- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Программа Почемучки по вариативному курсу в средней группе
Программа Почемучки по вариативному курсу в средней группе
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | 13 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Звонарева Ю.А. |
Дата | 29.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ММ «Қарабалық ауданының білім бөлімінің Абай Құнанбаев атындағы Қарабалық орта мектебі»
ГУ «Карабалыкская средняя школа имени Абая Кунанбаева
отдела образования Карабалыкского района»
Программа
Для детей от 3 до 5 лет
п. Карабалык 2013г
Автор - составитель: Звонарёва Юлия Александровна, воспитатель мини-центра СШ №2 им. Абая Кунанбаева посёлка Карабалык Костанайской области.
Программа «Почемучки» направлена на развитие познавательных интересов у детей от 4 до 5 лет через опытническую деятельность, экспериментирование. Программа адресована воспитателям детских садов и мини-центров.
Пояснительная записка
Формирование личности ребенка происходит эффективней, если он вовлечен в продуктивную познавательную деятельность - детское экспериментирование. Именно эта деятельность идет от самого ребенка с первых дней его жизни, т.к. окружающий предметный мир становится обучающим только через взаимодействие. Поэтому непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют понять их свойства, качества, возможности, пробуждать любознательность, желание узнать больше.
В соответствии с требованиями ГОСО РК и программами нового времени «Алғашқы қадам», «Зерек бала», «Біз мектепке барамыз», где опытнической деятельности уделяется особое место, мною была разработана программа «Почемучки», которая предлагает наиболее эффективные формы работы с детьми по ознакомлению с живой и неживой природой, что позволяет сформировать у детей первоначальное понимание некоторых природных зависимостей, используя особый вид детской деятельности - экспериментирование.
Цель программы «Почемучки» направлена на развитие познавательных интересов ребёнка 2-6 лет через опытническую деятельность, экспериментирование.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
Тренировать мыслительные процессы: уметь ставить и решать посильные задачи, строить умозаключение;
-
Расширять кругозор и сознание детей: знакомить с природными и элементарными физическими явлениями;
-
Развивать способность самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности.
Содержание программного материала опытнической деятельности представлено по каждой возрастной группе от 2 до 6 лет; в завершении содержания каждого возраста определены ожидаемые результаты в развитии ребёнка данного возрастного периода.
Реализация содержания программы предусматривает работу тематических блоков, которые действуя по возрастному принципу доступности, усложняются последовательно на каждом возрастном этапе.
Блок «Неживая природа», включает в себя задачи и содержание по разделам: «Воздух», «Вода. Её свойства и состояние», «Глина, песок, земля», «Свет и тепло». Их содержание прослеживается на протяжении всего дошкольного возраста, в младшем возрасте добавлен раздел «Звук».
Блок «Живая природа» соответствует требованиям программы «Зерек бала» для детей 3-5 лет, включает задачи и содержание разделов «Мир растений» и «Мир животных».
В блоке «Предметный мир» определены задачи и содержание некоторых свойств и качеств предметов для детей младшего возраста.
В блоке «Физические явления» представлены задачи и содержание знакомства детей старшего дошкольного возраста с такими явлениями, как молния, радуга, электричество, магнит.
В программе четко просматривается системность и преемственность содержания изучаемого материала с предыдущими и последующими возрастными ступенями.
В приложении к программе представлено перспективное планирование занятий для всех возрастных групп детского сада, которое соответствует принципу сезонности (осень, зима, весна).
Содержание программы может быть успешно реализовано с помощью методических рекомендаций и дополнительного дидактического материала к данной программе.
Содержание программы «ПОЧЕМУЧКИ»
для детей от 3 до 5 лет
Цель: Формирование интереса к опытнической деятельности у детей 4-5 лет.
Тематический блок «Неживая природа»
Задачи:
-
С помощью экспериментирования устанавливать простые причинно-следственные связи;
-
Учить детей доводить поиск до конца, чтобы увидеть результаты экспериментирования;
-
Продолжать знакомить с разными материалами, их качеством и свойствами.
Содержание:
Раздел: Воздух.
Дать детям представление о силе воздействия воздуха на предметы; воздух легче воды, поэтому удерживает тяжёлые предметы, наполненные воздухом, на поверхности воды.
Раздел: Вода. Её свойства и состояние.
Расширять представления о свойствах и качествах воды: о том, что вода не имеет форму. Уточнить понятие «плавучесть» предметов.
Раздел: Глина, песок, земля.
Познакомить детей со свойствами глины, земли и песка впитывать воду с разной скоростью.
Раздел: Свет, тепло.
Помочь детям понять процесс становления частей суток и влияние движения солнца на сезонные изменения.
Познакомить с происхождением солнечных зайчиков.
Дать детям представление о звёздах (светят постоянно).
