Консультация для родителей О воспитании

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Консультация для родителей

О воспитании.

Прежде чем говорить о воспитании как о методике, мы должны четко и ясно представить, а какова же главная цель воспитания, какого человека мы хотим воспитать и что есть воспитание по существу?

В последнее время создается впечатление, что воспитание отходит в нашем обществе на второй план. Мы о нем все больше и больше забываем и все больше начинаем думать об обучении, причем чуть ли не с самого раннего возраста. Никто не возражает против обучения, против приобретения знаний ребенком, но если это происходит без отрыва от главного - воспитания человека, что во все времена было основной истиной педагогики.

К сожалению, негативные тенденции последних лет: подмена истинных ценностей ложными, искажение морали, обнищание сферы культуры и образования - все больше отдаляют общество от того высокого, вечного и прекрасного, на чем всегда держалась жизнь. Современные мамы и папы, у кого, конечно, есть возможность, стараются дать ребенку то, что сделает его обеспеченным, защищенным, даст ему преимущества перед другими. И мало кто при этом заботится о внутреннем мире своего ребенка, о его душе, о качествах Человека. То же самое мы видим и в современных детских садах России. Создается впечатление, что воспитатели все больше заботятся об обучении детей - о так называемой подготовке к школе. На фоне всего этого воспитание все меньше становится нужным и заметным. Все процессы, происходящие в обществе, взаимосвязаны. Родители меньше занимаются ребенком, он становится все более одиноким. Это одиночество невозможно компенсировать кружками и занятиями в детском саду, ребенку нужны любящие и понимающие его взрослые, способные быть не просто папой, мамой, тетей и дядей, а быль его настоящим другом, близким человеком. И самое главное - быть способными повести его к истинной цели.

Если мы обратимся к высказываниям великих людей, то увидим, какое высокое значение они придавали воспитанию: «Благодаря воспитанию в отдельном будущем несовершенное человечество превратится в новую расу людей - таково могущество воспитания» (Р. Оуэн). «В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы» (Кант). «Природа и воспитание подобны. А именно: воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает ему вторую природу» (Демокрит) . «Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы» (Гельвеции). «Годы детства-это прежде всего воспитание сердца. Воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка» (В. Сухомлинский).

Задумываясь о воспитании как о способе прежде всего повлиять на духовной рост ребенка, понимая высокое значение воспитания, нам нужно знать, что же это за особая пища, чем питать ребенка? На этот вопрос трудно ответить, если не представлять, какого Человека мы растим, какими качествами он должен обладать. Прежде всего мы, воспитатели нового поколения, должны задумываться об этом более совершенном Человеке. Задавая вопрос родителям: «Что вы считаете самым главным для вашего ребенка? Кем бы вы хотели, чтобы он стал?» И что замечательно, большинство отвечает, что хотели бы видеть своего ребенка настоящим Человеком. Это очень нас радует и обнадеживает. Но когда мы просим родителей объяснить, что они под этим понимают, то сталкиваемся зачастую с тем, что они затрудняются объяснить свои чувства и желания. Некоторые называют такие качества, как доброта, честность, порядочность, отзывчивость, коммуникабельность и др. Когда же мы спрашиваем родителей, а как эти качества воспитать в ребенке, трудностей становится еще больше. Понятно, что они для этого и приводят к нам своих детей, но разве мать и отец имеют право снимать с себя ответственность за воспитание рожденных ими детей? Мы можем и должны вместе решать эту задачу.

Представление о совершенном Человеке складывалось в сознании человечества веками и тысячелетиями. Связано оно всегда было с миром Высшим, с мечтами о лучшем, о Прекрасном. Эти представления накапливались постепенно, на протяжении всей человеческой истории, и, что примечательно, в разных уголках Земли, в разных странах и народах они имели единую Основу, то, что мы называем Добром, Истиной и Красотой. Если мы внимательно прочитаем народные сказки, легенды, предания, созданные разными народами в разные времена, то увидим удивительную картину: все они говорят об одном и том же, об одних и тех же принципах и основах жизни. Так же и религии мира: как бы они ни различались, а имеют единый Корень. В человечестве заложены общие нравственные принципы, устоит и понятия, которые передаются из поколения в поколения. Это высшие принципы в самом человеке. С ними человек рождается, и мы видим это на примере детей. Иначе почему мы говорим: «Устами ребенка глаголет истина», или «Будьте как дети, и вам откроется Царство Небесное»?

