• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • В докладе представлен опыт работы использования интеллектуальных игр с детьми дошкольного возраста и система алгоритма педагогической технологии интеллектуального развития

В докладе представлен опыт работы использования интеллектуальных игр с детьми дошкольного возраста и система алгоритма педагогической технологии интеллектуального развития

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста через игры интеллектуальной направленности

(Материал из опыта работы)














Ердякова Надежда Николаевна

воспитатель МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №152» города Кирова

[email protected]

+79634345577

Аннотация.

В докладе представлен опыт работы использования интеллектуальных игр с детьми дошкольного возраста и система алгоритма педагогической технологии интеллектуального развития.







1 января 2014г. вступили в силу Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования.

В пункте 2.7 раскрываются пути реализации образовательной программы в разнообразных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста от 3 до 8 лет это игровая, коммуникативная, исследовательская деятельность. Это положение позволяет педагогам ДОУ широко использовать развивающие игры в развитии познавательного интереса и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. В познавательной деятельности у детей дошкольного возраста большое значение имеет развитие интеллекта.

Познавательный интерес, по мнению Н.Г.Морозовой, является серьёзным фактором формирования активной позиции ребёнка в процессе обучения и невозможно рассматривать задачи умственного труда и воспитания вне связи с развитием познавательного интереса.

Среди исследований, специально посвящённых познавательным интересам дошкольников, необходимо отметить работы педагогов и психологов: Л.Ф.Захаревич, Т.А.Куликовой, Л.М.Маневцовой, П.Г.Сирбиладзе, З.А.Михайловой, А.А.Смоленцевой, Л.Н.Божович, Н.Г.Морозовой, Р.Л.Березиной, Г.И.Щукиной, Е.П.Гуменниковой, Л.Н.Вахрушевой и др. Исследователи рассматривают познавательный интерес как один из ведущих мотивов побуждающих ребят к знанию, учению.

Следовательно, проблема, возникшая в настоящее время, может быть устранена путём формирования достаточного уровня познавательного интереса. Одним из важнейших направлений совершенствования дошкольного образования является поиск новых форм, средств, методов воспитания и обучения детей.

Одним из таких средств активизации познавательной деятельности, на наш взгляд, могут являться интеллектуальные игры. Об этом свидетельствуют ряд исследований Л.Ф.Тихомировой, А.В.Басова, Л.Я.Береславского, А.З.Зака, Б.П.Никитина, Л.А.Венгера, З.А.Михайловой, О.М.Дьяченко, М.А.Холодной, Л.С.Выготского, А.Н.Леоньтьева, С.Л.Рубинштейна и др.

Познавательный интерес будет высоким, если в воспитательно-образовательный процесс включать интеллектуальные игры. Я в своей работе использую педагогическую технологию «Проектирование интеллектуального развития дошкольников».

Традиции исследования интеллекта и интеллектуального развития личности достаточно богаты. Так, теоретические основы данной проблемы были раскрыты в фундаментальных трудах зарубежных исследователей: А.Бине, Ч.Спирмена, Дж.Гилфорда, Ж.Годфруа, Ж.Пиаже и др.

С именем американского психолога Дж.Кетелла связано появление термина «интеллектуальный тест». Понятие «коэффициент интеллекта» ввёл немецкий философ и психолог В.Штерн. Проблема социального интеллекта впервые была озвучена Эдвардом Ли Торндайком ещё в начале 20 в. Интересны результаты проведённых ученицей Пиаже А.-Н. Пере-Клермон исследований на развитие интеллекта детей социальных взаимодействий со сверстниками. Впервые внимание исследователей и практиков к проблеме эмоционального интеллекта привлёк американский психолог Д.Голмен в начале 90-х годов прошлого столетия.

Проблема онтогенеза интеллекта нашла отражение в работах известных отечественных учёных, считавших, что интеллектуальное развитие представляет собой динамическую систему качественных и количественных изменений, которые происходят в психической деятельности в связи с возрастом и обогащением жизненного опыта.

Интеллектуальное развитие ребёнка опосредовано его воспитанием и обучением, в ходе которого происходит интериоризация (приобретение) ребёнком социального опыта человечества, и детерминируется (формируется) не только извне, но и изнутри, т.е. зависит от уже достигнутого им уровня развития, от его возрастных и индивидуально-психологических особенностей и возможностей, а также интеллектуальных способностей (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Н.Лентьев, С.Л.Рубинштейн, П.П.Блонский, А.В.Запоржец, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Н.А.Менчинская, В.Н.Дружинин, М.А.Холодная, Н.С.Пантина, Н.И.Чуприкова, И.А.Бурлакова, Л.Н.Галигузова, Е.А.Тупичкина и др.).

