Конспект занятия Путешествие в страну далекую

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюжетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №46 «Одуванчик»

города Димитровграда Ульяновской области










Конспект

открытой непосредственной образовательной деятельности

на тему:

«Путешествие в страну далекую»

для детей старшего дошкольного возраста









Выполнила:

воспитатель высшей

квалификационной категории

Сёмкина В.Г.









Программное содержание:


ОО «Познавательное развитие»:

- формировать у детей интерес к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы, о разнообразии и назначении куклы;

- способствовать развитию логического мышления, внимания, сообразительности, наблюдательности, делать суждения;

ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

- продолжать учить детей изготавливать кукол своими руками;

- развивать художественно-творческие способности навыки работы с тканью;

развивать и укреплять моторику рук (пеленание, изготовление кукол, игры с куклами);

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

- воспитывать бережное отношение культуре своего народа;

- воспитывать творческую личность, умение

- анализировать всё происходящее вокруг, решать противоречия;

ОО «Речевое развитие»:

- Активизация словаря - Русь, оберег, русская печь, зыбка, Пасха, народные обряды и обычаи.

Предварительная работа: знакомство с тряпичными куклами, изготовление куклы - пеленашки, пасхального зайчика, птички, аппликация из ткани « Зимняя ночь, Утята в траве, Пасхальный цыплёнок», посещение выставки « Куклы наших бабушек».

Материал: макет (в натуральную величину) русской избы - печь, в печи чугунки расставлены, висит колыбель, в колыбели лежит кукла-младенец, лавка стоит возле стола, стол стоит в углу зала, на столе и на стене кухонная утварь, сундук, на ней корзина с лоскутками, расставлены тряпичные куклы, вдоль окна стоят столы и стулья для детей, дети одеты в русские народные костюмы, путеводный клубок, музыкальная запись

.ХОД НОД.

Дети входят в зал, где за занавесью оформлен уголок русской избы.

Приветствие с гостями.

Педагог: «Ребята, какой праздник отмечает православный народ? (Пасха, воскрешение Иисуса Христа). Этот праздник празднуют с давних времён. На Пасхальной неделе все люди веселятся, играют, водят хороводы, песни поют, ходят нарядные друг к другу в гости, мы тоже с вами нарядились. Хотите побывать в Древней Руси, а поможет нам в этом волшебство. Какое знаете вы волшебство? (Волшебные предметы; ковер - самолёт, волшебная палочка, путеводный клубок, сапоги скороходы, говорящее зеркальце, шапка - невидимка, скатерть - самобранка.» Волшебные слова; « По щучьему велению, по моему хотенью; Сивка - бурка, вещий каурка; Сим - сим, открой дверь! Лети - лети лепесток...» Сегодня мы отправимся в путь - дорогу дальнюю, в Русь Великую за путеводным клубком и гостей мы с собой приглашаем.

Педагог катит клубок в сторону избы и вместе с детьми приговаривает: «Покажи, клубок дорожку

Нам к чудесному порожку.

Обещаем, не лениться

И чему-то научиться».

Клубок останавливается (открывается занавесь). Дети проходят в центр зала.

Педагог: «Ребята, посмотрите, где мы с вами оказались?

Дети: « Мы попали в старину, в избу, во внутреннее убранство избы...».

Педагог: « Мы точно попали с вами в старину. А как вы узнали?»

Примерные ответы детей: «Нет телевизора, книг, вместо отопительных приборов стоит русская печь. О нём говорили - печь всему голова. Голова - значит самая главная. { Почему русскую печь называли « главной» в избе?) В ней готовили пищу, она грело жилище, а на печи спали. За печью место батюшки - здесь он мастерил ложки, плел корзины и лапти, и даже посуду делал сам. Матушка заботилась о доме, о детях, о муже. Её место было у печи, называлось - «бабий кут» угол. Стоит лавка широкая, на ней ночью спали, а днём сидели. А в сундуке хранили вещи. Для младенца подвешивали колыбель. В старину называли -зыбка...»

Педагог: « Подумайте и скажите, хорошо было или плохо иметь такую колыбель».

