Педагогический совет как важнейший элемент установления вектора развития дошкольной организации в контексте реализации ФГОС ДО

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ УСТАНОВЛЕНИЯ ВЕКТОРА РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО


Т.Б. Веселова, старший воспитатель

ГБДОУ детский сад № 67 Приморского района Санкт-Петербурга


Современное дошкольное образование переживает в настоящее время период своего развития, изменения, преобразования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155, определил основные цели и задачи, установил требования к организации образовательной деятельности в дошкольных учреждениях, подчеркнув уникальность и самоценность периода дошкольного детства, необходимость поддержки его разнообразия, уважения к личности ребенка, его возрастным особенностям и личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей.

Несомненно, данные преобразования существенным образом отозвались на деятельности всех дошкольных учреждений нашей страны в необходимости изменений на локальном уровне - как в контексте документационного сопровождения, так и на уровне самой деятельности, её организации каждым конкретным педагогом, создания им той образовательной среды, что способствовала бы в полной мере отражения всех положений стандарта, достижения всех поставленных ныне целей, решения задач. Практика дошкольных учреждений показывает, что каким бы ни был состав педагогического коллектива - по возрасту, уровню образования, квалификации и т.д. - изменения в той или иной мере становятся для него сложным периодом, требующим грамотного, умелого, ответственного сопровождения.

Каким образом это сопровождение может быть организовано на уровне дошкольной организации? Кто (или что) может сыграть в данном вопросе ключевую роль? Наверное, однозначного ответа на данный вопрос нет и быть не может - каждый педагогический коллектив уникален, как уникальна каждая личность педагогов, в него входящих, как уникальны условия каждого учреждения. Но можно с абсолютной уверенностью утверждать, что вектор развития педагогического коллектива, а, следовательно, направленность на повышение качества образования воспитанников, установление соответствия этого качества требованиям образовательного стандарта, с учетом актуальных условий дошкольной организаций может быть установлен только изнутри, только с пониманием этих условий на основе глубокого анализа. И тогда важным становится подход к формулированию, оречевлению этого вектора, перевод его из абстрактно-понятийного уровня в уровень действенный, практический. Зачастую можно услышать от педагогов дошкольных учреждений такие слова: «Нам как сказали, мы так и делаем…», «Наше дело - не понимать, а выполнять…», «Сегодня - одно, завтра - другое, зачем вникать?...» и т.п. Конечно, высокий уровень исполнительской дисциплины - это, безусловно, хороший фактор. Но никто не будет оспаривать и то, что дело только тогда будет выполнено качественно, с душой, со старанием и творческим поиском лучших форм и методов его реализации, когда цель этого дела будет осмысленна, проанализирована с разных сторон и принята самим субъектом этого дела как ценный, важный ориентир, в первую очередь, для себя лично, для своего развития, и, во-вторых, для развития всего педагогического коллектива, общего повышения качества профессиональной деятельности. Иначе говоря, эта цель и должна быть сформулирована субъектом дела, становясь уже личной целью его активности на пути преобразований, мотивационно подкрепленной и личностно значимой для него. Им же должны быть выбраны и определены пути достижения данной цели через ряд последовательных шагов, действий, изменений.

Все эти права субъекта позволяет реализовать в работе конкретного учреждения деятельность стратегически и тактически важного на пути преобразований коллегиального органа - педагогического совета. Совет педагогов - это постоянно действующий в организации коллегиальный орган, на заседаниях которого обсуждаются и решаются вопросы, связанные с основными направлениями деятельности ДОУ (К.Ю. Белая). В настоящее время педагогический совет - это консилиум педагогов-профессионалов, и именно он обеспечивает организационное, мотивационное и эмоциональное единство педагогического коллектива. Именно в рамках осуществления своих полномочий как члена педагогического совета каждый педагог может принимать участие в оценке уровня развития своей организации, определении ступени, на которой находится детский сад на пути реализации федерального образовательного стандарта дошкольного образования в конкретных условиях учреждения, а также в определении целей его развития и выработке актуальных шагов к её достижению. Всё это способствует не только повышению качества образования в дошкольной организации в целом, но и росту и совершенствованию профессиональной компетентности каждого педагога, что становится одним из приоритетных направлений развития на локальном уровне в условиях реализации современных подходов в дошкольном образовании.

