• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • Постоянно действующий обучающий семинар в информационно-методическом центре Амиталь «Совместная деятельность взрослых и детей: развитие универсальных учебных действий на этапе дошкольной подготовки»

Постоянно действующий обучающий семинар в информационно-методическом центре Амиталь «Совместная деятельность взрослых и детей: развитие универсальных учебных действий на этапе дошкольной подготовки»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

20 марта 2015 г.

Информационно-методический центр «Амиталь».

Семинар «Совместная деятельность взрослых и детей: развитие универсальных учебных действий на этапе дошкольной подготовки».

Тема выступления: «Вариативные формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО».

Ответственный: старший воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 137» Макарова Елена Викторовна.

Уважаемые коллеги, позвольте представить Вашему вниманию личный опыт работы по речевому развитию дошкольников в ДОУ. Тема эта мне очень близка: имею высшее филологическое образование, работала 2 года педагогом дополнительного образования по развитию речи и обучению грамоте дошкольников, одним из приоритетных направлений нашего дошкольного учреждения является познавательно-речевое развитие дошкольников. Мне довелось готовить к школе детей по направлению «Речевое развитие» и по традиционной системе, и по ФГТ, а теперь и в соответствии с требованиями ФГОС. Есть ли кардинальное отличие в системе речевого воспитания дошкольников? Нужно ли учить детей читать? Какие формы и методы работы по данному направлению являются наиболее оптимальными? Я думаю, эти вопросы являются актуальными, а мы, педагоги, постоянно ищем на них ответы.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой анаплитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (презентация 1).

Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.

Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от трех до восьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом), но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера. Воспитателем может быть организовано множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач: научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ, учить способам презентации составленного текста. «Добрые приветствия» (цель: познакомить детей с разнообразными формами приветствия: «Как я рада тебя видеть», «Как я по тебе соскучилась», «Бесконечно счастлива видеть тебя», «Как хорошо, что мы встретились» и др.)

В своей работе использую авторские парциальные программы О.С. Ушаковой

Развитию речи способствует продуманная трансформируемая полифункциональная предметно-развивающая среда в группе (презентация 2).

На занятиях по развитию речи необходим наглядный материал.

Использую методику Н. Зайцева.

Виды работы по методике Н. Зайцева:

  1. «Попевки».

  2. «Как тебя зовут?».

  3. «Озвучить выбранный склад».

  4. «Озвучить выбранный кубик».

  5. «Какое слово тебе написать?».

  6. «Смешанные слова».

  7. «Классификации».

  8. «Поезда».

  9. «Сардельки и сосиски».

  10. «Братишки и сестрёнки».

  11. «Готовим обед».

  12. «Какую песенку тебе спеть?», «Какую песенку мы с тобой споём?».

  13. «Алфавитные песенки».

  14. «Игры с таблицами».

  15. «Живое слово».

  16. «Пишем по таблице».

  17. «Путешествие».

  18. «Зоопарк».

  19. «Складовые картинки».

  20. «Продуктовый магазин».

  21. «Юный повар».

  22. «Волшебник».

  23. «Цепочка».

  24. «У каждого ребёнка миллион вопросов».

  25. «Рисование и письмо».

  26. «Загадки с кубиками».

  27. «Стихи-плакаты».

  28. «Пословицы и поговорки на кубиках».

  29. «Книжка-коллективка» и др.


© 2010-2022