Тематический блок «Живая природа»
Задачи:
-
Формировать элементарные научные экологические знания, доступные пониманию дошкольника;
-
Расширить представления о растениях: живые и им, как и всему живому, необходимы определенные условия для роста;
-
Дать представление о некоторых способах приспособлений животных к окружающей среде.
Содержание:
Раздел: Мир растений.
Познакомить с изменением формы растений под воздействием воды, понять причину, по которой шелестят опавшие листья. Познакомить со способами проращивания семян: замачиванием и сухими. Знать, как обеспечивает себя питанием срезанное растение.
Раздел: Мир животных.
Познакомить детей с ролью «маскировки» животных. Дать представление о способности водоплавающих птиц не намокать в воде. Познакомить с причинами выхода дождевых червей на поверхность земли.
Ожидаемые результаты:
В результате освоения содержания программы «Почемучки» среднего возраста ребёнок-дошкольник к концу года должен проводить элементарные опыты и экспериментировать, устанавливать простые причинно-следственные связи:
-
знать различные материалы, их качества и свойства (какие предметы тонут, какие - нет; свойства воды);
-
иметь представление о способах приспособлений растений и животных к окружающей среде (маскировка животных, «одежда» водоплавающих птиц и др.);
-
уметь доводить поиск до конца, чтобы увидеть результат опыта.
Используемая литература:
-
ГОСО РК 1.001-2009. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Дошкольное воспитание и обучение. Основные положения.
-
Программа воспитания и обучения детей раннего возраста
«Алғашқы қадам» (от года до 3 лет). - Астана, 2009.
-
Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала» (от 3 до 5 лет). - Астана, 2009.
-
Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз» (от 5 до 6 лет). - Астана, 2009.
-
Биличенко Г.Г. «Создание ДОУ с приоритетным направлением развития», М., 2005г.
-
Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»
-
Галушкина С.В. «Эксперимент как средство развития познавательного интереса дошкольников», журнал «Воспитатель ДОУ», № 2-2012 г.
-
Елисеева Т.А., Посашкова Л.А. «Экспериментальная деятельность детей в детском саду», журнал «Воспитатель ДОУ», № 9-2009 г.
-
Згурская Л. «Знакомим с окружающим миром», журнал «Дошкольное воспитание», № 1- 2004 г.
-
Йозова О. «Дети экспериментируют», журнал «Дошкольное воспитание», № 9-2009 г.
-
Козлова А.В., Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьёй», М., 2005 г.
-
Косюченко М. «Экспериментируем!», журнал «Дошкольное воспитание», № 8-2006 г.
-
Лазарева Л. «Экспериментирование с водой и воздухом», журнал «Дошкольное воспитание», № 5-2008г.
-
Медведева Т. «Познавательная деятельность старших дошкольников», журнал «Дошкольное воспитание», № 8-2006г.
-
Подьякова Н.Н., Сохина Ф.А. «Умственное воспитание детей дошкольного возраста», М., Просвещение, 1988 г.
-
Рыжова Н. «Песок, глина, камни», журнал «Дошкольное воспитание», № 7-2003г.
-
Савенков А. «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании», М., 2006 г.
-
Смирнова Е. «Ранний возраст: игры, развивающие познавательную деятельность», журнал «Дошкольное воспитание», № 2-2009г.
-
Солодянкина О.В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй», М., 2005 г.
-
Чехонина О. «Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности», журнал «Дошкольное воспитание». № 6-2007г.
-
Юдина Т.В. «Занимательные опыты и эксперименты для умных пап и любопытных дошколят», журнал «Игра и дети», № 2-2006 г.
-
Харитонова М.А. «Учебно-методический комплект «Почемучки»,лицензия №1516 от 11.05.2012г.
-
Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». - М. 1999..
-
Перельман Я.И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995..
-
Мурудова Е.И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010..
-
Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).
Перспективное планирование для средней группы
№п/п
Тема занятия
Цель
Сентябрь
1
«Что лучше впитывает воду?»
Помочь детям узнать, что лучше впитывает воду: глина, земля или песок, развивать наблюдательность и любознательность.
2
«В какую бутылку быстрее нальётся вода?»
Сформировать представление детей о скорости заполнения сосудов разнообразной величины. Развивать наблюдательность, умение делать выводы.
3
«Секрет сосновой шишки»
Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать смекалку, любознательность.
4
«Ворчливый шарик».
Познакомить с движением воздуха, его свойствами. Развивать наблюдательность, любознательность.
Октябрь
5
«Послушный ветерок».
Зн Знать об изменчивости силы ветра;
Уметь подражать ветру с различной силой, развивать наблюдательность, умение делать выводы.
6
«Почему шуршат листья?»
Познакомить детей с причиной, по которой шелестят опавшие листья. Уметь сравнивать шорох опавших листьев и тех, на деревьях, развивать наблюдательность.
7
«Чудесные растворы».
