- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Сообщение для воспитателей Условия для создания социальной ситуации развития детей в дошкольных учреждениях
Сообщение для воспитателей Условия для создания социальной ситуации развития детей в дошкольных учреждениях
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шадова Ю.П. |
Дата | 09.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 26»
муниципального образования города Братска
Составила: Шадова Ю.П
старший воспитатель
«Условия для создания социальной ситуации развития детей
в дошкольном учреждении»
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва) требования к структуре образовательной программы дошкольного образования (п 2.4) определяет основные направления образовательной программы для организации образовательной деятельности в дошкольных учреждениях. Одно из наиболее важных направлений программы направлено на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
С целью индивидуализации педагогической деятельности в дошкольных учреждениях используются следующие компоненты развивающей предметно - пространственной среды.
Каждая группа детского сада имеет свое название и соответствующий ему стиль оформления приемных, групповых, спальных помещений. Каждая группа индивидуальна и своеобразна.
«Книжки-самоделки», «книжки -малышки».
Для преодоления стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации в для каждого малыша родители изготавливают «книжки-самоделки», «книжки -малышки».
Детям очень нравятся подобные книги, составленные из семейных фотографий, ярких красочных картинок с изображением животных, людей, цветов и т.д. Такие книжки дети приносят в детский сад и вместе с другими ребятишками рассматривают фотографии родных и близких, рассказывают о своих родителях, бабушек, дедушек. Это снимает стресс и создает эффект присутствия.
Один из способов создания привлекательной для ребенка книжки - между последней страницей и обложкой можно вклеить пищалку от старой детской игрушки. Тогда ребёнок, нажимая на любую страницу, будет слышать приятный мелодичный звук. Если имеется несколько подобных пищалок с разным звучанием, то можно сделать книгу с очень плотными страницами и между каждой парой страниц вклеить одну пищалку. Если вклеенная пищалка производит грубый звук, то на эту страницу можно наклеить картинку с изображением волка, медведя, если тихий звук - изображение мышки, маленького котенка.
Для сенсорного развития детей при оформлении книжки можно использовать различные материалы: кусочки ткани, нитки, поролон и др., например, если на картинке изображена девочка в домике, то к страничке можно приклеить покрывальце на кровать из бархатной бумаги, занавески из шелковой ткани, коврик - из наждачной бумаги или и з приклеенных одна за другой спичек, волосы девочки «нарисовать» из пряжи или поролона, глаза - из пуговиц и т.д.
Книжки - загадки с подсказками. На каждой странице - загадки можно написать одну загадку и нарисовать рисунок к ней. (Можно воспользоваться известной загадкой или придумать новую). Чтобы ребенку было интереснее «читать» книгу и отгадывать загадки, на каждой странице сразу под загадкой можно приклеить конверт из плотной бумаги, в который вложить картинку - отгадку. Например, если напечатана загадка про зайчика, то в конверт надо поместить вырезанного зайчика. Детям очень нравятся книжки, контуры страниц которых вырезаны в форме какого-либо животного, домика, любого знакомого ребенку предмета.
"Уголок именинника"
В каждой группе есть стенд или уголок с фотографиями детей и обозначением дня их рождения. В приемных групп размещаются желания детей ко дню рождения. В группе оформляется "Уголок именинника", атмосфера которого создается с помощью красочного стула именинника, именинной посуды, чудесного мешочка для подарков и т. д.
Для приобщения детей к значимым событиям в жизни семьи и группы, проводится работа с родителями по изготовлению папок - «раскладушек» - «Давайте познакомимся». В папке размещаются семейные фотографии, яркие рисунки, картинки рассказы родителей, какой ребенок в семье, и воспитателя - чем занимается малыш в группе.
«Индивидуальные коллажи»
В группах старшего возраста в творческой форме (на листочках, цветочках и т. п.) воспитатели совместно с ребенком фиксируют его достижения, например, ребенок научился рисовать человека или выучил стихотворение. Для фиксации достижений ребенка создаются коллажи "Лестница успеха", "Наша жизнь, наши успехи"
Работа ведется периодически: от двух недель до месяца. Итог этой работы подводится один раз в неделю. Результат: объясняется, за что ребенок получил звезду, цветочек, яблоко и т.д. К оценке работы привлекаются сверстники.
