Проект Её - величество - нефть

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Мишутка"

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей









ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО НЕФТЬ».

в старшей группе «Гномики»









Руководители проекта:

Изибаева Н. В.






Федоровский 2015

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО НЕФТЬ».

Исследуй все, пусть для тебя на первом месте будет разум;

предоставь ему руководить собой.

Пифагор

ВВЕДЕНИЕ


Выбор темы нашего проекта не случаен. Знакомство с профессиями мы начали с профессий наших родителей. Дети рассказывали, где и кем работают их родители, чем на работе они занимаются, какие предметы-помощники им помогают. Но на вопрос «Кто такие нефтяники?» дети не смогли дать ответ. Тогда мы решили изучить эту проблему и выяснить - что такое нефть, где она находится и как её добывают? И вообще для чего она нужна? Так мы впервые узнали о профессии нефтяника. Дети задавали вопросы, очень были удивлены, что для производства резиновых сапог, бензина просто необходима нефть. А добывают нефть на месторождении рядом с нашим поселком. С этого все и началось. Ребята продолжали задавать вопросы и воспитателям, и родителям. Тогда мы решили, что все желающие тоже могут начать исследования, чтобы самостоятельно найти ответы на все интересующие их вопросы. Так возникла идея проекта и огромное желание передать каждому ребенку не только знания о родном крае, но и особое чувство гордости.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА


Тема проекта: «Её величество нефть».

Тип проекта: исследовательско-творческий.

Продолжительность: среднесрочный (ноябрь - январь).

Участники проекта: дети, родители и педагоги старшей группы «Гномики».

Руководители проекта: Н. В. Изибаева, Стусова Л. М.

Направление проекта: Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, через ознакомление с родным краем.

Актуальность: Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать - всё!

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды - местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона.

Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей Родине. Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Наш поселок Федоровский расположен на территории Ханты - Мансийского автономного округа - Югры. Округ занимает первое место по добычи нефти и второе место по добыче газа в России. Очень важно привить детям чувство любви, гордости к родному краю, к его истории и культуре, природным ценностям; уважение к людям, живущих в нём, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Цель исследования: Создать условия для развития поисково-познавательной деятельности детей шестого года жизни, как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • формирование познавательного интереса к родному краю, его истории, традициям, природным ценностям;

  • развитие предпосылок диалектического мышления, способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

  • развитие собственного познавательного опыта с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

  • расширение перспектив поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия;

  • поддержание у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.

Объект исследования - нефть.

Гипотеза исследования - наше исследование привлечет внимание к необходимости добычи природных ископаемых, профессиональной деятельности людей, работающих в нефтедобывающей отросли.

Методы и приёмы исследования:

  • рассматривание иллюстраций, фотографий, схем;

  • беседы;

  • чтение познавательной и художественной литературы;

  • получение информации от взрослых;

  • опыты и эксперименты.

Практическая значимость работы заключается в том, что её результаты помогут в ознакомлении дошкольников с родным краем и его природными ископаемыми, с профессиональной деятельностью людей, работающих в нашем крае; могут быть использованы как на занятиях по познавательному развитию, так и в повседневной жизни.

Практические результаты:

  • Дидактический альбом «Что производят из нефти», «Профессии людей, добывающих нефть».

  • Коллаж «Добыча нефти».

  • Мультимедийная презентация «Её величество - нефть!».

Ожидаемый результат: развитие творческой личности ребенка, как активного участника проекта; создание благоприятных условий для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности; обогащение детей знаниями о полезных ископаемых родного края.


ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Первый этап - организационный.

  • Беседы с детьми «Что такое нефть и для чего она нужна?», «Что мы хотим узнать о нефти?», «Люди каких профессий занимаются добычей нефти?», «Где можно найти нужную информацию?».

  • Рассматривание энциклопедий, чтение художественной и познавательной литературы.

  • Формулировка проблемных вопросов.

  • Планирование работы.

Второй этап - практический.

