- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Адаптивная программа на тему Сюжетно - ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков умственно отсталых дошкольников
Адаптивная программа на тему Сюжетно - ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков умственно отсталых дошкольников
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шарова О.Г. |
Дата | 28.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Городской отдел образования ГККП ДО № 17 «Шұғыла»
Адаптивная программа
«Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков умственно отсталых дошкольников»
Дефектолог: Шарова О.Г.
Актобе 2015 г.
Пояснительная записка
Для детей - дошкольников, страдающих различными интеллектуальными нарушениями, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.
Как в играх с правилами так и в сюжетно-ролевых играх, дети учатся организовывать свое поведение в соответствии с правилами, в результате чего у них формируются такие личностные качества, как выдержка, дисциплинированность, целеустремленность, умение регулировать свои желания в соответствии с поставленными задачами.
В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются нравственные качества ребенка: смелость, решительность, честность, доброжелательность. В силу того, что большинство игр носит коллективный характер, они способствуют формированию у детей навыков общения. Следует использовать игровую деятельность для воспитания бережного отношения к игрушкам и игровому материалу, развития первоначальных трудовых навыков.
Многие игры актуализируют у детей эстетические чувства. Построение в пары, в круг, выразительное произнесение взрослым текста, сопровождающего игру, подготавливают их к пониманию красоты.
Занимая определенное место в жизни взрослых, для детей сюжетно-ролевая игра имеет особое значение. У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением. Многие серьезные дела у ребенка приобретают форму игры. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение и другие психические процессы.
В ролевой игре выделяется сюжет и содержание. Сюжет игры - это та отрасль действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Содержание - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми и детьми, их трудовой и общественной жизни. Содержанием развернутой, развитой формы ролевой игры является не предметом и его употребление человеком, а отношение между людьми, осуществляемые через действия с предметами.
Таким образом, в этом и подобных исследованиях игра рассматривается, прежде всего, с точки зрения ее развивающего влияния. Главное внимание уделяется поискам такой формы педагогического воздействия на игру или организации игры, при которой достигается желаемый прогресс в развитии той или иной способности ребенка.
Данная программа способствует развитию у детей всех познавательных процессов, обогащению словарного запаса, общению детей в социуме
Тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков умственно отсталых дошкольников».
Исполнитель: Шарова Олеся Геннадьевна
Актуальность темы: исходя из общей цели системы обучения, направленной на достижение оптимального уровня развития детей с ограниченными возможностями, занятия сюжетно-ролевыми играми направлены на развитие коммуникативных навыков, нравственных качеств, творческих способностей. Используя данные игры, у детей развивается любознательность, воображение, расширятся словарный запас. Так как по основной программе сюжетно - ролевым играм отведено мало часов, данная разработанная программа позволяет включать сюжетно-ролевые игры, как дополнительные занятия.
Идея: программа способствует развитию у детей всех познавательных процессов, обогащению словарного запаса, общению детей в социуме.
Замысел программы: Сюжетно-ролевые игры имеют большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение в обучении дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Объект: дети с нарушением интеллекта специальной (коррекционной) группы № 3 «Үміт» ДО № 17 «Шұғыла».
Предмет программы: развитие коммуникативных способностей детей через сюжеты ролевых игр.
Педагогическая целесообразность программы заключается в:
-
Использовании методов обучения, необходимых для развития коммуникативных, нравственных, творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями;
-
Коллективном взаимодействии детей в процессе совместного участия в сюжетно-ролевой игре;
-
Создании условий для успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями к окружающему миру
Педагогическая цель: привитие детям с интеллектуальной недостаточностью коммуникативных навыков, развитие элементов творчества; воспитание нравственных качеств и формирование мотивации к общению с другими людьми.
Цель программы:
-
Использование методов обучения, необходимых для развития коммуникативных, нравственных, творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями;
-
Коллективное взаимодействие детей в процессе совместного участия в сюжетно-ролевой игре;
-
Создание условий для успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями к окружающему миру
Задачи:
-
Выбор оптимальных средств и приёмов коррекционной работы;
-
Развитие творческих способностей умственно отсталых дошкольников;
-
Формирование коммуникативных навыков детей;
-
Обогащение словарного запаса детей;
-
Воспитание нравственных качеств детей;
-
Вызывание интереса и положительного эмоционального отношения к сюжетно-ролевым играм.
Гипотеза: сформированность положительного отношения ребёнка к занятиям, достаточный уровень развития коммуникативных навыков детей с интеллектуальной недостаточностью для общения как в знакомой, так и в незнакомой среде.
