Характеристика видов двигательной активности применяемых на познавательных занятиях со старшими дошкольниками

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Характеристика видов двигательной активности, применяемых на познавательных занятиях со старшими дошкольниками.

На дошкольных занятиях традиционно применяются так называемые «физкультминутки» (вспомним знакомое с детства: «Мы писали, мы писали....»). Ничуть не оспаривая значимости этой формы работы, отметим, что ее собственно развивающе-воспитательный, равно как и оздоровительный, эффект чаще всего невелик. Правда, в целом она и не рассчитана на получение подобных эффектов. Ее задачи - иные: способствовать снятию психического (интеллектуального и эмоционального) перенапряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой, повышению общей работоспособности и т.д.

Раскрываемые в данных рекомендациях нетрадиционные формы работы наряду с решением этих задач служат достижению и более широких воспитательно-оздоровительных целей. Среди последних следует особо выделить /18, 51/:

- развитие осмысленности, эмоциональной регуляции и произвольности тех движений и действий ребенка, формирование которых осуществляется на данном занятии;

- обогащение творческого потенциала детей, прежде всего - возможностей их воображения;

- создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности;

- культивирование у детей ценностного отношения к своим и чужим психическим и физическим возможностям, формирование осознания их значимости и уникальности.

Таким образом, эффективность двигательно-оздоровительных моментов определяется тем, насколько они способны внести свой вклад в общее физическое и психическое развитие ребенка.

Под динамическим паузами будем понимать небольшие временные отрезки от 1 до 7 минут, выделенные на познавательных занятиях с целью удовлетворения естественных потребностей ребенка в двигательной активности, восстановлении физических сил и релаксации.

Динамические паузы включают: физкультминутки, пальчиковую гимнастику, музыкально-ритмические паузы, игры малой подвижности.

Физкультминутки проводятся в паузах на занятиях по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений. Их цель - поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Продолжительность физкультминуток 2-3 мин. Их проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление (обычно 12-16-я минуты). Ребята выполняют физические упражнения стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полуприседая, подпрыгивая, ходьба).

Физкультминутка может сопровождаться текстом связанным или не связанным с содержанием занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить чтобы выдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей - глубокий и спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным и ритмичным.

Интересно и эмоционально проходят физкультминутки с музыкальным сопровождением. Дети могут выполнять под музыку несколько видов танцевальных шагов или спеть 1-2 куплета песни, сопровождая их импровизированными движениями (кружение, наклоны, приседания и т.п.). Если на занятиях у детей не наблюдается признаков утомления, физкультминутку можно не проводить.

Когда два занятия подряд имеют малоподвижный характер, например, занятие по развитию речи и рисование - перерыв между ними заполняется движениями, которые проводятся организованно или самостоятельно. "Это могут быть игры средней подвижности, такие как "карусель", "грушка", эстафеты, хороводы типа "Ворон-воронок".

Для самостоятельного действия детям предлагаются скакалки, мячи, кегли, обручи, кольцебросы, ракетки для настольного тенниса. Проводятся игры "Забей шар", "кто быстрее?" и другие.

В конце перерыва рационально провести минуту расслабления, после которой дети успокаиваются.

В многообразии видов двигательной активности дошкольников особое место, в силу своей универсальности, доступности, эмоциональности и привлекательности, занимают упражнения пальчиковой гимнастики.

Например, интегрированный вариант пальчиковой гимнастики и методики «расскажи стихи руками» предлагает Е. Карельская (Приложение 1):

Известно: ребенок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связано и звукопроизношение, поэтому так важно на занятиях в детском саду использовать динамические паузы, пальчиковый игротренинг, подвижные игры.

Приводимые в приложении 1 динамические паузы и пальчиковые игры согласованы с определенными темами по звукопроизношению и обучению грамоте, но они могут быть использованы и на других занятиях.

