Программа Почемучки по вариативному курсу в средней группе

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Программа Почемучки по вариативному курсу в средней группе


ММ «Қарабалық ауданының білім бөлімінің Абай Құнанбаев атындағы Қарабалық орта мектебі»

ГУ «Карабалыкская средняя школа имени Абая Кунанбаева

отдела образования Карабалыкского района»

Программа


Для детей от 3 до 5 летПрограмма Почемучки по вариативному курсу в средней группе













п. Карабалык 2013г

Автор - составитель: Звонарёва Юлия Александровна, воспитатель мини-центра СШ №2 им. Абая Кунанбаева посёлка Карабалык Костанайской области.

Программа «Почемучки» направлена на развитие познавательных интересов у детей от 4 до 5 лет через опытническую деятельность, экспериментирование. Программа адресована воспитателям детских садов и мини-центров.




















Пояснительная записка

Формирование личности ребенка происходит эффективней, если он вовлечен в продуктивную познавательную деятельность - детское экспериментирование. Именно эта деятельность идет от самого ребенка с первых дней его жизни, т.к. окружающий предметный мир становится обучающим только через взаимодействие. Поэтому непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют понять их свойства, качества, возможности, пробуждать любознательность, желание узнать больше.

В соответствии с требованиями ГОСО РК и программами нового времени «Алғашқы қадам», «Зерек бала», «Біз мектепке барамыз», где опытнической деятельности уделяется особое место, мною была разработана программа «Почемучки», которая предлагает наиболее эффективные формы работы с детьми по ознакомлению с живой и неживой природой, что позволяет сформировать у детей первоначальное понимание некоторых природных зависимостей, используя особый вид детской деятельности - экспериментирование.

Цель программы «Почемучки» направлена на развитие познавательных интересов ребёнка 2-6 лет через опытническую деятельность, экспериментирование.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Тренировать мыслительные процессы: уметь ставить и решать посильные задачи, строить умозаключение;

  • Расширять кругозор и сознание детей: знакомить с природными и элементарными физическими явлениями;

  • Развивать способность самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности.

Содержание программного материала опытнической деятельности представлено по каждой возрастной группе от 2 до 6 лет; в завершении содержания каждого возраста определены ожидаемые результаты в развитии ребёнка данного возрастного периода.

Реализация содержания программы предусматривает работу тематических блоков, которые действуя по возрастному принципу доступности, усложняются последовательно на каждом возрастном этапе.

Блок «Неживая природа», включает в себя задачи и содержание по разделам: «Воздух», «Вода. Её свойства и состояние», «Глина, песок, земля», «Свет и тепло». Их содержание прослеживается на протяжении всего дошкольного возраста, в младшем возрасте добавлен раздел «Звук».

Блок «Живая природа» соответствует требованиям программы «Зерек бала» для детей 3-5 лет, включает задачи и содержание разделов «Мир растений» и «Мир животных».

В блоке «Предметный мир» определены задачи и содержание некоторых свойств и качеств предметов для детей младшего возраста.

В блоке «Физические явления» представлены задачи и содержание знакомства детей старшего дошкольного возраста с такими явлениями, как молния, радуга, электричество, магнит.

В программе четко просматривается системность и преемственность содержания изучаемого материала с предыдущими и последующими возрастными ступенями.

В приложении к программе представлено перспективное планирование занятий для всех возрастных групп детского сада, которое соответствует принципу сезонности (осень, зима, весна).

Содержание программы может быть успешно реализовано с помощью методических рекомендаций и дополнительного дидактического материала к данной программе.








Содержание программы «ПОЧЕМУЧКИ»

для детей от 3 до 5 лет


Цель: Формирование интереса к опытнической деятельности у детей 4-5 лет.

Тематический блок «Неживая природа»

Задачи:

  • С помощью экспериментирования устанавливать простые причинно-следственные связи;

  • Учить детей доводить поиск до конца, чтобы увидеть результаты экспериментирования;

  • Продолжать знакомить с разными материалами, их качеством и свойствами.

Содержание:

Раздел: Воздух.

Дать детям представление о силе воздействия воздуха на предметы; воздух легче воды, поэтому удерживает тяжёлые предметы, наполненные воздухом, на поверхности воды.

Раздел: Вода. Её свойства и состояние.

Расширять представления о свойствах и качествах воды: о том, что вода не имеет форму. Уточнить понятие «плавучесть» предметов.

Раздел: Глина, песок, земля.

Познакомить детей со свойствами глины, земли и песка впитывать воду с разной скоростью.

Раздел: Свет, тепло.

Помочь детям понять процесс становления частей суток и влияние движения солнца на сезонные изменения.

Познакомить с происхождением солнечных зайчиков.

Дать детям представление о звёздах (светят постоянно).





