Интеграция Самопознания в образовательную деятельность

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профессиональный рост педагога, ведущего курс Самопознания.


Зубкова О.Л.,

воспитатель первой категории.

Дошкольная гимназия №7 «Арман»,

г.Актобе Республика Казахстан


Стать выше себя не просто,

И всем по плечу едва ли,

Но все мы такого роста,

Какой потолок избрали.

Т.Смирнова


Интеграция Самопознания в образовательную деятельность.


Изучение каждого учебного предмета вносит свой вклад в воспитание учащихся, формирование у них соответствующих мотивационно-волевых качеств. Этим сторонам развития личности соответствуют определенные базисные компоненты содержания образования, каждый из которых может быть представлен самостоятельным учебным предметом.

Содержание общего образования реализуется чаще всего в группах учебного предмета, которые соответствуют каждому из компонентов опыта личности:

  • умственному образованию - основы наук;

  • нравственно-духовному образованию - предметы социального цикла;

  • эстетическому воспитанию - предметы эстетического цикла;

  • воспитанию коммуникативности - предметы языкового цикла.

Взаимосвязь курса «Самопознания» с воспитанием и обучением

в учебных учреждениях.

Здоровый образ жизни -

Здоровье учащихся и воспитанников зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразия факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособности растущего организма, двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания личности. В связи с этим возникает настоятельная необходимость совершенствования двигательного режима детей и подростков в дошкольных учреждениях, школах и колледжах, который будет способствовать воспитанию здорового поколения и их разностороннему развитию. Среди них важное место отводится принципу индивидуально дифференцированного подхода, который позволяет обеспечить максимальное развитие каждого ребенка, подростка, мобилизацию его активности и самостоятельности. Именно через Самопознание мы имеем возможность более индивидуально подходить к каждому воспитаннику в течение всего процесса оздоровления и физического воспитания.

Эмоциональная психология -

Познавательное развитие включает в себя знания об окружающем мире, а также уровень развития психических процессов: произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления и речи (способность к обобщению, сравнению, проведению аналогий, как в наглядном, так и в речевом плане). Сюда можно отнести и уровень развития мелкой моторики, способность к зрительно-моторной и слухо-моторной координации. Эмоциональная психология в Самопознании занимает одно из ведущих мест. Психологи дошкольного, школьного и послешкольного обучения ведут наблюдение за всеми воспитанниками с целью помочь детям адаптироваться к окружающему миру, подготовить его эмоционально к дальнейшей жизни в социуме. Психологический аспект готовности к дальнейшему развитию подрастающего поколения предполагает определенный уровень сформированности:

  • общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки;

  • знаний и представлений об окружающем мире;

  • умственных операций, действий и навыков;

  • произвольной регуляции деятельности и поведения;

  • познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации;

  • речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.

Нравственно-патриотичные эталоны -

Нравственное воспитание всегда имело приоритетное значение в воспитании подрастающего поколения. Научить ребенка видеть и слышать лучшее, что заложено в человеке, уметь пользоваться полученными навыками и умениями в окружающей жизни, это именно та цель, которой придерживаются все учебные учреждения. Основа нравственно-патриотичного воспитания заложена в курсе «Самопознания», и поэтому связь с воспитанием и обучением прослеживается самая тесная. Главная задача педагога воспитывать у учащихся и воспитанников такие добродетели, как милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях, как со сверстниками, так и с взрослыми. Учить убеждать друг друга в любви, любить всех и каждого, быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, быть довольным тем, что имеешь, уметь просить прощение за плохие поступки, поступать честно, правдиво, никогда не делать другим того, что не хотел бы сделать себе.

Эстетично-духовные ценности -

Не секрет, что искусство как специфическая форма познания действительности вызывает сильный эмоциональный отклик. Происходит это благодаря ярким средствам выразительности, используемым материалом. Произведения искусства неизменно вызывают у человека радость от их восприятия, стремление любоваться ими, внимательно вслушиваться (музыка, поэзия), вглядываться (изобразительное искусство, живопись, графика, скульптура, архитектура, и др.). Искусство, таким образом, осваивает и вместе с тем представляет человеку богатство окружающего мира, позволяет ему увидеть новое в этом мире, открывать незнакомое в том, к чему он давно привык.

Эстетично-духовные ценности оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка и подростка на всех этапах его развития, позволяют шире и глубже познавать окружающую жизнь, разнообразие ее проявлений, увидеть ее красоту и неприглядные стороны. По отношению к воспринимающему и познающему эстетично-духовные ценности учащемуся они выполняют разнообразные функции: воспитательную и образовательную, приобщает к социальным явлениям, доставляет радость, формирует чувство прекрасного.

Понятие «самообразование» обычно рассматривается как готовность к самостоятельному обучению. Если ты сам захочешь, то найдешь, где и чему будешь учиться. Можно самостоятельно: следить и изучать профессиональную литературу; не выезжая с территории, посещать все лекции, в том числе для педагогов, психологов и др.; качественно, а не для галочки, осуществлять мониторинг своей деятельности; участвовать в работе семинаров, активных формах; для дальнейшего самосовершенствования участвовать в обмене опытом с коллегами.

Чтобы освоить новые грани профессии, которые сегодня вменяют нам в деятельность, например преподавателей курса Самопознание, педагогу необходимо самому постигнуть ряд смежных наук, таких как социология, психофизиология, педагогика. К инновационным формам углубления профес­сиональных знаний, мотивирующих процесс самообразования и способствующих раскрытию творческого потенциала педагога, можно отнести такие виды группового ак­тивного обучения, как деловые игры, «круглые столы», разбор проблемных ситуаций, про­фессиональные тренинги, мас­тер-классы.

При их проведении большое внима­ние уделяется личностным качествам педагога-«самопознанца», коммуникативным навыкам, умению самостоятельно работать с источниками информации, анализировать их, выявлять проблему, ставить задачи, выступать перед коллегами и здесь от качественной самостоятельной подготовки к ним, зависит как личный успех каждого участника, так и общий результат приобретения новых знаний для всех.

Профессиональная позиция педагога выражает те отношения учителя к ученику, к себе, к коллегам, которые определяют его профессиональные действия. Позиция педагога, ведущего курс Самопознания - система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру, которые являются источником его активности. Она во многом определяется теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество. С другой стороны, она выражает внутренние, личные источники активности - влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.

В разных сферах педагогической деятельности могут проявляться и разные позиции педагога: субъекта информации, предметника, методиста, исследователя, организатора деятельности обучаемых. В процессе общения педагог может выступать как его организатор, партнер.

Позиция педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять неординарные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций.

Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения способен найти оригинальные пути ее решения. Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности.

Внутренний мир каждого из нас - это неисчерпаемая вселенная, такая же бесконечная, как и космос. Можно прожить жизнь, так и не заглянув в некоторые его потаенные уголки. Поэтому на протяжении всей истории человечества интерес к Самопознанию оставался неизменным, останется он таким до тех пор, пока люди будут проявлять любопытство к миру, пока будут способны познавать окружающую действительность.





© 2010-2022