  • Познавательные беседы и сообщения по темам: «Что такое нефть?», «Почему нефть называют «черное золото»?», «Откуда взялась нефть?», «Что такое «месторождение»?», «Люди каких профессий работают в нефтяной отрасли?», «Что изготавливают из нефти?».

  • Экскурсия в городскую детскую библиотеку.

  • Познавательная экскурсия в музей п. Федоровского

  • Проведение занятия «Знакомство с нефтью» и опытно-экспериментальная деятельность с нефтью.

  • Игровая деятельность с детьми.

Третий этап - обобщающий.

  • Формулировка выводов.

  • Оформление дидактических альбомов «Что производят из нефти», «Профессии людей, добывающих нефть».

  • Изготовление коллажа «Добыча нефти».

  • Подготовка мультимедийной презентации «Её величество - нефть!».







СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПРОЕКТА «ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО НЕФТЬ».

Тема проекта:

Её величество нефть!

Центр науки и природы

  • Рассматривание глобуса, карты ХМАО-Югры.

  • Рассматривание фотоальбома «Горизонты Тюмени», «Федоровчане».

  • Проведение опытов и экспериментов.

  • Беседы с детьми о нефти.

  • Рассматривание пород.


Взаимодействие с родителями

  • Сбор информации для создания дидактических альбомов и мультимедийной презентации.

  • Помощь в организации и проведение экскурсий.

  • Изготовление коллажа.

  • Подбор стихов о нефти, её добыче, нефтяниках.

  • Встреча с интересными людьми.

Центр литературы и грамоты

  • Рассматривание энциклопедий, познавательных журналов.

  • Беседы с детьми.

  • Чтение художественной литературы.

  • Обучение грамоте «Согласные звуки н, н, буква Н».

  • Составление рассказа из опыта о добыче нефти.

  • Составление книги с рассказами детей о нефти, о добыче и её использовании.





Центр математики

  • Дидактическая игра «Сосчитай, сколько?».

  • Математическая игра «Лабиринты».

  • Дидактическая игра «Выложи из геометрических фигур».

  • Рисование по точкам.


Центр искусства

  • Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением добычи нефти, профессий людей, занимающихся добычей нефти.

  • Рисование «На месторождении нефти».

  • Лепка «Качалки на месторождении».

  • Коллективная работа. Коллаж «Добыча нефти».

  • Прослушивание песни «Нефтяники».

  • Театр ложек «Геологи».


Центр игры

  • Дидактическая игра «Что здесь лишнее», «Разложи в правильной последовательности».

  • Сюжетно-ролевая игра «Мы - нефтяники».

  • Дидактическая игра «Специальная техника».

Центр спорта и здоровья

  • Комплекс утренней гимнастики «Тренировка».

  • Физкультминутка «Мы качалки».

  • Спортивное развлечение «День нефтяника».


Центр строительства.

  • Конструирование «Нефтяные вышки».

  • Строительство трубопровода.

  • Конструирование из бумаги «Нефтепровод».

  • Строительство из модулей «Транспорт», «На месторождении».


Приложение 1

Конспект занятия

с детьми старшего дошкольного возраста

«Знакомство с нефтью»

Цель: Формировать познавательный интерес к окружающему миру.

Задачи.

Образовательные:

  • Расширить представления детей о родном крае, городе.

  • Познакомить с природным ископаемым - нефтью.

  • Формировать практические навыки, стремление к экспериментированию, эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действия человека.

Развивающие:

  • Развивать у детей самостоятельность мышления, гибкость и осмысленность в практическом применении знаний.

  • Активизировать словарь: геолог, полезные ископаемые, нефть, нефтяники.

Воспитательные:

  • Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

  • Воспитывать любовь, уважение и гордость к родному городу, краю.

Оборудование: две больших колбы с водой и нефтью, по две колбочки маленькие на каждого ребёнка, палочки, пакет молока, бумажные салфетки, пипетки, пуховые птичьи перья.

Примерный ход занятия

  1. Организационный момент.

Педагог читает детям отрывок из стихотворения о родном городе. Интересуется, о чём говорится в стихотворении.