А.З.Зак считает, что интеллектуальные способности - это развитие способностей комбинировать, анализировать, планировать, рассуждать (4, с.7)

Под понятием интеллектуальные способности М.А.Холодная понимает свойства интеллекта, характеризующие успешность интеллектуальной деятельности в тех или иных конкретных ситуациях с точки зрения скорости и правильности переработки информации в условиях задач, разнообразия и оригинальности идей, темпа и качества обучаемости, выраженности индивидуализированных способов познания (12, с.23)

Мы считаем, что интеллектуальное развитие дошкольника - одна из составляющих умственного воспитания, и происходит оно за счёт определённого круга знаний и умений. Познание осуществляется не только путём сообщения определённых знаний, но и посредством творческой поисковой деятельности.

Актуализация формирующего интеллектуального развития дошкольника во многом определяется средой, в которую он погружён, педагогической концепцией дошкольного учреждения, педагогическим проектированием.

Представленная нами педагогическая технология проектирования интеллектуального развития дошкольников рассматривается как совокупность последовательно сменяющихся этапов деятельности педагога, основанных на создании соответствующих прогнозированию операционных форм технологической организации деятельности детей, нацеленных в итоге на формирование интеллектуальной компетентности детей. Под интеллектуальной компетентностью ребёнка как одной из базовой характеристик личности ребёнка понимается сформированность умения выбирать соответствующую информацию, которая помогает строить новое действие, выполнять действия для достижения цели, пользоваться знаниями, извлечёнными из успехов и неудач.

Под интеллектуальной компетентностью дошкольника мы подразумеваем:

1) мыслительную активность;

2) способность устанавливать причинно-следственные связи в разных сферах жизни и речевого планирования;

3) владение способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности;

4) способность видеть общее в единичном явлении и находить адекватный способ решения новых задач своей деятельности.

В основу педагогической технологии интеллектуального развития легла система алгоритма, которая включает в себя 4 этапа.

1 этап - диагностико-организационный. Педагог изучает возрастные, психофизиологические особенности интеллектуального развития детей, обследует их с целью выявления актуального уровня сформированности интеллектуальных способностей детей в начале учебного года, интерпретирует полученные данные.

2 этап - оперативно-прогностический. Педагог осуществляет педагогическую рефлексию, предполагающую:

1) определение индивидуального маршрута развития каждого ребёнка;

2) проектирование целенаправленного воздействия на развитие интеллектуальных способностей детей посредством общей, подгрупповой или индивидуальной формы организации развивающей, корригирующей или коррекционной деятельности педагога;

3) прогнозирование ожидаемого результата.

Далее педагог планирует педагогический процесс, адекватный логике развития каждого вверенного ему субъекта (уровневая дифференциация).

3 этап - превентивный. Наиболее действенный этап. Педагог организует развивающий педагогический процесс через регулирование и своевременную корректировку педагогического воздействия. Определяет содержание, методы и приёмы, которые будут использованы в работе с детьми.

Опираясь на положение С.Л.Рубинштейна о том, что развитие способностей совершается в деятельности, мы предлагаем формы организации интеллектуальной деятельности детей:

  1. Интеллектуальная деятельность на занятиях с использованием игр и игровых упражнений.

  2. Интеллектуальная деятельность вне занятий, в повседневной жизни.

  3. Самостоятельная поисково-исследовательская интеллектуальная деятельность.

  4. Самостоятельная интеллектуально-творческая игровая деятельность.

Работа с детьми велась со второй младшей группы. Я использовала игры, предложенные Л.Ф.Тихомировой: «Кто летает?», «Съедобное - несъедобное», «Что лишнее?», «Белый лист», «Круг, треугольник, квадрат», «Цвета», «Кто наблюдательнее?», «Где игрушка?» и др.

Игры Л.Я.Береславского: «Не ошибись», «Помоги слонёнку найти домик», «Найди одинаковые предметы», «Чем похожи?», «Чем отличаются?», «Найди пересечения», «Сложи фигуры», «Назови и запомни» и др. Игры А.З.Зака: «Все клетки», «Как гусеница и муравей в гости ходили».

Игры, рекомендованные Михайловой З.А.: «Преобразование фигур», «Поиск девятого», «Найди отличия», «Найди ошибку», «Какая фигура следующая», «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Куб-хамелеон» (фото 1). Игры Носовой Е.А., Непомнящей Р.Л. «Логические блоки Дьенеша». Игры Б.Н.Никитина: «Сложи узор» (фото 2).

Большую роль в развитии интеллектуальных способностей детей оказало применение игр с палочками Х.Кюизинером: «На золотом крыльце» (фото 3), «Построй домик» (фото 4,5), «Кростики» (фото 6), «Цветная математика» (фото 7).

