Технологическая карта по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Технологическая карта по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста


месяц

Форма проведения

цель

Содержание

результат

сентябрь

1

д\и « Посылка от обезьянки»

Обучение детей способности понять и оценить роль наших органов чувств в процессе познания окружающего мира, их значение для развитие общения.

Обезьянка прислала посылку, а что в ней дети должны догадаться: на ощупь, на вкус, по запаху. Дети отвечают, как и с помощью чего они это сделали.

Узнают ,для чего в разных ситуациях общения нужны глаза, уши, нос, рот.

2

д\и «Радио»

Показать роль памяти в процессе общения детей друг с другом, умение быть внимательным.

Предложить детям стать дикторами. Дети перечисляют характерные черты своих товарищей: как они одеты, чем любят заниматься, как относятся к друзьям.

Запоминать наиболее значимою информацию о своих друзьях.

3

д\и «Мой портрет»

Научить детей различать свои индивидуальные способности, почувствовать свою значимость.

Рассмотреть картинки с изображением ребят разного возраста в различных игровых ситуациях.. Предлагаю нарисовать себя и рассказать о себе.

Различать свои индивидуальные особенности.

4

д\и « Чем можно порадовать маму»

Развивать у детей чувства привязанности и любви к маме.

Предложить детям выбрать картинку, где показано, что они будут делать дома, чтобы помочь маме. Рассказывают, почему они обрадуют своими действиями маму.

Поможет развитию уважения и умение понимать маму.

5

Беседа «Семейная фотография»

Воспитание любви и чуткого отношения к близким, чувство семейной сплоченности.

Рассмотреть фотографию одного из детей группы.. Задать детям вопросы: кто изображен, какое у них настроение, что они делают, узнают ли они товарища.

Узнают историю своей семьи.

6

д\и «Мы разные»

Развивать внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные особенности других детей.

Дети встают в круг. По желанию вызывается один из детей. Педагог задаёт вопросы: Кто из нас самый высокий? У кого на одежде есть пуговицы? У кого самые тёмные волосы? Рассказать детям о глазах человека: какого цвета, какое настроение выражают, для чего нужно смотреть в глаза друг другу.

Различать индивидуальные особенности других, смотреть в лицо и глаза друг другу.

7

Рисование «Мой лучший друг»

Формировать у детей понятия «друг»,»дружба».

Чтение стихотворения о дружбе. Предложить детям нарисовать друга и рассказать о нём.

Умение высказывать своё мнение о друзьях.

8

Игра-драматизация «Узнай себя»

Умение оценивать свои поступки и поступки товарищей, сравнивая их с поступками персонажей литературных произведений, поощрять стремление избавиться от недостойных привычек.



Педагог выступает в роли персонажей( Чебурашка, жадные медвежата). Читает отрывки произведений.

Уметь оценивать свои поступки.


Октябрь

1

д\и «Не поделили игрушку»

Развивать умение благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение.

Прилетел Карлсон и принёс игрушки. Педагог предлагает разобрать их. В группе между детьми складывается конфликтная ситуация. Разбор сложившейся ситуации. Предложить несколько вариантов разрешения ситуации. Дети выбирают нужное решение.

Уметь выходить из конфликтных ситуаций.

2

Игра «Плавает, летает, рычит…»

Развивать зрительное и слуховое внимание, память.

Дети становятся в круг. Педагог показывает карточки, а дети самостоятельно имитируют движения или действия.

Удерживать внимание в течении заданного времени.

3

Беседа « Как тебя называют»

Умение детей употреблять различные обращения в зависимости от ситуации.

Педагог спрашивает детей, как их называют дома, в детском саду, сверстники. Разыграть с детьми сценки из жизни. (мальчик и мама в магазине; девочка хочет узнать время у прохожего; мальчик едет в автобусе; девочка разговаривает с продавцом

Умение вежливо общаться с окружающими людьми.

4

д\и

«Защитники девочек»

Формировать у детей представление о сходствах и различиях между мальчиками и девочками; воспитывать у мальчиков желание защищать девочек.

