- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Статья: Гендерные различия мальчиков и девочек
Статья: Гендерные различия мальчиков и девочек
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Курочкина И.В. |
Дата | 17.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Курочкина Ирина Владимировна
воспитатель МБУ д/с № 139 «Облачко»
г.о. Тольятти Гендерные различия мальчиков и девочек.
В последнее время гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей - психологов, педагогов, врачей. В этой статье я постараюсь раскрыть некоторые вопросы, связанные с гендерным воспитанием и обучением в нашем детском саду.
Так, что же такое «гендер»? И в чём состоит отличие «пола» от «гендера»?
Всемирная организация здравоохранения объясняет эти понятия так: «пол» относится к биологическим и физиологическим характеристикам, определяющим мужчин и женщин; «гендер» относится к социально сконструированным ролям, поведению, видам деятельности и свойствам, которые считаются свойственными мужчинам и женщинам. Иными словами: «мужской» и «женский» - это категории пола, а «маскулинный» и «феминный» - это категории гендера.
Воспитание детей с учётом гендерных особенностей задача сложная, но посильная. Во что и как сегодня играют мальчики и девочки среднего дошкольного возраста в детском саду?
Дети, посещающие мою группу, предпочитают играть в сюжетно-ролевые игры. Они выбирают игровые сюжеты, соответствующие их полу. Девочки устойчиво выбирают социально-бытовые сюжеты: «Дочки-матери», «Парикмахер» или «Салон красоты», «Доктор» или «Больница», «Магазин». Мальчики выбирают для игр мужские взаимоотношения в мужских профессиях. Это сюжетно-ролевые игры «Корабль», «Автобус», «Гараж», «Такси», «Строитель», «Гонки» и «Супергерои».
Наблюдая за игрой мальчиков и девочек, я увидела, что девочкам не нужно большой территории, им достаточно небольшого места в группе или на улице, чтобы долгое время играть, например: в дочки-матери или в «больницу», где они очень серьёзно лечат своих пациентов «кукол». Девочки лучше приспособляются к повседневной жизни, они аккуратнее, внимательнее, спокойнее мальчиков.
Игра мальчиков рассчитана на освоение территории и исследование различных предметов. Если мы ограничиваем игровое пространство мальчиков, то они используют имеющуюся территорию по максимуму. Мальчики испытывают большую, чем девочки, потребность в движении. Правила игры, усвоенные мальчиками в детстве, определяют в дальнейшем их мужской характер.
Дети, обычно, не присоединяются в игре к противоположной по полу группе, а лишь наблюдают со стороны. В общих играх, организованных воспитателем, мальчики обычно игнорируют девочек. С одной стороны, важно поощрять объединения девочек и мальчиков в играх, в непосредственной образовательной деятельности и в повседневной жизни, с другой - важно учить детей взаимодействовать с представителями противоположного пола. В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и принять те характерные особенности, которыми обладают маленькие представители женского и мужского пола.
Приведем, например, данные о различиях в развитии полов, которые удалось удачно обобщить и систематизировать американскому педагогу, семейному психотерапевту Майклу Гариену.
Условные гендерные различия мальчиков и девочек.*
Различия
Девочки
Мальчики
Различия на
психическом
уровне
- более развито левое полушарие,
обеспечивающее регуляцию речи и письма;
- имеют преимущественно долговременную память;
- развито наглядно-образное
мышление;
- адаптация к среде проходит через переживания, иногда через эмоциональные срывы;
- легче переносят эмоциональный стресс;
- субъективная самооценка, т.к. упор делается на испытываемые чувства и переживания.
- более развито правое полушарие, отвечающее за распознавание и
анализ зрительных образов, форм и структур предметов;
- имеют преимущественно
кратковременную память;
- обладают абстрактным мышлением;
- лёгкая адаптация к окружающей среде;
- с трудом переносят стресс;
- объективная самооценка.
Различия на
физическом
уровне
- меньше масса тела, но большая
грация, гибкость и подвижность;
- быстрее развивают точность и
координацию движений;
- визуальное восприятие информации
происходит по горизонтали.
- большая масса тела и физическая сила;
- менее развита точность и
координация движений;
- доминирует визуальный обзор
пространственных образов по
вертикали.