Все эти лучшие человеческие качества могут быть развиты в ребенке с помощью взрослых или зачахнуть с их же помощью. Так, в разные периоды истории эти принципы и основы либо возвышалось и были приоритетами в человеческом обществе, либо передавались забвению, затухали, что мы и видим сегодня. Отсюда все эпохи Ренессанса, Возрождения и спада духовности и морали. Если мы сегодня осознаем происходящее и решимся действовать, то мы должны будем вспомнить, что Чаша, хранящая все, что накоплено человечеством, жива и из нее мы сможем извлечь все жизненно необходимое нам сегодня. Когда мы размышляем о Воспитании Человека, то всегда волей-неволей рука тянется к жемчужинам человеческой мудрости, к мыслями и изречениям великих людей. Давайте прикоснемся к ним.

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А. П. Чехов).

«Без известной умственной культуры не может быть и утонченных чувств» (А. Франс).

«Только во всеобщем счастье можно найти свое личное счастье» (Гоббс).

«Мужество-добродетель, в силу которой люди в опасности совершают прекрасные дела» (Аристотель).

«Чем умнее человек, тем он скромнее» (античный афоризм).

«Великодушие - это не что иное, как сострадание благородного сердца» (Я. Шамфор).

«Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести - ничего, чем человек есть человек» (В. Г. Белинский).

«Венец справедливости есть смелость духа и неустрашимость мысли, предел же справедливость - в страхе перед угрожающим несчастьем» (Демокрит).

«В ком правды нет, в том и добра мало» (русская пословица).

Вот лишь небольшая часть той мудрости, которая накоплена человечеством и которая дана нам для улучшения себя и совершенствования нашего великого дела - Воспитания Человека. Под этим словом, написанным с большой буквы, будем понимать комплекс лучших и наиболее важных качеств человеческого характера, а вернее сказать, синтез, потому что эти качества должны в нем гармонично сочетаться. Главным критерием и следствием этой внутренней гармонии должно быть творение добра и непрерывное духовное самосовершенствование.

Именно о синтезе, о гармонии, о целостности личности мы должны сегодня думать. Несомненно, что сегодня, когда мир потрясен волной насилия, жестокости, нравственного беспредела, нашим детям нужны не сколько грамотные методисты, сколько мудрые и благородные наставники. Воспитание в нашей действительности выходит на первый план. Возвращаясь к тому, с чего начали - подумаем об истинном смысле, значении Воспитания. Утвердимся на главной Цели - воспитании Человека, обладающего синтезом качеств человечности. На этой основе мы можем дать истинное образование, которое неразрывно с пониманием смысла жизни и предназначения Человека. Только тогда мы можем быть уверенными, что образованные, но безнравственные личности не будут разрушать нашу жизнь, умело пользуясь своими знаниями, что их будет становиться все меньше и меньше, а чистых и благородных созидателей больше и больше. И не будем уповать на то, что не знаем, что делать; в жизни много примеров замечательных Людей, много красоты, которая воспитывает душу, учит гармонии и совершенству, много творческого труда, который не дает сердцу спать и будит воображение и фантазию для новых открытий и достижений. Будем смотреть взглядом светлым и широким, и тогда мы увидим многое, что нам поможет стать более совершенными людьми. В этом главная задача каждого воспитателя сегодня и завтра. Решив ее, мы сможем больше сделать для детей. И в заключение хочется привести слова английского историка Томаса Карлейля: «Человека не должен жаловаться на времена; из этого ничего не выходит. Время дурное - ну и что ж, на то и человек, чтобы улучшить его».

ГБОУ СОШ № 2103

СП «ДОУ №1141»

Воспитатели младшей группы № 4-6:

Эль Аис Полина Константиновна



© 2010-2022