- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Викторина: «Карусель пословиц и поговорок»
Викторина: «Карусель пословиц и поговорок»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Игольницына Е.Л. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Викторина: «Карусель пословиц и поговорок».
Автор: Игольницына Евдокия Леонидовна, воспитатель ЛГ МАДОУ ДСОВ№2 «Брусничка», ХМАО - ЮГРА, г.Лангепас.
Описание работы: предлагаемый методический материал, может быть использован воспитателями ДОУ для организации работы направленной на развитие познавательной активности детей в старшем возрасте.
1 часть - вводная беседа.
Библиотекарь: Ребята, сегодня мы с вами посвятим нашу встречу беседе о пословицах и поговорках.(Подобрать сборники с пословицами и поговорками и продемонстрировать детям).
Наш великий и могучий русский язык трудно представить без пословиц и поговорок. Они настолько прочно вошли в нашу жизнь, что стали не просто украшением речи, а необходимостью. Они придают нашей речи яркость и образность, меткость и оригинальность.
Пословицы и поговорки появились в глубокой древности и с тех давних времен они накапливали в себе всю мудрость нашего народа, отражали нравственные устои и заповеди. Прошли века, но вся народная мудрость, заключенная в фольклоре, жива и актуальна до сих пор. Часто пословицы и поговорки содержат прямой совет, подсказывают, как поступить в ситуации, помогают нам жить. Их не вспоминают без повода, без причины, в то же время, сказанная вовремя пословица или поговорка помогает нам избежать лишних слов, ведь в ней кратко и образно заключен весь смысл.
Кстати, а Вы замечали, что эти два понятия, практически всегда употребляются вместе. Почему? Да просто они настолько близки друг к другу, что часто даже трудно бывает их различить. Далеко не каждый человек сможет определить, что перед ним - пословица или поговорка. Да в принципе, для общения не столько важно правильно определить принадлежность фразы к тому или иному типу фразеологизмов. Намного важнее умение правильно употреблять их в речи, а для этого надо эти фразы знать, понимать и уметь правильно использовать.
Давайте, все же уточним, чем различаются пословицы и поговорки, чтобы потом не возникало вопросов.
Пословицы - короткие народные изречения имеют буквальное или переносное значения и представляют собой законченные предложения. Пословица констатирует свойства людей или явлений, дает им оценку или предписывает образ действий. («В гостях хорошо, а дома лучше» - констатирует факт, «Куй железо, пока горячо» - предписывает образ действия).
Поговорка - языковой афоризм, отличающийся особой краткостью и имеющий только буквальное значение. Она не имеет обобщающего смысла и поучительной тенденции. (« Коса - девичья краса», « В тесноте, да не в обиде»; «Поживем - увидим»)
Пословицы и поговорки настолько близки друг к другу, что все эти отличия условны. Поэтому они образуют одну группу языковых афоризмов и обычно употребляются вместе. Поэтому и мы будем говорить о пословицах и поговорках в целом.
2 часть - викторина
Воспитатель: Сегодня ребята мы с вами собрались на викторину внимательных и находчивых. А поговорим мы с вами о мудрых пословицах и поговорках. Кто победит в нашей викторине мы узнаем в конце. И так, уважаемые игроки я вас попрошу поделиться на две команды. За каждый правильный ответ, и за правильно выполненное задание команда будет получать по жетону. Викторина содержит 8 вопросов с ответами.
Воспитатель: Начнем мы нашу викторину с игры-разминки.
1.Кто придумал пословицы? (народ)
2.Когда появились пословицы и поговорки? (Давно, в стародавние времена.)
3.Кто собирал и записывал пословицы и поговорки? (Ученые, поэты, писатели, люди любившие, знавшие и изучавшие русский язык.)
4. О чем говорят пословицы? (О добре и зле, об уме и глупости, о правде и лжи, о труде и лени, о дружбе, о Родине, о жизни.)
5. Почему вам нравятся пословицы? (Они умные, складные, красивые.)
Воспитатель: Хорошо, ребята. Вы многое знаете о пословицах. Вон сколько фишек заработали. А вот еще одна интересная игра. Называется она «Доскажи словечко». Я прочитаю начало пословицы, а вы закончите ее.
1.Не спеши языком, торопись…(Делом)
2.Сначало подумай, потом ..(Говори)
3.Сумел взять - умей… (Отдать)
4.Терпение и труд, все…(Перетрут)
5.Нет друга - ищи, а нашел …(Береги)
Воспитатель: Какие вы молодцы, много пословиц знаете. А не засиделись ли вы. Выходите поиграем. (физминутка)
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам следующее задание «Узнай пословицу». Педагог показывает картинку, дети называют пословицу.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Пословичная лента». Правила игры таковы, два игрока, по сигналу ведущего начинают сматывать ленту, двигаясь к центру. Одновременно они произносят пословицы, побеждает тот из участников, который смог смотать большой кусок ленты и при этом не сбился в пословицах.
Воспитатель: Какие же вы молодцы, получайте свои заслуженные жетоны.
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю последнее задание. Назовите, пожалуйста, по очереди каждая команда пословицы и поговорки о труде, о дружбе, о семье, о времени, о пище. За каждую пословицу команда получает жетон.
Воспитатель: Нам с вами осталось посчитать фишки и узнать у какой команды их больше. А дети вам приготовили подарок - угощенья.
(Девочки за столом с самоваром поочереди называют пословицы о чаепитии.) Далее раздают угощения.
Библиотекарь: благодарит детей за инициативность и хорошие знания пословиц. Но вот пришло время возвращаться. До новых встреч!
Литература:
1.Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей Т.В. Розе, - Изд-во: ОЛМА Медиа Групп, 2011 2. Детский словарь пословиц и поговорок в картинках С.Н.Зигуненко, - Изд-во «Астрель», 2014 3.Знакомим дошкольников с литературой О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш. - М., ТЦ «Сфера», 1998 4. Старинные русские пословицы и поговорки М., Изд-во «Детская литература», 1983 5.slavianin.ru/mudrost/poslovitsy/russkie-narodnye-poslovitsy-v-kartinkah-dlya-detey.html (Русские народные пословицы в картинках для детей)