Предлагаемые стихотворные тексты заучиваются, а затем четко проговариваются детьми совместно со взрослыми (воспитателями, логопедами) и сопровождаются всевозможными движениями. (Кстати, дети с удовольствием разучивают каждое новое стихотворение и комплекс упражнений к нему. Они рассказывают и показывают все это дома, просят родителей выполнить движения вместе с ними). При проведении динамических пауз и пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, а также мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. Это особенно важно для детей с дефектами речи.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М. Кольцова).

Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает. То задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В. Фомина). М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.

В полугодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.

Сорока-белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

Другой вариант этой потешки:

Этому не дала:

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил-

Тебе ничего нет!

При этом большой палец не загибается.

Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки.

Можно использовать следующие стишки:

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик я.

Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе все демонстрируют. "Пальчики здороваются" -кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. "Человечек" - указательный и средний пальцы правой руки "бегают" по столу. "Слоненок" - средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный - ноги. Слоненок "идет" по столу. "Корни деревьев" - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.

Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект.

Показ упражнения происходит в зеркальном изображении.

Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка.

Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.

Упражнения распределяются с учетом возрастания физиологической нагрузки в основной части занятия. В подготовительной части объединяются упражнения простые по координации, малые по амплитуде и выполняемые в медленном умеренном темпе; постепенное увеличение этих параметров движения и темпа приводит к усилению нагрузки в основной части; в заключительной части нагрузка постепенно снижается.

Музыка на занятии доступна восприятию ребенка. Используется детские произведения.

1. Основные виды движений /12, 39/:

а) Ходьба бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоки подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба гусиным шагом.

б) Бег - легкий, ритмичный, передающий различный образ ("бабочки", "птички", "ручейки" и т.д.), широкий ("волк"), острый (бежим по "горячему песку").

в) Прыжковые движения - на двух ногах на мест, с продвижением вперед, прямой галоп - "лошадки", легкое поскакивание.

2. Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц.

Упражнения на развитие гибкости, пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног.

3. Плясовые движения.

- Элементы народных плясок, доступных по координации. Например, поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой "выбрасывание" ног, полуприседание для девочек, и полуприсядка для мальчиков и др.

Разучивание танцевальных упражнений: шаг польки, приставной шаг, поскоки и др., а также разучивание музыкально-ритмических композиций.

Также на занятиях возможно использование игр малой подвижности. Например, таких /19, 41/:

«Краски»

Дети выбирают хозяина и двух покупателей, все остальные игроки-краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали цвет, хозяин приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучится: «Тук-тук!» - « Кто там?» - «Покупатель». «Зачем пришёл? - «За краской». - «За какой?»- «За голубой». Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси и назад принеси». Если же покупатель цвет краски угадал, то краску забирает себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется, и так они проходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который угадал больше красок. При повторении игры он выступает в роли хозяина, а покупателей играющие выбирают.

Правило:

Покупатель не должен повторять дважды один и тот же цвет краски, иначе он уступает свою очередь второму покупателю.

«Фанты»

Игра начинается так: ведущий обходит играющих и говорит:

«Нам прислали сто рублей.

Что хотите то купите.

Чёрный, белый не берите,

Да и нет, не говорите!»

После этого он задаёт детям разные вопросы, а сам старается чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещённых слов: чёрный, белый, да, нет. Кто произнес запрещённое слово, отдаёт водящему фант. .В конце игры все, кто остался без фанта, выкупают его При выкупе фанта участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания: спеть песню, загадать загадку ,прочитать стихи, Рассказать интересную историю ,вспомнить пословицу или поговорку и т.д. При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры.

«Телефон»

Все дети садятся в ряд: кто сидит первым тот телефон. Ведущий на ухо быстро ему говорит какое-то слово или короткое предложение. То, что услышал, передаёт своему соседу. Тот в свою очередь передаёт это слово следующему игроку и так до последнего играющего.После этого все говорят, что они слышали. Первый кто перепутал сказанное, садится в конец, играющие передвигаются ближе к телефону. Каждый ребёнок может исполнять роль телефона один раз, после чего садится в конце ряда.

Таким образом, мы подошли к вопросу практического использования вышеуказанных видов двигательной активности детей на занятиях в ДОУ.



© 2010-2022