Дети подходят к колыбельке (колыбель покрыта покрывалом, над ней висит кукла «Кормилка»)

Дети: «Хорошо, в ней удобно было качать младенца. Матушка целый день хлопотала по хозяйству, надо было всё успеть сделать и за ребёнком приглядеть. Вот она клала его в колыбель и укачивала. Плохо, если сильно раскачать - младенец выпадет. Когда подрастёт и научится сидеть, может тоже выпасть».

Педагог обращает внимание на куклу.

Педагог: «Посмотрите ребята, что тут? Да это кукла и сделана она полностью из тряпочек. ( Дети рассматривают куклу.) В старину у детей не было таких красивых кукол какие вы имеете и поэтому им делали из разноцветных тряпочек, Изначально кукла служила обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку. Такую куклу делали в разных местах Древней Руси, и зовут её «Кормилка» или «Капустка». Она несёт в себе образ матери- кормилицы. Из старых вещей матери, без ножниц и иглы делали куклу, чтобы жизнь ребёнка была «не резаная и не колотая». Куклу до рождения малыша клали в колыбельку, чтобы согреть её. После рождения она висела над колыбелькой, охраняя её от порчи. Когда ребёнок подрастал, он с ней играл. Делала такую куклу девушка, когда набирала охоту и силу выходить замуж, рожать детей. Ставила её на окошко, и парни знали, можно сватов засылать».

Воспитатель отодвигает край покрывала и обращает внимание детей на младенца (завернутая кукла), а рядом тряпичная кукла.

Педагог: «Да здесь младенец спит, с ней рядом кукла. Кто знает предназначение этой куклы».

Ребёнок берёт из колыбели куклу «Пеленашку» и рассказывает: «Это обрядовая кукла Пеленашка, Кукла шилась перед рождением ребёнка с молитвами, с мыслями о будущем ребёнке. Чтобы сбить злых духов с толку, спеленённую куклу подклады вал и к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка, чтобы принять на себя все напасти, угрожавшие не защищенному крестом чаду. Только после крещения которым за младенцем утверждался статус человека, кукла убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме вместе с крестильной рубашкой ребёнка. Пеленашка была и куклой для ребёнка в играх».

Педагог: « Посмотрите вокруг, сколько здесь разных кукол».

Затем дети по очереди подходят к куклам, которые расставлены в разных местах избы, и рассказывают о значении каждой куклы.

Дети: «Это кукла День и Ночь играла роль оберега. Две куклы связанные одной верёвочкой, разных цветов - светлой означает день, а тёмной ночь подвешивали к потолку. Они оберегали семейную жизнь, внутренний мир своих обладателей. Это магическая колыбельная кукла Бессонница. Когда без причины начинал плакать младенец, чтобы его успокоить и защитить от злых духов быстро сворачивали куклу оберег из лоскутков, набивали её успокаивающей травой и клали её в колыбель и приговаривали:

Сонница-бессонница

Не играй моим дитятком,

А играй этой куклой.

А это кукла Мама-дочка. Символизирует неразлучную связь в жизни мамы с дочкой. Куклу эту зовут Желанница. Такая кукла была в деревне у каждой девушки. Показывать её никому не следовало. Загадаешь желание, пришьёшь в подарок на платье кукле бусинку или ленточку привяжешь, зеркальце поднесёшь к личику и скажешь: « Гляди, какая ты красавица. А за подарочек моё желание исполни». А потом спрячет свою подруженьку в укромное место до поры до времени. Можете не верить, но всё что попросишь, исполнится.

Девка - баба. Кукла готовила девочку к взрослой жизни, показывая, что не всегда жизнь будет беспечной и весёлой ( платок на голове и юбка потемнее чем у девки). В таких кукла мы видим противоположность « грусть-радость, молодость-старость и так далее. Так же бывают и мужские куклы-перевёртыши.

Это свадебная кукла Неразлучники. Такую куклу подвешивали под душкой упряжки, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. У этих кукол одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и в беде. Куклу можно свободно двигать по «руке».

Кукла Десятиручка помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу. На низ сарафана обязательно привязывается 9 красных ниток-бантов. Кукла предназначалась для помощи девушкам, готовящим своё приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитьё, вышивка, вязание и т. д. Такую куклу вешали на видное место в комнате, где женщина проводила время в работе.

Кузьму и Демьяна считают покровителями семейного очага, святости и нерушимости брака, устроителями супружеской жизни. Они и покровители ремёсел - «рукомесленники».

