- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Имиджелогия - наука о технологии личного обаяния
Имиджелогия - наука о технологии личного обаяния
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Матушкина И.Н. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Матушкина Ирина Николаевна
Зам зав по ВМР
МБДОУ - детского сада 519
МАДОУ детского сада № 16
Чкаловского района
«Имиджелогия - наука о технологии личного обаяния»
Аннотация: в статье дан акцент на имидже педагогов, проанализированы составляющие критерии имиджа коллег образовательной организации.
Любой педагог знает, что имидж - хрупкое явление: достаточно один раз оказать некачественную образовательную услугу или натолкнуться на неэтичное поведение сотрудника ДОО, как репутация дошкольной образовательной организации в глазах родителей воспитанников резко падает.
«Единожды солгавши - кто тебе поверит?» гласит народная пословица, поэтому имидж ДОО зависит от каждого работника.
Уважаемые коллеги давайте рассмотрим ситуацию: «К нам в дошкольное учреждение приходит телефонограмма следующего содержания: «Срочно через 30 минут на конференцию от детского сада необходимо предоставить не менее 5 человек». Идет рабочий день, педагогам нет времени на переодевание, наведение макияжа, прически. По каким критериям Вы выберете человека и отправите его на конференцию?». Порассуждайте! Подумали? Несомненно, у каждого из Вас появилась «картинка» - критерии имиджа.
В уточнение к вышесказанным вашим критериям, необходимо пояснить: Имидж - это «полная картинка о Вас», которую вы представляете другим. Она включает то, как вы выглядите, говорите, одеваетесь, действуете; ваши умения, вашу осанку, позу и язык тела; ваши аксессуары, ваше окружение.
Многие педагоги заблуждаются думая, что имидж необходим только политикам и бизнесменам, менеджерам, общественным деятелям. Это неверно. Имиджелогия - наука о технологии личного обаяния - считает, что своим имиджем необходимо заниматься всем, чья профессиональная деятельность связана с людьми.
Бесспорно, в наше время существует несколько классификаций имиджа:
положительный, отрицательный и конечно же личностный, и профессиональный. Причем, в одном человеке может сочетаться имидж замечательного человека, и никакой профессионал. Я, думаю, многие не раз слышали высказывания «Как человек, он замечательный, а как профессионал - ноль».
Обсуждая данную тематику на одном из педагогических заседаний, мои коллеги пришли к выводу, что когда говорят об имидже педагога, то необходимо иметь ввиду:
-
имидж развивающей предметно - пространственной среды (как выглядит кабинет, возрастная группа в которой работает педагог);
-
вербальный имидж (в переводе от латинского «словесный») - манера педагога говорить и писать;
-
кинетический имидж (невербальные средства общения: жесты, мимика
-
и телодвижения);
-
габитарный имидж (в переводе от латинского «внешний») - включает костюм, прическу, аксессуары;
-
ментальный (мировоззренческие и морально-этические установки, социальные стереотипы);
-
фоновый имидж. Он может быть дистантно-опосредованным (это сведения, получаемые извне, а не от нас самих, через СМИ, по «сарафанному радио» и т.д.);
-
контактно-непосредственным (это сведения о нас, полученные от людей, в обществе которых мы находимся).
Современные дети, их родители более серьезно относятся к имиджу педагога. Условия работы в сегодняшних образовательных организациях требуют от педагогов поиска путей повышения их репутации и авторитета в глазах окружающих. И без сознательного построения своего профессионального имиджа не обойтись. Грамотно созданный имидж вызывает уважение у воспитанников и их родителей и повышает авторитет педагога.
Для того чтобы выявить имидж идеального воспитателя, глазами родителей и детей, можно провести анкетирование родителей, а именно спросить: «Что они вкладывают в понятие «хороший воспитатель?». А вот каким должен быть хороший воспитатель, по мнению, воспитанников, можно выяснить посредством видеосюжета «Устами младенца».
Мы предлагаем вам подробнее разобрать составляющие имиджа педагога:
Внешний облик. Визуальная привлекательность - первостепенная составляющая имиджа педагога. Весь облик педагога должен быть современным, внушающим уважение и доверие. Внешность педагога является либо продолжением его достоинств, либо ещё одной отрицательной чертой, мешающей жизни и карьере.
Каждый педагог просто обязан быть красивым. Успешная «самоподача» требует усилий по поддержанию созданного впечатления. Здесь значения имеют и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выбранный макияж, и модная стрижка или укладка. Одежда. Основной стиль педагога - классика. Он подчеркивает авторитет, уверенность, самообладание. Классический стиль имеет четкие и строгие формы. Деловой стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используются украшения, то из благородных металлов и натуральных камней. Безвкусный и легкомысленный стиль в одежде вызывает нередко их раздражение и недоверие. Вообще есть своя специфика одежды, обуви (высокий каблук нельзя - травмоопасно, обувь исключительно с задниками).