  1. Основная часть.

  • Как называется наш город? (Наш город называется Белоярский.)

  • Как называют жителей нашего города? (Белоярцы.)

Показ города на карте.

Не так давно на месте Хув Сангхом, что означает на хантыйском языке Длинный Яр, высадился первый десант для того, чтобы построить на этом месте наш поселок. Весной по реке подошли первые баржи со строительным материалом, вагончиками, трубой.

  • Как называется наша река, по которой подошли первые баржи? (Река Казым.)

Под руководством Николая Степановича Барсукова стали разворачиваться работы по строительству поселка. Так образовался новый поселок Белый Яр на реке Казым, который позже переименовали в поселок Белоярский.

  • Ребята, скажите, люди каких профессий трудятся в нашем городе? (В нашем городе трудятся строители, учителя, нефтяники, врачи и т.д.)

  • А вы знакомы с профессией геолога?

  • А кто такие геологи? (Это люди, которые ищут полезные ископаемые: нефть, газ и др.)

Геологи приехали в наш город для того, чтобы найти месторождения нефти и газа. Наш город расположен на территории Ханты - Мансийского автономного округа - Югра. Округ занимает первое место по добычи нефти и второе место по добыче газа в России. Добычей нефти занимаются нефтяники.

Демонстрация фотографий с изображением профессиональной деятельности людей.

  • Ребята, а вы видели нефть?

Сегодня мы с вами познакомимся с нефтью поближе, рассмотрим её и проведём с ней некоторые опыты. Давайте мы с вами пройдём в нашу лабораторию.

  • Ребята, как вы думаете, какого цвета бывает нефть?

  1. Практическая часть. Проведение опытов.

Опыт 1. Цвет нефти.

На белую салфетку пипеткой капнуть 1 каплю нефти, рассмотреть растекающуюся каплю нефти и сделать вывод.

Вывод: Нефть темно-коричневого цвета.

Опыт 2. Запах нефти.

2 колбочки: 1-я с водой, 2-я с нефтью. Предложить детям понюхать колбочку с водой и колбочку с нефтью. Выяснить, какие эмоции возникают при этом у детей. Почему?

Вывод: Нефть имеет запах.

Опыт 3. Прозрачность.

2 -е колбочки: 1-я с водой, 2-я с нефтью. В обе колбочки положить палочки.

В какой из колбочек видна палочка, а в какой - нет? Почему?

В колбочке с водой мы видим палочку, а в колбочке с нефтью - нет.

Вывод: Вода - прозрачная, а нефть - нет.

Опыт 4. Жидкость.

2-е колбочки: 1-я с нефтью, 2-я - пустая. Перелить нефть в пустую колбочку.

Нефть льётся? Почему?

Вывод: Нефть - жидкое вещество, поэтому нефть качают насосами из глубин земли.

Проводится физкультминутка.

-Мы качалки, мы насосы - дети приседают

Нефть качаем, мы качаем - руки вытянуть вперёд, согнуть в локтях

И по трубам, и по трубам - руки прямые в стороны

На заводы отправляем - плавные движения руками.

Опыт 5. Смешиваемость и растворяемость нефти и воды.

2 колбочки:1-я с водой, 2-я с нефтью. В воду налить молоко и размешать. Вывод: молоко в воде размешалось. Выслушать предположения детей о том, что будет с нефтью, если её налить в воду. Проверить и сделать вывод, что нефть легче воды, по воде расплываются пятна, потому что она не смешивается и не растворяется.

Вывод: Нефть не смешивается, не растворяется.

Опыт 6. Маслянистость нефти.

Капнуть детям на указательный палец левой руки каплю воды, на правую каплю нефти. Дети растирают между пальцами одной руки воду, а другой нефть, высказывают свои ощущения при растирании.

Вывод: Нефть скользкая, маслянистая, а вода - нет.

Опыт 7. Птицы и нефть.

