (Сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского)

  • Синяя вода, (Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны.)

  • Поле без следа,

  • Без конца и края. (Кружимся на месте.)

  • Синяя вода,

  • Ты спешишь куда?

  • Ты спешишь куда? (Присели, обхватили плечи руками.)

  • К морю синему,

  • Там, где волны сильные, (Встали, руки вытянули вверх.)

  • Там, где волны сильные

  • Плещутся всегда. (Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)

  • К морю синему

  • Поскорей неси меня, (Кружимся на месте.)

  • Поскорей неси меня,

  • Синяя вода. (Присели, обхватили Плечи руками.)



Конспект НОД в подготовительной группе

  • Экспериментирование в подготовительной группе

  • Образовательная область «Познавательно-речевое развитие»
    Цель: Развитие исследовательской активности.
    Задачи:
    Закрепить знания о процессе очистки воды разными способами, о давлении и силе воды.
    Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения к природным ресурсам.
    Развивать умение организовать эксперимент и получить результат.
    Снижать утомление, статическое напряжение при выполнении заданий. Соблюдать гигиенические условия к просмотру материала с использованием мультимедийной установки.

    Материалы и оборудование:
    Глобус, презентация «Голубая планета», для опыта «Водяная мельница»- (из набора для опытов)- 3 ковшика, держатель, рукоятка;
    для опыта «Пульверизатор» - (из набора для опытов): пробирка, подставка для пробирок, соломинки;
    для опыта «Водяной фильтр» - (из набора для опытов): 4 пластмассовые трубки, 1 пластмассовая воронка, 1 пластмассовая крышка, 1 пластмассовая чашка, 1 пакетик камешков, 1 пакетик шариков, 3 бумажных фильтра, 1 губка, 1 измерительная чашка;
    для опыта «Умывальников начальник»- пластиковая бутылка с проколотым отверстием на боковой стороне примерно на 5 см от донышка, скотч; ёмкость с водой, тазики для воды;
    карточки с алгоритмом проведения опытов; раскраски «Вода»;
    стаканчики с питьевой водой.
    Методы:
    Наглядный, словесный, практический.

  • Приёмы:
    Наглядные приёмы (демонстрация слайдов, глобуса, наблюдение, показ способа действий)
    Практические приёмы (упражнение (подражательное), моделирование- изготовление водяного фильтра, пульверизатора, водяной мельницы, умывальника)
    Словесные приёмы (рассказ, комментирование наглядного материала, беседы (этические и познавательные), объяснение, поисковые вопросы, педагогическая оценка)
    Игровые упражнения и задания (загадывание загадки, воображаемая ситуация)

  • Предварительная работа

  • Рассматривание иллюстраций с изображением рек, озёр, морей, океанов.
    Чтение рассказов, сказок о воде; беседы о воде, о фильтрах для очистки воды, о мельницах.
    Рассматривание через микроскоп капельки воды, льдинки. Беседы «Для чего необходимо очищать воду», «Кому вода необходима для жизни?».
    Проблемные ситуации «Если на планете исчезнет вода…», «Если использованную воду не очищать, что произойдёт?», «Ты оказался в лесу (пустыне), как найти воду». Опыты на выявление свойств воды, о её значимости для роста растений, о круговороте воды в природе.
    Загадывание загадок о воде, водных ресурсах, о снеге, дожде и т.д.
    Разработать правила поведения при проведении опытов.

  • Ход образовательной деятельности

  • Воспитатель Я хочу вам загадать загадку:
    Чего в гору не выкатить,
    В решете не унести,
    В руках не удержать?
    (Вода) (Соколова Е.И., Ларина Т.И. Загадки мудрой совы. Ярославль, 2000.)
    Догадались, о чем пойдет у нас сегодня разговор? (Ответы детей) Мы с вами поговорим о воде.
    Посмотрите, у меня на столе глобус, это макет нашей планеты Земля. В какие цвета окрашен глобус? Какого цвета земля и горы? А вода? (Ответы детей) Молодцы, правильно: вода - голубого цвета, а суша (земля и горы) - зеленого и коричневого. А если я его сильно раскручу, какого цвета стала наша планета? (Воспитатель с силой прокручивает глобус). (Ответы детей) Правильно, весь глобус как будто окрасился голубым цветом.
    А теперь посмотрите на экран. Так выглядит наша планета Земля из космоса. (Слайд с изображением Земли из Космоса) (Ответы детей) На снимке видно, что нашу планету недаром зовут голубой путешественницей космоса. Вот как много воды у нас на земле!

