Долгосрочный проект Экологическая тропа

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практико-ориентированный, долгосрочный проект

«Экологическая тропа»

Участники проекта: воспитанники группы, родители, воспитатель.

Срок выполнения: 1 год

Пояснительная записка

Актуальность.

В процессе интенсификации разнообразной деятельности современного общества, изменения образа жизни самого человека, усиливается негативное воздействие на среду обитания. Поэтому закономерным считается обращение ученых и политиков к экологической проблематике, так как именно экология изучает взаимоотношения организмов, в том числе и человека, с окружающей средой.

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.

«Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создания в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное воспитание. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.

Экологическая грамотность, как жизненная потребность современного человека, должна состоять из двух взаимосвязанных компонентов: ценностно-мотивационного и потребностно-действенного, реализуемых целенаправленно и последовательно в каждой возрастной группе по определенной научно обоснованной схеме. Стратегическая цель работы с детьми: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к адекватному восприятию знаний и выработке навыков по охране природы; приобщение к мировому уровню экологической культуры. Для реализации этой цели необходимо построение целостной системы экологического образования, основанной на научно разработанных принципах создания экологических программ с учетом ФГОС дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.

Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям. Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах детской экологически направленной деятельности.

Проблема.

Наш детский сад посещают дети с речевыми и психическими нарушениями в развитии. Реализация специализированной программы коррекционного обучения в ДОУ и критериев оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ предполагает достаточно высокий объем учебной нагрузки на детей, которые имеют ряд специфических особенностей:

- низкую работоспособность;

- низкий уровень познавательного интереса;

- быструю утомляемость;

- повышенный уровень тревожности;

-выраженное недоразвитие всех сторон речи.

Это создает трудности при формировании экологических начал у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Прогулки дают возможность в полном объёме знакомить детей с теми природными объектами, которые окружают их каждый день, это даёт возможность увидеть объект в разные отрезки времени.

Всё это способствует закреплению и обогащению речевого материала, отрабатываются навыки правильного звукопроизношения, развиваются психические процессы, что так же недостаточно развито у наших детей.

Поэтому такая форма работы с детьми, как экскурсии по экологической тропе, наиболее продуктивно решают все поставленные задачи работы.

Экологическая тропа - одна из современных форм воспитания и образования детей - работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т.д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.

Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники.

Экологическая тропа - это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Проект «Экологическая тропа» нацелен на внедрение и развитие вариативных форм работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в летний период.

Для осуществления воспитательно-образовательной работы в детском саду имеется участок с достаточно большим количеством разнообразных природных объектов.

Новизна проекта заключается в содержании и в форме организации экологической работы с детьми - цикл экскурсий по экологической тропе.

Цель проекта: обогащать и систематизировать экологические знания у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья средствами экологической тропы ДОУ.

Основными задачами, при работе с детьми дошкольного возраста являются - уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды, формировании знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие), развитие интереса к миру природы; воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия; путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой, закладывать основы экологической культуры личности.

Проект «Экологическая тропа» открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность.

Работу в рамках проекта необходимо проводить регулярно, ненавязчиво, поддерживая интерес детей, их любознательность, осуществляет тесный контакт всех педагогов и воспитанников, работающих по проекту.

К работе по проекту привлечены родители, так как данная работа не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера.

Экологическая тропа расположена по периметру ДОУ, что позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы.

Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки:

1.отдельно стоящие хвойные и лиственные деревья и кустарники;

2. «Зеленая аптека»;

  1. огород;

  2. метеостанция;

  3. муравейник;

  4. ягодник;

  5. цветник;

  6. альпийская горка;

  7. «Зеленые этажи» (животный мир)

Экологическое развитие детей предполагает использование разнообразных форм работы:

  1. Экскурсии (здесь проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года)

  2. Практическая деятельность в природе (труд по уходу за растениями и животными, проведение фенологических наблюдений и элементарных опытов и т.д.); посадка кустарников, создание цветочных аллей, выращивание цветов, сбор лекарственных трав, уборка территорий

  3. ННОД (сказка, игры, викторины и конференции с привлечением родителей, путешествие)

  4. Проведение экологических дней

  5. Совместные мероприятия с родителями, посвящённые дню урожая, дню птиц, экологическому дню (15 апреля) и т.д.

  6. Чтение художественной литературы.

  7. Экопраздники

  8. Анкетирование

  9. Тестирование

Перспективный план по маршруту экологической тропы


Название цикла

Цель

Объекты наблюдения

«Деревья и кусты»

-закрепить название деревьев и кустов, их строение, внешние признаки;

-учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам;

-систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;

-воспитывать бережное отношение

- береза;

- рябина;

- ель;

- сосна;

-черемуха(красная, черная);

- осина;

- клен;

-сирень(белая, сиреневая);

- акация желтая;

- черная и красная смородина;

-черноплодная рябина;

- шиповник.

