Дидактическая игра как средство развития личности

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………….…………….3

Дидактическая игра как средство всестороннего развития

личности ребёнка…………………….…………………………………………..5

Роль игры в изобразительной деятельности………………………………....7

Блоки игр, направленные на развитие воображения у детей

в изобразительной деятельности………………………………………………8

Заключение……………………………………………………………………....14

Список литературы……………………………………………………………..15
















Введение

Всем известно, что дети очень любят рисовать. Они рисуют все, и каждый их рисунок по-своему уникален и дорог.

Так что же представляет собой детский рисунок? Чем он привлекает нас взрослых, и что мы ценим в нем?

Во-первых, искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребенком своих мыслей и чувств (черты, присущие самым высоким образцом искусства).

Рисунки дошкольников можно сразу узнать по их яркости, красочности, декоративности. В них радостное мировосприятие, ожидания только добра. Это удивляет и радует нас, взрослых, но в то же время и немного печалит осознания, как трудно, почти невозможно сберечь такое восприятие мира.

Детские рисунки убеждают нас в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно потому их можно назвать выразительными. Выразительность - главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника по средствам разнообразных приемах передавать человеческие эмоции. Стиль художественной выразительности произведения может быть различной. Чем талантливее художник, тем больше созданное им произведение воздействует на наши чувства.

Рисуя, ребенок развивает воображение. Одним из средств развить воображение ребенка в рисунке это - игра.

Игра - это сложное социально-психологическое явление. Являясь ведущей деятельностью дошкольного периода, она обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах, дает эффект общего психического развития.

В игре ребенок учится управлять собой. Игра, а так же связанные с ней виды деятельности, в том числе и изобразительная, являются наиболее эффективными формами развивающего обучения дошкольников, которые очень часто преобразуют познавательную задачу в игровую или практическую, имеющую для них личностный смысл.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего развития личности ребёнка.

Целью данной работы станет: рассмотрение дидактической игры как средство развития воображения в изобразительной деятельности.

Ставя цель, в работе определен ряд задач:

- определить дидактическую игру как средство всестороннего развития

личности ребёнка;

- выявить роль игры в изобразительной деятельности;

- изучить блоки игр, направленные на развитие воображения у детей в изобразительной деятельности.






Дидактическая игра как средство всестороннего развития

личности ребёнка

Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности.

Знания об окружающей жизни дают детям по определённой системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности: детей сначала знакомят с содержанием определённого вида труда, затем- с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапом производства при создании необходимых предметов, продуктов, после чего раскрывают перед детьми значение любого вида труда.

С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.[2; с.97]

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, "Назови одним словом" или "Назови три предмета". Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр.

В процессе игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. В игре "Угадай, что мы задумали" необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами "да" или "нет".

Нравственное воспитание. У дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребёнка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно- гигиенических навыков.

Использование дидактических игр в работе с детьми более старшего возраста решает несколько иные задачи - воспитание нравственных чувств и отношений.

Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например, в игре "Кто построил этот дом" дети узнают о том, что прежде чем построить дом архитекторы работают над чертежом и тд.

Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр.

Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформленными. Такие игрушки привлекают внимание, вызывают желание играть с ними.

Физическое воспитание. Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы.

Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т.е. к обучению в школе. [1; с.56]

Роль игры в изобразительной деятельности

Все игры в изобразительной деятельности носят эстетический характер и сочетаются с серьезным напряженным трудом, но не отвлекают от обучения, а наоборот - способствуют интенсификации деятельности. Использование этих игр позволяет в комфортной и привычной для детей игровой ситуации побуждать их к самостоятельной передаче образов, используя доступные изобразительные средства (цвет, линию, композицию) и различные материалы - карандаши, краски, мелки, глину, пластилин, бумагу и др.

В игровой форме детей учат овладевать инструментами, чувствовать материал, развивать память и легкость руки, формировать изобразительные навыки, художественный вкус, учат обдумывать и планировать свои действия, предвидеть результат.

Не стоит усложнять игры излишней атрибутикой и игровыми действиями. Чтобы избежать этого, следует четко выделить дидактические задачи, возможности и способы их решения в условиях применяемой игровой ситуации.