Продолжать знакомить детей с характерными свойствами воды растворять некоторые вещества. Дать представления о том, что не все вещества растворяются водой. Развивать наблюдательность, умение делать выводы.
8
«Весёлая полоска»
Дать детям представление о свойствах бумаги и действие воздуха на неё. Развивать наблюдательность, любознательность.
Ноябрь
9
«Лодочка из бумаги».
Формировать у детей представление о свойствах бумаги. Учить простейшим обобщениям.
10
«Что в коробочке?»
Познакомить детей со значением света и его источниками. Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. Развивать наблюдательность.
11
«Послушная водичка»
Дать детям представление о том, что вода принимает форму того сосуда, в который её поместили; уметь проводить опыты, соблюдая технику безопасности при работе со стеклом.
12
«Чёрное и белое»
Знать о влиянии солнечных лучей на чёрный и белый цвет;
Уметь наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Декабрь
13
«Свойства воды»
Знать характерные свойства воды: вкус, цвет, запах, прозрачность. Уметь проделывать опыты, делать умозаключения, использовать свойства воды на практике.
14
«Экспери-
мент на плавучесть»
Познакомить детей с понятием «плавучесть», научиться определять способность предметов плавать. Формировать познавательный
интерес.
15
«Плыви, плыви, кораблик!»
знать о плавучести предметов и о свойствах стекла; уметь соблюдать правила безопасности со стеклом, развивать любознательность, смекалку.
16
«Мой весёлый, звонкий мяч»
Дать представление о том, что предметы, наполненные воздухом, не только не тонут, но даже «выпрыгивают» из воды. Уметь наблюдать, делать выводы.
Январь
17
«Свет и тень».
Познакомить детей с понятиями света и тени. Формировать умение делать выводы.
18
«Солнышко красное по небу катится»
Помочь детям понять процесс становления частей суток. Уметь различать и называть части суток, сравнивать, замечать изменения, развивать наблюдательность.
19
«Солнечные
зайчики»
Познакомить с происхождением солнечных зайчиков. Учить детей наблюдать за происходящим, проводить эксперименты самостоятельно.
20
«Почему бывает зима и лето?»
Познакомить детей с влиянием движения солнца на сезонные изменения. Уметь наблюдать, делать выводы.
Февраль
21
«Снег»
Знакомить детей со свойствами снега. Определить, где снег тает быстрее: на блюдце или под шубой. Развивать любознательность.
22
«Как снег водой становится».
Показать, что снег в тепле тает и становится водой. Учить детей наблюдать за происходящим.
23
«Лёд».
Уточнить представление детей о том, каким образом получается лёд, и некоторые его свойства: твёрдый, при ударе разбивается, скользкий. Формировать умение делать выводы
24
«Когда льётся, когда капает?»
Дать представление о том, что вода льётся, капает и как это свойство зависит от объёма жидкости. Учить соблюдать правила безопасности при работе со стеклом.
Март
25
«Как светят звёзды»
Дать детям представление о том, что звёзды светят постоянно. Уметь наблюдать, делать выводы.
26
«Чем питается растение?»
Уточнить представления детей о необходимости полива комнатных растений. Учить наблюдательности.
27
«Песок, земля».
Дать детям представление о том, что для роста растений нужна земля. Уметь различать свойства песка и земли: цвет, сыпучесть. Развивать умение делать выводы.
28
«Упрямое растение».
Уточнить представления детей о том, как свет влияет на рост комнатных растений. Развивать умение наблюдать
Апрель
29
«Музыка или шум».
Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. Развивать внимание, умение делать выводы.
30
«Звонкие бутылочки».
Дать представление о том, что ёмкости при ударе издают различные звуки. Это звучание зависит от различного содержания. Развивать наблюдательность, умение делать выводы.
31
«Как маски-руются животные»
Знать о роли «маскировки» животных. Уметь сравнивать, делать выводы, развивать любознательность.
32
«Одежда водоплава-ющих птиц»
Знать, почему водоплавающие птицы не намокают и не замерзают. Иметь представление о том, как птицы плавают. Уметь проводить простые опыты, делать выводы.
Май
33
«Почему чер-
вей назвали «дождевыми»
Знать причины выхода дождевых червей на поверхность земли (дышат всей поверхностью тела). Уметь наблюдать.
34
«Посадка лука»
Уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.
35
«Хитрые семена»
Познакомить со способами проращивания семян: замачиванием и сухими. Уметь наблюдать за появлением ростков.
36
«Бальзамин - фокусник»
Знать, как обеспечивает себя питанием срезанное растение, иметь представление о структуре стебля бальзамина. Уметь наблюдать, формулировать выводы.
Содержание
1. Пояснительная записка……………………….………
-
Содержание программы для детей от 4 до 5ет……
-
Литература………………………………………….
-
Приложение………………………………………….