Рассмотреть и обсудить сюжетные картинки, на которых мальчики и девочки выполняют различные действия. Объяснить сходство и различие между возможностями мальчиков и девочек. Разыграть сюжеты, изображённые на картинках.

Уметь прийти на помощь девочкам.


5

д\и «Настроение»

Дать представления детям об эмоциях других людей, быть внимательным к чувствам других людей.

Педагог называет ситуации и просит детей ответить, какие чувства они будут испытывать. Затем предлагает игру с карточками.( эмоции людей и животных).Найти всех весёлых, потом недовольных и т. д.Предложить ребёнку изобразить на своём лице сходное настроение.

Уметь определять настроение людей.

6

д\и «Слушаем себя»

Развивать концентрацию внимания, способствует обращению внимания на себя, на свои чувства.

Педагог обращается к детям и предлагает расслабиться, закрыть глаза, послушать, что происходит внутри себя. Ребёнок делится своими впечатлениями.

Уметь называть свои чувства.

7

Игра-имитация «Кто лучше покажет позу?»

Развивать пантомимику, последовательное изучение поз, походки и других выразительных движений.

Педагог распределяет роли (любого рассказа или сказки). Педагог рассказывает, а дети изображают.

Уметь пользоваться пантомимикой.

8

Творческая игра «Я волшебник»

Развивать умение детей отражать свои фантазии в рисунке.

Педагог предлагает детям нарисовать то, что хотели бы они иметь дома, если бы были волшебниками.

Уметь фантазировать.

Ноябрь

1

д\и «Маленькие помощники»

Воспитывать у детей желание помогать близким людям, общаться в процессе совместной деятельности.

По всей группе раскладывается игровой материал (ведро, тряпка, спицы, молоток, гвозди и т.д.) Беседа « Как мы помогаем дома» Перед подгруппой ставиться задача подобрать папе, маме, бабушке, братику необходимые вещи.

Уметь прийти на помощь близким.

2

п\и «Карусели»

Создать положительное эмоциональное настроение у детей, умение согласовывать свои действия с движениями других детей, развивать слуховое внимание.

Педагог выполняет роль мамы а мальчик роль папы. «Мама» и»папа» приглашают детей покататься на карусели. Встают в круг, произносят слова и двигаются по кругу.

Уметь согласовывать свои действия с другими детьми.

3

д\и «Не забывай о товарищах»

Формировать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам.

Дети одеваются на прогулку .В этот момент к ним приходят куклы Алеша и Наташа. Куклы неверно одеваются, выхватывают друг у друга игрушки. Дети учат кукол, находят сходство поведения. Одному из таких детей предлагается отобрать игрушки для ребят на прогулку.

Оказывать помощь другим детям.

4

Игра «Цветок добрых слов»

Осознание чувства привязанности и взаимосвязи со своей семьёй.

Каждый из детей получает лепестки цветка. Педагог предлагает детям сказать хорошие, тёплые слова своим родителям.

5

Игра

«Интервью»

Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, обучение общению.

Каждый из детей по очереди задаст какой-нибудь вопрос любому из детей.

Уметь задавать вопросы.

6

с\р игра

«В гостях»

Знакомить детей с правилами гостеприимства, эмоционально выражать чувство радости от общения с окружающими людьми.

Педагог предлагает детям отправиться на день рождение к зайчику, собрать подарки.

Уметь общаться, дарить подарки.

7

д\и

«Кто больше заметит небылиц»

Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Детям раздаются фишки. Педагог читает небылицы.

8

п\и «Нам не тесно»

Учить детей, как избегать ссор, вести себя прилично, не толкаться, считаться друг с другом.


Игра проводится во время прогулки. Педагог ограничивает пространство «дом», где дети выполняют движения.

Уметь считаться с другими.

Декабрь

1

Беседа «Как можно общаться без слов»

Дать понятие того, что кроме речевых существуют и другие средства общения.

Ситуация: « Можно ли узнать, о чём думал, что чувствовал писатель, художник или композитор, читая, рассматривая или слушая их произведения.

Знать неречевые средства общения.

2

с\р игра «Путешествие по городу»

Познакомить детей с правилами поведения на улице, в транспорте и общественных местах.

