Конспект образовательной деятельности детей в подготовительной группе на тему «День славянской письменности»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект образовательной деятельности детей в подготовительной группе на тему «День славянской письменности»Конспект образовательной деятельности детей в подготовительной группе на тему «День славянской письменности»Конспект образовательной деятельности детей в подготовительной группе на тему «День славянской письменности»Конспект образовательной деятельности детей в подготовительной группе на тему «День славянской письменности».

Цели:
- познакомить детей с историей создания славянской азбуки и книгопечатания на Руси;
- учить составлять узоры из линий, растительных элементов, изображений животных, птиц, человека, используя графические материалы;
- расширять словарный запас;Показать полностью..
- на основе анализа произведений искусства и детских рисунков прошлых лет, вызвать интерес к изображению буквиц - украшение первой буквы своего имени.

Наглядный материал: икона Кирилл и Мефодий, славянская азбука, портрет Ивана Федорова, изображения старых книг, гусиных перьев; раскраски - буквицы

Здравствуйте, ребята! Тему нашего занятия, вы узнаете, отгадав мою загадку:

По линиям друзья идут,
Друг друга за руки ведут.
(Буквы)

Верно, это буквы, ими обозначают звуки речи. А вы знаете буквы? Назовите их. (Ответы детей).

Молодцы. Только вы сейчас назвали буквы современного алфавита, но они не всегда так назывались и писались. А какими они были, мы сможем узнать, если перенесемся на несколько веков назад в Древнюю Русь. Помогут нам совершить путешествие волшебные слова:

В книге своя глубина,
Кто доберется до дна,
Тот и получит в награду-
Слов драгоценные клады.

Это икона с изображением Святых Кирилла и Мефодия, людей, которые придумали нашу азбуку. А как это было, послушайте.

Давным-давно, славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами: "Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и смысле их". Тогда вызвал к себе царь Михаил двух ученых братьев - Кирилла и Мефодия и уговорил их царь, и послал их в славянскую землю. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку, которую назвали Кириллицей. Слово АЗБУКА состоит из двух начальных букв АЗ + БУКИ. Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка, и создали для каждой буквы свой образ и смысл. Послушайте, как звучат буквы старославянского алфавита: АЗ, БУКИ, ВЕДИ, ГЛАГОЛЬ, ДОБРО, ЕСТЬ, ЖИВЕТЕ……

А вот так они изображались. Педагог показывает изображения букв.

Тогда же появились первые книги на славянском языке. Книга на Руси пользовалась великим почитанием, она была произведением искусства. Для изготовления книги использовались самые лучшие материалы. Писались книги на пергаменте - особым образом выделанной, отбеленной телячьей коже. После того как книга была переписана, ее помещали в специальный переплет - оклад. Переплеты изготавливали из досок - липовых или дубовых, поэтому в языке появилось выражение "прочитать книгу от доски до доски". Доски обтягивали узорной тканью, бархатом, украшали золотыми и серебряными накладками, драгоценными камнями. Золотые и серебряные застежки помогали книге лучше сохраниться.

Для письма использовались гусиные перья, из левого крыла птицы (чтобы удобней было писать) и по особенному затачивались ножом, отсюда название "перочинный нож". Чернила готовились по специальным рецептам из природных материалов: ягод, плодов, других природных красителей с добавлением меда и растертых в порошок минералов. Цвет букв, поэтому не глухой черный, слегка коричневатый, теплый живой. В старинных рукописных книгах письмо сопровождалось десятками мелких украшений, а большие буквы украшались особо, и назывались буквицами или инициалами. Писали начальную букву красной краской- киноварью (отсюда и пошло выражение "красная строка"), а позже ввели желтый, голубой и зеленый цвета.

Буква для русского человека была маленьким отображением мира, поэтому для украшения буквиц использовали образы разных животных (барса, гепарда, рыси, лошади, льва), птиц, человека. Эти пластические изображения украшались растительным орнаментом.