Тематический блок «Живая природа»

Задачи:

  • Формировать элементарные научные экологические знания, доступные пониманию дошкольника;

  • Расширить представления о растениях: живые и им, как и всему живому, необходимы определенные условия для роста;

  • Дать представление о некоторых способах приспособлений животных к окружающей среде.

Содержание:

Раздел: Мир растений.

Познакомить с изменением формы растений под воздействием воды, понять причину, по которой шелестят опавшие листья. Познакомить со способами проращивания семян: замачиванием и сухими. Знать, как обеспечивает себя питанием срезанное растение.

Раздел: Мир животных.

Познакомить детей с ролью «маскировки» животных. Дать представление о способности водоплавающих птиц не намокать в воде. Познакомить с причинами выхода дождевых червей на поверхность земли.

Ожидаемые результаты:

В результате освоения содержания программы «Почемучки» среднего возраста ребёнок-дошкольник к концу года должен проводить элементарные опыты и экспериментировать, устанавливать простые причинно-следственные связи:

  • знать различные материалы, их качества и свойства (какие предметы тонут, какие - нет; свойства воды);

  • иметь представление о способах приспособлений растений и животных к окружающей среде (маскировка животных, «одежда» водоплавающих птиц и др.);

  • уметь доводить поиск до конца, чтобы увидеть результат опыта.












Используемая литература:


  1. ГОСО РК 1.001-2009. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Дошкольное воспитание и обучение. Основные положения.

  2. Программа воспитания и обучения детей раннего возраста

«Алғашқы қадам» (от года до 3 лет). - Астана, 2009.

  1. Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала» (от 3 до 5 лет). - Астана, 2009.

  2. Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз» (от 5 до 6 лет). - Астана, 2009.

  3. Биличенко Г.Г. «Создание ДОУ с приоритетным направлением развития», М., 2005г.

  4. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»

  5. Галушкина С.В. «Эксперимент как средство развития познавательного интереса дошкольников», журнал «Воспитатель ДОУ», № 2-2012 г.

  6. Елисеева Т.А., Посашкова Л.А. «Экспериментальная деятельность детей в детском саду», журнал «Воспитатель ДОУ», № 9-2009 г.

  7. Згурская Л. «Знакомим с окружающим миром», журнал «Дошкольное воспитание», № 1- 2004 г.

  8. Йозова О. «Дети экспериментируют», журнал «Дошкольное воспитание», № 9-2009 г.

  9. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьёй», М., 2005 г.

  10. Косюченко М. «Экспериментируем!», журнал «Дошкольное воспитание», № 8-2006 г.

  11. Лазарева Л. «Экспериментирование с водой и воздухом», журнал «Дошкольное воспитание», № 5-2008г.

  12. Медведева Т. «Познавательная деятельность старших дошкольников», журнал «Дошкольное воспитание», № 8-2006г.

  13. Подьякова Н.Н., Сохина Ф.А. «Умственное воспитание детей дошкольного возраста», М., Просвещение, 1988 г.

  14. Рыжова Н. «Песок, глина, камни», журнал «Дошкольное воспитание», № 7-2003г.

  15. Савенков А. «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании», М., 2006 г.

  16. Смирнова Е. «Ранний возраст: игры, развивающие познавательную деятельность», журнал «Дошкольное воспитание», № 2-2009г.

  17. Солодянкина О.В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй», М., 2005 г.

  18. Чехонина О. «Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности», журнал «Дошкольное воспитание». № 6-2007г.

  19. Юдина Т.В. «Занимательные опыты и эксперименты для умных пап и любопытных дошколят», журнал «Игра и дети», № 2-2006 г.

  20. Харитонова М.А. «Учебно-методический комплект «Почемучки»,лицензия №1516 от 11.05.2012г.

  21. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». - М. 1999..

  22. Перельман Я.И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995..

  23. Мурудова Е.И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010..

  24. Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).


Перспективное планирование для средней группы


№п/п

Тема занятия

Цель



Сентябрь

1

«Что лучше впитывает воду?»

Помочь детям узнать, что лучше впитывает воду: глина, земля или песок, развивать наблюдательность и любознательность.

2

«В какую бутылку быстрее нальётся вода?»

Сформировать представление детей о скорости заполнения сосудов разнообразной величины. Развивать наблюдательность, умение делать выводы.

3

«Секрет сосновой шишки»

Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать смекалку, любознательность.

4

«Ворчливый шарик».

Познакомить с движением воздуха, его свойствами. Развивать наблюдательность, любознательность.


Октябрь

5

«Послушный ветерок».

Зн Знать об изменчивости силы ветра;

Уметь подражать ветру с различной силой, развивать наблюдательность, умение делать выводы.

6

«Почему шуршат листья?»

Познакомить детей с причиной, по которой шелестят опавшие листья. Уметь сравнивать шорох опавших листьев и тех, на деревьях, развивать наблюдательность.

7

«Чудесные растворы».

