Дидактические игры - как средство активизации и обогащения словаря младшего дошкольного возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дидактические игры - как средство активизации и обогащения словаря младшего дошкольного возраста.


Одна из важных задач современного дошкольного воспитания - создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка. Ни для кого не секрет, что у детей дошкольного возраста важное значение имеет развитие познавательных процессов, таких как: память, внимание, мышление, речь. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Они позволяют человеку наметить заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мер выполнения.
Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Дидактические игры выполняют функцию средств обучения - дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.
Условия возникновения опыта.
Ознакомившись с работами знаменитых психологов, пришла к выводу, что занимаясь изучением познавательных интересов, тесно связанных с познавательной активностью, они выделяют их в особую область интересов человека. Сущность познавательного интереса, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не просто быть потребителем информации о них.
Проанализировав изученную мной литературу и проведя наблюдения за детьми, я пришла к следующим выводам, что у детей возникают затруднения в:
• систематизации и обобщении предметов и явлений;
• анализировании и умении логически обосновывать свои мысли;
• видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов.

Поэтому я начала работу по теме: ««Дидактические игры - как средство активизации обогащения словаря младшего дошкольного возраста», целью которой стало формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, как основы воспитания правильного отношения к ней через дидактические игры, которая предусматривает решение следующих задач:
1. Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;
2. Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;
3. Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;
4. Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;
5. Формировать связную речь (обогащение и активизация лексической стороны речи - словаря);
6. Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка;
В своей работе я руководствовалась следующими дидактическими принципами:
1. Принцип доступности.
2. Принцип систематичности и последовательности.
3. Принцип научности.
4. Принцип развивающего и воспитывающего обучения.
5. Принцип творческой активности.
6. Принцип наглядности.
Формы проведения: групповые, индивидуальные.
Получаемый результат: в процессе дидактических игр у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.
Второй год работаю над данной темой. Свою работу начала с развития предметно-развивающей среды в группе, что позволяет создать необходимые условия для стимулирования познавательной деятельности детей - неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с ребёнком в течение всего учебного года. Собраны различные дидактические игры, авторские игры, многофункциональные пособия такие, как: «Чудо-дерево», «Волшебная корзинка», «Ваза», «Воздушное облако», «Цветик-семицветик». Эти пособия широко использовались для таких дидактических игр, как:

- «Найди по описанию»;
- «Найди лишний предмет»;
- «Узнай по тени дерево»;
- «Соберем урожай»;
- «Садовник и цветы»;
- «Поиск общего»;
- «Поиск аналогов»;
- «Животные Африки»;
- «Что к чему подходит?»;
- «Что растет на грядке?»;
- «Поиск противоположных предметов»;

Работа с детьми:
Основной формой познавательного развития являются игровая мотивация.
Работа с детьми построена по следующим направлениям:
1. Интеллектуальное развитие;
2. Развитие внимания;
3. Развитие восприятия и памяти;
4. Развитие речи.
В интеллектуальном развитии применяю такие игры: «Отгадай фигуру», «Собери снеговика», «Превращения», «Чудесный лес», «Четвёртый лишний», «Путаница?».
В развитии восприятия и памяти: «Нади отличия», «Сложи картинку», «Угадай предмет», «Какое время года?», «Кто не на месте?», «Рассмотри внимательно», «Найди предмет».
По развитию речи: «Вершки и корешки», «Вкусный сок», «Угадай, что я съел», «Что за предмет?», «Разноцветный сундучок».
При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм. При организации игр словесного содержания я использую сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры включаю в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу. Игры для образовательной деятельности подбираю с учетом познавательного материала.
По развитию речи включаю дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения: «Назови как можно больше предметов», «Кто больше увидит и назовет».
При ознакомлении с окружающим, провожу игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности: «Волшебный кубик», «Садовник и цветы», «Кто летает?», «Отгадай-ка»
В ходе самих игр задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры. В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения. Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создаю в группе предметно-развивающую среду - специальную дидактическую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.
Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Провела анкетирование родителей, которое показало, что у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше интересоваться познавательной литературой, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность. Дидактические игры включаю в работу с родителями в форме «игры на дом».
Такая систематическая работа дала положительные результаты.

В перспективе я планирую:
1. изготовить новые дидактические игры;
2. создать картотеку дидактических игр для родителей;
3. создать банка видеотеки (с привлечением родителей).

Заключение
Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры - дидактическая задача, которая определяется с целью обучающего и воспитательного воздействия. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность. Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
В заключении хочется отметить, игр достаточно много, но важно помнить, что дидактические игры, воспитатель создает для каждого ребенка.



© 2010-2022