Педагог создаёт игровую ситуацию, вводя сказочный персонаж Буратино. Буратино приехал из другой страны. Экскурсия по городу.

Соблюдать правила поведения.

3

Рисование «Какого цвета мой страх»

Помочь детям преодолеть свои страхи.

Педагог просит подумать, назвать и закрасить белый лист бумаги тем цветом, какой, по их мнению имеет страх. Затем рисунки рвутся.

4

Упражнение «Разговор с лесом»

Развивать творческую фантазию, умение расслабляться.

Педагог предлагает мысленно перенестись в лес. Педагог перечисляет всевозможный живой и неживой мир леса. Прислушаться, потрогать, вдохнуть.

Уметь расслабиться

5

Игра-инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит»

Познакомить детей с тем, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей.

Предложить детям ситуацию А. Барто «Наша Таня». Как можно помочь Тане. Инсценировка сказки «Курочка Ряба». Как курочка утешает деда с бабой.

Научатся вести доброжелательный диалог.

6

Игра «Нарисуй узор»

Развивать у детей навыки совместной деятельности.

Дети разбиваются на пары. Каждой паре даются чистые варежки. Они должны договориться, как их украсить, при одном наборе карандашей.

Уметь договариваться.

7

Игра «Я и мой язык».

Развивать язык жестов, мимики и пантомимики.

Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены стеклом, через которое не проникают звуки.

8

п\и «Прорви круг»

Развивать чувство общности.

Дети стоят в кругу, крепко взявшись за руки. Один ребёнок должен с разбегу разорвать этот круг и оказаться внутри.


Январь

1

Творческая игра «Кто здесь кто»

Закреплять умения детей средствами жестикуляции и мимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

Педагог делит детей на две группы, каждая из которых готовит свой спектакль .Каждой группе педагог сообщает свою сказку и помогает в распределении и подготовке ролей. Затем демонстрируют свои спектакли друг другу. Дети-зрители отгадывают.

Умение пользоваться мимикой, жестами.

2

Игра «Я заметил»

Развитее основных каналов восприятия - слуха, зрения, осязания.

Ребёнок не только старается заметить объект или явление, но рассказать о нём так, чтобы привлечь к нему внимание окружающих.

Дети становятся наблюдательными.

3

Игра «Биография по фото»

Развивать у детей навыки совместной деятельности, умение видеть переживания других людей.

Фотографии приносят сами дети, но каждому ребёнку достаётся не его фотография. Дети составляют рассказы о людях, изображённых на фотографиях.

4

Игра « Волшебный мешок»

Умение осознать своё эмоциональное состояние и освобождение от негативных эмоций.

Перед игрой необходимо обсудить, какое у него сейчас настроение. Затем ему предлагается сложить в волшебный мешок все отрицательные эмоции. Этот мешок выбрасывается. Из другого мешка ребёнок может взять те положительные эмоции, которые он хочет

Чувствовать свои эмоции.

5

Игра «Комплименты»

Дать ребёнку почувствовать сою значимость.

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что - то похвалить.

Умение хвалить другого.

6

п\и «Лужа»

Воспитывать у мальчиков желание помогать девочкам а девочек благодарить мальчиков за их помощь.

Дети становятся в круг. Педагог читает текст и просит их повторять за ним движения. После последних слов мальчики помогают девочкам выскочить из лужи. Девочки благодарят своих спасителей.

7

д\и «» Телефонный разговор»

Знать значение телефонной связи как предмета первой необходимости ,а также правила телефонного разговора.

Дети высказываются в каких случаях они и их родители пользуются телефоном. Дети по желанию приглашаются к телефону. Детям предлагаются небольшие сценки( звонит незнакомый человек, вызов скорой помощи).

Знают правила телефонного разговора.

1

«Рисуем эмоции пальцами»

Уметь выражать свои эмоции в рисунке.

Ребёнку предлагается нарисовать свои эмоции пальцами, с помощью гуашевых красок.

Февраль

2

Игра «Поводырь»

Развивать чувство ответственности за другого человека, доверительного отношения друг к другу.

