Родительское собрание в подготовительной группе Влияние мелкой моторики на развитие речи

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание (в подготовительной группе).

Тема: « Влияние мелкой моторики на развитие речи».

Чтобы ребенок хорошо учился в школе, необходимо, чтобы к концу дошкольного возраста, то есть к подготовительной группе, ребенок хорошо овладел помимо основных качеств - самостоятельности, усидчивости, умения доделывать начатое до конца, у ребенка должна быть развита связная речь и хорошо должна быть развита рука. Наши наблюдения показывают, что не у всех детей хорошо развита речь и рука.

Психологи доказали, что развитие мелкой моторики напрямую влияет на речь ребенка и на развитие руки.

Поэтому тема сегодняшнего собрания «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей в подготовительной группе».

Я бы хотела, чтобы вы поделились с нами: Как вы дома развиваете мелкую моторику?

Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как: Внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Развитие мелкой моторики важно ещё и потому, что когда ребенок растет, ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее значение. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. По насыщенности зон кисть не уступает уху и стопе.

Специалисты утверждали, что игры с участием руки пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки», «Ладушек» и других) поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи.

Примерно так происходит развитие речи ребёнка. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции.

Поэтому тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше, особенно у детей с общим недоразвитием речи. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.
Недаром педагог В.Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев».

До выпуска в школу осталось немного, потому мы обращаемся к Вам, без Вашей помощи нам не обойтись. Нужно совместно работать по развитию мелкой моторики. Вы будете дома, а мы в детском саду.

Сегодня проведем семинар-практикум. А чтобы было понятно, как влияет развитие мелкой моторики на развитие речи и руки, будем вместе работать, разбираться.

Развитие мелкой моторики проходит через следующие направления. Посмотрим на схему. Сейчас рассмотрим следующие направления:

1. Пальчиковая гимнастика. Прежде чем сделать пальчиковую гимнастику, детям предлагаем сделать массаж пальчиков руки. Массаж оказывает тонизирующее действие на ЦНС. В процессе массажа помимо снятия мышечного напряжения происходит стимуляция «активных точек», которая положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

Любой работе по развитию мелкой моторики обязательно предшествует массаж кистей рук. В течение 2-3 минут проводятся разминающие и поглаживающие движения пальчиков. Массаж можно дополнить речевым сопровождением. Сейчас мы с вами выполним пальчиковую гимнастику.

« Мышка-чистюля»

Мышка мыла мылом лапку

Каждый пальчик по порядку.

Вот помылила большой,

Сполоснув его водой.

Не забыла и указку,

Смыв с него и грязь и краску.

Средний мылила усердно,

Самый грязный был, наверно.

Безымянный терла пастой,

Кожа стала сразу красной.

А мизинчик быстро мыла,

Очень он боялся мыла.

С помощью этой работы можно закреплять название пальчиков: Большой, Указательный, Средний, Безымянный, Мизинец.

« Жил на свете Алладин»

Жил на свете Алладин,

У него был в лампе джин.

Чтоб позвать наружу джина,

Трем мы лапку Алладина.

2. Аппликация и бумажное конструирование.

Здесь широко используется работа с бумагой, картоном, клеем, ножницами. Выполняя различные действия (вырезание, склеивание частей, складывание из бумаги, дети развивают точность мелких движений рук.

Здесь можно проводить интересную для детей работу по самостоятельному изготовлению игрушек для кукол театров. Взять небольшую по объему сказку, распределить между детьми персонажей.

Можно поиграть в теневой театр. Для этого театра нужно сделать силуэты животных и людей. Такие игрушки дети могут сделать по шаблонам. Дети могут сами придумать, нарисовать и затем вырезать силуэты.

Детей может заинтересовать оригами - искусство складывания из бумаги. Данная работа развивает тонкие, точные движения пальчиков рук. В свою очередь деликатная моторика развивает мозг, его способность контролировать, анализировать. В оригами есть место для собственного творчества ребенка.

Аппликация и бумажное конструирование способствуют формированию навыков графического и пластического изображения персонажей и творческой переработки своих впечатлений, помогает развивать у детей творческое воображение.

«Хоровод» - выполнение с родителями. Техника оригами «Стакан».

3. Пальчиковый театр. Развивается речь, память, мышление и мелкая моторика рук, координация. Показ пальчикового театра, отрывок из сказки «Красная шапочка». (Родители)

4. Лепка оказывает стимулирующее влияние на развитие точности движения рук, их пластичности; развивает мелкие мышцы кисти рук. Дети в процессе лепки учатся работать кончиками пальцев, совершенствуя их гибкость. Кроме того, данная работа способствует совершенствованию тактильного восприятия, активному формированию конструктивных способностей, развитию зрительного восприятия, образного мышления, что необходимо для успешного обучения в школе.

Используемые материалы разнообразны: пластилин, глина, воск. Глину, воск можно приобрести в магазинах; их использование целесообразнее, поскольку они лишены красителей.

Давайте возьмем пластилин. Приемы лепки: прямыми движениями - основные приемы; круговыми движениями, сдавливание, прищипывание, вытягивание из целого куска. Давайте возьмем пластилин, сделаем чашку. Сначала круговыми движениями, потом вдавливаем; стенки можно сделать прищипыванием.

Вытягивание из целого куска - можно сделать животных, птицу и т. д.

5. Использование палочек; выкладывание рисунков. Составить бабочку. Развивать фантазию. Худ. Слово: бабочка крыльями машет, летает с цветка на цветок, нектар собирает.

6. Собирание пазлов. Цель: развивать у детей мышление, память, воображение, развитие мелкой моторики.

7. Использование разнообразных игр и природного материала.

8. Ниткотерапия.

9.Дидактические игры.

10. Игры с песком. Игры с крупой, игра «Золушка».

11. Народные игры с ладошками.

Итог собрания. Подводя итог собрания, я хочу отметить, что работа по развитию мелкой моторики должна быть активной и главное систематической. Именно в этом случае она дает ощутимые положительные результаты: будет оказывать стимулирующее влияние на речевое развитие ребенка и конечно поможет подготовить руку к письму.



© 2010-2022