База программы: работа над программой ведётся в ДО № 17 «Шұғыла» в специальной (коррекционной) группе № 3 «Үміт» для детей с нарушением интеллекта.
Форма представления результатов программы: специально организованные занятия, промежуточная диагностика, разработка методических рекомендаций.
Сроки реализации программы: 2015-2018гг.
Литература:
-
Гаврилушкина, Соколова. «Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников». Москва «Просвещение» 2008.
-
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. - М.: Просвещение, 2005.
-
«Игра дошкольника» (под редакцией С. Л. Новосёловой) Москва «Просвещение» 2011.
-
Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
-
Усова А. П. «Роль игры в воспитании детей» Под редакцией А. В. Запорожца. Москва «Просвещение» 2007.
Перспективное планирование коррекционно-развивающего обучения
Социализация
Первый год обучения
Задачи обучения и воспитания
-
квартал:
-
Учить выражать положительное эмоциональное отношение к сюжетно-ролевым играм
-
Привлекать к участию под руководством взрослого в драматизации знакомых сказок.
2 квартал:
-
Учить эмоционально включаться в ту или иную игровую ситуацию, принимая на себя определенную роль в знакомой игре.
-
Учить играть небольшими группами, подчиняясь сюжету сказки.
3квартал:
1. Учить по предложению педагога выполнять знакомые роли.
2. Формировать умение воспроизводить усвоенные цепочки действий по всем указанным в программе темам.
Показатели развития к концу первого года обучения.
Должны уметь:
* выражать положительное эмоциональное отношение к сюжетно-ролевым играм;
* участвовать под руководством взрослого в драматизации знакомых сказок;
* эмоционально включаться в ту или иную игровую ситуацию, принимая на себя определенную роль в знакомой игре;
* играть небольшими группами, подчиняясь сюжету сказки;
* по предложению педагога выполнять знакомые роли;
* уметь воспроизводить усвоенные цепочки действий по всем указанным в программе темам
Второй год обучения:
Задачи обучения и воспитания.
1 квартал:
-
Продолжать учить выражать положительное эмоциональное отношение к сюжетно-ролевым играм.
-
Продолжать привлекать к участию в драматизации знакомых сказок
-
квартал:
1. Учить передавать в игре с помощью специфических движений характер персонажа, повадки животного, особенности его поведения.
2. Учить активно участвовать в драматизации знакомых сказок.
3 квартал:
1.Учить играть в коллективе сверстников
2.Формировать умение передавать эмоциональное состояние персонажей («Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Почта», «Аптека», «Цирк», «Школа», «Театр»).
Показатели развития к концу второго года обучения.
Дети должны научиться:
* выражать положительное эмоциональное отношение к сюжетно-ролевым играм;
*не терять интерес к участию в драматизации знакомых сказок; * передавать в игре с помощью специфических движений характер персонажа, повадки животного, особенности его поведения;
* активно участвовать в драматизации знакомых сказок;
* играть в коллективе сверстников Самостоятельно выбирать игру для совместной деятельности; * уметь передавать эмоциональное состояние персонажей («Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Почта», «Аптека», «Цирк», «Школа», «Театр»).
Третий год обучения.
Задачи обучения и воспитания.
-
квартал:
1. Учить самостоятельно выбирать игру для совместной деятельности.
2. Формировать умения видеть настроение и эмоциональные различные состояния окружающих.
-
квартал:
1. Воспитывать у детей потребность в любви, доброжелательном внимании значимых взрослых и сверстников.
2. Учить обращаться к окружающим с предложениями, просьбами, пожеланиями.
3 квартал:
1. Продолжать формировать у детей коммуникативные умения.
2. Продолжать умение формировать потребность и умение участвовать в коллективной деятельности.
Показатели развития к концу третьего года обучения.
Дети должны научиться:
* Самостоятельно выбирать игру для совместной деятельности;
* Уметь видеть настроение и эмоциональные различные состояния окружающих;
* Доброжелательно и с любовью относиться к сверстникам, взрослым;
* Обращаться к сверстнику с элементарными предложениями, просьбами, пожеланиями; * Здороваться, прощаться, вежливо обращаться по имени к взрослым и сверстникам; * Участвовать в коллективной деятельности.
План занятий с использованием сюжетно - ролевых игр для детей с интеллектуальными нарушениями
Месяц
№
Тема сюжетно-ролевой игры
Содержание
Часы
Сентябрь
1
"Кукла Маша у нас в гостях"
Закрепить знание детей о чайной посуде; активизировать их речь. Формировать навыки поведения за столом, общение с гостем.
Воспитывать приветливость, заботливость.