Упражнение выполняется в парах. Сначала один водит другого с повязкой на глазах ,а затем дети меняются ролями.

Уметь взаимодействовать друг с другом

3

Беседа « Что значит любить родителей»

Закрепить положительное отношение ко всем членам семьи.

В ходе беседы обсуждаются вопросы: « почему важно в семье любить друг друга? Как выразить свою любовь к родителям? Как научиться не огорчать близких? Как научиться понимать настроение родителей?»

4

Игра- драматизация «Почему так?»

Развивать в детях сознание собственной адекватности окружающим людям.

Педагог показывает детям композицию: сидит кукла и смотрит на себя в зеркало. Дети сравнивают себя с куклой. Беседа по произведению Е. Пермяка «Про нос и язык»

5

д\и «Умей извиняться»

Учить детей уместно употреблять различные формы извинений.

Педагог спрашивает детей, с какими вежливыми словами они уже знакомы. Читает стихотворение А. Кузнецовой «Поссорились». Как могут помириться девочки? (конкурс ответов )

Уметь извиняться

6

Игра «Я увидел из окна…»

Развивать зрительное внимание, зрительную память.

Педагог приглашает всех детей подойти к окну. Он просит запомнить, как можно больше объектов. За правильный ответ ребёнок получает фишку.

7

Беседа»Какие бывают привычки»

Формировать у детей представления о плохих привычках.

Рассмотреть с детьми сюжетные картинки с изображением плохих привычек, затем предлагает обсудить. Какие бывают вредные привычки? Педагог предлагает детям обсудить, как можно справиться с плохими привычками.

март

1

Игра «Подарки»

Развивать у детей пантомимические способности.

Детям предлагается проиллюстрировать рассказ ведущего соответствующими движениями.(папе- расчёску, сыну- лыжи, дочке- куклу, которая хлопает ресницами )

2

Игра «Иностранец»

Развивать умение пользоваться мимикой, жестами.

К нам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка. Предложить детям пообщаться с ним, показать группу, игрушки, пригласить обедать, всё это без слов.

3

Игра «Будь внимателен»

Развивать слуховое внимание.

Дети выстраиваются в одну шеренгу. Под хлопки педагога они маршируют на месте. Неожиданно хлопки прерываются, и дети должны сразу остановиться, Кто допустил ошибку выбывает из игры.

4

п\и «Весёлый танец»

Выработать навыки совместного движения.

Мальчик с девочкой становятся спиной друг к другу. Педагог связывает их шарфом по талии друг с другом. Детям предлагается под музыку исполнить танец. Выбирается лучшая пара.

5

Беседа «Что делать, когда потерялся»

Умение вести себя в экстримальных случаях.

Педагог обсуждает с детьми, где они обычно гуляют, как называется их улица, какой номер у их квартиры, помнят ли свою фамилию. Педагог рассказывает, как им необходимо поступать, если они потерялись на улице. В конце предложить нарисовать дом, в котором они живут.

Уметь вести себя в данной ситуации.

6

д\и «Где это можно купить»

Игра закрепляет знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах, различать магазины по их названию, воспитывать желание помогать родителям делать несложные покупки.

На большой карте изображены магазины с витринами. Детям раздаются карточки с продуктами. Они должны найти магазин где это продают.

7

д\и «Кто больше назовёт действий»

Учить детей соотносить действия людей различных профессий.

Педагог произносит профессию и бросает мяч ребёнку, если ребёнок не знает то он ударяет мячом о пол.

Знать о важности и значимости различных профессий.

8

Проигрывание ситуаций

Развитие сплочённости группы, чувство общности, внимательное отношение друг к другу.

Ты поссорился с другом, а теперь хочешь помириться. Ты пришёл на детский праздник, где никого не знаешь, познакомься с ребятами.

Умение взаимодействовать друг с другом.

апрель

1

«Составь рассказ»

Развивать внимание ребёнка к самому себе, своим чувствам, переживаниям.

Ребёнку предлагается составить рассказ на тему: « Я люблю, когда…», «Когда мне плохо…»,»Когда я злой…», « Я боюсь..»

Высказывать свои чувства.

