Сказкотерапия, как средство речевого развития детей

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«СКАЗКОТЕРАПИЯ , КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»


«Сказка-это первые и блестящие попытки русской народной педагогики»

К.Д.Ушинский.

С целью развития связной речи детей ОВЗ, используется метод сказкотерапии на основе русского национального фольклора, который позволил заинтересовать воспитанников, удержать их внимание, раскрепостить, развить творческое воображение, элементарно-логическое мышление, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания. Действительно, сказки пользовались и продолжают пользоваться популярностью у детей, т.у. у них преобладает абстрактное мышление - а это значит, что информация, переданная посредством ярких образов, наиболее восприимчива.

Сказкотерапия - это деятельность с использованием сказки, направленная на решение какой-либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам - еще наши пра-пра- бабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку. Сказки знакомили детей с реальностью, давали понять «что такое хорошо», а «что такое плохо».

Как рассказывать сказки детям? Психологи и педагоги отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи развития своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером и телевизором, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, частушки, потешки, сказки ) практически не используются даже в младшем возрасте.

Сказкотерапия является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка - это образность языка, метафоричность, психологическая защищенность. Полнота восприятия во многом зависит от того, насколько глубоким окажется проникновение в текст, насколько выразительно вы донесете образы персонажей, передадите им моральную направленность, и остроту ситуации, и свое отношение к событиям. Пересказ и беседа по сказке позволяют лучше понимать и запоминать содержание.

В сказке реализуется научный синтез различных психотерапевтических техник. Их всех органично объединяет единое сказочное повествование. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивное, а также объяснение ребенку смыла происходящего. В психокоррекционных сказках ребенку обычно преподносится модель поведения, которую он может использовать для преодоления имеющихся у него трудностей. При этом события, происходящие с героем, должны быть похожими на реальные ситуации из жизни детей. Ребенок через сказку обретает возможность осознать свои собственные переживания, отдельные психологические характеристики. Альтернативные модели поведения, понятные благодаря сказке, помогают ребенку увидеть разные грани возникающих ситуаций и найти в ней новые смыслы.

Достоинство и привилегии данного метода заключаются еще и в том, что воздействие на детей в процессе занятий облечено в сказочные одежды и у детей не возникает ощущения давления.

О влиянии сказки на развитие личности ребенка говорили такие великие русские писатели как Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, Салтыков-Щедрин. В нашей стране, в Санкт-Петербурге открыт 1-й Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии. Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.В. Гнездилов, Т.М. Грабенко и многие другие. Ими подобраны замечательные логосказки, игры и упражнения, основанные на взаимодействии ребенка со сказкой.

Сегодня психологами, педагогами и логопедами разработаны самые разнообразные формы работы со сказками: анализ, обсуждение, изготовление кукол, драматизация, рисование и другие. Игры и упражнения «сказочных занятий» ,направленные на высокую двигательную активность (чередование состояний активности и пассивности), повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей.

Существуют следующие наработанные рекомендации по практическому применению «сказочных» занятий для развития связной речи:

- прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции;

- почти все динамичные упражнения, игры и танцы рекомендуется заканчивать расслаблением с фиксацией на дыхании. Ритмичное замедленное дыхание успокаивает возбужденный ум и помогает ребенку полностью расслабиться;

- длительность занятий зависит от возраста детей и их психических возможностей;

- в цикле занятий со сказками нет определенного начала и конца. Занятия со сказками можно проводить в любой последовательности;

- в случае непредвиденного утомления детей занятие необходимо мягко остановить, объяснив, что «волшебная сила» иссякла, и нет возможности сегодня продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча с героями сказки состоится в другой раз;

- занятия проводятся не только за столом, но и у доски, на ковре, с опорой на мнемоколлажи;

- сказки можно повторять через определенные промежутки времени. Дети любят повторения, и , кроме того, знакомые упражнения воспринимаются легче, а порою и с большим интересом;

- сказки лишь условно можно поделить на простые и сложные, цикл занятий со сказками построен по типу «от простого к сложному»;

- именно от педагога зависит, какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их. Педагог должен тонко чувствовать, в каком ритме и темпе проводить занятия, когда уменьшать или увеличивать количество и интенсивность упражнений;

- необходимо помнить, что все, выполняемое детьми, даже импровизации, надо поощрять особо.

«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру, а , следовательно, преодолевают психологическую боязнь перед самостоятельным высказыванием.

Трудно отрицать роль сказок в воспитании правильной устной речи. Сказочные тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи. Они помогают мыслить оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

Сказкотерапия помогает ребенку расслабиться, снимает психическое напряжение, активизирует внимание, способствует игровой инициативе, укреплению эмоциональных контактов.

Вывод. Сказкотерапия обеспечивает:

  1. Взаимосвязь изучения родного языка с развитием речевых и творческих способностей детей, умение слушать, говорить , свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.

  2. Повышение активности детей, их самостоятельности, способствующее умственному и речевому развитию.

  3. Расширение и уточнение представления об окружающем мире.

  4. Развитие фонематического слуха, общей и мелкой моторики.

  5. Обогащение словаря , развитие связной речи у детей и грамматического строя.


© 2010-2022