Знали ли Вы, что теплые цвета в одежде способствуют доверительности, холодные дистанционируют и дисциплинируют. Одежда педагога несет большую психологическую нагрузку. Во-первых, аккуратная и чистая одежда педагога воспитывает эти качества у детей. Разноцветная и слишком яркая одежда может негативно влиять на воспитанников.
Макияж должен быть модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Психологи рекомендуют из макияжа подчеркивать губы, ребенок должен видеть артикуляцию рта. Аромат духов - легкий. Прическа - современная, но без остромодных деталей.
Инструментом мощного воздействия на детей имеет лицо педагога. Этим инструментом надо научиться в совершенстве владеть, уметь очень тонко им управлять. Лицо педагога должно быть доброжелательно - заинтересованным. Руки педагога должны быть чистыми с ухоженными ногтями. Деловой этикет
предписывает женщинам носить ногти средней длины, овальной формы и покрывать их светлым, но в тон губной помаде цветом: бледно-розовым, тельным, светло-бежевым. Недопустимы в деловой обстановке накладные ногти, посудите сами - Вы работаете с детьми.
Тактика общения. Вербальное поведение. Не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение формирует имидж педагога. Поэтому владение речью сегодня - важнейшая профессиональная составляющая педагога. Для восприятия педагога детьми не меньшее значение имеет культура речи - произношение, манера говорить, дикция, грамотность, наличие междометий и слов-паразитов («это», «ну», «значит»). Кроме того, для восприятия речи педагога важна эмоциональная окрашенность речи. Информация, передаваемая педагогом монотонным равнодушным голосом, будет действовать на воспитанников усыпляющее, вызывать скуку и вообще перестанут слышать и слушать педагога. Важной частью вербального педагогического общения является положительная оценка ребенка, похвала, которая стимулирует положительное отношение воспитанников к себе, веру в свои силы.
Существуют правила речевой культуры педагога:
-
педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал значительного напряжения;
-
педагог должен говорить внятно;
-
педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту;
-
для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна;
-
педагог должен говорить с интонацией, т.е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания, сказанного;
-
мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может
-
существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать.
Здесь не надо забывать, что вас не только слышат, но и видят. Поэтому не забывайте о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция способствует лучшему усвоению информации.
Педагогический этикет. Педагогический этикет включает в себя правила культуры поведения, которые регулируют взаимоотношения между педагогами и воспитанниками, педагогом и родителями, педагогом и педагогом. К ним относятся: уважение к ребенку, его родителю, коллеге, стремление установить доброжелательные, творческие отношения, доставляющие радость общения. Педагогический этикет проявляется в различных сторонах жизни и деятельности педагога - в профессиональном имидже, речевой манере (вербальном поведении), в реальном поведении.
Педагогическая этика. В создании имиджа педагога большую роль играет педагогическая этика. Педагогическая этика изучает характер нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в профессиональной среде. Педагогическая этика включает в себя такие категории, как профессиональный педагогический долг, педагогическую справедливость, педагогическую честь, педагогический авторитет, педагогическую совесть и педагогический такт.
Если педагог желает, производить положительное впечатление на окружающих, то ему следует:
-
быть уверенным в себе, знать свои цели и знать, чего хотите;
-
быть оптимистом, искать и видеть в других, прежде всего, хорошее;
-
быть жизнерадостным, веселым человеком;
-
с пониманием относиться к другим, чаще говорить «да», чем «нет»;
-
не предъявлять чрезмерных требований к себе и не позволять это делать другим;
-
не брюзжать, внимательно слушать собеседника, стараться как можно большему научиться у других людей;
Таким образом, несомненно, это нелегкая работа над собой, но она принесет результаты. В. Гюго говорил: «Стиль подобен хрусталю: чем больше за ним ухаживаешь, тем ярче и выразительнее его блеск».
Запомните уважаемые коллеги «Педагог обучает, даже когда не говорит ни слова, он учит своим поведением, отношением к детям, к коллегам своей личностью»
В заключении я бы хотела акцентировать внимание, на следующем аспекте, каким бы специалистом ни был педагог, он должен постоянно совершенствовать свои личностные и профессиональные качества, создавая, таким образом, собственный имидж, образ личностного «Я». Гармонично созданный имидж помогает решить различные вопросы в повседневной, профессиональной и социальной жизни.
Имидж педагога - условие успешной профессиональной педагогической деятельности.