1
2
«Игрушки»
Учить пользоваться игрушками по назначению. Научить детей бережно относиться к ним, использовать их в совместной игре.
1
Октябрь
1
«Угощение»
Развитие умения у детей реализовывать игровой замысел. Воспитывать нравственные качества.
1
2
«Репка»
Формировать коммуникативные навыки. Воспитывать желание участвовать в драматизации сказки, обогащать словарный запас
1
Ноябрь
1
«Наша семья»
Привлечь детей к участию в сюжетно - ролевой игре, распределению ролей между собой. Развивать коммуникативные способности, обогащать словарный запас.
1
2
«Жили у бабуси два весёлых гуся»
Воспитывать желание участвовать в драматизации песенки - потешки, обогащать словарный запас, воспитывать артистичность детей
1
Декабрь
ь
1
«Зоопарк»
1. Привлечь к участию в сюжетно - ролевой игре и самостоятельному распределению ролей. Обогащать знания и словарный запас детей.
1
2
«У врача»
Развивать познавательный интерес детей, показать, как врач использует различные медицинские инструменты (фонендоскоп, градусник, шприц).
1
Январь
1
«Волк и козлята»
Формировать коммуникативные навыки. Воспитывать желание участвовать в драматизации сказки, обогащать словарный запас
1
2
«День рождения куклы Кати»
Расширить знания детей о способах и после-довательности сервировки стола для празд-ничного обеда, закрепить знания о столовых предметах. Воспитывать внимательность, заботливость, желание помочь, расширить словарный запас.
1
Февраль
1
«Собираемся на прогулку»
Развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона. Научить правильно называть элементы одежды. Воспитывать заботливое отношение к окружающим.
1
2
«Колобок»
Формировать коммуникативные навыки. Воспитывать желание участвовать в драматизации сказки.
1
Март
1
«Мы-строители»
Знакомить с трудом строителей. Воспитывать уважение к их труду.
1
2
«В кафе»
Учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности официанта
1
Апрель
1
«Магазин»
Закреплять умение брать на себя роль покупателя, культурно общаться в игре. Учить описывать выбранную вещь, называя 1 - 2 детали.
1
2
«Печем пирожки»
Учить ставить игровые цели, выполнять соответствующие игровые действия. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры. Развивать речь, моторику
1
Май
1
«В парикмахерской»
Вызвать желание иметь красивую прическу, ухаживать за волосами.
1
2
«Купание куклы»
Учить объединять игры единым сюжетом: сначала куклу надо раздеть, выкупать, одеть, уложим спать. Закреплять разнообразные игровые действия.
1
Параметры оценки детей
Октябрь 2015 г
- Уровень развития коммуникативных навыков
- Уровень обогащённости словарного запаса
- Уровень развития социально-бытовой ориентировки
1-2 балла - низкий 2-3 балла - средний 3-4 балла - высокий
№
Ф.И.О. ребёнка
Уровень развития коммуникативных навыков
Уровень обогащённости словарного запаса
Уровень развития социально-бытовой ориентировки
Средний балл
1
2
3
4
5
Средний балл
Февраль 2016 г
- Уровень развития коммуникативных навыков
- Уровень обогащённости словарного запаса
- Уровень развития социально-бытовой ориентировки
1-2 балла - низкий 2-3 балла - средний 3-4 балла - высокий
№
Ф.И.О. ребёнка
Уровень развития коммуникативных навыков
Уровень обогащённости словарного запаса
Уровень развития социально-бытовой ориентировки
Средний балл
1
2
3
4
5
Средний балл
Май 2016 г
- Уровень развития коммуникативных навыков
- Уровень обогащённости словарного запаса
- Уровень развития социально-бытовой ориентировки
1-2 балла - низкий 2-3 балла - средний 3-4 балла - высокий
№
Ф.И.О. ребёнка
Уровень развития коммуникативных навыков
Уровень обогащённости словарного запаса
Уровень развития социально-бытовой ориентировки
Средний балл
1
2
3
4
5
Средний балл
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
«КУКЛА МАША У НАС В ГОСТЯХ»
Цель игры: Закрепить знание детей о чайной посуде; активизировать их речь. Формировать навыки поведения за столом, общение с гостем. Воспитывать приветливость, заботливость.
Игровые действия: Педагог сообщает детям о том, что к ним в гости пришла кукла Маша. Гостью нужно хорошо принять, угостить чаем и вкусными сладостями. Для знакомства с гостьей педагог предлагает каждому из детей назвать своё имя, пожать ей руку, а затем пригласить к столу. Далее педагог помогает угостить куклу, ухаживая за ней во время чаепития.
Роли: дети, педагог, кукла в роли гостьи.
