Консультация для педагогов на тему «Использование метода моделирования на занятиях по формированию элементарных математических представлений»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ККонсультация для педагогов на тему«Использование метода моделирования на занятиях по формированию элементарных математических представлений»онсультация для педагогов.

«Использование метода моделирования на занятиях по формированию элементарных математических представлений»

Основным средством обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений (далее ФЭМП) в детском саду является дидактическая игра. Она создается в обучающихся целях, служит воспитанию и развитию детей, позволяет обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, способствует возникновению положительных эмоций у детей, позволяет активизировать их деятельность. Любая дидактическая игра, включенное в занятие, должна не только решать задачу расширения или закрепления знаний ребенка, но и выполнять коррекционные задачи, те есть способствовать развитию зрительных, слуховых и кинестетических ощущений, мелкой моторики, внимания, памяти, мышления. Решению этих коррекционных задач способствуют игры, в которых результат достигается методом моделирования, когда ребенок не просто манипулирует дидактическим материалом, но сам что то создает из него. При этом активизируются сенсорные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.) Совершенствуются предметные действия с опорой на существенные признаки предметов.

Проблему ФЭМП нельзя ассоциировать только с проблемой изучения элементов арифметики, что является основным содержанием математического образования . Самое главное - это развитие способностей к математике, т. е. развитие математического мышления. Работа должна быть направлена на развитие мыслительных процессов в сочетании с развитием мелкой моторики, то есть должны преобладать задания логико-конструктивного характера. В этой связи для построения коррекционно-развивающего процесса при обучении математики наиболее действенным является преимущественное использование моделирующей деятельности ребенка с изучением понятий и отношений.

Известно, что психологической особенностью детей старшего дошкольного возраста является преобладание наглядно-образного мышления (это-норма развития, им сложно иметь дело с абстракциями. А математика как наука не изучает конкретные предметы и ли объекты в их непосредственном проявлении, она изучает их количественные и пространственные характеристики, а это высокая степень абстракции.

В своей работе мы используем вещественные модели различных математических понятий. К ним относятся:

1) Палочки Кьюизенера набор палочек разных размеров размеров и цветов. Их можно раскладывать по цвету и размеру, чередовать, складывать из них геометрические фигуры, цифры.

Консультация для педагогов на тему«Использование метода моделирования на занятиях по формированию элементарных математических представлений»

2) В работе нами используются логические блоки Дьенеша - фигуры, отличающиеся по цвету, размеру, толщине. Из них составляются множества по различным признакам, осуществляется их сравнение и т. д. Используется пособие Никитина "Сложи квадрат" (складываются квадраты из 3-4 частей, разнообразные строительные наборы, геометрические мозайки, "Танграм", и многое другое. Все эти пособия многофункциональны и многовариативны, дают возможность организации проблемных заданий и множество вариантов для моделирования. Сочетание дидактических игр с двигательными и логоритмическими упражнениями, направленными на перемещение в пространстве и его практическое преобразованиями, на овладение двигательными способами восприятия, широкое использование физкультминуток математического содержания, звучащих и музыкальных игрушек для счета звуков и ориентировки в пространстве вызывает живой интерес у дошкольников и поддерживает эмоциональный фон деятельности на занятиях.

Кроме того, сточки зрения модельного подхода, математическое содержание должно носить преимущественно геометрический, а не арифметический характер. Геометрическое содержание более способствует "детскому" способу вхождения в математику. В свое время Пиаже отмечал, что ребенок раньше воспринимает и научиться выделить пространственные характерис-тики объектов, чем их количественные характеристики. Геометрический материал легко дать ребенку в руки для исследования и эксперименти-рования (вещественного моделирования на 1-м этапе). На 2-м этапе вводится графическое моделирование с помощью линейки-трафарета. Игры с геоме-трическим материалом проводится и в реальном пространстве групповой комнаты и на плоскости (горизонтальной и вертикальной) в условиях кодированного пространства.


© 2010-2022