    Скажите, пожалуйста, ребята, а где мы можем встретить воду на земле? (Ответы детей)
    Правильно, это реки, озёра, моря, океаны. (слайд с изображением рек, озёр, морей, океанов)
    Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? (Ответы детей)
    Правильно, вода нужна всем: и растениям, и животным, и птицам, и человеку. (Слайд с изображением необходимости воды всему живому)
    Зачем вода растениям? Как они её получают?
    Зачем вода животным и птицам?
    Для чего вода нужна человеку?

    Откуда берётся вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт, не кончается. В кране вода - из реки. Она прошла большой путь, прежде чем оказалась в кране- по трубам, проложенным человеком, затем через фильтр, чтобы стать чистой. К воде надо бережно относиться, не оставлять открытыми краны.
    Чтобы направить силу воды на пользу человеку, в лабораториях работает много учёных. А что такое лаборатория? А вы хотите побывать в такой лаборатории и провести свои опыты с водой? Отправляемся в Лабораторию Воды.
    Вправо, влево повернись,
    В Лаборатории Воды окажись.
    Вот мы с вами и в Лаборатории. (Дети подходят к заранее приготовленным столам с необходимым для опытов оборудованием).
    Воспитатель Опытов будет 4 , нам необходимо разделиться на 4 группы, у каждой из них будет свой «научный руководитель». Как вы думаете, какие у него обязанности.
    Давайте вспомним правила поведения при проведении опытов.
    (Дети делятся на 4 группы, назначается «научный руководитель»).
    (На столах у каждой группы лежат карточки с алгоритмом выполнения опыта, оборудование для проведения опыта)

    Воспитатель Приступаем к работе.
    1 опыт «Водяная мельница»
    Цель: Закрепить знания о силе воды.
    Оборудование: (из набора для опытов)- 3 ковшика, держатель, рукоятка
    Ход
    Вставить держатель в рукоятку. Вставить три ковшика в держатель. Маленькая мельница готова. Подставить её под поток воды так, чтобы вода попадала прямо в ковшик, когда они находятся в горизонтальном положении. Когда вода попадает в ковшики, это заставляет мельницу вращаться. Силы падающей воды переходят в силу вращения мельницы.

    Вывод: Падающая вода обладает силой и надо увеличить поток воды, чтобы вращение было сильнее.

    2 опыт. Пульверизатор
    Цель: Закрепить знания об использовании силы воздуха.
    Оборудование: (из набора для опытов): пробирка, подставка для пробирок, соломинки
    Ход:
    Поставить пробирку в подставку. Наполнить пробирку водой и накрыть крышкой с отверстием. Вставить в неё вертикально соломинку. Соломинка не должна касаться дна пробирки. Держа соломинку вертикально в пробирке, приблизить к ней другую соломинку горизонтально под углом 90 градусов, и взять второй конец горизонтальной соломинки в рот. Не меняя положения соломинок, подуть сильно в горизонтальную соломинку. Вода начнёт подниматься по вертикальной соломинке, когда она дойдёт до верха - будет распыляться в противоположном направлении.
    Вывод. Если дуть над вертикальной соломинкой, поток воздуха создаёт низкое давление. Давление на поверхности воды в пробирке выше, и это заставляет воду подниматься по соломинке. Когда вода достигает верха, поток воздуха заставляет воду распадаться на крошечные капельки, вода распыляется.

    3 опыт. Водяной фильтр
    Цель: Закрепить знания о процессе очистки воды разными способами
    Оборудование: Из набора для опытов: 4 пластмассовые трубки, 1 пластмассовая воронка, 1 пластмассовая крышка, 1 пластмассовая чашка, 1 пакетик камешков, 1 пакетик шариков, 3 бумажных фильтра, 1 губка, 1 измерительная чашка.
    Ход:
    Налить в чашку грязную воду. Можно приготовить раствор грязной воды: добавить в воду кусочки бумаги, несколько капель соуса, растительного масла, пищевого красителя.
    Положить в отдельные трубки камешки, шарики, губку и бумажный фильтр. Сделать из них колонну: вверху- трубка с шариками, ниже- с камешками, затем- с губкой и внизу с бумажным фильтром.
    Медленно вылить грязную воду через воронку в верхнюю трубку. Какая вода получилась в самой нижней баночке? Сравнить её с оставшейся грязной водой.
    Вывод. Чем больше разных видов слоёв в фильтре, тем вода чище. Более чем один миллиард людей, т.е. каждый шестой человек на Земле- не имеют доступа к чистой воде. Чистая вода- самый ценный ресурс на планете. Если чистота воды не будет восстанавливаться после использования, чистая вода может совсем исчезнуть.