Подбросить птичье пуховое пёрышко и внимательно проследить за его полётом, потом обмакнуть пёрышко в нефть, избыток обмакнуть салфеткой. Подбросив пёрышко вверх, обратить внимание, что пёрышко быстро падает вниз, а не летит.

Вывод: Перья от нефти слипаются и теряют способность отталкивать воздух, значит птица не может взлететь и становится лёгкой добычей хищников или просто может погибнуть от переохлаждения. Грязные, слипшиеся перья не согревают тело птицы.

Опыт 8. Нефть и растение.

Что будет, если черенки комнатного растения поставить в колбочку с водой и в колбочку с нефтью. (Объяснения, рассуждения детей)

Молодцы, ребята! Я тоже так думаю, что в стакане с нефтью растение не сможет расти. Поэтому, при добычи нефти необходимо соблюдать осторожность, чтобы беречь природу. Ведь на месте, где разлита нефть, долгое время не будет жизни, не будет растительности (травы, цветов, деревьев), животных.

  1. Итог занятия.

  • Как называется наш город? (Наш город называется Белоярский.)

  • Как называют жителей нашего города? (Белоярцы.)

  • На берегу, какой реки построен наш город? (На берегу реки Казым.)

  • С каким природным ископаемым мы сегодня познакомились? (С нефтью.)

  • Назовите признаки нефти? (Нефть - жидкость темно-коричневого цвета, имеет запах, не смешивается и не растворяется, приносит вред растениям и животным.)





Познавательные сообщения «Знаете ли вы?»

Цель: Расширять представления детей об окружающем мире.

  • Что такое нефть? Это природная маслянистая горючая жидкость. По цвету нефть бывает красно-коричневого цвета, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах. Сегодня нефть является одним из важнейших для человека природным ископаемым.

  • Откуда она взялась? Сегодня большинство ученых считает, что нефть имеет образовалась из продуктов распада мелких организмов животных и растений (планктона), живших миллионы лет назад. Старейшие месторождения нефти были образованы 600 млн. лет назад.

  • Как устроены природные хранилища нефти? В недрах Земли образуются огромные сосуды, которые вмещают в себя воду, нефть и газ. Такую природную ёмкость называют резервуаром. В длину он может достигать несколько десятков и даже сотен километров, в высоту - несколько километров.

  • Как ищут нефть? С древних времен нефть добывали там, где она изливалась в виде источников, проходя по трещинам в горных породах. В настоящее время поиск нефти осуществляется в два этапа. Первый этап - поисковый. Территорию обследуют самыми современными методами: прослушивают специальными приборами, фотографируют из космоса. Специалисты составляют карты. Если обнаруживается что-то похожее на нефть, то начинается второй этап работы - разведка месторождения. Бурятся разведочные скважины, выясняется, есть ли на глубине нефть или нет.

  • Где добывают нефть? Крупнейшие месторождения нефти сосредоточены в Западной Сибири и Казахстане, Северной и Южной Америке, в Северной Африке.

  • Какую пользу приносит нефть? Нефть приносит огромную пользу человечеству. С ее помощью мы получаем свет, тепло, она приводит в движение автомобили, трактора, самолеты и корабли. Без нее все двигатели остановятся из-за трения. Из нефти получают технический спирт, парафин, топливо, смазочные масла, технический жир, смолы, асфальт и другие продукты.

  • В чем ценность нефти? Наиболее ценное свойство нефти - то, что она выделяет при горении значительное количества тепла.

  • Что производят из нефти? Сырую нефть практически не применяют. Ее подвергают очистке и переработке. Самые известные продукты переработки нефти - это топливо: бензин, керосин, дизельное топливо и топливные масла. Из нефти вырабатывается сжиженный газ для бытовых нужд. Вещества, полученные из нефти, необходимы для производства пищи, которую мы едим, и одежды, которую мы носим. В пластиковые обертки, полученные из нефти, упаковывается большое количество продуктов. Из нефти вырабатываются синтетические волокна, которые входят в состав тканей. Из нефти производится более тысячи смазочных масел. А смазочный материал так необходим во всем, начиная с часов и частей механизмов, заканчивая локомотивами и электрическими генераторами. Нефть необходима для асфальтовых покрытий дорог и крыш зданий. Полученный из нефти воск - материал для свечей, вощеной бумаги и целлофана. Нефтепродукты идут на изготовление копировальной бумаги, красителей для печатания книг, газет, синтетических моющих средств. Синтетический аммиак, произведенный из нефти, - удобрение в сельском хозяйстве. Нефтесодержащие ядохимикаты убивают насекомых-вредителей и сорняки.