Значимым становится здесь совершенствование подхода к формам организации в ДОО заседаний педагогического совета с целью выполнения его основного предназначения, а именно реализации функций коллегиального органа. Практика показывает, что наибольшие затруднения здесь вызывает смена установки самого педагогического коллектива на данную форму, возврат к исконному значению совета как органа коллегиального выдвижения и обсуждения проблемы, принятия основополагающих и направленных решений, а значит, требующего активного участия всех педагогов в возникающих дискуссиях.

С этой целью необходимо менять устаревшие формы проведения педагогических советов на вариативные, предполагающие презентацию той или иной проблемы, её совместное обсуждение и вынесение коллегиального решения. Изменение структуры педагогического совета позволяет модернизировать и содержание профессиональной деятельности педагогов, а заседания, проведенные с использованием методов активного включения каждого в творческий процесс выдвижения, анализа и выработки конкретного решения, способствуют росту педагогического мастерства, развивают творческое мышление, интерес к методической работе. Наиболее востребованными со стороны педагогов, как показывает личная практика, являются такие формы, как прения, дискуссии, в том числе за «круглым столом», деловые игры, методы «активного мышления».

В качестве примера нетрадиционной формы проведения педагогического совета, интересного и значимого с точки зрения направления педагогического коллектива в сторону современных тенденций и выработки значимых векторов развития, можно привести авторскую деловую игру «Суд». Данная игра - это альтернативная форма всестороннего рассмотрения проблемы, вопроса, темы, позволяющая максимально включить в активную работу всех членов педагогического совета, создав при этом своеобразную игровую атмосферу, позволяющую педагогам раскрепоститься, выйти за рамки междолжностного общения, проявить творчество в нестандартном решении задач. В рамках данной игры в роли «подсудимого» оказывается некий объект, необходимый для освоения педагогическим коллективом, внедрения его в практику работы ДОО (например, инновация как собирательный образ современных тенденций дошкольного образования), который по замыслу игры «пытается проникнуть» в образовательную работу учреждения. В роли оппонентов («свидетелей защиты и обвинения»), и «суда присяжных», принимающих окончательное решение по делу, выступают сами педагоги. Им предстоит, выслушав обвинительное заключение, представить свои доводы в пользу либо против обвиняемой с тем, чтобы затем, выслушав всех участников, «суд присяжных» смог вынести окончательный вердикт. Именно этот «вердикт» и становится целью развития педагогического коллектива, а итогом педагогического совета становятся конкретные шаги к достижению данной цели, которые в рамках деловой игры вырабатывались членами педагогического совета как условия качественного существования оправданной «подсудимой» в дошкольном учреждении.

Описание деловой игры можно представить следующим образом:

1. Вводная часть: распределение ролей (группа «свидетелей защиты», группа «свидетелей обвинения», группа «присяжных заседателей»), объявление правил игры, заключающихся в следующем:

  1. в ходе игры запрещается: перебивать говорящего; говорить не по теме, возвращаться к ранее обсужденному и получившему ответ вопросу (исключение - обсуждение проблемы «судом присяжных»); в своей речи использовать выражения и интонации, нарушающие права и достоинства другого человека;

  2. в ходе игры необходимо: выражать свое мнение относительно конкретной ситуации; соблюдать установленный регламент выступления независимо от этапа игры - 4-5 минут (исключение - речь «свидетелей»); относиться с уважением к выступающему, слушать и слышать другого человека;

  3. в ходе игры приветствуется: творческое отношение к реализации игрового замысла; активность участников; доброжелательная атмосфера игры.

2. Основная часть:

  • выступление ведущего с обвинительным заключением, которое, опираясь на результаты реальной аналитической деятельности, составляется с использованием формулировок и выражений, соответствующих контексту игры (например, «Подсудимая … (присваивается имя), год рождения - не установлен, обвиняется в попытке внедриться в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения детский сад № … В ходе следствия выявлено: …» и т.п.);

  • работа групп «свидетелей» с составлением речи защиты либо обвинения;

  • выступление представителей «свидетелей» с последующим ответом на вопросы «присяжных заседателей»;

  • обдумывание каждым членом «суда присяжных» своего решения с его обоснованием с дальнейшим совместным обсуждением и вынесением окончательного вердикта с обязательной доказательной презентацией своего решения.

3. Совместное обсуждение вердикта, определение условий его реализации.

4. Подведение итогов игры с вынесением решения педагогического совета.

Использование подобных форм в работе педагогических советов - это залог развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения, а также важный шаг в организации эффективного методического сопровождения процесса внедрения современных тенденций дошкольного образования в практику работы образовательных организаций.

Список используемой литературы:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14.11.2013, регистрационный № 30384).

  2. Веселова Т.Б. Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. - 96 с.

© 2010-2022