Также игры В.В.Воскобовича по технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3 - 7 лет «Сказочные лабиринты игры»: «Прозрачный квадрат» (фото 8), «Квадрат Воскобовича» (фото 9, 10), «Конструктор букв» (фото 11, 12), «Волшебная восьмёрка» (фото 13), «Прозрачная цифра» (фото 14). Эффективность применения данных игр позволило разработать перспективное планирование для детей дошкольного возраста всех возрастных групп.

4 этап - контрольно-диагностический. Педагог производит повторное (контрольное) обследование детей с целью выявления динамики сформированности интеллектуальных способностей, осуществляет интерпретацию данных, педагогическую рефлексию прогностического и проективного компонентов технологии и определение её эффективности.

Соблюдение последовательности этого алгоритма будет способствовать системной, продуктивной и, соответственно, достаточно качественной актуализации интеллектуальных способностей дошкольников, к которым относятся логические операции, гибкость мыслительных действий, наглядное моделирование, оперативная память, вербальная гибкость, креативность, пространственное восприятие и т.д.

В результате своей работы, интерпретируя этапы алгоритма интеллектуального развития детей, были разработаны рекомендации педагогам дошкольных образовательных учреждений, которые помогут реализовать представленную педагогическую технологию.

1. Способствовать формированию интеллектуальной компетентности дошкольника через инициирование естественного наращивания каждым ребёнком своего «ментального» (по М.А.Холодной) опыта, т.е. системы индивидуальных интеллектуальных ресурсов.

2. Успешность интеллектуального развития дошкольников определяется следующими факторами:

  • Понимание значения интеллектуального развития ребёнка в формировании его интеллектуальной компетентности;

  • Осознание важности механизма выявления актуальных интеллектуальных способностей каждого ребёнка;

  • Определение путей рациональной организации собственной профессионально-дидактической деятельности и деятельности детей;

  • Создание психолого-педагогических условий и выработка эффективных путей интеллектуального развития детей в повседневной деятельности;

  • Признание детей субъектами процесса интеллектуального развития, ориентирование на их возможности, способности и интересы в выборе содержания и способов интеллектуальной деятельности;

  • Инициирование субъектного (индивидуального) опыта каждого ребёнка.

3. Интеллектуальное развитие дошкольников будет усилено применением занимательных методов организации их деятельности: проблемных, частично-поисковых, исследовательских, информационных, креативных, эвристических. Приёмы, дополняющие эти методы, выглядят следующим образом:

  • Выполнение детьми индивидуально-творческих занимательных и программированных заданий на игровом материале;

  • Моделирование и схематизация, кодирование и декодирование информации;

  • Проблемные поисковые и эвристические ситуации;

  • Постановка вопросов причинно-следственного характера и вопросов, предполагающих рассуждение;

  • Додумывание сказок, сочинение стихотворений на основе зрительно представленного алгоритма;

  • Игровые тренинги мышления, «Разминка для ума»;

  • Коллективное размышление, интеллектуальное сотрудничество;

  • Диалектическое общение, диалектические беседы;

  • Побуждение детей к постановке ими проблемных вопросов;

  • Инициирование самостоятельных открытий детьми;

  • Совместное со взрослыми и самостоятельное детское экспериментирование;

  • Разыгрывание повседневных игровых ситуаций.

Использование интеллектуальных игр позволило значительно повысить познавательный интерес у дошкольников, повысить уровень освоения образовательной программы и успешно обучаться в школе.

Библиографический список


  1. Береславский Л.Я. Интеллектуальная мастерская. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.- 96с. Ил.

  2. Бондаренко Т.М. Развивающие игры В ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм В.В.Воскобовича. / Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009.-190с.

  3. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие/ Авт.-сост. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая/ (Библиотека программы «Детство»). - СПб: «Акцидент», 1977.

  4. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. Учебно-методическое пособие для учителей. - М,: Новая школа, 1996.-288с.; Ил.

  5. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие/ Авт.-сост. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая/ (Библиотека программы «Детство»). - СПб: «Акцидент», 1977.-79с.

  6. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. для воспитателей дет.сада - 2-ое изд., М. Просвещение, 1990.-94с. Ил.

  7. Никитин Б.П. Интеллектуальные игры. 4-ое изд., М:1994.

  8. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры с палочками Кюизинера. Для работы с детьми 3-7лет. - М.:Мозаика-Синтез, 2009.

  9. Проблемы и перспективы совершенствования дошкольного образования и психолого-педагогической помощи детям в регионе./ Сборник материалов региональной научно-практической конференции 14-15 апреля 1998. ВГПУ г.Киров.

  10. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие познавательных способностей детей.- М.: Рольф, 2000.-160с.

  11. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей.- Ярославль: ТОО «Академия развития», 1966.-240с., Ил.

  12. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб: Питер,2002.





7


© 2010-2022