    4 опыт. «Умывальников начальник».
    Цель: Выявить влияние силы воздуха на воду.
    Оборудование: Пластиковая бутылка с проколотым отверстием на боковой стороне примерно на 5 см от донышка.
    Ход:
    Заклеить отверстие скотчем, налить доверху воды и закрыть крышку. Скотч отклеить. Слегка отвинчивая крышку, получим струйку воды, завинчивая- «закроем кран» своего умывальника.
    Вывод: Когда отвинчиваем крышку- воздух давит на воду и заставляет её выливаться. А без доступа воздуха вода не выливается.

    Воспитатель А сейчас немного отдохнём и поплаваем в речке.
    Физминутка «Речка» (В.И. Ковалько «Азбука физминуток для дошкольников» М.: Вако - 2008)
    К речке быстро мы спустились,
    Наклонились и умылись.
    Раз, два, три, четыре-
    Вот как славно освежились.
    А теперь поплыли дружно,
    Делать так руками нужно:
    Вместе - раз, это брасс.
    Одной, другой - это кроль.
    Все, как один, плывём как дельфин.
    Вышли на берег крутой
    И отправились домой.

    Воспитатель: А теперь предлагаю каждому из «научных руководителей» выступить и рассказать о проводимом опыте.
    От каждой группы опыт показывается остальным детям , делается вывод, выдвигают предложения об использовании свойств воды для пользы человека.

    Воспитатель: Возвращаемся в свою группу.
    Вправо, влево повернись.
    В группе снова очутись.

    Воспитатель: Что вы сегодня вечером расскажете дома, где вы побывали? Что нового узнали? Что научились делать?
    Вы мне поверите, если я вам скажу: вода слышит? (Ответы детей).
    Я тоже не верила. Но, оказывается, ученые проводили опыты с замерзшей водой и выяснили: вода нас слышит. Мы с вами не сможем провести такие опыты, для этого нужны большие аппараты, специальные машины, и много времени. Но что они увидели через микроскопы, я вам сейчас покажу. Ученые говорили воде добрые, хорошие слова, включали добрую музыку, звуки леса, пение птиц, потом воду замораживали и рассматривали кристаллики воды через большой микроскоп. Вот что они увидели (слайд с изображением красивых кристаллов воды).
    Затем воде дали послушать музыку грубую, сказали нехорошее слово, снова заморозили воду. Посмотрите на экран, кристаллики воды стали уродливыми. (слайд с изображением ломаного кристалла воды).
    Вот и получается, что наша живая вода способна слышать и слушать. Значит, она живая.
    А все живое требует к себе бережного отношения. Как мы должны беречь воду? (Ответы детей)
    Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. На столе кружки с питьевой водой. Давайте с вами скажем воде добрые слова. Пожелайте ей добра и здоровья. (Дети «разговаривают» с водой). А теперь давайте ее выпьем, а она с нами в ответ поделится своим здоровьем, добром. Никогда не ругайтесь. Вода нас окружает везде, она находится в дожде, снежинках, водопроводном кране, в чайнике, в супе, и «слышит» нас. Плохие слова делают воду нездоровой, а вместе с ней и мы можем заболеть.
    Волшебница - вода дарит вам на память раскраски с изображением воды.







Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность (опыты с воздухом)»

Программное содержание:

1. Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о способах обнаружения.

2. Активизировать речь и обогащать словарь детей.

3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Предварительная работа:

Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, воздухом, магнитом, песком, глиной и другими материалами.

Оборудование:

Воздушные шары, полоски бумаги, вертушка, кораблик с парусом, ёмкость с холодной и горячей водой, трубочки, пакеты, мяч, пластмассовая бутылка, апельсиновая корка, долька чеснока.

