• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • Ясли-сад «Родничок» Тема: «Педагогическое воздействие на развитие творческих способностей у ребёнка через музыку». Подготовила: Золотова А. В. музыкальный руководитель 2016 год. «Музыкальное воспитание в детском саду - это организован

Ясли-сад «Родничок» Тема: «Педагогическое воздействие на развитие творческих способностей у ребёнка через музыку». Подготовила: Золотова А. В. музыкальный руководитель 2016 год. «Музыкальное воспитание в детском саду - это организован

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Ясли-сад «Родничок»












Тема: «Педагогическое воздействие на развитие творческих способностей у ребёнка через музыку».



Ясли-сад «Родничок» Тема: «Педагогическое воздействие на развитие творческих способностей у ребёнка через музыку». Подготовила: Золотова А. В. музыкальный руководитель 2016 год. «Музыкальное воспитание в детском саду - это организован

Подготовила: Золотова А. В.

музыкальный руководитель

2016 год.




«Музыкальное воспитание в детском саду - это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка». Всего этого можно достигнуть через развитие восприятия музыки. Получение знаний, умений, навыков не должно являться самоцелью, а должно способствовать формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально- эстетического сознания.

Приобщение детей дошкольного возраста к миру музыки оказывает воздействие на формирование ценностного отношения к искусству и окружающей действительности, способствует личностному развитию. Одним из компонентов человеческой культуры является воспитание. Музыка в свою очередь обладает широким диапазоном воспитательного воздействия на детскую личность. Детские музыкальные впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что важно для интеллектуального развития дошкольника. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для реализации индивидуальных творческих проявлений в музыкальной деятельности. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок, особенно в первые годы жизни.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни ярко выражены - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма, это свидетельствует о музыкальности; у других детей - позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. Но отсутствие раннего проявления способностей, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. В результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятие - мышление. В процессе музыкальной деятельности детей (пение, ритмика, слушание, игра на инструментах) формируются и развиваются основные музыкальные способности детей. Виды музыкальной деятельности детей тесно взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга.

В своей работе по музыкальному воспитанию я ставлю перед собой задачу: стремление к раскрытию творческого потенциала дошкольника. Об этом в своих статьях о музыкальном просвещении и образовании музыкант, композитор и педагог академик Б. Асафьев писал, что необходимо пройти путь «от пассивного слушания к осознанному восприятию и активному участию в работе над музыкальным материалом». Этот принцип является определяющим в приобщении детей к основам инструментального музицирования. Здесь ребёнку легче всего проявить свою активность и самостоятельность, это самый доступный для него вид музыкальной исполнительской деятельности. Малыш не устаёт дудеть в дудочку или бить в барабан. Те музыкальные звуки, которые раздражают нас, взрослых, для него остаются необыкновенно привлекательными. С годами желание извлекать звуки из инструментов не угасает. Кому, как не нам, музыкальным руководителям, не раз приходилось наблюдать, как ведут себя дети в музыкальном зале, случись им остаться без педагога? Они устремляются к инструменту, который невероятно их притягивает, и комната наполняется самыми немыслимыми и неожиданными звукосочетаниями.

Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание. Наблюдая детей на занятиях, в играх, мы замечаем, что они очень интересуются звуковыми, шумовыми игрушками, с помощью барабана, бубна, звоночков, погремушек, кастаньет, трещоток выполняют несложные ритмы.

На каждом музыкальном занятии уделяю несколько минут знакомству детей с музыкальными инструментами, обучению игре на них. Во время слушания происходит непосредственное восприятие музыки, развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, что является основой музыкальности. Во время пения, распевания также учу детей различать 4 свойства музыкального звука: высоту, тембр, динамику и ритм. Обязательно использование на занятиях карточек, других музыкально-дидактических пособий, так как у детей преобладает наглядно-образное восприятие.

Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам, фронтальные. В занятия должны быть включены виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах (для детей подготовительной и частично для старшей группы). Сфера основных видов исполнительства расширяется за счёт включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества.

