Статья «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ФОРМИРОВАНИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Левина Наталья Александровна

воспитатель

МБДОУ №41 города Иркутска

* * *

«Особенности развития и педагогическое руководство формированием познавательных процессов у детей дошкольного возраста»


На современном этапе развития российского государства становится все более очевидной органическая связь между преобразованием различных сфер общества и повышением активности личности как субъекта жизнедеятельности. В связи с этим активизация познавательной деятельности детей, эффективное управление ее формированием и развитием, методическое, организационное и морально-психологическое обеспечение выступают не только как сложная педагогическая проблема, но и как важнейшая социальная задача, успешность решения которой во многом опосредуется тем, насколько полно исследован феномен познавательной активности с позиций межпредметных связей.

Анализ психолого-педагогической литературы, изучение физиологии мозга ребенка, наблюдение за детьми-дошкольниками разных возрастных групп позволили определить взгляд на процесс познания.

Как свидетельствуют работы зарубежных и российских исследователей (Н. С. Лейтеса, Дж. Родари, 3. И. Калмыковой, Э. Стоунса, Б. М. Теплова и других авторов), без специальных комплексных воздействий педагога познавательная активность детей не перерастает в адекватную деятельность.

Признание дошкольного возраста сензитивным не означает, что познавательная активность формируется самостоятельно, необходима специально организованная работа, направленная на эффективное протекание данного процесса, в связи с чем требуется выявить условия и средства, влияющие на формирование познавательной активности старших дошкольников. Можно выделить две группы условий:

1. Внутренняя активность самого ребенка.

Именно на основе данного типа активности у дошкольников возникает ряд специфических детских видов деятельности, выполнение которых характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности. Эти деятельности интенсивно развиваются без помощи взрослого. В этом и заключается их истинная детская сущность. К такого рода деятельностям относится экспериментирование - важнейший вид поисковой деятельности и игра.

1. Целенаправленное воздействие педагога.

Ведущая роль взрослого, организующего процесс воспитания и обучения ребенка, достаточно полно определена в исследованиях А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина, Л. А. Венгера. С. Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее.

Выделяют два вида взаимодействия педагога и ребенка.

1. Субъектно-объектные отношения (педагог-ребенок). Следует отметить, что педагога как субъекта педагогической деятельности характеризуют: активность, адекватность самооценки, уровня притязаний. Педагоги предвидят, планируют нужные условия использования необходимых механизмов формирования познавательной активности. В этой ситуации ребенок выступает как исполнитель требований и задач, поставленных педагогом. Несмотря на категорическое утверждение о том, что простое исполнение не развивает и даже не обогащает личность, все же следует сказать, что как деятель-исполнитель ребенок накапливает индивидуальный опыт, овладевает системой, упорядоченностью действий.

Но до тех пор, пока побуждение к деятельности ребенка будут постоянно исходить от педагога, познавательная активность в своем развитии и формировании будет испытывать колебания ситуативного порядка.

При разумном авторитарном взаимодействии формируются, закрепляются положительные качества детей: исполнительность, дисциплинированность, ответственность. Однако ситуация, когда не требуется проявление инициативы, ограничение самостоятельности формирует чаще негативные стороны личности. При таком виде взаимодействия проблема познавательной активности ребенка не ставится.

2. Субъектно-субъектные отношения (ребенок-ребенок). В подобной деятельности субъекта механизм познавательной активности многообразнее, сложнее, ближе к самой личности. Такого рода взаимодействие развивает способность детей к сотрудничеству, инициативность, креативность, коммуникативность. Познавательная активность приобретает прочную основу своего формирования. Происходит интенсификация (развитие и формирование) мыслительных процессов и воображения. Вся деятельность приобретает личностную значимость для ребенка, окрашивается яркими переживаниями в процессе неожиданных открытий, радостью самостоятельного продвижения, удовлетворение своими находками, приобретениями. Такое взаимодействие получило название личностно-деятельностное.

Цель деятельности воспитателя дошкольного образования заключается в стимулировании разных видов активности детей, обеспечивающей оптимальный уровень индивидуального развития, что позволяет ему осваивать разные сферы жизнедеятельности.

Это отражается в совокупности следующих требований:

1. Реализовывать единство внутренней и внешней стороны воспитательного процесса (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев).

В стремлении достигнуть единства внешнего и внутреннего педагог ориентирует ребенка на активное, самостоятельное, инициативное, творческое решение, проникая во внутренние процессы и замыслы ребенка, помогая становлению его личности - активно деятельной, сильной в преодолении трудностей учения, самостоятельной в различных ситуациях.