Игры и упражнения могут проводиться однократно и многократно с усложнением форм организации. Обычно, роль ведущего в игре педагог берет на себя. Его активность выражается не в подсказывании способов решения детям, и тем более, не в выполнении заданий за них, а в тактичном управлении деятельностью детей, в умении не подавлять их инициативы и творчества, в умении вовремя заметить, в чем они затрудняются, выделить причину, найти способ, как помочь, сохранить детскую самостоятельность, поддержать в ребенке интерес, эмоциональную активность. При этом нужно стараться, чтобы включение элементов игры не нарушало естественного хода изодеятельности. [6; с.94]

Игра в изобразительной деятельности в силу своей специфичности требует и особых приемов руководства ею. Поэтому в руководстве игрой в изодеятельности выделяют три этапа:

- появление художественного замысла в игре;

- его реализация (исполнительская часть деятельности);

- воплощение игрового замысла (создание художественно-изобразительного образа).

В детском рисунке и игре есть общее - это игровой процесс, в результате которого возникает некая модель реальности, созданная воображением ребенка и преломленная через его индивидуальность. В нем сосуществует действительность и вымысел, условность и безусловность, волшебство перевоплощения. Но зачастую сталкиваюсь с тем, что ребенку трудно проанализировать свои чувства, а затем перевести их в зримые образы. Это происходит в том случае, если ребенок имеет какие- либо проблемы в эмоциональной сфере. [7; с.37]

Блоки игр, направленные на развитие воображения у детей в изобразительной деятельности


Чтобы помочь ребенку поверить в свои силы, развить его творческие способности, должна вестись работа в нескольких направлениях, представленных в виде блоков игр, направленных на развитие воображения в изобразительной деятельности:

Первый блок игр направлен на создание ситуации успеха, поэтому главная его задача - помочь ребенку поверить в собственные силы, снять недоверие к своей руке; а также развивать творческое воображение, оказывать помощь в открытии своего "Я" и формировать различные изобразительные приемы.

В рамках этого блока используются игры типа "Дорисуй предмет", "Рисование по опорным точкам", "Монотипия", "Штриховка", "Фроттаж" и др.

В изодеятельности существуют игры, формирующие нравственные представления детей, помогающие снять эмоциональное напряжение; игры, способствующие развитию умений раскрывать образ героя с помощью цвета. В игре "Рисуем музыку" детям предлагается, закрыв глаза, проводить линии, затем найти в этих линиях образы и закрасить; предлагается раскрашивание образов или предметов, противоположных по характеру, например, "добрый волшебник - злой колдун", "веселый сон - страшный сон". Все эти игры способствуют гармонизации личности, они учат соотносить цветовую гамму с образом, его эмоциональным состоянием и особенностями.

Использование игр с основами моделирования, таких как "Пиктография", "Опорные сигналы", "Игры в художников", а также "Кляксография", "Пальцевая живопись", способствуют развитию чувства уверенности, самостоятельности, умения общаться друг с другом и взрослыми. Они объединены в блок игр по снятию неуверенности. Эти игры учат детей самостоятельно создавать образ, обозначать предметы символами, значками, снимают напряжение.

Формированию стремления к самосовершенствованию, эмоциональному осознанию и регулированию поведения ребенка помогают игры, включенные в блок "Снятие враждебности". Здесь предлагают детям изобразить увиденное в окружающей жизни ("Красивое и безобразное", "Удивительное рядом") и передавать свои эмоции в цвете: черный цвет - боль, злость; желтый - радость; серый - грусть. Предлагаю детям нарисовать самого себя: "Какой ты сейчас", "Каким тебя хотят увидеть родители", "Каким ты хочешь стать".

Для снятия тревожности у детей применяют игры, развивающие уверенность в себе, снимающие эмоциональную напряженность, страхи и негативные переживания. В таких играх, как "Пластилиновая живопись", "Превращение завитков", "Рисование спиралеобразных линий", "Соединение единой линией двух предметов", "Изображение своего настроения", совершенствуются движения руки, формируется активная личностная позиция.