Ход занятия:

(Группа оборудована в научную лабораторию для проведения опытов с воздухом.)

Воспитатель: Дети, вы находитесь в научной лаборатории. Давайте вспомним, чем мы занимались в течение года?

Дети: Экспериментировали , проводили различные опыты с водой, воздухом, песком, глиной, магнитом, с растениями, делали открытия, выводы, узнавали что-то новое.

Воспитатель: А вы знаете, как называют людей, которые делают опыты? Их называют исследователями. Хотите побывать в роли исследователей?

Дети: Да!

Воспитатель: Уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. Вам предстоит показать свои знания о свойствах воздуха, показать опыты, сделать выводы. В лаборатории есть всё необходимое для этого. Распределитесь, кто где будет работать и займите свои места.

(дети распределяются, подходят к столам с оборудованием, начинают проводить опыты с воздухом).

Воспитатель: Готовы исследователи сделать выводы о свойствах воздуха? (подхожу к первому столику)

Воспитатель: Слушаю вас.

Ребёнок: Воздух невидим, но его можно обнаружить:

- надуть воздушный шарик (показ)

- подуть на полоску бумаги (показ)

-подуть на парус кораблика (сильно или слабо)

Воспитатель: Хорошо, вы доказали нам, что воздух невидим. Спасибо вам! (подхожу к другому столику). Слушаем ваши открытия.

Ребёнок: Воздух есть внутри людей и это можно доказать!

- возьмём трубочку и подуем в стакан с водой (показ), посмотрите, что происходит. Пузырьки поднимаются наверх. Это и есть воздух.

Воспитатель: Откуда он взялся?

Ребёнок: Он находился внутри нас!

Ребёнок: Воздух находится и вокруг нас, его можно поймать (показ)

Ребёнок: Воздух бесцветный, но его можно почувствовать.

Воспитатель: Как?

Ребёнок: Если сжимать пакет руками, то мы почувствуем, что воздух упругий (показ). Можно определить упругость воздуха с помощью мяча (показ).

Воспитатель: Спасибо, вы доказали, что воздух бесцветный, находится внутри и вокруг нас (подхожу к третьему столу).

Воспитатель: Что ещё о воздухе вы можете рассказать?

Дети: Можно опустить бумагу в воду и не намочить её.

Воспитатель: Докажите.

Дети: Нужно на дно стакана приклеить полоску бумаги, стакан перевернуть горлышком вниз и резко опустить в воду (показ). Потрогайте бумагу.

Воспитатель: Она сухая, а почему?

Дети: Воздух остался в стакане и не дал воде подняться и намочить бумагу.

Дети: А ещё воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Я вам сейчас покажу. Воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки и опустить бутылку в горячую воду. Что вы видите?

Воспитатель: Шарик надулся, а почему?

Дети: В бутылке находится воздух, он нагревается, расширяется и наполняет шарик. Ставим бутылку в холодную воду, что вы видите?

Воспитатель: Шарик сдулся, почему?

Дети: При охлаждении воздух сжимается и шарик сдулся.

Воспитатель: Ребята, вы доказали, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Ребята: А я вам докажу, что у воздуха нет запаха! Вы сейчас чувствуете какой-нибудь запах?

Воспитатель: Нет.

Дети: Возьму корочку апельсина и помну её. Чем пахнет?

Воспитатель: Апельсином.

Дети: А сейчас я раздавлю дольку чеснока. Чем пахнет?

Воспитатель: Чесноком.

Дети: Запах передаётся по воздуху.

Воспитатель: Спасибо. Это свойство воздуха тоже доказано.

И так подведём итог.

*Воздух - невидимка. Воздух мы не видим, но без него не можем обойтись. Воздухом дышат люди, животные и растения.

*Воздух прозрачен, потому что мы через него видим другие предметы. Вот, например, мы через воздух видим дверь, а что за дверью мы не видим.

*Воздух бесцветен. Мы видим, что окно белого цвета, а пианино коричневого, а у воздуха цвета нет.

*воздух не имеет запаха. В каждом помещении пахнет по - разному. В аптеке, парикмахерской, столовой разные запахи, а воздух не имеет запаха.

*При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Воспитатель:

Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание « юный исследователь» и вручить медали.

Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо.





© 2010-2022