Статья: Гендерные различия мальчиков и девочек

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья: Гендерные различия мальчиков и девочек.Курочкина Ирина Владимировна

воспитатель МБУ д/с № 139 «Облачко»

г.о. Тольятти Гендерные различия мальчиков и девочек.

В последнее время гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей - психологов, педагогов, врачей. В этой статье я постараюсь раскрыть некоторые вопросы, связанные с гендерным воспитанием и обучением в нашем детском саду.

Так, что же такое «гендер»? И в чём состоит отличие «пола» от «гендера»?

Всемирная организация здравоохранения объясняет эти понятия так: «пол» относится к биологическим и физиологическим характеристикам, определяющим мужчин и женщин; «гендер» относится к социально сконструированным ролям, поведению, видам деятельности и свойствам, которые считаются свойственными мужчинам и женщинам. Иными словами: «мужской» и «женский» - это категории пола, а «маскулинный» и «феминный» - это категории гендера.

Воспитание детей с учётом гендерных особенностей задача сложная, но посильная. Во что и как сегодня играют мальчики и девочки среднего дошкольного возраста в детском саду?

Дети, посещающие мою группу, предпочитают играть в сюжетно-ролевые игры. Они выбирают игровые сюжеты, соответствующие их полу. Девочки устойчиво выбирают социально-бытовые сюжеты: «Дочки-матери», «Парикмахер» или «Салон красоты», «Доктор» или «Больница», «Магазин». Мальчики выбирают для игр мужские взаимоотношения в мужских профессиях. Это сюжетно-ролевые игры «Корабль», «Автобус», «Гараж», «Такси», «Строитель», «Гонки» и «Супергерои».

Наблюдая за игрой мальчиков и девочек, я увидела, что девочкам не нужно большой территории, им достаточно небольшого места в группе или на улице, чтобы долгое время играть, например: в дочки-матери или в «больницу», где они очень серьёзно лечат своих пациентов «кукол». Девочки лучше приспособляются к повседневной жизни, они аккуратнее, внимательнее, спокойнее мальчиков.

Игра мальчиков рассчитана на освоение территории и исследование различных предметов. Если мы ограничиваем игровое пространство мальчиков, то они используют имеющуюся территорию по максимуму. Мальчики испытывают большую, чем девочки, потребность в движении. Правила игры, усвоенные мальчиками в детстве, определяют в дальнейшем их мужской характер.

Дети, обычно, не присоединяются в игре к противоположной по полу группе, а лишь наблюдают со стороны. В общих играх, организованных воспитателем, мальчики обычно игнорируют девочек. С одной стороны, важно поощрять объединения девочек и мальчиков в играх, в непосредственной образовательной деятельности и в повседневной жизни, с другой - важно учить детей взаимодействовать с представителями противоположного пола. В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и принять те характерные особенности, которыми обладают маленькие представители женского и мужского пола.

Приведем, например, данные о различиях в развитии полов, которые удалось удачно обобщить и систематизировать американскому педагогу, семейному психотерапевту Майклу Гариену.

Условные гендерные различия мальчиков и девочек.*

Различия

Девочки

Мальчики

Различия на

психическом

уровне

- более развито левое полушарие,

обеспечивающее регуляцию речи и письма;

- имеют преимущественно долговременную память;

- развито наглядно-образное

мышление;

- адаптация к среде проходит через переживания, иногда через эмоциональные срывы;

- легче переносят эмоциональный стресс;

- субъективная самооценка, т.к. упор делается на испытываемые чувства и переживания.

- более развито правое полушарие, отвечающее за распознавание и

анализ зрительных образов, форм и структур предметов;

- имеют преимущественно

кратковременную память;

- обладают абстрактным мышлением;

- лёгкая адаптация к окружающей среде;

- с трудом переносят стресс;

- объективная самооценка.

Различия на

физическом

уровне

- меньше масса тела, но большая

грация, гибкость и подвижность;

- быстрее развивают точность и

координацию движений;

- визуальное восприятие информации

происходит по горизонтали.

- большая масса тела и физическая сила;

- менее развита точность и

координация движений;

- доминирует визуальный обзор

пространственных образов по

вертикали.

Различия на когнитивном

уровне

- доминирует количественный подход

к изучению учебного материала;

- стройность и чёткость анализа;

- склонность к алгоритму,

выполнения действия по шаблону;

- скорость внимания ниже, чем у мальчиков;

- пристрастие к монологу и

повествованию.