Это Колокольчик - кукла добрых вестей. У человека три царства - медное, серебряное, золотое- И счастье складывается из трёх частей. Кукла имеет три юбки, куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. Это куколка - весёлая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик - человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нём радостное и весёлое настроение.

Кукла Зернушка или Крупеничка. Её обычно дарили на Коляду, Рождество и на праздники связанные с урожаем. Кукла насыпалась зерном или крупой всяких сортов, чтобы урожай был богатым. Она является оберегом сытости и достатка. Для её изготовления использовали иголку.

А ещё для игр изготавливали всевозможные игрушки: зайчики, птички, ангелочки, куколки».

Педагог: «Все эти куклы называются обереговые. Такие куклы были в каждой семье и относились к ним очень бережно. Им приписывались различные волшебные свойства. Какие?»

Примерные ответы детей: «Они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, успокоить ребёнка, помочь хорошему урожаю...»

Воспитатель обращает своё внимание на внешность детей.

Педагог: «Какие вы нарядные, красивые. А иметь много одежды, это хорошо или плохо».

Примерные ответы детей: « Хорошо иметь много одежды; можно всегда быть модной, нарядной, в разную погоду одеваться по-разному; если не так часто носить одну и ту же вещь она долго сохранится, чтобы защищать своё тело от холода, жары, снега. В то же время плохо иметь много одежды, так как много денег тратится на лишнюю одежду, её негде хранить, она занимает много места, из неё быстро вырастаешь».

Педагог: « Давайте вспомним, какая бывает ткань».

Дети подходят к столу, где в корзине лежат кусочки ткани, рассматривают и объясняют: « Они разные по цвету, по толщине; одни - легкие, другие - тяжелые; одни прозрачные, другие непрозрачные; одни растягиваются, другие нет; одни с ворсинками, другие гладкие; ткань мягкая состоит из ниток; одни не издают звуков, другие шуршат; если ткань помять, то её можно легко разгладить; если испачкается легко можно постирать; ткань можно порвать, но легче резать; ткань бывает искусственная и натуральная».

Педагог: «Хотите и я вас научу делать куклу? А куклу будут звать Закрутка или Столбушка. Ещё их называли «Девкина забава» - таких кукол умели делать дети уже 5-ти лет. Проходите в нашу мастерскую и присаживайтесь.
Давайте подготовим наши пальчики к работе (пальчиковая игра)

«Вот - дедушка, вот - бабушка.

Вот - папочка, вот - мамочка.

Вот-деточка моя, вот и вся моя семья».

Для изготовления куклы понадобятся только кусочки ткани и нитки. Основание куклы - свёрнутый и скрученный трубочкой или скалкой кусок любой ткани. Для устойчивости будущей фигурки можно сделать подгиб в нижней части свёрстка. По середине формируем талию. Накрываем заготовку сверху квадратом белой ткани, перевязываем ниткой по линии шеи и получаем голову. Чтобы она была покруглее, можно подложить под ткань немного ваты. Ручки - рукава получаем, если перетянуть нитками противоположные углы квадрата ткани. Рукам можно придать любое направление. Оставшиеся два угла квадрата ткани надо расправить и подвязать ниткой на талии, получится кофта. Юбку сделаем запашной, заложив в складочки полоску ткани и затянув ниткой по талии. Дополнить костюм можно передником, платочком, пояском. Насколько хватит фантазии ».

Продуктивная деятельность детей.

Педагог: « В старину в мастерской молча не работали, шутки шутили, песни пели, пословицы да поговорки говорили».

Дети: « Не будет скуки, когда заняты руки.

Делаешь наспех - сделаешь на смех.

Дело мастера боится.

Землю красит солнце - а человека труд.

Делу время, а потехе час».

Дети выполняют работу.

Педагог: « Мы славно потрудились! Сделал дело - гуляй смело! Эй! Молодцы и девицы! Что сидите? А плясать вы не хотите?»

Звучит русская народная плясовая. Дети пляшут.

Педагог: «Вот мы и побывали в Древней Руси. На память о нашем путешествии мы подарим нашим гостям куклы. Глядя на наши куколки пусть вспоминают нас».

Дети дарят куклы гостя, прощаются и уходят.



© 2010-2022