«Золотой луг»


-побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их название

, -учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;

- воспитывать чувство прекрасного.

- мать-и-мачеха;

- одуванчики.

«Огород»

-продолжать знакомить детей с

разнообразными овощными культурами и способами ухода за ними;

-вызвать интерес к выращиванию

овощных культур.

- огородные грядки;

-семена, рассада, плоды овощных культур.

«Цветник»

-уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия

роста.

-учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия.

- многолетние и однолетние

цветущие растения

- семена, рассада

«Муравейник»

-углубить знания детей о муравьях, их образе жизни;

-сформировать представления о роли муравьёв в жизни леса;

-воспитывать бережное отношение к муравьям.

-муравейник

«Альпийская горка»


-формировать представления

об «альпийской горке» ,как разновидности цветника;

-дать детям знания о составляющих частях «альпийской горки»

(сочетание объектов живой и неживой природы).

-«Альпийская горка» (цветущие и вьющиеся

растения, камни разных размеров)

«Ягодник»

-обобщить представления детей о ягодных культурах, об их значимости для здоровья человека.

- земляника;

- малина;

- вишня;

-черноплодная рябина;

- красная и чёрная смородина.

«Зеленая аптека»

- расширить и закрепить знания

детей о лекарственных растениях;

- развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;

- учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года.

- деревья, кусты;

- цветущие растения и травы.

«Зеленые этажи»

(птицы)

- развивать у детей интерес к наблюдениям за зимующими птицами, прилетающих на кормушку и желание их подкармливать; воспитывать бережное отношение к ним.

«Птичья столовая»

Путешествие по

экологической тропе (итоговое)

- обобщить знания по проекту «Экологическая тропа»

все объекты экологической

тропы


Этапы реализации проекта

Название этапа

Цель этапа

Содержание этапа

Промежуточный результат

1 этап - подготовительный


Определение проблемы и разработка стратегии реализации проекта «Экологическая тропа»

1.Анализ работы по экологическому воспитанию.

2.Анализ программных требований по разделу «Экологическое воспитание» с детьми старшего дошкольного возраста.

3.Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов.

4.Разработка маршрута и составление карты - схемы экологической тропы.

5.Составление конспектов занятий по маршруту экологической тропы

1.Разработан маршрут

экологической тропы.

2.Разработаны занятия по

маршруту экологической тропы.

3.Созданы необходимые

условия:

-методическая подготовка кадровых ресурсов,

-материально-техническое

оснащение.

2 этап - основной


Реализация работы по маршруту экологической тропы

1.Выбор объектов для проведения НОД.

2.Проведение последовательных НОД по маршруту экологической тропы: «Рябиновая аллея», «Елочки-сестрички», «По тропе здоровья в птичий городок», «Удивительный кустарник», «В гостях у Каркуши», «Пчелиное семейство», «Встреча у колодца», «Лягушкино озеро», «Жили у бабуси…», «Собираем урожай»;

3.Изготовление гербариев: «Лекарственные травы», «Цветы», «Листья».

4.Изготовление совместно с родителями кормушек.

5. Художественная творческая деятельность детей (аппликация, лепка, рисование)

6.Аудирование «Звуки леса»

1.Отработана технология проведения последовательных занятий по маршруту экологической тропы.

2.Открытие «Птичьей столовой»

3.Собрана картотека тематических прогулок.

3 этап-контрольно-оценочный

Анализ результативности выполнения поставленных задач

1.Проведение итоговой экскурсии;

2.Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы в работе со старшими дошкольниками;

3.Оформление фотогазеты;

4.Выставка детских рисунков.

1.Выполнение задач проекта.

2.Выпуск методических

рекомендаций.

Вывод:

Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.

Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа.

Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги.

Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

В результате реализации проекта:

  1. повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

  2. улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;

  3. повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы;

Литература:

1. Грехова Л.И В союзе с природой. «ЦГЛ» «Сервис школа» Москва, 2002

2. Захлебный А.Н. На экологической тропе Москва, 1981

3. Воронкевич О.А Добро пожаловать в экологию! СПб «Детство-Пресс», 2008

4. Саморукова П.Г Как знакомить дошкольников с природой М. Просвещение, 1983

5. Виноградова Н.В Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой

6. Елкина Н.В, Мариничева О.В Учим детей наблюдать и рассказывать Ярославль «Академия Развития», 1997

7. Николаевой С.Н Юный эколог Издательство «Мозаика-синтез»

8. Рыжовой Н.А. Проект «Наше дерево». Москва, 1997

9. Детям о природе» М.В. Лувич

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 53 Г.ТОМСКА











Практико-ориентированный, долгосрочный проект

«Экологическая тропа»













Автор и руководитель проекта

воспитатель Парилова Е.В.

















Томск - 2015

© 2010-2022