Слушание музыки, ее восприятие и анализ - основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции.

В первые месяцы пребывания малышей в детском саду слушание музыки является одним из ярких путей обогащения чувств ребенка и расширения его кругозора. Эмоционально отзываясь на музыку, откликаясь на ее содержание, дети в три года еще не могут выразить своих мыслей и чувств, но впечатление, вызванное тщательно, умело подобранной и хорошо исполненной музыкой, оставляет след в их сознании и чувствах. Интерес к музыке, любовь к ней, воспитываемые у детей младшей группы, являются главными условиями правильной постановки работы по слушанию музыки в средней группе. С детьми средней группы проводится более систематическая работа по слушанию музыки на основе предыдущего опыта первоначального ознакомления с простейшими музыкальными произведениями в младшей группе. Дети слушают различную музыку: песни без сопровождения, с сопровождением и небольшие инструментальные пьесы. У детей старшего дошкольного возраста по сравнению с малышами более богатый жизненный и музыкальный опыт. Восприятие детей становится более осознанным. Дети начинают различать новые особенности музыкальных произведений, ранее ими не замечаемые, могут дать достаточно развернутые ответы на вопросы педагога по содержанию музыки.

Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения. Художественные образы песен для детей дошкольного возраста передают отдельные явления действительности, доступные пониманию детей. В соответствии с содержанием песен видоизменяется и их характер. В программу каждой возрастной группы отбираются песни, доступные по содержанию детям того или иного возраста. Чем моложе ребенок, тем проще песня. На музыкальных занятиях акцентируется внимание на использовании попевок - упражнений, многократное повторение которых развивает правильность и чистоту интонирования.

В музыкально-ритмические движения входит обучение детей умению двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности, а также умение выполнять несложные элементы плясок, перестроения, упражнения, инсценировки, водить хороводы, играть в музыкальные игры как в сюжетные, так и в несюжетные на занятиях и в самостоятельной деятельности вне занятий.

Малыши могут освоить элементарные взаимосвязи музыки и движения: пробуют ходить, плясать под соответствующее музыкальное сопровождение, хотя движения эти еще мало согласованы, плохо координированы. В этом возрасте дети осваивают следующие движения: ходьбу, выполнение несложных игровых действий (птичка прилетела, пальчики пляшут, пальчики спрятались и т. д.), повторение плясовых движений за воспитателем (притопывание ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, стоя слегка пружинить ногами, покачиваться с ноги на ногу). Решается основная

задача-развитие первоначальных проявлений ритмичности, освоение детьми начальных игровых и плясовых движений. Для этого внимание малышей привлекается к тому, что играть и плясать следует под музыку, а с ее окончанием прекращать движение.

У детей старшего возраста, если они посещали детский сад, уже имеется некоторый опыт выполнения движений под музыку. Дети этого возраста могут различать контрастную музыку, воспроизводить образные движения и несложный сюжет под музыку, согласовывать движения с ее характером, могут более уверенно держаться и ориентироваться в окружающем пространстве. У них возрастают общая подвижность, двигательная активность, умение самостоятельно определять жанры; колыбельная, плясовая, марш - и выполнять соответствующие движения, согласовывая их с яркими средствами музыкальной выразительности: характером, темпом, динамикой, регистром.

Индивидуальная работа и работа по подгруппам ведётся в свободное от занятий время. Также беру детей во время прогулки по 8-10 минут, закрепляем нужный навык или умение. После полдника также благоприятное время для занятий. Количество таких занятий варьируется в зависимости от сложности разучиваемого произведения, от уровня способности детей.

Музыкальный педагог призван помочь детям войти в мир музыки, понять её законы, приобщиться к её таинствам. Процесс этот бесконечен, как бесконечно и безгранично всё музыкальное творчество. Важно его начать, дать ребёнку почувствовать, что волшебный мир музыки может принести ему радость, стать понятным и близким.

© 2010-2022