  • Как работают нефтяные вышки? Сейчас используется много типов нефтяных буровых установок. Некоторые из них бывают высотой в двадцатиэтажное здание, другие стоят на колесах, а иные располагаются на платформах и баржах для бурения скважин в морском дне. Некоторые скважины являются результатом применения метода вращательного бурения, при котором в землю внедряется быстро вращающийся бур. К буру прикрепляется буровая труба, состоящая из десятиметровых секций, называемых узлами, каждая из которых весит около двухсот килограммов. Плоский стальной поворотный круг удерживает в вертикальном положении и поворачивает трубу, проходящую сквозь него в землю. С каждым поворотом трубы бур, прикрепленный к ней, вгрызается все глубже в землю, и к ней наращивается узел за узлом. В процессе бурения в трубу закачивается специальная жидкость, которая охлаждает и смазывает бур. По мере того как скважина делается все глубже, к трубе время от времени добавляют длинную стальную трубку, называемую обсадной трубой. Так как бур затупляется, проходя через горные породы, его надо довольно часто заменять и для этого вытаскивать из скважины всю трубу, что является весьма трудоемкой работой. Иногда на то, чтобы заменить бур и опустить трубу обратно в скважину, уходит от четырех до шести часов. Когда скважина достигает нужной глубины, бур с трубой вытаскивают, обсадная труба, наполненная специальным химическим составом, опускается до самого дна скважины. Для того чтобы открыть нефти выход, в скважину опускается специальное приспособление, напоминающее небольшую пушку, чтобы пробить в трубе отверстия. Потом в трубу закачивают воду, чтобы устранить заполняющий ее состав. В скважине повышается давление и, наконец нефть начинает поступать через клапаны-отверстия в открытый резервуар.

  • Защита проекта «Её величество нефть».

  • Слайд 1.

  • Карина: Здравствуйте, мы из детского сада «Семицветик» группа «Ягодка». Мы пришли рассказать Вам о нашем проекте. А началось все со знакомство с профессиями наших родителей.

  • Карина: А вы знаете…. моя мама работает в банке.

  • Артем: А мой папа - юрист.

  • Илья: Мои родители - нефтяники.

  • Люба: Нефтяники?

  • Слайд 2.

  • Карина: А что они делают?

  • Артем: А что такое нефть?

  • Люба: Всем детям в нашей группе стало интересно: что такое нефть? Где её берут? Чем занимаются родители Ильи?

  • Карина: Мы решили найти ответы на эти вопросы.

  • Слайд 3.

  • Илья: Искали мы их в книгах и энциклопедиях, спрашивали у родителей и друзей. Родители нам сказали, что в нашем городе есть организация, которая занимается добычей нефти.

  • Слайд 4.

  • И мы отправились на экскурсию на Кислорское месторождение нефти. Там мы увидели много качалок, разных труб, резервуаров. Нам рассказали, что нефть пролегает очень глубоко.

  • Слайд 5.

  • Добывают её, закачивая воду. Вода вытесняет нефть, потому что нефть легкая. Это мы узнали при помощи опытов. С большой гордостью мы узнали, что наша нефть очень высокого качества и её отправляют в другие страны. Перевозят нефть в емкостях, погружая на танкеры.

  • Слайд 6.

  • Люба: Сырую нефть сразу использовать нельзя, поэтому после добычи её отправляют на переработку. Там нефть разделяют на несколько компонентов: газ, бензин, керосин, мазут. Делают это на нефтеперерабатывающих заводах. Там работают люди разных профессий: инженеры, лаборанты, операторы, водители, директор завода.