Все вышеперечисленные игры используют, по рекомендации психолога, в индивидуальной и подгрупповой работе вне занятий. Кроме того, используют другие игры, направленные на решение конкретных образовательных задач на занятиях, и на создание условий для эмоционального благополучия воспитанников. Эти игры также рекомендуют использовать воспитателям в совместной изобразительной деятельности с детьми, при обучении способам изображения предметов, явлений, передачи формы, пропорций, выразительности образа и т.д. Эти игры объединяют в следующие группы:

Основная группа - это дидактические игры. В них ребенок может максимально проявить свою эмоциональную, познавательную и психомоторную активность. Они оказывают воспитательное и развивающее влияние на ребенка.

Дидактические игры подразделяются на:

- Игры - путешествия.

- Игры - поручения.

- Игры предположения.

- Игры - загадки.

- Игры - сказки.

Например, "В далеком космосе", "Научи кисточку рисовать", "Хоровод красок".

В развитии социальных эмоций (сочувствие, сопереживание, радость общения, доверие); в умении распознавать состояние и чувства других людей; в сплочении детского коллектива и создании групповой поддержки, а также в развитии воображения, фантазии, эстетического восприятия мы применяем творческие игры: развивающие, игры по типу режиссерских, с использованием ролевого поведения детей и взрослого. В них создается сюжетно-игровая ситуация, и игра развертывается вокруг предметов и игрушек ("Королева Кисточка", "Веселый карандаш"), а также дети и взрослые выступают в той или иной роли: "Зайчик", "Волшебники", "Народные мастера".

В играх по ознакомлению с искусством даются задания: "Кто больше заметит и назовет", "Узнай художников", "Составь узор".

Очень хорошо помогают снятию психического перенапряжения; повышению общей работоспособности; эмоциональной регуляции и произвольности тех движений и действий ребенка, формирование которых осуществляется на данном занятии, пластические или двигательно-оздоровительные игры.

К ним относятся всем известные физминутки и пальчиковые игры. При их проведении мною активно используются метод отождествления себя с тем, что рисуют дети. Здесь уместно привести высказывание древнего китайского художника: "Чтобы написать дерево, надо почувствовать себя деревом". Хорошие результаты дает и расслабление, приятное контролируемое фантазирование, то есть релаксация. После упражнений на расслабление дети могут свободно и непринужденно фантазировать, воображать, неординарно мыслить и творить.

Игры с неоформленным материалом учат детей экспериментировать, исследовать мир, что помогает ребенку, не умеющему словесно выразить свои чувства и ощущения, погружаться в мир красок, линий, форм и создавать новые образы. Это игры с красками, карандашами мелками, глиной и пластилином, бумагой, природным материалом, с различными бросовыми материалами, с камешками. Детям даются творческие задания, типа: "Выложи из собранных листьев картинку", "Раскрась красиво перышки для картинки "Сказочная птица"" и др. [3; с.218]

План - проект дидактической игры

«Страна сказочных красок» [5; с.56]

Занятия

Игры

1.


2.


3.



4.



5.



6.



7.



8.

«Курочка Ряба»

Цель:

учить детей рисовать животных (курочку), передавать ее отличительные особенности: оперенье, хохолок; использовать при рисовании различную цветовую гамму, передавать выразительность образа.

«Колобок и лиса»

Цель:

учить рисовать эпизод из знакомой сказки: Колобок и Лиса; передавать выразительность образа Лисы через цвет (восковые мелки) изображение ее фигуры.

«Гуси-лебеди»

Цель:

учить изображать эпизод знакомой сказки; передавать в рисунке определенное место действия и время суток; изображать сказочных персонажей во взаимосвязи через их расположение относительно друг друга и передачу движений; передавать характерные особенности стариной крестьянской одежды и предметов; закреплять навыки рисования неба акварельными красками «по сыророму».

«Иван-царевич

с жар-птицей»

Цель:

учить передавать в рисунке один из эпизодов сказки «Иван-царевич и серый волк» с двумя персонажами: Иваном-царевичем и жар-птицей; учить изображать фигуру человека в боковом положении, в зависимости от содержания эпизода передавать соответствующую позу персонажа; изображать Ивана-царевича в старинной одежде: кафтане, шапке с отворотами, сапогах с узорами; самостоятельно использовать нужные технические приемы рисования красками.