- доминирует качественный подход

к изучению учебного материала;

- синтетический подход, умение

обобщать на рациональной основе;

- высокая скорость концентрации внимания;

- склонность к диалогово-

дискуссионной деятельности.

Различия на

поведенческом уровне

- скрытны, послушнее, приветливее;

- раньше, чем мальчики, понимают,

какими их хотят видеть окружающие;

- высокий уровень чувствительности

и социальной ответственности;

- слуховой способ познания

действительности, рано появляется

интерес к чтению, любят петь,

рассказывать стихи.

- более оптимистичны, открыты;

- показатель гуманных отношений в совместной деятельности выше;

- низкая способность

демонстрировать социально

одобряемые формы поведения;

- более чётко визуальное

восприятие пространства, им

интереснее смотреть иллюстрации,

лепить, вырезать, конструировать.

Я убедилась, что у девочек:

-мышление левополушарное, конкретное и прагматичное, которое ориентирует их на получение результата;

-ответы более однотипны;

-однообразнее виды деятельности.

Девочки, как правило, труднее справляются с задачами, требующими пространственного представления, предпочитают запоминать, а не понимать, лучше решают однотипные задачи.

Таким образом, я пришла к выводу, что гендерное развитие детей в детском саду должно быть направленно на то, чтобы гендерная индентичность формировалась у ребёнка вовремя и следующие несоответствия должны настораживать педагога:

- ребёнок не должен предпочитать всё время игрушки и игровые роли противоположного пола;

- стремление быть со взрослым противоположного пола и подражать его поведению;

- рассказы ребёнка о сновидениях, в которых он выступает как представитель другого пола;

- стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола тоже может свидетельствовать о проблемах с гендерной индентичностью.

Гендерное воспитание - это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Целенаправленное гендерное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие ребёнка существенно. И будет способствовать проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Важным условием организации игровой деятельности детей является создание педагогически целесообразной предметной среды для всех видов игр, в которой учитывается своеобразие каждой возрастной группы.

В нашем дошкольном учреждении применяются многообразные сюжетно-ролевые игры и ставятся конкретные задачи для разных возрастных групп, среди них сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Шофёр», «Магазин», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Почта», «Школа», «Автобус», «Детский сад».

А также мы используем такие методы и приёмы в гендерном воспитании дошкольника как игры по гендерному воспитанию:

-сюжетно - ролевая игра «Семья»;

-беседы с использованием иллюстраций, художественной литературы;

-проблемные ситуации с этическим содержанием;

-изготовление подарков для мам, пап;

-дидактические игры: «Кто чем любит заниматься?», «Что кому?», «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я такой, потому, что…», «»Кем быть?», «Одень мальчика, одень девочку».

В заключении хочется сказать, что подбор форм, и методов воспитания и обучения требует от педагогов изменения профессиональной позиции, приучает видеть перед собой не просто ребёнка, а мальчика или девочку со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Поэтому роль педагога значительна и главной задачей является: преодоление формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребёнка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности вне зависимости от пола.









Гендерные фотографии воспитанников детского сада №139 «Облачко»



Статья: Гендерные различия мальчиков и девочек.Статья: Гендерные различия мальчиков и девочек.

Статья: Гендерные различия мальчиков и девочек.Статья: Гендерные различия мальчиков и девочек.

Используемая литература:

1. Гариен М. Мальчики и девочки учатся по-разному: Руководство для педагогов и родителей; пер. с англ.-М., 2004.

2. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. - СПб, 2006.

3. Крылова Н.Б. культурология образования - М., 2000.

4. Пушкарёва Н.А. Гендерная асимметрия социализации // Гендерный подход в педагогике, М., 2002. Ч. 1. С. 18 - 21.

5. Гендерные фотографии воспитанников детского сада № 130 «Облачко»

г.о. Тольятти, 2012г.



Таблица персональных данных.


1.

Фамилия автора

Курочкина

2.

Имя Отчество (полностью)

Ирина Владимировна

3.

Электронный адрес


4.

Телефон

89372302765

5.

Место работы

МБДОУ Детский сад № 139 «Облачко»

6.

Должность

Воспитатель

7.

Рубрика. Название статьи

Методы и технологии. «Актуальность гендерного воспитания в детском саду»


© 2010-2022