  • Слайд 7.

  • Артем: А еще мы узнали, что нефть жидкая, темного цвета, имеет запах. После переработки из нефти можно получить: резину, пластмассу, искусственный мех и многое другое! Чтобы получился стиральный порошок тоже нужна нефть!

  • Слайд 8.

  • Современный человек привык к телевизору и компьютеру, а их корпус изготовлен из пластмассы. Значит и здесь пригодилась Ёе величество Нефть!

  • Карина: Мы узнали, что нефть имеет важное значение в нашей жизни. Без неё не полетят самолеты, не будет удобной дешёвой обуви, красивых игрушек. Но нефть добывать нужно разумно, бережно использовать.

  • Слайд 9.

  • Если нефть попадет на землю, на ней ничего не будет расти. А на воде нефть расплывается огромным пятном. Страдают от этого птицы, звери и растения. Надо быть осторожными при добычи нефти, переработки и её транспортировки.

  • Слайд 10.

  • Люба: Нефть везде и нефть повсюду,

  • Королева наших дней.

  • Это истинное чудо -

  • Познакомились мы с ней.

  • Слайд 11.

  • Спасибо за внимание!

В. Ребята, вот и посылка, о которой нам сообщал почтальон. Откроем её и посмотрим, что в ней находится. Вижу письмо, давайте его прочтём.

«Дорогие ребята! Вчера я получил посылку от своего друга хранителя подземных сокровищ с запиской и интересной Бутылочкой. Он пишет, что в бутылочке находится полезное богатство, которое он называет полезным ископаемым. И он считает, что это полезное ископаемое, мне Лесовичку, может пригодиться, только я о нем ничего не знаю. Помогите мне узнать, всё об этом полезном ископаемом».

«Ваш старичок Лесовичок».

В. Ребята как мы можем помочь Лесовичку?

Д .Надо узнать, что за полезное ископаемое прислал Лесовичок и исследовать его.

В. Может вы уже догадались, что за полезное ископаемое, как оно называется?

Д. Это нефть!

В. А не ошиблись ли мы? Как мы можем проверить правильность нашего предположения?

Д. Это жидкое вещество, чёрного цвета, имеет неприятный запах, она маслянистая.

А ещё мы можем спросить у взрослого человека.

В. Давайте спросим у наших гостей (гости подтверждают)

В. Значит, мы не ошиблись, это действительно - нефть.

В. С какой просьбой обратился к нам Лесовичок?

Д. Он просит нас узнать, всё о нефти.

В. Как мы можем помочь ему в этом?

Д. Мы можем рассказать, написать письмо, нарисовать схемы, показать фотографии, энциклопедии.

В. Всё правильно и сегодня мы с вами будем продолжать исследовать нефть.

В. Теперь подумайте и скажите, что вы уже знаете о нефти:

  • Нефть-полезное ископаемое, её добывают при помощи бурения скважин,

  • Люди, добывающие нефть называются нефтяниками,

  • В РК крупные месторождения: Усинское, Возейское и Ярегское,

  • Из нефти производят топливо для машин, самолетов, ракет,

  • Добавляют её для изготовления изделий из пластмассы (посуда, игрушки), резины. В медицине - парафин, вазелин, свечи и мн.др.

  • История появления нефти.

Физ.минутка:

Мы качалки, мы качалки,

Нефть качаем, мы качаем

И по трубам, и по трубам

На заводы отправляем.

В. Как много вы оказывается, уже знаете о нефти. А давайте себе представим, если нефть попадет в землю, в воду, на живой организм. Что произойдёт?

Д. предположение детей.

В. Тогда давайте отправимся в нашу лабораторию, где и начнем свою исследовательскую деятельность. Но сначала мы свами повторим правила поведения в лаборатории.

1 опыт «Нефтяная речка».

В. Для этого нам понадобится: контейнер с водой, банка, нефть, воронка, бумажные фильтры.