2. Педагогически целесообразно организовывать познавательную деятельность детей, которая становится более насыщенной, если в занятие включены различные виды деятельности, т.к. они обогащают занятие и вносят специфику в познавательные процессы: художественная деятельность вносит образность в освоение мира; трудовая - дает практически ценные умения; игровая - способствует лучшему восприятию материала.

3. Обогащать и разнообразить содержание учебного материала, которым овладевают дети. Содержание учебного материала по каждому разделу программы воспитания и обучения обладает богатейшими возможностями для укрепления и развития познавательной активности детей.

Для формирования познавательной двигательной активности детей необходимо включать в педагогический процесс

4. Для формирования познавательной активности детей необходимо включать в педагогический процесс ДОУ все более совершенные способы учения, удовлетворяющие творческую и самостоятельную поисковую деятельность детей и формирующие личностно значимые внутренние побуждения, укрепляющие познавательную активность как положительный мотив деятельности дошкольников

5. Организовывать разнообразное, многостороннее, насыщенное общение детей, закладывая в нем разнообразные отношения, усиливающие (или ослабляющие) воздействие познавательных стимулов.

6. Побуждать детей к активной познавательной деятельности, оживляя занятия элементами занимательности, используя воздействие средств искусства, развивая навыки коллективного анализа, применяя индивидуальные задания.

Тем самым педагог обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Обязательным элементом образа жизни детей является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. При этом педагог своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы, обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.

Для эффективного формирования познавательной активности личности детей дошкольного возраста необходимо использовать оптимальные методы, позволяющие стимулировать разные виды активности.
В их числе, прежде всего, следует назвать методы, вызывающие познавательные вопросы детей:

  • метод неожиданных решений, основанный на том, что педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту детей;

  • метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;

  • метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни);

  • метод «преднамеренных ошибок» (по Ш. А. Амонашвили), когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.

Важную роль в деятельности педагога, формирующего познавательную активность дошкольника, выполняют приемы создания на занятии ситуации занимательности. Особое место в этом ряду имеют такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы - процессы, лежащие в основе познавательной активности. Среди них видную роль играет постоянное обновление содержания, способов, форм самостоятельной работы, вызывающее у детей состояние ожидания от обучения чему-то новому, особенному. Этот прием, действующий как стимул познавательной активности детей, имеет свои модификации. В одних условиях, когда многое уже известно, он выступает в виде отстранения, раскрытия известного ранее под новым углом зрения, решение аналогичной задачи новыми средствами. В других условиях новое выступает в виде проблемных ситуаций, которые опять ставят детей перед неожиданным решением, противоречиями, обостряющими деятельность ума, воображение, память (поскольку нужно оперировать прежними знаниями).

Познавательная активность имеет отчетливые внешние проявления. Опираясь на эти проявления, можно судить о её содержании, и о характере её организации, то есть определять, чем заинтересован ребёнок, какова интенсивность его стремлений к знакомству с определенными явлениями. Судить об этом можно по следующим основным показателям:

  • интерес к предмету;

  • эмоциональное отношение к предмету (удивление, недоумение, лукавство, озабоченность, т. е. разнообразие эмоций, вызываемых этим предметом);

  • действия, направленные на исследование свойств предмета, понимание его функционального назначения.

Итогом деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений является подготовка воспитанников, в системе общего непрерывного образования, к школьному обучению.

Список литературы


  1. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб., 1997.

  2. Галузяк, В.М. Проблема личностной референтности педагога / В. М. Галузяк, Н. И. Сметанский // Педагогика. - 1998. - № 3.

  3. Дмитриев, Ю. Деловые игры / Ю.Дмитриев // Дошкол. воспитание. - 1995. - №12. - С. 49-52.

  4. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. - М., 1981.

  5. Люблинская А.А. Активность и направленность дошкольник: хрестоматия по возрастной психологии / А.А. Люблинская; под ред. Д. И. Фельдштейна. - М., 1994.

  6. Михайленко Н. О воспитателе детского сада / Н. Михайленко // Дошкол. воспитание. - 1993. - № 4.

  7. Петрова. В. Творческие задания и упражнения / В. Петрова // Дошкол. воспитание. - 1992. - № 1. - С. 105-106.

  8. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника (под ред. Л.А. Венгера)

  9. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л.А. Венгера. - М., 1986.

  10. "Ребенок в детском саду" №1/2002 "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста".

  11. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т.И. Ерофеевой. - М., 2000.

  12. Тихомиров, О.К. О видах познавательной деятельности и процессов управления: хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / О. К. Тихомиров ; под ред. И.И. Ильясова [и др.]. - М., 1981.

  13. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учебник / Г.А. Урунтаева. - М., 1999.

  14. Френе, С. Избранные педагогические сочинения / С. Френе. - М., 1990.

  15. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М., 1979



© 2010-2022