Атрибуты: стол со стульями, игрушечная чайная посуда.
ИГРА «ИГРУШКИ»
Цель: Учить пользоваться игрушками по назначению. Научить детей бережно относиться к ним, использовать их в совместной игре.
Игровые действия: Используются игрушки, которыми дети ежедневно играют. Некоторые из них сломаны. Каждый ребенок выбирает какую-нибудь одну игрушку и рассказывает, как с нею надо играть и обращаться. О грустной судьбе сломанных игрушек воспитатель рассказывает сам. Затем вместе с детьми он решает, что надо сделать, чтобы привести их в порядок, и как следует обращаться с ними в будущем. После этого дети разбирают игрушки для самостоятельных ролевых игр.
Роли: Дети и педагог выступают от имени игрушек
Атрибуты: Разнообразные игрушки.
«УГОЩЕНИЕ»
Цель игры: Развитие умения у детей реализовывать игровой замысел. Воспитывать нравственные качества.
Игровые действия: Педагог предлагает детям угостить его, приготовив самим что-нибудь по желанию (борщ, суп и т.д.). Для игры детям предлагаются муляжи овощей, игрушечная посуда. Педагог садится за стол, а дети под присмотром готовят для него угощения каждый по желанию. Затем детям предлагается поухаживать за педагогом, угощая его.
Роли: дети, педагог.
Атрибуты: стол со стульями, игрушечная посуда, муляжи овощей
ИГРА «РЕПКА»
Цель игры: Формировать коммуникативные навыки. Воспитывать желание участвовать в драматизации сказки, обогащать словарный запас
Игровые действия: Педагог рассказывает детям сказку «Репка» с показом иллюстраций и предлагает поучаствовать в драматизации сказки. Помогает определиться с выбором ролей каждому ребёнку
Роли: Дедушка, бабушка, внучка, Жучка, кошка, мышка
Атрибуты: Заготовка репки, бабушке - косынка, дедушке - кепка, внучке - фартук, маски собачки, кошки и мышки.
«ИГРА «СЕМЬЯ»
Цель игры: Воспитывать желание играть вместе, учить распределять роли и действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Учить координировать свои игровые действия с другими детьми.
Игровые действия: Педагог проводит беседу с детьми, определяет названия членов семьи. Помогает определиться с выбором роли и действиями, которые должен выполнять тот или иной член семьи.
Роли: папа, мама, дети, бабушки, дедушки, гости и т.д.
Атрибуты: куклы, расставленная мебель в комнате: диван, телевизор, кровати, стол, стулья и т.п. можно использовать домик палатку.
ИГРА «ЖИЛИ У БАБУСИ ДВА ВЕСЁЛЫХ ГУСЯ»
Цель игры: Вызывать желание участвовать в драматизации песенки - потешки, развивать музыкальный слух, артистичность детей.
Игровые действия Педагог знакомит детей с музыкальным произведением «Жили у бабуси два весёлых гуся» и предлагает поучаствовать в драматизации потешки под звучание этого музыкального произведения. Помогает определиться с выбором ролей и действиями, которые должен выполнять тот или иной герой
Роли: Бабуся, двое детей в роли гусей
Атрибуты: Фартук и косынка для бабуси, для гусей: шарфики на шею
ИГРА «ЗООПАРК»
Цель игры: Расширить представления детей о труде взрослых, работающих в зоопарке, об основных трудовых процессах обслуживанию животных, об образе жизни животных в естественных условиях и о содержании их в неволе.
Игровые действия: В группе сюжет строится вокруг «поездки» в зоопарк. Дети приезжают в зоопарк, покупают билеты в кассе. Их встречает экскурсовод. Эту роль берет на себя воспитатель: ведет детей к клеткам и знакомит с животными. Дети узнают, что животным нужен разный корм. Его раскладывает по кормушкам служитель.
Роли: Кассир, экскурсовод, рабочие зоопарка (служители), которые ухаживают за животными, посетители.
Атрибуты: Игрушки - животные. Строительный материал, конструктор. Инвентарь: ведерки, метелки, тазики, тряпочки и т. п. Фартуки, косынки, нарукавники. Корм для животных (из пластилина, пенопласта, трубочек для коктейля, цветной бумаги и др.
ИГРА «У ВРАЧА»
Цели игры: Уточнить и расширить представления детей о правилах поведения в общественных местах (на примере поликлиники). Вызвать интерес к профессии врача, стремление больше узнать о медицинских работниках. Дать дошкольникам представление об устройстве человеческого организма. Довести до сознания детей необходимость бережного отношения к своему здоровью.