«Сестрица Аленушка и

братец Иванушка»

Цель:

учить передавать в рисунке сказочные образы героев сказок - сестрицы Аленушки и братца Иванушки, изображать их в национальных русских костюмах; самостоятельно применять умения в составлении узоров для украшения костюмов персонажей; упражнять в смешивании красок для получения нужного оттенка для лица и рук (светло-оранжевого).

«Сказка о царе

Салтане»

Цель:

формировать умения передавать в рисунке форму и строение корабля, рисовать корабль в указанной последовательности; учить детей составлять композицию; упражнять детей в закрашивании рисунка восковыми мелками; закреплять навык рисования неба акварельными красками.

«Снегурочка»

Цель:

учить передавать эпизод из знакомой сказке: дед и баба вылепили Снегурочку; передавать выразительность образа Снегурочки через подбор красок (холодные цвета), изображать ее стройную фигурку; выбирать один из предложенных вариантов композиции; изображать персонажей сказки в зимней старинной одежде.

«Сказочный мир»

Цель:

учить детей на основе знаний и умений, полученных на предшествующих занятиях цикла, самостоятельно выбирать сюжет для рисунка к любой знакомой сказке, заранее придумывать композицию своего рисунка, делать выбор сказочных персонажей, предметов, строений, подбор красок;

«Волшебные предметы»

Цель: закреплять умения располагать предметы, связанные между собой сюжетом, на листе бумаги.

«Дорисуй»

Цель: развивать воображение, творческие способности.

«Собери картинку»

Цель: развивать у детей способность из частей собирать один сюжет.


«Волшебные краски»

Цель: закреплять умения подбирать к предметам соответствующий цвет.


«Волшебные кружки»

Цель: учить передавать выразительные образы в сюжете.


«Найди дорогу к домику»

Цель: закреплять знания о цветах (синий).


«Помоги кролику»

Цель: Закреплять знания детей о цветах; развивать наблюдательность.


«Что изображено»

Цель: развивать воображение, творческие способности детей.

Развивающий эффект игры помогает:

- повышать интерес к изобразительной деятельности;

- сделать осмысленным выполнение детьми учебных заданий;

- вызвать у детей желание овладеть предполагаемым учебным содержанием;

- разнообразить использование различных изобразительных материалов для реализации творческого процесса

Как показывают наблюдения, целенаправленное использование игр в изодеятельности значительно способствует созданию условий для духовного развития и душевного комфорта ребенка, которые лежат в основе психического здоровья, как неотделимого компонента здоровья вообще, наряду с социальным и физическим. [3; с.317]


Заключение

В рисунках детей присутствует обширная гамма чувств, волнений, эмоций, радость существования и грусть, иной раз тревога и ирония. Но, не стоит забывать, что все эмоции в рисунках детей возникают прежде всего, за счет средств выразительности. Так, цвет - самый могучий чародей в руках маленького художника.

Одним из эффективных средств развития воображения в изобразительной деятельности является использование дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами.

Выдающиеся педагоги придавали огромное значение включению игры в развивающую деятельность. Еще К.Д. Ушинский советовал вводить элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

В.А. Сухомлинский писал, что без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Без игры умственных сил, без творческого воображения невозможно представить полноценное обучение. Очень важно, чтобы изумительный мир природы, фантазии, творчества, окружающий детей до школы, не закрывался перед ребенком классной дверью.

Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.

Список литературы


1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: Книга 1 /Л. С. Выготский - М.: Просвещение 1991. - 89с.

2. Гоманов, А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности [Текст]: учебное пособие /А. С. Гоманов, С. Н. Корнилова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 133с.

3. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности[Текст]: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. /Г. Г. Григорьева - М., Инфра - М, 2006 - 344с.

4. Комарова, Т. С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: Книга для воспитателя детского сада /Т. С. Комарова 3-е изд. перераб. и доп. - М.: «Феникс», 2005 - 176с.

5. Комарова, Т. С. Сказочные образы в детских рисунках /Т. С. Комарова //Дошкольное воспитание. - 2006. - №2. - с.54-59.

6. Левандовская В.М. Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования [Текст]: практическое пособие для учителя начальных классов /В.М. Левандовская - 3-е изд. дораб. Просвещение, 2002. - 150с.

7. Сухинина, О. Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством //Дошкольное воспитание - 2007. - №2. - с.36-39.


© 2010-2022