Статья формирование трудовых навыков у детей дошкольного возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование трудовых навыков

у детей дошкольного возраста

Одной из задач воспитания дошкольников является формирование у детей представления о сознательной роли коллективного труда, о его значимости. Систематическая и планомерная работа по трудовому воспитанию осуществляется на всех этапах дошкольного детства. Участвуя в трудовой деятельности, дети приобретают определенные знания по самообслуживанию, уходу за растениями и животными, овладевают необходимыми навыками, учатся проявлять заботу, бережливость, аккуратность.

Часто эффективность детского труда остается очень низкой. В чем причина?

Во-первых, в ситуации совместного труда взрослого и ребенка педагог не учит выполнять трудовой процесс целостно, не воспитывает культуру труда, а обучает лишь отдельным приемам рационального выполнения наиболее сложных трудовых действий. Дети не умеют мотивировать необходимость труда, не могут самостоятельно планировать ход трудового процесса, контролировать его осуществление, не умеют поддерживать порядок во время выполнения работы.

Во-вторых, обучение детей трудовым умениям, как правило, носит индивидуальный характер. Это не обеспечивает одинаковый уровень развития трудовой деятельности у всех воспитанников группы и не экономно с точки зрения затрат времени педагога.

В-третьих, обучение осуществляется в отрыве от формируемых у детей знаний о труде взрослых, его конкретной направленности и структуры. Эти знания не становятся средством организации собственной деятельности дошкольников.

Более приучены к самообслуживанию дети, поступающие из ясельных групп, и совсем не приучены те, которые приходят в дошкольное учреждение из семьи. Отрицательную роль играет тот факт, что родители большинства воспитанников работают в Москве. Детей воспитывают бабушки и дедушки, которые стараются побаловать свое чадо, все сделать для него самим. Результат налицо: дети не могут одеваться и раздеваться, самостоятельно есть, убирать вещи, игрушки на место, застегивать и расстегивать пуговицы, поэтому воспитателям приходится уделять трудовому воспитанию значительное время, так как дети 3-4 лет вполне могут овладеть определёнными навыками самообслуживания.

Сначала надо показать ребятам, как вывернуть и повесить одежду, на какую полку положить шапку, кофту, брюки, поощряя тех детей, у которых получается лучше. Чтобы процесс был интересен, можно вывести игровые персонажи Незнайку, неумейку и т.п., обучая воспитанников мытью рук, лица, умению пользоваться полотенцем, хорошо использовать потешки «Водичка-водичка», «Вода текучая» отрывки из произведений К. Чуковского «Мойдодыр».

Для успешной организации хозяйственно-бытового труда необходимо оборудовать уголки дежурных, природы, приобрести детский инвентарь для труда на участке. Осенью дети могут собирать в ведерочки сухие листья, зимой - счищать снег с дорожек. Сначала воспитатель показывает, как это делается, а затем дети трудятся самостоятельно. Детей, у которых не получается, стоит обучать индивидуально.

Малыши очень любят выполнять посильные поручения: помогать накрывать на стол, кормить рыбок, птиц, животных.

В средней группе воспитанники осваивают сервировку стола, учатся мыть и протирать игрушки от пыли, стирать небольшие вещи (кукольную одежду, салфетки). Занятия по трудовому обучению проводятся после наблюдения трудового процесса у взрослых. Продолжается также знакомство детей с трудом в природе. Начинать надо с наиболее доступных для детей объектов: природного уголка в группе, цветника и огорода на территории детского сада. Владению простейшими орудиями труда стоит обучать детей постепенно. Пусть дети наблюдают за тем, как воспитатель моет аквариум, поливает цветы, сажает лук, пикирует рассаду. Эти наблюдения вызовут у них желание трудиться. Они могут мыть макушки, кормит рыбок, поливать комнатные растения, сажать лук и сеять семена. Полезно также наблюдать за развитием и ростом растений.

Прежде чем начать выполнять работу, детям предлагают отобрать нужные инструменты и орудия труда. Важная роль в этом отводится дидактическим играм: «Что кому нужно для работы?», «отбери нужные инструменты», «Маша моет посуду», «Что нужно для стрики?», «Что здесь лишнее?» и т.д. В конце проделанной работы стоит обращать внимание на результат труда, который играет важную роль и является стимулом для дальнейшей трудовой деятельности.

В старшем дошкольном возрасте главная задача - показать рациональные способы организации и осуществления труда, акцентируя внимание на более сложных трудовых действиях и способах самоконтроля. необходимо, чтобы дети поставили цель труда и мотивировали его необходимость. например, кукла не хочет есть из грязной посуды или надевать грязную одежду; столы испачканы красками после рисования, поэтому за ними нельзя играть - испачкаешь одежду и т.д. Постановка цели требует выбора предметов труда (что нужно мыть, стирать, протирать и т.д.), а это активирует умственную деятельность. Постановка цели осуществляется реальными потребностями и предполагает результат во всем объеме требований к ее качеству: не просто разложить на столы оборудование для занятий, а сделать это так, чтобы им было удобно пользоваться. Оценка итогового результата дает с точки зрения его соответствия цели.

Детям предлагается самостоятельно выполнять осваиваемый трудовой процесс по этапам:

1 этап - организация рабочего места, отбор материала, предметов труда и оборудования. Подготовка к работе осуществляется при общих указаниях взрослого. Постепенно вводится взаимный контроль детей. После оценки готовности к работе разрешается начать трудиться.

2 этап - выполнение самого трудового процесса. Необходимо контролировать последовательность выполнения действий, учить добиваться нужных результатов, бережно и экономно расходовать материалы, поддерживать порядок на рабочем месте. Особое внимание стоит уделать формированию специальных трудовых умений, последовательности действий (намочить, намылить вещь, потереть, прополоскать, выжать) и способов самоконтроля. Для этого используется дополнительный показ наиболее сложных трудовых действий, совместное выполнение их с ребенком. Чтобы дети лучше запоминали последовательность действий, проводят игры «разложи карточки по порядку», «Что за чем».

Так, постепенно усложняя деятельность, ставя перед детьми разные задачи, детей учат пользоваться орудиями труда, закрепляют последовательность выполнения действий, формируют трудовые навыки.


Подготовила воспитатель высшей

квалификационной категории г.Мценска

Данилова Л.Н.

© 2010-2022