«Коллаж интересов»
Пристрастие и интересы маленького ребенка, которые во многом определяют его будущую жизнь, ярко проявляются уже в раннем дошкольном возрасте. А выявить их можно, например, с помощью такого вот домашнего задания для родителей с детьми: изготовить коллаж интересов ребенка. Параллельно решаются и важные педагогические задачи: ознакомление детей с окружающим миром, музыкальное развитие, развитие изобразительной деятельности и т.д.
«Календарь настроений"
Отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня можно благодаря календарям "Мое настроение". В специально организованные уголки помещаются фишки или магниты в соответствии с настроением дошкольников. Дети учатся определять не только свое настроение, но и своих товарищей. Воспитателю такие календари помогают учить детей определять свое эмоциональное состояние, воспитывать эмоциональную отзывчивость и сопереживание.
Варианты названий и оформления календарей настроения.
При определении названия должно присутствовать одно из основных определений - «настроение» или «эмоции».
- Календарь настроения.
-Часики настроения.
-Календарь эмоций (эмоциональный календарь)
- Эмоциональная корзина и.т.д.
Варианты формы ведения и оформления календарей настроения в разных возрастных группах:
Младшая группа: Уголок настроения может быть предоставлен в варианте «Здравствуй, я пришел». Для родителей табель - календарь не демонстрируется. При обозначении настроения используются предметные символы (например, «солнышко» желтого цвета - веселое настроение и «тучка» синего цвета - грустное настроение).
Средняя группа: При обозначении настроения можно вводить пиктограммы - схематические изображения условных лиц с соответствующей мимикой. Даются термины, обозначающие определенное настроение и демонстрируются соответствующие пиктограммы. Понятие «пиктограмма» не дается. Предлагается детям определение трех вариантов эмоциональных состояний. Дети определяют только своё эмоциональное состояние.
Старшая, подготовительная группы: при обозначении настроения можно использовать прием «привлечение мнения другого ребенка»: Саша, определи, какое сегодня настроение у Димы?
В течении месяца подводятся итоги работы в данном направлении. С детьми, определяющими свое настроение как негативное, проводятся беседы и работа по формированию позитивного отношения к событиям, повлиявшим на снижение благоприятного эмоционального фона ребенка педагогом - психологом и воспитателем.
"Звездочка недели"
На самом видном месте вывешивается плакат с фотографией дошкольника, избранного "Звездочкой недели". Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной самооценки, развитие самосознания
«Семейный снимок»
Фотографии семьи и самого ребенка, находящиеся в группе помогают поддерживать эмоциональное отношения ребенка к общим событиям и совместным делам с членами семьи, способствовуют развитию авторитетного отношения к взрослым членам семьи.
«Портфолио ребенка».
Формирует копилку личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни. Демонстрирует личные достижения воспитанников в городских и Всероссийских конкурсах, выставках рисунков дошкольников, тематических фотовыставок с изображением необычного, значимого для ребенка события, разнообразных выставок-конкурсов детских работ.
"Чудо-варежки"
Воспитатель поочередно крепит на стенд "варежку дошкольника" с карточкой-заданием для индивидуальных занятий ребенка с родителями дома.
«Уголки уединения»
Существуют в каждой группе детского сада. В нашем саду для создания уголков уединения используются готовые палатки в виде домиков, машин и.т.д. в которых располагаются близкие, знакомые ребенку вещи: фотографии близких людей, пейзажные картины. В других группах используют передвижные ширмы разных размеров, с помощью которых ребенок сам выгораживает себе пространство, обустраивая его кусками ткани разного цвета и плотности.
"Книга рекордов"
Лучшие спортивные достижения детей (самый высокий прыжок, лучший теннисист, лучший в беге, лучший лыжник и т. д.) заносятся в "Книгу рекордов"
"Островок сокровищ"
Детское коллекционирование (разнообразные предметы-накопители: коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами), систематизация и изучение собираемого. Детские коллекции представлены открытками, иллюстрациями, значками, предметами неживой природы, игрушками
«Мини-музеи». Персональные тематические выставки в мини-музее, подготовленные ребенком и родителями по интересам дошкольника.
"Мое творчество"
Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества (рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов: глины, бумаги, природного и бросового материалов)
Представленные компоненты развивающей предметно - пространственной среды помогают детям раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.
Организованная личностно ориентированная среда в помещениях ДОУ стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.