Продолжать знакомить детей с характерными свойствами воды растворять некоторые вещества. Дать представления о том, что не все вещества растворяются водой. Развивать наблюдательность, умение делать выводы.

8

«Весёлая полоска»

Дать детям представление о свойствах бумаги и действие воздуха на неё. Развивать наблюдательность, любознательность.


Ноябрь


9

«Лодочка из бумаги».

Формировать у детей представление о свойствах бумаги. Учить простейшим обобщениям.

10

«Что в коробочке?»

Познакомить детей со значением света и его источниками. Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. Развивать наблюдательность.

11

«Послушная водичка»

Дать детям представление о том, что вода принимает форму того сосуда, в который её поместили; уметь проводить опыты, соблюдая технику безопасности при работе со стеклом.

12

«Чёрное и белое»

Знать о влиянии солнечных лучей на чёрный и белый цвет;

Уметь наблюдать, сравнивать, делать выводы.


Декабрь

13

«Свойства воды»

Знать характерные свойства воды: вкус, цвет, запах, прозрачность. Уметь проделывать опыты, делать умозаключения, использовать свойства воды на практике.

14

«Экспери-

мент на плавучесть»

Познакомить детей с понятием «плавучесть», научиться определять способность предметов плавать. Формировать познавательный

интерес.

15

«Плыви, плыви, кораблик!»

знать о плавучести предметов и о свойствах стекла; уметь соблюдать правила безопасности со стеклом, развивать любознательность, смекалку.

16

«Мой весёлый, звонкий мяч»

Дать представление о том, что предметы, наполненные воздухом, не только не тонут, но даже «выпрыгивают» из воды. Уметь наблюдать, делать выводы.


Январь

17

«Свет и тень».

Познакомить детей с понятиями света и тени. Формировать умение делать выводы.

18

«Солнышко красное по небу катится»

Помочь детям понять процесс становления частей суток. Уметь различать и называть части суток, сравнивать, замечать изменения, развивать наблюдательность.

19

«Солнечные

зайчики»

Познакомить с происхождением солнечных зайчиков. Учить детей наблюдать за происходящим, проводить эксперименты самостоятельно.

20

«Почему бывает зима и лето?»

Познакомить детей с влиянием движения солнца на сезонные изменения. Уметь наблюдать, делать выводы.


Февраль

21

«Снег»

Знакомить детей со свойствами снега. Определить, где снег тает быстрее: на блюдце или под шубой. Развивать любознательность.

22

«Как снег водой становится».

Показать, что снег в тепле тает и становится водой. Учить детей наблюдать за происходящим.

23

«Лёд».

Уточнить представление детей о том, каким образом получается лёд, и некоторые его свойства: твёрдый, при ударе разбивается, скользкий. Формировать умение делать выводы

24

«Когда льётся, когда капает?»

Дать представление о том, что вода льётся, капает и как это свойство зависит от объёма жидкости. Учить соблюдать правила безопасности при работе со стеклом.


Март

25

«Как светят звёзды»

Дать детям представление о том, что звёзды светят постоянно. Уметь наблюдать, делать выводы.

26

«Чем питается растение?»

Уточнить представления детей о необходимости полива комнатных растений. Учить наблюдательности.

27

«Песок, земля».

Дать детям представление о том, что для роста растений нужна земля. Уметь различать свойства песка и земли: цвет, сыпучесть. Развивать умение делать выводы.

28

«Упрямое растение».

Уточнить представления детей о том, как свет влияет на рост комнатных растений. Развивать умение наблюдать


Апрель

29

«Музыка или шум».

Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. Развивать внимание, умение делать выводы.

30

«Звонкие бутылочки».

Дать представление о том, что ёмкости при ударе издают различные звуки. Это звучание зависит от различного содержания. Развивать наблюдательность, умение делать выводы.

31

«Как маски-руются животные»

Знать о роли «маскировки» животных. Уметь сравнивать, делать выводы, развивать любознательность.

32

«Одежда водоплава-ющих птиц»

Знать, почему водоплавающие птицы не намокают и не замерзают. Иметь представление о том, как птицы плавают. Уметь проводить простые опыты, делать выводы.


Май

33

«Почему чер-

вей назвали «дождевыми»

Знать причины выхода дождевых червей на поверхность земли (дышат всей поверхностью тела). Уметь наблюдать.

34

«Посадка лука»

Уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

35

«Хитрые семена»

Познакомить со способами проращивания семян: замачиванием и сухими. Уметь наблюдать за появлением ростков.

36

«Бальзамин - фокусник»

Знать, как обеспечивает себя питанием срезанное растение, иметь представление о структуре стебля бальзамина. Уметь наблюдать, формулировать выводы.












Содержание

1. Пояснительная записка……………………….………

  1. Содержание программы для детей от 4 до 5ет……

  2. Литература………………………………………….

  3. Приложение………………………………………….




© 2010-2022