2

Игра «Магнитофон»

Научить детей владеть своим голосовым аппаратом, уметь использовать в речи интонацию, громкость голоса.

Дети могут читать стихи, петь песни, но должны соблюдать правила игры. Взрослый регулирует звук магнитофона с помощью символических изображений.

3

Игра «Я люблю себя за то…»

Помочь ребёнку осознать свою личную позицию, свою неповторимость, значимость.

Ребёнок называет качества, которые ему нравятся в себе, которыми он доволен.

Уметь видеть свои положительные и отрицательные качества.

4

Игра «Угадай настроение»

Закрепить различные эмоциональные состояния, умение использовать мимику, жесты, пантомимику.

Детям предлагаются различные ситуации, к которым необходимо подобрать наиболее соответствующее настроение, состояние, чувство.

Уметь определять эмоциональные состояния людей.

5

Игра «Путаница»

Развивать умения детей преодолевать замкнутость, скованность, а также двигательное раскрепощение.

Дети встают в круг, закрывают глаза и, вытянув вперёд руки, сходятся в центре. Правой рукой каждый берёт за руку любого другого ребёнка, левая оставлена для того, чтобы за неё кто-то взялся. После этого все открывают глаза. Задача детей- распутаться не отпуская рук.

6

«Рисуем себя»

Развивать умения детей внимательно относиться к себе, к своим чувствам и переживаниям, развивать уверенность в себе.

Ребёнку предлагается цветными карандашами нарисовать себя сейчас и себя в прошлом. Спросить ребёнка что ему нравится и не нравится в себе.

Знать себя и быть уверенным.

7

Беседа «Кого мы называем добрым»

Развивать навыки совместной деятельности, формировать доброжелательное отношение к людям.

Обсудить с детьми кого они считают добрым и почему. Вмести с детьми вырабатываются правила того, как развивать в себе эти качества.

Быть добрым к окружающим.

8

Игра-драматизация «Угощение»

Формировать навыки правильного поведения за столом и общения с гостем, быть гостеприимным.

Приход в гости куклы Тани. Приглашение её к столу и угощение чаем.

Уметь вести себя за столом.

май

1

д\и «Кто что носит?»

Развивать умения детей находить характерные отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.

На фланелеграфе фигурки мальчика и девочки. Предлагается их одеть и подобрать куклам предметы и игрушки.

Понимать различия между мальчиками и девочками.

2

Беседа «Наши отношения»

Учить детей культуре общения мальчиков и девочек.

Педагог предлагает для обсуждения с детьми правила отношений между мальчиками и девочками. Разобрать на примерах из жизни, разыграть небольшие сценки с целью закрепления материала.

Доброжелательно относиться друг к другу.

3

Игра «Испорченный телефон»

Понимать важность правильной грамотной речи для общения с собеседником.

Дети садятся в одну линию. Первый ребёнок задумывает слово и быстро шепотом передаёт слово другому В конце игры первый и последний участники произносят первый вариант слова.

4

с\р игра «Дочки-матери»

Осознание отношений внутри семьи, осознание себя как полноправного члена семьи.

Разыгрывание различных жизненных ситуаций: «Праздник в семье», «Как поднять маме настроение»

Знать, что ты полноправный член семьи.

5

Игра «Новоселье»

Формировать чувство единства с группой.

Детям предлагается нарисовать свои портреты и «поселить» их в домик, рисунок которого висит на доске. Затем дети все вместе раскрашивают дом красками.

6

Игра «Рукавички»

Развивать умение детей договариваться, приходить к общему решению, учитывать мнение партнёра.

Педагог раскидывает по помещению вырезанные из бумаги рукавички с одинаковым но не раскрашенным орнаментом. Дети выбирают себе одну из рукавичек, а потом те, у кого одинаковый орнамент, образуют пары. С помощью 3 фломастеров надо одинаково раскрасить рукавички.

Уметь договариваться.

7

«Сердце группы»

Развивать доброжелательное отношение друг к другу.

Дети говорят дружескую и добрую фразу в адрес того, чьё имя вы вытяните по жребию, а педагог записывает её на красном сердце группы.


© 2010-2022