Различия на когнитивном
уровне
- доминирует количественный подход
к изучению учебного материала;
- стройность и чёткость анализа;
- склонность к алгоритму,
выполнения действия по шаблону;
- скорость внимания ниже, чем у мальчиков;
- пристрастие к монологу и
повествованию.
- доминирует качественный подход
к изучению учебного материала;
- синтетический подход, умение
обобщать на рациональной основе;
- высокая скорость концентрации внимания;
- склонность к диалогово-
дискуссионной деятельности.
Различия на
поведенческом уровне
- скрытны, послушнее, приветливее;
- раньше, чем мальчики, понимают,
какими их хотят видеть окружающие;
- высокий уровень чувствительности
и социальной ответственности;
- слуховой способ познания
действительности, рано появляется
интерес к чтению, любят петь,
рассказывать стихи.
- более оптимистичны, открыты;
- показатель гуманных отношений в совместной деятельности выше;
- низкая способность
демонстрировать социально
одобряемые формы поведения;
- более чётко визуальное
восприятие пространства, им
интереснее смотреть иллюстрации,
лепить, вырезать, конструировать.
Я убедилась, что у девочек:
-мышление левополушарное, конкретное и прагматичное, которое ориентирует их на получение результата;
-ответы более однотипны;
-однообразнее виды деятельности.
Девочки, как правило, труднее справляются с задачами, требующими пространственного представления, предпочитают запоминать, а не понимать, лучше решают однотипные задачи.
Таким образом, я пришла к выводу, что гендерное развитие детей в детском саду должно быть направленно на то, чтобы гендерная индентичность формировалась у ребёнка вовремя и следующие несоответствия должны настораживать педагога:
- ребёнок не должен предпочитать всё время игрушки и игровые роли противоположного пола;
- стремление быть со взрослым противоположного пола и подражать его поведению;
- рассказы ребёнка о сновидениях, в которых он выступает как представитель другого пола;
- стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола тоже может свидетельствовать о проблемах с гендерной индентичностью.
Гендерное воспитание - это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Целенаправленное гендерное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие ребёнка существенно. И будет способствовать проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Важным условием организации игровой деятельности детей является создание педагогически целесообразной предметной среды для всех видов игр, в которой учитывается своеобразие каждой возрастной группы.
В нашем дошкольном учреждении применяются многообразные сюжетно-ролевые игры и ставятся конкретные задачи для разных возрастных групп, среди них сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Шофёр», «Магазин», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Почта», «Школа», «Автобус», «Детский сад».
А также мы используем такие методы и приёмы в гендерном воспитании дошкольника как игры по гендерному воспитанию:
-сюжетно - ролевая игра «Семья»;
-беседы с использованием иллюстраций, художественной литературы;
-проблемные ситуации с этическим содержанием;
-изготовление подарков для мам, пап;
-дидактические игры: «Кто чем любит заниматься?», «Что кому?», «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я такой, потому, что…», «»Кем быть?», «Одень мальчика, одень девочку».
В заключении хочется сказать, что подбор форм, и методов воспитания и обучения требует от педагогов изменения профессиональной позиции, приучает видеть перед собой не просто ребёнка, а мальчика или девочку со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Поэтому роль педагога значительна и главной задачей является: преодоление формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребёнка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности вне зависимости от пола.
Гендерные фотографии воспитанников детского сада №139 «Облачко»
Используемая литература:
1. Гариен М. Мальчики и девочки учатся по-разному: Руководство для педагогов и родителей; пер. с англ.-М., 2004.
2. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. - СПб, 2006.
3. Крылова Н.Б. культурология образования - М., 2000.
4. Пушкарёва Н.А. Гендерная асимметрия социализации // Гендерный подход в педагогике, М., 2002. Ч. 1. С. 18 - 21.
5. Гендерные фотографии воспитанников детского сада № 130 «Облачко»
г.о. Тольятти, 2012г.
Таблица персональных данных.
1.
Фамилия автора
Курочкина
2.
Имя Отчество (полностью)
Ирина Владимировна
3.
Электронный адрес
4.
Телефон
89372302765
5.
Место работы
МБДОУ Детский сад № 139 «Облачко»
6.
Должность
Воспитатель
7.
Рубрика. Название статьи
Методы и технологии. «Актуальность гендерного воспитания в детском саду»