Игровые действия: Беседы с детьми о том, кто из них был в поликлинике и что там делал. Экскурсия в медицинский кабинет с целью наблюдения за работой врача и медицинской сестры в детском саду. Для пациента: По приглашению врача войти в медицинский кабинет, поздороваться, пожаловаться на недомогание, выслушать рекомендации доктора, поблагодарить. Для врача: Поздороваться, внимательно выслушать жалобы больного, прослушать сердце и легкие, проверить зрение, осмотреть горло, уши, кожу; выписать рецепт, пожелать больному здоровья.
Роли: Врачи, пациенты.
Атрибуты: Игрушечный набор «Больница»
«ВОЛК И КОЗЛЯТА»
Цель игры: Формировать коммуникативные навыки. Воспитывать желание участвовать в драматизации сказки, обогащать словарный запас
Игровые действия: Педагог рассказывает детям сказку «Волк и семеро козлят» с показом иллюстраций, а затем предлагает поучаствовать в драматизации сказки. Сначала дети обыгрывают сказку с помощью кукольного театра, а затем сами вживаются в роли. Педагог помогает определиться с выбором ролей каждому ребёнку.
Роли: коза, козлята, волк
Атрибуты: кукольный театр, маски животных
«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КУКЛЫ КАТИ»
Цель игры: Расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах. Воспитывать внимательность, заботливость, желание помочь, расширить словарный запас.
Игровые действия: Педагог сообщает детям о том, что у куклы Кати день рождения и она приглашает всех на праздник. Детям предлагается выбрать для именинницы подходящий подарок, а затем пойти к ней в гости. Затем детям предлагается помочь кукле в сортировке праздничного стола. Все усаживаются, обедают, поздравляют куклу Катю с днём рождения, говорят пожелания, дарят подарок
Роли: кукла, дети в роли гостей, педагог
Атрибуты: стол со стульями, игрушечная посуда, муляжи угощений
ИГРА «МАГАЗИН»
Цель игры. Развитие интереса и уважения к профессии продавца. Знакомство с правилами поведения в магазине. Воспитывать желание играть вместе, учить распределять роли и действовать в соответствии с взятой на себя ролью.
Игровые действия: Для покупателя: Войти в магазин, поздороваться, рассмотреть весь ассортимент товара, выбрать нужный товар, расплатиться, поблагодарить за товар, попрощаться. Для продавца: Поздороваться, предложить товар покупателю, назвать цену, продать товар, получив деньги за него. Поблагодарить за покупку, попрощаться.
Роли: Продавцы, покупатели
Атрибуты. Педагог вместе с детьми заранее готовит разнообразный ассортимент товаров. Оформляются полочки для товаров, касса. Для игры требуются также фартуки, халаты, шапочки, «деньги», корзины, целлофановые пакеты.
ИГРА «В ПАРИКМАХЕРСКОЙ»
Цель игры: Вызвать желание иметь красивую прическу, ухаживать за волосами.
Игровые действия: Парикмахер вызывает по очереди клиентов. Выясняют, что хочет клиент: подстричься, сделать укладку и т. д. Парикмахер выполняет работу и говорит, сколько следует заплатить. Клиент расплачивается.
Роли: Парикмахеры, клиенты
Атрибуты: Игрушечный набор «Парикмахерская»
ИГРА «МЫ - СТРОИТЕЛИ»
Цель игры: Знакомить с трудом строителей. Воспитывать уважение к их труду. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук, зрительную память.
Игровые действия Дети берут коробки с лего - конструкторами и по показу педагога выстраивают дома. По окончании располагают игрушки кукол, машин,
Роли: Дети-строители
Атрибуты: Крупный конструктор «Лего», игрушки.
ИГРА «ТЕРЕМОК»
Цель игры: Формировать коммуникативные навыки. Воспитывать желание участвовать в драматизации сказки, обогащать словарный запас
Игровые действия: Педагог рассказывает детям сказку «Теремок» с показом иллюстраций и предлагает поучаствовать в драматизации сказки. Помогает определиться с выбором ролей каждому ребёнку
Роли: мышка, лягушка, заяц, волк, лиса, медведь
Атрибуты: маски зверей.
ИГРА «КОЛОБОК»
Цель игры: Формировать коммуникативные навыки. Воспитывать желание участвовать в драматизации сказки.
Игровые действия: Педагог рассказывает детям сказку «Колобок» с показом иллюстраций и предлагает поучаствовать в драматизации сказки. Помогает определиться с выбором ролей каждому ребёнку
Роли: колобок, бабушка, дедушка, заяц, волк, медведь, лиса
Атрибуты: для бабушки - косынка и фартук, для дедушки - кепка. Маски зверей.