Контейнер с водой - это наша «речка», в которой разлилась нефть (налить в воду немного нефти). Давайте с вами представим, что произойдет с рыбками в аквариуме, если плотно закрыть его поверхность полиэтиленовым пакетом.

Д. предположение детей. ( рыбки погибнут, нет воздуха)

В. Ребята, нефтяная пленка чем-то похожа на такой вот пакет. Она тоже не пропускает воздух, из-за чего гибнет рыба и др. обитатели водоема.

В. Ребята, как же мы можем очистить воду от нефтяной пленки?

Д. можно её вычерпать, слить через край.

Детям предложить совершить эти действия, но результата не достигают.

В. Ребята, предложенными вами способами не удалось очистить воду.

В. Давайте мы с вами профильтруем воду.

Вода становится чистой, а пленка от нефти остается в контейнере.

В. А давайте, теперь с вами подумаем, а как можно поступить с настоящим водоемом?

Можем ли мы так слить речку? Нет.

В. Посмотрите, сколько времени и сил нам понадобилось на очистку нашего маленького искусственного водоема!

А сколько сил понадобиться, чтобы очистить большую реку? Смогут ли рыбы, которые в ней живут, столько времени обходиться без воздуха?

Вывод: Нефть в воде не растворяется, это опасно для живых организмов.

2 опыт : «Птицы и нефть».

Материал: перышко, нефть, салфетка, пипетка.

В. Ребята, а вот и следующий опыт, скажите, какие птицы летают над водоемами (чайки, дикие утки). Почему они живут у водоемов? (питаются рыбой).

Давайте с вами возьмем по перышку и подбросим его вверх и посмотрим, как перо летит?

Д. Легко, плавно, оно воздушное, невесомое.

В. А теперь обмакнем перо в нефть. И теперь снова его подбросим. Как оно летит?

Д. быстро, камнем падает вниз, пушинки все слиплись между собой.

В. Что происходит, когда птица садится на воду, покрытой нефтяной пленкой?

Вывод: Перья загрязняются, слипаются и птица не может взлететь. Становится легкой добычей для хищников, может погибнуть от холода.

3 опыт: «Нефть и дождь».

Материал: шприц, емкость ( почва, губка), нефть, лейка.

В. Ребята представим, что произошла авария и нефть попала на почву. (капаем нефть на губку). Затем пошел дождь, в нашем крае, часто идут дожди. Может они очистят нашу почву от загрязнения. Ведь после дождика, всё становится чистым.

Давайте с вами проверим, что произошло с почвой в емкости, очистилась ли она? Исчезло ли нефтяное пятно? Куда оно делось? (откачиваем жидкость из почвы и внимательно рассмотрим воду в нем) Какая она? (черная, маслянистая).

А если в природе на таком же загрязнённом месте растут лесные ягоды, грибы, можно ли их собирать?

Да и вообще вырастут ли они здесь? Почему?

Снова «пошёл дождь», снова поливаем ёмкость и откачиваем воду. Очистилась ли почва? Дети оценивают чистоту воды и количество «дождей», которые пролились над загрязненной почвой.

Вывод: Разливы нефти причиняют большой вред почве, растениям и живым организмам.

В. Игра « Хорошо-плохо» нефть.

В. Вот поэтому наши нефтяники при добычи нефти, соблюдают осторожность, берегут природу. Ведь на месте, где разлита нефть долгое время не будет жизни, не будет растительности. Эта земля долгое время будет мертвой. Это экологическая катастрофа.

Буровые мастера

И строители дорог,

Как земля наша щедра!

Нефть её горячий сок!

Если в речку нефть пролить,

Язь, прости! Осетр, прощай!

В. Сможем ли мы сегодня ответить на вопрос Лесовичка?

О чем бы вам хотелось рассказать Лесовичку о нефти?

Ребята, как много мы уже узнали о нефти. Вашу работу, юные исследователи, можно оценить на отлично. На сегодня наши исследования закончились. Спасибо за работу.



© 2010-2022