Купить рукописные книги на базаре, в книжной лавке было просто невозможно - они не продавались, их делали только на заказ, а заказать себе книжку могли лишь очень немногие богатые люди. Поэтому книга в доме была огромной редкостью. Зато уж и ценили книги гораздо больше, чем сейчас, ведь в книгах сосредоточена вся мудрость человеческая. Князь Ярослав Мудрый написал "Похвалу книге":

- "Великая польза бывает от книжного ученья";

- "Книги - реки, наполняющие Вселенную мудростью";

- "В книгах - несчетная глубина, ими мы в печали утешаемся".

А какие пословицы и поговорки о книгах, знании, учении, вы знаете?

- Одна книга тысячу людей учит.

- Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

- Красна птица перьем, а человек ученьем.

- Не учась, и лаптя не сплетешь.

- Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает и разумеет.

- Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

- Учиться никогда не рано и никогда не поздно.

Постепенно книг требовалось все больше и больше, писцы не успевали их переписывать, соответственно делали много ошибок и описок. Однажды царь Иван Грозной очень рассердился на писцов и решил, что надобно печатать книги как в других странах. Сначала хотели печатать книги на славянском языке в чужих землях. Но прикинули - далеко, да и возить трудно, дорого, неудобно. Не завести - ли, мечталось, печатню в самой Москве? Но кто этим займется? Кому это по плечу? Где такого человека отыскать?

Нашелся такой человек. Звали его - Иван Федоров. Слыл он в многолюдной Москве книжником и умельцем. Словом, не было работы, которую бы - не сумел и не смог бы сделать Иван Федоров. Построил он печатный двор недалеко от Кремля, собрал станок печатный, и вместе с друзьями начал работать. В 1564 году выпустили первую печатную книгу, которая называлась "Апостол". Этот год и почитается началом московского, да и всего русского книгопечатания.

Затем раскрашиваем первую букву имени, изучаем, какое значение было у этой буквы.





Воспитатель: Панькина Нина Михайловна

Справка

22.04.2015 года.

По итогам организации контроля в группах «Воробушки» и «Ладушки»

На основании приказа директора № 151 о/д от 09.04.2015года «Об организации

контроля в апреле 2015 года» с целью выявления организации прогулок с 09.04.2015 года по 22.04.2015 года организован параллельный контроль в группах «Воробушки» и «Ладушки»:

- структура прогулки

- организация совместной деятельности с детьми;

- соблюдение мер безопасности

-формирование навыков самообслуживания

В ходе проверки:

Были просмотрены прогулки в группах «Воробушки» и «Ладушки», воспитатель Аверина Л.В. и .

1.Порядок одевания детей.

Дети одевались на прогулку с помощью воспитателя и помощника воспитателя, но некоторые вещи надевали самостоятельно, т. е. у детей частично сформированы навыки самообслуживания.

2.Соответствует ли одежда детей сезону.

Во время проведения контроля одежда детей соответствовала сезону.

3.Выполняется ли двигательный режим на прогулке.

Были проведены подвижные игры: «Воробушки и кот», « Догони меня», которые соответствовали возрасту детей и закрепляли навыки, полученные ранее, т. е. двигательный режим на прогулке был выполнен.

4. Процедура раздевания после прогулки.

После прогулки дети с помощью воспитателя и помощника воспитателя, а так же частично самостоятельно, последовательно раздевались, стараясь вещи складывать в шкаф аккуратно.

5.Гигеенические процедуры после прогулки.

После прогулки дети самостоятельно умывались, пользуясь мылом, а затем правильно пользовались полотенцем.

6.Соответствует ли время выхода на прогулку и захода с прогулки.

Во время проведения контроля выявлено, что педагог осуществляет режимные моменты в соответствии с режимом дня данной группы

7.Соответствует ли общее время прогулки.

Время пребывания детей на прогулке отвечает требованиям Сан Пин п 12.5

8.Соблюдение правил безопасности проведения прогулки

На протяжении всей прогулки воспитатель соблюдала правила безопасности проведения прогулки.

9.Структура прогулки.

Структура проведения прогулки выдержана. Воспитатель не испытывала трудностей в подготовке и организаций наблюдений, самостоятельной и индивидуальной деятельности детей, но недостаточно уделила внимания подготовке оборудования для организации детской деятельности

Были даны следующие рекомендации:

  1. Воспитателям Золотухиной Л.С и при проведении прогулки больше уделять внимания подготовке оборудования.(срок- ).

© 2010-2022